Урок русского языка во 2 классе. УМК "Перспективная начальная школа"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Болоболова Людмила Алексеевна

Тема урока: "Чередование гласных звуков в корнях слов, которое мы не видим на письме". Цель: знакомство с чередованием гласных звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме (безударными гласными и способами их проверки).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок русского языка во 2 классе50 КБ

Предварительный просмотр:

Болоболова Л. А., Орел, МБОУ - лицей № 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение – лицей № 1

им. М. В. Ломоносова г. Орла

Урок русского языка

Чередование гласных звуков в корнях слов,

которое мы не видим на письме

2 класс

УМК «Перспективная начальная школа»

ТЕМА: Чередование гласных звуков в корнях слов, которое мы не видим на письме.

ЦЕЛЬ: знакомство с чередованием гласных звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме (безударными гласными и способами их проверки).

ЗАДАЧИ:

  • дать понятие о чередовании звуков;
  • познакомить с двумя способами проверки безударных гласных;
  • обогащать словарный запас учащихся посредством толкования лексических значений слов через работу со словарем;
  • развивать орфографическую зоркость и учить подбирать к словам с данной орфограммой проверочные слова;

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник «Русский язык» (автор Н. А. Чуракова) Ч. 1, 2; тетрадь для самостоятельной работы № 1, интерактивный комплекс, презентация, выполненная в PowerPoint;

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент.

- Проверим готовность к уроку. Давайте улыбнемся друг другу, подарим хорошее настроение и уверенность в том, что все получится.

  1. Актуализация знаний.

- Прочитайте слова на доске:

Дом, домик, дома, дома, домишки, домашний, домовой

- Можно ли утверждать, что все записанные здесь слова являются однокоренными?

- На какие две группы их можно разделить?

(родственные слова и формы одного и того же слова)

- Назовите родственные слова. Докажите, что они родственные (имеют общую часть – корень, которая хранит их общий смысл)

- От какого слова они произошли? Выделите корень.

- Ошибочно ли я записала четвертое слово в первом ряду?

- Почему так думаете?

- Поставьте ударение. Какая это форма слова?

(первое изменение слова «дом», форма множественного числа)

- Знания о форме слова, родственных словах нам очень пригодятся сегодня на уроке.

  1. Тема урока. Постановка цели.

- А тема нашего урока «Чередование звуков в корнях слов, которое мы не видим на письме».

- Как узнаете, где искать тему в учебнике? (содержание)

- Мы с вами уже работали по этой теме или она новая для нас?

- Откройте нужную страницу (стр. 122) и определите, какие знания мы получим к концу урока, чему научимся.

- Можете ли вы объяснить значение слова «чередование»?

- Такое объяснение этому слову дается в словаре Ожегова:

  • Чередование,  – я, ср. Мена звуков в слове в определенных позициях

4. Формирование новых знаний.

- А теперь посмотрите на плакат Летучей Мыши. О чередовании каких именно звуков мы сегодня будем говорить? (гласных)

- Предположите, почему у всех героев завязаны глаза?

(Они не видят слов, которые написаны, а слышат только звуки)

- Давайте и мы послушаем. Прочитайте слова первого столбика. (в[а]да, тр[а]ва)

- Какой гласный звук в первом слоге слышите в слове «вода», а в слове «трава»? Что можете сказать о гласных звуках? (безударный, один и тот же). Какой? [а].

- В какой части слова находится? (в корне слова)

- Назовите корень.

- Рассмотрите всю таблицу.

- Как изменили слова? В какую форму поставили? Что теперь можете сказать о гласном в корне? Он остался тем же или это другой звук?

- Одинаковые ли буквы гласных будете писать в корнях слов «вода», «трава»?

- Почему же звук один и тот же, а буквы разные? (Корень в однокоренных словах пишется одинаково)

- От чего это зависит?

- Как выбрать нужную букву?

- Вернитесь еще раз к таблице Летучей Мыши. Какие гласные звуки чередуются в словах «вода» - «воды»?

- Какую букву будем писать в корне слова? Почему?

- Прочитаем информацию Летучей Мыши. Совпало ли наше мнение с тем, что мы сейчас прочитали?

- Какую букву будем писать в корне слова, если гласный звук не под ударением?

- Как сделать, чтобы он попал под ударение? (подобрать форму слова или родственное слово)

- На странице 123 найдите еще один плакат Летучей Мыши. Прочитаем сведения.

- Совпало наше мнение с мнением авторов учебника?

- Какой способ использовали, чтобы проверить безударный гласный в слове «вода», в слове «трава»?

- Расскажите друг другу (в парах), какие способы проверки безударных гласных можно использовать? Для чего нужно проверять буквы безударных гласных?

- Вернитесь к первому плакату – какой способ проверки использовали? (подбирали форму слова).

  1. Формирование умений и навыков. Упражнения в подборе проверочных слов.

- Давайте посмотрим, как работает это правило на других словах.

- Найдите упражнение № 91. Прочитаем задание.

- Определите, выделенные слова обозначают одно и то же? Докажите.

- Какой способ проверки безударного гласного в корне используем?

- Запишите слова и предложения правильно.

ПРОВЕРКА (доска) Самооценка

(Впиши слова, назови проверочное слово)

- Каким способом проверки пользовались?

- Давайте посмотрим, каким способом проверки будем пользоваться, записывая слова из упражнения 92.

