Урок русского языка во 2 классе "Как мы используем алфавит"
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему

Затынацкая Екатерина Владимировна
            Урок обобщение и систематизация изученного материала. После организационного момента минутка чистописания, словарная работа, где прослеживаются тема и цели урока. Используются различные виды работ творческого характера, направленные на запоминание алфавита и его использование в жизни. Упражнения из учебника выполняются самостоятельно с последующей проверкой. Цели урока достигнуты. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе

Учебный предмет

Русский язык

Класс

2 «В»

Цели урока

Образовательная:

  • Формирование умения анализировать, обобщать и систематизировать знания
  • Формирование умения оценивать свою работу
  • Развитие процессов мышления, памяти, внимания
  • Формирование умения самостоятельно добывать знания из других источников.
  • Учить использовать алфавит в жизни, на практике.

Развивающая:

  • Развитие памяти. Заучивание алфавита.
  • Формирование  использования алфавита в жизни, на практике.
  • Развитие фонематического слуха, речи.

Воспитательная:

  • Воспитание чувства коллективизма, умение работать в группах, в парах.
  • Воспитание самостоятельности, организованности.

Технологии, методы

Работая в группах, дети тренируются использовать алфавит на практике, развивают свою устную речь, мышление, подробно называют признак осени, составляют список своего класса по алфавиту. Ребята тренеруются в фонетическом разборе слова.

Научатся работать с толковыми словарями, орфографическими словарями,

Научатся находить нужный материал в разных источниках информации.

Решаемая проблема: как мы используем алфавит.

Основные понятия, термины

Алфавит, синонимы.

Тип урока

Открытие новых знаний.

Планируемый результат

Предметный:

 применение новых знаний на практике.

Личностный:

дети научатся использовать алфавит, называть буквы алфавита, записывать слова в алфавитном порядке.

 Метапредметный:

учатся анализировать, делать выводы.

Организация пространства

Формы работы

• Проблемный метод

 • Игровые методы

• Прием создания актуальности изучаемой темы

Ресурсы: учебник, словарь, ИД, Дополнительная литература  пословицами, карточки с заданияи.

Технология обучения

Этапы урока

Формируемые умения

Оформление доски, наглядность

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент (положительный настрой на работу)

Целеполагание Формулирование познавательной цели

Запись числа и классной работы

Настрой детей на урок.

Постановка учебных задач.

Откроем тетради и запишем число, классная работа.

 Актуализация знаний  

Планирование ответа

Книга с загадками, словари

Учитель:

- Отгадайте загадки,  Буквы-значки,

как бойцы на парад,

В чётком равненье построились в ряд.

Каждый в условленном месте стоит.

Как называется он? (Алфавит)

На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов -богатырей

Знает каждый грамотей (азбука)

Учитель:

-Что такое алфавит, азбука?

Учитель:

-Мы часто  слышим: алфавит, азбука. Как вы думаете, эти слова обозначают одно и то же?

– О чём же сегодня будем говорить? Учитель:

-На какую букву начинаются эти слова?

Коллективная работа.

Дети: азбука, алфавит.

Дети отвечают по цепочке.

Буквы, расположенные в определённом порядке.

Да

Об алфавите.

На а.

Минутка чистописания.

Коммуникативные,

логические (анализ с целью выделения признаков)

А   а  Аа  Ан Ал ау ар

Анапа Андрей  азбука  

-Объясните соединения.

-Почему слова Анапа,  Алла написаны с заглавной буквы?

Учитель:

Подчеркните заглавную букву.

Фронтальная работа.

Дети по цепочке объясняют соединения букв

-Это имена собственные. Все имена собственные пишутся с заглавной буквы.

Самостоятельная работа учащихся

Самоопределение к деятельности.

Знакомство с синонимами

 

Словарная работа. Постановка проблемы

 

Логические выведения следствий

Дети дают понятие звуки и буквы

Слайд № 1

Как мы используем алфавит?

- Откройте орфографический словарь .

