Корень слова. Однокоренные слова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Воронова Ирина Петровна

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_3_klasse.docx27.39 КБ
Файл koren_slova_odnokorennye_slova.pptx1.31 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 3 классе 21.10.2013 год

Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

Задача:нахождение родственных слов, выделение корня слова.

Цели урока:

Образовательные: организовать деятельность для актуализации и уточнения знаний детей об однокоренных словах; создать условия для формирования умения подбирать родственные слова, выделять корень в однокоренных словах.                                                      

Развивающие: создать условия для развития умения находить однокоренные слова, выделять в них корень; развития познавательного интереса к языку, мыслительных процессов; формирования орфографической зоркости.

Воспитательные: способствовать воспитанию любви к русскому языку.

Тип урока:урок развития умений и навыков.

Оборудование урока:таблицы (с правилами, словами, чередованием согласных, гласных), компьютер, проектор, экран, презентация к уроку.

Ход урока:

I. Самоопределение к учебной деятельности.
1. Организационный момент. С добрым утром начат день, первым делом гоним лень.

На уроке не зевать, а работать и писать.Начинаем урок!

- Запишите число                                   Двадцать первое октября.

                                                                      Классная работа.

-  каких словах можем допустить ошибки?

2. Чистописание                       д  о  сс  а

- Пропишите эти буквы до конца строчки.

II.Актуализация опорных знаний.

1. Орфографическая минутка.   (Кармелита у доски)

ВОДИЧКА, БОЛЬНОЙ, ГОРИСТЫЙ, ГЛАЗНОЙ, ГРИБНОЙ, ЗВЕРЁК, КОЗЛЯТА, ЛЕСНИК, МЕДОК, МОРСКОЙ, СТОЛИЦА  (работа в паре)
- Поставьте ударение

- Подчеркните безударную гласную (обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга)

- Во всех ли словах можно её проверить

- Можно ли к слову СТОЛИЦА подобрать проверочное

Много лет назад в Древней Руси столицами называли СТОЛЬНЫЕ города, где были княжеские или царские столы – ПРЕСТОЛЫ (ТРОНЫ). На престолах восседали князья, а позднее  - цари. СТОЛ (ПРЕСТОЛ) находился в столице княжества. Одним из значений слова СТОЛ в древнерусском языке было «ПРЕСТОЛ» (ТРОН, КНЯЖЕНИЕ). В современном русском языке слово СТОЛ не будет проверочным для слова СТОЛИЦА. Это слово стало словарным, его нужно запомнить.

III.Постановка проблемы.
- Как по-другому можно назвать проверочные слова?

- Это родственные слова. Найдите правило, которое поясняет родственные слова и прочитайте. (Закрепить на доску)

Родственные – это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. Часть этого слова живёт во всех словах – родственниках. Поэтому у родственных слов есть общая часть и общее значение.

- Из словаря однокоренных слов (с.149) подберите родственные слова к слову БОЛЬНОЙ. (Инга у доски).

БОЛЬ, БОЛЬНОЙ, БОЛЬНИЧНЫЙ, БОЛЬНИЦА, БОЛЕТЬ

- Что общее во всех этих словах?

- Как назовём мы эту часть слова?

- Найдите правило, которое поясняет корень и прочитайте. (Закрепить на доску).

IV. Открытие нового знания
Общая часть родственных слов называется корнем.

- Как обозначается корень в словах?

- Выделите корень

V. Первичное закрепление УУД

- Прочитайте и запомните предложение(Вероника у доски)

- Запишите по памяти

В лесу открылся детский сад.

Лиса ведёт туда лисят.

- Дайте характеристику первому предложению
По цели высказывания повествовательное, по интонации невосклицательное, распространённое, простое, грамматическая основа ОТКРЫЛСЯ САД.

- Выпишите словосочетания

САД (какой?) ДЕТСКИЙ, ОТКРЫЛСЯ (где?) В ЛЕСУ

- Будет ли в словосочетании ФРУКТОВЫЙ  САДИК слово САДИК однокоренным к слову САД?