- Прочитаем слова.

- Предположите, в каком порядке лучше записывать слова – проверочное, потом проверяемое или наоборот? Почему?

(запись слов с комментированием парами)

- Посмотрите на все записанные слова. В каждой паре ударный и соответствующий ему безударный звуки разные? Видно ли это чередование на письме? Почему? (в корне слова без ударения пишется та же буква, что и под ударением)

- Каким способом проверки пользовались?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

  1. Закрепление знаний о способах проверки безударных гласных в корне.

- Прочитаем стихотворение Марины Дружининой (упр. 93)

- Кто с кем разговаривает в стихотворении?

- Какая характерная особенность лисицы проявляется в этом диалоге?

- Как художник показал замысел автора?

(чтение стихотворения по ролям)

- Как будете действовать, чтобы правильно написать слова, в которых пропущены буквы?

- В каких случаях сможете проверить написание сомнительные написания? Подберем проверочные слова.

- В каком случае обратитесь к помощи словаря? Какой словарь поможет узнать правильное написание слова «капуста»? («Пиши правильно»)

- О какой капусте идет речь в стихотворении? Та ли это капуста, которую и мы с вами едим?

- Запишите слово, написание которого необходимо было уточнить по словарю.

- С какой буквой напишите слово в предпоследней строке? Это родственное слово или форма слова «капуста»?

- Найдите в тексте, как по-другому называется эта капуста (кислица).

Предположите, почему так назвали (кислая).

- Выпишите из стихотворения в столбик  слова, написание которых сможете проверить, поставив гласный под ударение. Какое слово будете писать первым – с ударным гласным в корне или с безударным? Почему?

(зов – зовет

лис - лисица

кислый – кислица

приходит – приходи)

-какой способ проверки безударных гласных помог правильно выполнить задание?

- Сравните слова и проверки, выполненные авторами учебника.

- Поставьте себе «+» на полях, если задание выполнено правильно.

  1. Самостоятельная работа.

- Назовите адрес, записанный на полях справа, по которому находится задание в тетради для самостоятельной работы (тетрадь 1, упр. 48)

- Как будете выполнять проверку?

- Что необходимо выделить в слове?

- Выполнять работу будем по вариантам (1 столбик – 1 вариант; 2 столбик – 2 вариант).

- Почему в 1 случае необходимо выделить основу и окончание, а во втором – корень? (для того, чтобы мы смогли убедиться, что это одно и то же слово в разных формах – основы одинаковые, а во втором столбике – родственные слова – основы разные, корень одинаковый)

Самостоятельная работа

Взаимопроверка.

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу своего товарища. Поставьте «+» на полях, если ваш сосед все задание выполнил верно.

- Поднимите руку те, чей сосед ошибок не допустил, допустил 1 ошибку.

- Какие способы проверки безударных гласных использовали вы и ваш сосед по парте?

- А дома выполните ту часть задания, которую сегодня выполнял ваш сосед по парте.

  1. Фонетическая работа.

- Найдите в учебнике задание «Если буква заблудилась».

- Кто автор двустишия? (Марина Дружинина)

- Как узнали?

- Какое слово должно быть вместо выделенного?

- Произнесите по очереди оба слова, сравните.

- Какими звуками различаются слова?

- Найдите в двустишии слово, буква безударного гласного в котором требует проверки (ревет).

- Какой способ проверки используем? (Подбираем родственное слово – рев)

  1. Рефлексия

- Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Как узнать, какую букву писать на месте безударного гласного?

- Какие способы проверки безударных гласных мы можем использовать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспек урока русского языка 4 класс Программа «Начальная школа XXI век»

Данный урок разработан для детей с патологией зрения, которое является причиной ряда особенностей в психическом развитии детей, что отражается на освоении ими учебного материала. Замедленное и своеобр...

Конспек урока русского языка 4 класс Программа «Начальная школа XXI век»

Данный урок разработан для детей с патологией зрения, которое является причиной ряда особенностей в психическом развитии детей, что отражается на освоении ими учебного материала. Замедленное и своеобр...

Рабочая программа и КТП к урокам русского языка, 3 класс, Перспективная начальная школа

Рабочая программа и развернутое календарно-тематическое планирование по русскому языку, 3 класс, программа Перспективная начальная школа...

Технологическая карта урока. Русский язык. 2 класс. УМК «Начальная школа XXI века»

технологическая карта урока русского языка проведённого во 2 классе. УМК "Начальная школа XXI века" Тема урока. правописание слов с сочетаниями жи-ши....

Конспект урока русского языка 4 класс Программа «Начальная школа 21 век» по теме "Правописание слов в словосочетании"

Конспект урока русского языка 4 класс Программа «Начальная школа 21 век» по теме "Правописание слов в словосочетании"...

презентация к уроку русского языка. 3 класс. УМК«Начальная школа XXI века» Тема урока: правописание приставок на –з и -с

Данная презентация поможет учителям подготовиться к уроку русского языка в 3 классе по теме "Праописание приставок на з- и с-...

Урок русского языка. 2 класс УМК «Начальная школа 21 века» Тип урока: урок развивающего контроля. Тема: Работа над ошибками.

 После диктанта проводилась работа над ошибками. Обучающиеся закрепили орфограммы: (безударная гласная в корне, проверяемая ударением, парные звонкие и глухие согласные, непроизносимые сог...