Словарь: алфавит.

Все люди знают алфавит.

-А как  ещё называются слова « азбука», «алфавит»?

- Что такое синонимы?

–Какой вопрос можно поставить на уроке?

Это тема сегодняшнего урока. На этот вопрос мы сегодня и ответим.

-Как расположены слова?

- Есть ль в нём слово алфавит?

-Посмотрите в учебник на стр. 81. Объясните написание нового словарного слова.

Поставьте ударение. Разделите слова на слоги. Произнесём и запишем звуки, которые мы слышим при произношении этого слова.

- Составьте предложение с этим  словом.

Запишем его. Подчеркнём основу предложения

Дети работают коллективно.

- Синонимы.

Это слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие  по лексическому значению.

– Для чего людям алфавит и как мы используем алфавит?

По алфавиту.

Да.Значит, его нужно запомнить,  это словарное слово.

Фронтальная работа.

Коллективная и индивидуальная работа.

 Работа по теме урока.

 Практическая проверка знания алфавита.

Работа с учебником Канакиной В..П.

Постановка проблемы

Контроль и коррекция.

Планирование ответа.

Работа с учебником.

А, Е, Ё, О, Ы, Э, Ю, Я, И

Упр. 122.

Слайд № 2

-Найдите упр. 121.Прочитаем вслух, не торопясь названия всех букв русского алфавита по цепочке и запомним.

-Зачем нужно знать алфавит?

-Задача нашего урока состоит в том,  чтобы запомнить алфавит, порядок и названия букв. Все грамотные люди знают алфавит. Поэтому уже с первого класса мы с вами его изучаем.

Какой буквы здесь нет?

Запишите эти буквы

-Какие это буквы?

-Сколько в русском языке букв, обозначающих гласные звуки?

-А букв, обозначающих согласные звуки?

-Какие буквы не обозначают звуки?

-В русском языке 10 гласных ,21 согласная буквы, и 2 буквы (ь и ъ) звуков не обозначают.

- Слова в словарях располагаются в алфавитном порядке.

Книги в библиотеке стоят по алфавиту.

Все справочники составляются по алфавиту.

Работа парами.

У

Гласные

10

21

 ь, ъ

Физминутка.

.

Мы сегодня рано встали

На уроки прибежали.

Чтобы грамотными быть,

Нужно азбуку учить.

Буквы и слова писать.

И немножко отдыхать

Закрепление изученного материала.

Творческая работа.  Найди слову своё место.

Коммуникативные, логические.

Межпредметные связи (умение прочитать лова и быстро объединить их в предложение, знать особенности осени)

1.   Дождик капает на улице.

2.   Ветер гудит за окном.

3.Лучики прячутся среди туч.

4.Кое - где пожухлая трава.

5.Дети надевают тёплые шапки.

6.Наступила осень.

Слайд 3

3. Страничка для любознательных  стр. 83.

а) Работа с ИД.  

Повар, библиотекарь, доктор, архитектор, учитель .      Слайд 9.

Слайд10. (архитектор, библиотекарь, доктор, повар, учитель). 

Учитель даёт детям знания.

- Следующее задание будет по группам

- Расположи слова в алфавитном порядке,  и получите предложения. Результат вашей работы будет зависеть от каждого члена группы.

 

- Что мы получили?

-Почему эти предложения можно назвать текстом?

-Чем вы пользовались при выполнении этого

задания?

-Прочитаем текст.

-О каком времени года он?

- А что у нас за окном?

-Прочитайте мне третье предложение.

Запишем его в тетрадь, разделив все

слова для переноса.

- А теперь прочитаем интересные сведения.

  Прочитайте слова .

-Что они обозначают?

 -Можно ли себе представить жизнь без одной из них?

-Вам было задание подготовить пословицы о труде.

- Спишите эти слова в алфавитном порядке. 

Составьте с одним из слов предложение- Поставим ударение в словах.

- Какие опасные места встречались?