- Проведите звуко-буквенный разбор слова САД (Маша у доски)

- Во втором предложении найдите родственные слова, обозначьте корень

- Как по-другому их можно назвать?

- Найдите правило, которое поясняет однокоренные слова (Закрепить на доску)

Родственные слова называются однокоренными, потому что в них один и тот же корень.

- В учебнике на с.149 найдите слова с корнем    – ДАЛ –       – ДОЛ –      – МИР –   (работа в группе)

- Как пишутся корни родственных слов?

- Найдите правило, которое поясняет секрет корней.

Помни секрет корней! Корни родственных слов пишутся одинаково. (Закрепить на доску)

Физминутка
- Отгадай по лексическому значению слово

МОДЕЛЬЕР   ПИСАТЕЛЬ   ПЕРЕВОДЧИК   СТРОИТЕЛЬ   ПРОГРАММИСТ   МАССАЖИСТ                        ФУТБОЛИСТ   ЭЛЕКТРИК

- Как искать в слове корень?

- Найдите правило и прочитайте, как искать в слове корень (Закрепить на доску)

Чтобы найти в слове корень, нужно:

  1. Подобрать родственные слова.
  2. Выделить одинаковую часть.

VI.Включение нового знания в систему знаний.

- Подберите однокоренные слова к слову СНЕГ (Владислав у доски)

- Ласковое название снега – СНЕЖОК

- Кристаллик снега – СНЕЖИНКА

- Снежная баба – СНЕГОВИК

- Обильная снегом – СНЕЖНАЯ

- Небольшие, плотно скатанные комки снега – СНЕЖКИ

У всех этих слов есть общее значение. Понаблюдаем за корнем. Представьте, что во всех этих словах корень СНЕГ. Произнесите слова с этим корнем. Удобно ли вам было произносить слова СНЕГОК, СНЕГИНКА, СНЕГНАЯ, СНЕГКИ. Вы наблюдали закон языка. В корне однокоренных слов одни согласные звуки могут заменяться другими. Такая замена называется чередованием согласных. В данных словах корень СНЕГ – СНЕЖ. В корне происходит чередование согласных Г // Ж.

- Какие ещё буквы могут чередоваться в корнях слов?

- Откройте учебник на с. 76 и прочитайте правило

- Посмотрите на чередование согласных звуков (Закрепить на доску)

РАБОТА В ТЕТРАДИ

- Выполните упражнение 137 на с.77

VII. Контроль и оценка
Подведем итог нашему уроку.

-Какова была цель урока?

- Какие знания мы открыли?

- Какие способы определения рода имени сущ. мы узнали?

- Какой способ вам понравился больше?

-Научились мы находить родственные, однокоренные слова, определять корень слова?

- Как вы себя оцениваете?

VIII. Рефлексия

- Какое задание было наиболее трудным?

-Почему?

САМООЦЕНКА

- Оцените свою работу на уроке по 10-бальной системе  

    1      2      3      4      5      6      7      8      9      10

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Домашнее задание по выбору:

- Напишите семью однокоренных слов с корнем   – УЧ  –

- Придумать с этими словами текст из 4-5 предложений

- Нарисовать дерево с корнем  – УЧ  –(показать дерево)

Спасибо за работу на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Снег

Слайд 2

Ласковое название снега – снежок Кристаллик снега – снежинка Снежная баба – снеговик Обильная снегом – снежная Плотно скатанные комки снега - снежки

Слайд 3

сне г ок сне г инка сне г ная сне г ки

Слайд 4

Закон языка

Слайд 5

Семья однокоренных слов с ад с адик садить садовый с адовник п а лисадник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».            Цель: формировать общее представление об однокоренных с...

План оценивания урока русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний» по теме «Слово и его значимые части» Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»

Помогает отследить результаты проделанной работы, систематезировать и конкретизировать степень усвоения учащимися учебного материала....

Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс)

Русский язык Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».(2 класс)...