Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Удивительный мир слов»
рабочая программа по русскому языку на тему

Осадчук Татьяна Михайловна

Рабочая    программа      курса  внеурочной деятельности  «Удивительный мир слов» составлена в соответствии с положением о рабочей программе внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 6 и на основе сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г. Программа     составлена     в   соответствии    с   требованиями      Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

                                                                                                                                УТВЕРЖДАЮ

                                                                                 Директор школы_____________ Ю.П. Анохин

«____» сентября 2012

«____» января 2013

СОГЛАСОВАНО

                                                                              Зам. дир. по УВР_____________ Е.П.Кучеренко

«____» сентября 2012

«____» января 2013

ПРОВЕРЕНО

                                                                                Рук. МО_____________ Э.А. Бушкова

«____» сентября 2012

«____» января 2013

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по  общеинтеллектуальному направлению

на 2012-2013 учебный год

   

    Название курса  «Удивительный мир слов»__________________

    Класс____1- г___________________________________________

    Учитель (ФИО, категория) Осадчук Т.М.

         II квалификационной категории

                                                                                                           

Пояснительная записка

Рабочая    программа      курса  внеурочной деятельности  «Удивительный мир слов» составлена в соответствии с положением о рабочей программе внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 6 и на основе сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г. Программа     составлена     в   соответствии    с   требованиями      Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования.  

Общая характеристика курса

Внеурочная  деятельность,  связанная  с  изучением  русского  языка  в  начальной  школе,  направлена на достижение следующих целей: 

  • осознание     языка   как   явления    национальной      культуры    и  основного    средства  человеческого   общения;   формирование   позитивного   отношения   к   правильной   речи   как  показателю общей культуры человека;
  • знакомство  с  нормами  русского  языка  с  целью  выбора  необходимых  языковых  
  • средств для решения коммуникативных задач;
  • овладение      учебными     действиями     с  единицами     языка,    умение    практического  использования знаний.

В  курсе    «Удивительный  мир  слов»  особое  внимание  уделено  работе  над  языковыми  нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.

«Удивительный мир слов» -  внеурочный курс для младших школьников, в содержании  

которого  рассматривается  орфоэпическое,  лексическое,  грамматическое  многообразие  мира  слов,  основные  методы  и  пути  его  познания,  а  также  развивается  языковая  интуиция  и  художественно-образное  мышление  младших  школьников.  Изучение  данного  курса  создаёт  условия   для   формирования   ценностного   отношения   учащихся   к   языку,   для   воспитания  

ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

Программа  курса  внеурочной деятельности    дополняет  и  расширяет  содержание  отдельных  тем  предметной  области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера,  введения элементов этимологии и культурологии.

                            Ценностные ориентиры содержания занятий

Важными ориентирами содержания данного курса являются:

  • развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
  • формирование представлений о языке как универсальной ценности;
  • изучение  исторических  фактов,  отражающих  отношение  народа  к  языку,      развитие  умений, связанных с изучением языкового пространства;
  • развитие  представлений  о  различных  методах  познания  языка  (исследовательская  деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и др.);
  • формирование        элементарных      умений,     связанных     с   выполнением      учебного  лингвистического исследования;
  • развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

Место курса в учебном плане.

Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 1 классов. Программа рассчитана  на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В 1 классе всего 31 час в год.

Содержание программы

 1 класс

№ п/п

Тема раздела

Кол – во часов

Универсальные учебные действия

1  

Мир полон звуков  

6

 участвовать     в   обсуждении      проблемных     вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его;

2

Азбука, прошедшая сквозь века

5

анализировать информацию, представленную на рисунке

3

Всему название дано

5

4

Как получаются слова?  

7

осуществлять      взаимный     контроль    и   оказывать    в  сотрудничестве     необходимую     взаимопомощь      (работать  в парах и малых группах);

5

Секреты правильной речи

8

наблюдать образование слов в русском языке;   находить  необходимую  информацию  и  строить  на  её основе связное монологическое высказывание;

оценивать       правильность       выполнения      действий;

осуществлять  итоговый  контроль  по  результату  выполнения  задания.

Итого:

31

Ожидаемые результаты:

      В  процессе  изучения  курса внеурочной деятельности   «Удивительный  мир  слов» ученики  получат  знания  об  истории   русского   языка,   рассматривают   памятники   древней   письменности,   знакомятся   с  происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие  русского  языка,  осмысление  собственной  роли  в  познании  языковых  законов,  потребности  обучения  различным  способам  познания  языковых  единиц.  Практическое  использование  и  знакомство  с  нормами  употребления  в  речи  единиц  языка  способствует  развитию  личной  ответственности  за  чистоту  и  правильность  создаваемых  высказываний.  Деятельностный  подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует  мотивацию для углубленно изучения курса русского языка.

Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают  возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск  информации  о  происхождении  слов,  работа  со  словарями,  уточнение  и  корректирование  речевых  ошибок  позволяют  решать  проблемы  самопроверки  и  самооценки.  Разнообразная  игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и  грамматику.

Для  овладения  логическими  действиями  анализа,  синтеза,  наблюдения  и  обобщения,  установления  причинно-следственных  связей       и  аналогий,  классификации  по  родовидовым  признакам    в  курсе  имеются    задания,   активизирующие     интеллектуальную     деятельность  учащихся:  предлагается  сопоставить  варианты  написания  букв,  устаревшие  и  новые  слова,  

способы  старинных  и  современных  обращений;  проанализировать,  установить  необходимые  связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами  предложения и др.

Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая)  формирует  умение  использовать  различные  способы  поиска  информации  (в  справочной  литературе,  с  помощью   родителей   и   учителя);   аргументировано   представлять   собственный   материал,  уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

Занятия  курса  направлены  на  то,  чтобы  повторять,  уточнять,  расширять  начальные представления   о   языке   и   орфоэпических,   лексических,   грамматических   нормах.   Умение  работать   с   языковыми   единицами   учащиеся   используют   для   выбора   способа   решения  познавательных,  практических  и  коммуникативных  задач.  Ряд тем,  содержащих  лексический  материал    помогает    представить    «единство   и   многообразие    языкового    и  культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к  правильной  устной  и  письменной  речи,  что  в  свою  очередь,  является  показателем  общей  культуры ученика.  

                                                     Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;  
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;  
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;  
  • высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.  

Метапредметные результаты:

       Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;  
  • учиться работать по предложенному учителем плану.

       Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;  
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

    Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или  
  • небольшого текста);  
  • слушать и понимать речь других;  
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).  

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы:

Рекомендуемая литература:

  1. Буйко В. И., Таращенко Л. В. Русский язык в кроссвордах. Состав слова. – Екатеринбург:  Литур, 2009
  2. Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 2008
  3. Группа  продлённого дня:  конспекты  занятий,  сценарии  мероприятий.  1-2  классы/  Л.  И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2007
  4. Группа  продлённого дня:  конспекты  занятий,  сценарии  мероприятий.  3-4  классы/  Л.  И.  Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2008
  5. Жиренко    О.  Е.,  Гайдина   Л.  И.,  Кочергина   А.  В.  Учим   русский  с  увлечением, 2009
  6. Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2009
  7. Жиренко  О.  Е.,  Шестопалова  Е.  А.  Словарная  работа  в  начальной школе.  –  Воронеж:   ВОИПКиПРО
  8. Иллюстрированный толковый словарь русского языка/ В. И. Даль. – М.: Эксмо, 2007
  9. Развивающие  задания:  тесты,  игры,  упражнения:  1  класс/  Е.  В.  Языканова.  –               М.:  Экзамен, 2012
  10. Сухин И. Г., Яценко И. Ф. Азбучные игры: 1 класс. – М.: ВАКО, 2011

Материалы для учащихся:

  1. Безруких   М.   М.,   Логинова   Е.   С.,   Флусова   Н.   В.   От   буквы   к   слову,   от   слова   к  предложению: рабочая тетрадь № 1, 2, 3, 4 для детей 6-9 лет. – М.: Вентана-Граф
  2. Михайлова  С.  Ю.      Дружим  с  русским  языком:   комплект  рабочих          тетрадей    для   1-4 классов. – М.: Вентана-Граф

Специфическое сопровождение (оборудование):

  1. Демонстрационные таблицы к основным разделам грамматического материала.
  2. Демонстрационный плакат с алфавитом, написанный курсивным шрифтом.
  3. Альбомы сюжетных картинок для развития речи учащихся 1 класса.
  4. Демонстрационные картины для развития речи учащихся 1 класса.

Календарно- тематическое планирование занятий

№ п/п

Кол – во часов

Тема

Дата планируемая

Дата фактическая

Мир полон звуков  6 ч

1

1

Звуки вокруг нас

2

2

Фабрика речи

3

3

Бессмыслица + бессмыслица = смысл

4

4

Полоса препятствий

5

5

Рисуем звуками

6

6

Трудности словесного ударения

Азбука, прошедшая сквозь века 5 ч

7

1

Буквы старые и новые

8

2

Так считали наши предки

9

3

Страницы древних книг

10

4

Живая и весёлая буква алфавита

11

5

Загадки русской графики

Всему название дано 5 ч

12

1

Рождение языка

13

2

Сколько слов в языке?

14

3

Имена, имена, имена…

15

4

Увлекательные истории о самых простых вещах

16

5

Словари – сокровищница языка

Как получаются слова?  7 ч

17

1

«Дальние родственники»

18

2

Слова «готовые» и « сделанные»

19

3

Есть «родители» у слов?

20

4

Внимание, корень!

21

5

Такие разные суффиксы

22

6

Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»?

23

7

Что нам стоит слово построить?

Секреты правильной речи 8 ч

24

1

Словарное богатство русского языка

25

2

Вместе и врозь

26

3

Выбираем точное слово

27

4

Одно или много?

28

5

Когда у слов много общего?

29

6

Когда значения спорят?

30

7

Слова одинаковые, но разные

31

8

«Местные жители» и «иностранцы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ кружок «Служу Отечеству пером»

Рабочая программа по внеурочной деятельности предназначена для учителей начальной школы (пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание программы, тематическое планирование, список литера...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ УЧЕБНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится осуществление перехода от образования, ориентированного на передачу ученику специально отобранных культурно-исторических це...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный исследователь» кружок

     Курс «Юный  исследователь» редназначен для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлен на формирование у учащи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Клуб «Узнаём сами»

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  возникла необходимость в разработке программы внеурочной деятельности по обще...

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Удивительный мир слов"

Программа внеурочной деятельности "Удивительный мир слов" для 2-4 классов, УМК "Начальная школа 21 века". В программу вошло календарно-тематическое планирование для 2, 3, 4 классов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Удивительный мир»

Цели программы: формирование устойчивого познавательного интереса, умения анализировать полученную информацию, применять полученные сведения в процессе учения; создание условий для развития у учащихся...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Удивительный мир слов» 1-4 классы

Рабочая программа по  внеурочной деятельности  «Удивительный мир слов» для 1-4 классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начальн...