Работа по группам

В споре рождается истина

Фронтальная работа. Выводы.

Текст.

Алфавитом.

Об осени.

Тоже осень.

Вывод детей: количество слогов в слове зависит от гласных.

Коллективная работа.

Взаимопроверка тетрадей. Работа в парах.

Коллективная работа

Учитель – словарное слово, даёт проверочное слово дал.

Рефлексия

Самооценка

Оцените свои знания с помощью смайликов. Слайд 11.

Сядьте в группы для выполнения следующего задания.

Я раздам вам листочки с фамилиями детей нашего класса. Вы их должны расположить в алфавитном порядке.

Давайте проверим, как вы справились с заданием.

Работа в группах.

 Подведение итогов.

-Оцените свою работу на уроке, свою активность.

- Кто остался доволен своей работой?

- Что на уроке осталось непонятным?

- Чья работа вам понравилась больше всего?

Чтение правила на cтр. 81.

-Для чего нужен алфавит?

-  Закончите предложения:

Все буквы, расположенные по порядку, называются …

В алфавите каждая буква имеет свое… и  свое… .

Фронтальная работа

Пользоваться словарями, писать списки).

ВЫВОД: все задачи выполнены!

VIII. Домашнее задание.

Правило стр. 81,  упр.№123.

выучить весь алфавит, вспомнить,  где  мы используем  алфавит.

Индивидуальная работа

Список используемой литературы:

1.В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 2 класс.//Москва «Просвещение» 2011г..

2.Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уро ков. 1–4 классы / авт.-сост. И. Н. Корбакова, Л. В. Терешина. – Волгоград, 2013. – С. 70.

3.Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого.Моква «Вако»2013


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка во 2 «В» классе

Слайд 2

ТЕМА УРОКА Как мы используем алфавит

Слайд 3

А Е Ё И О Ы Э Ю Я

Слайд 4

ф амилия

Слайд 5

Дождик капает на улице .

Слайд 6

Дождик капает на улице. Ветер гудит за окном.

Слайд 7

Дождик капает на улице. Ветер гудит за окном. Лучики прячутся среди туч.

Слайд 8

Дождик капает на улице. Ветер гудит за окном. Лучики прячутся среди туч. Кое - где пожухлая трава.

Слайд 9

Дождик капает на улице. Ветер гудит за окном. Лучики прячутся среди туч. Кое - где пожухлая трава. Дети надевают тёплые шапки. Наступила осень.

Слайд 10

Дождик капает на улице. Ветер гудит за окном. Лучики прячутся среди туч. Кое - где пожухлая трава. Дети надевают тёплые шапки.

Слайд 11

Мы сегодня рано встали На уроки прибежали. Чтобы грамотными быть Будем слушать. Алфавит. Мы немножко отдохнём И опять учить начнём.

Слайд 12

повар библиотекарь доктор архитектор учитель

Слайд 13

Архитектор,библиотекарь , доктор, повар, учитель.

Слайд 14

Белохорт Анастасия Лихоман Алина Бережная Мария Малофиенко Степан Беспалая Татьяна Поярков Сергей Голубцова Ангелина Рогачёв Владимир Долиник Марк Скороход Андрей Зеленский Артём Смирнов Чеслав Исаев Давид Сонько Николай Козельская Снежана Стовба Валерия Князева Любовь Терещенко Дарья Курбатов Михаил Хохлов Игорь Лахно Анна Шамшура Милена Лелянова Мирослава Шаповалова Леонелла

Слайд 16

Спасибо за работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Алфавит" во 2 классе

Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий может быть проведён не только во 2 классе, но и в 1-ом (на усмотрение учителя в зависимости от подготовки и подбора класса).Презента...

Урок русского языка в 1 классе.Тема "Алфавит"

Разработка урока русского языка в 1 классе  и презентация к уроку по теме "Алфавит". УМК "Перспективная начальная школа"...

Технологическая карта урока русского языка 1 класс по теме "Алфавит"

В данной работе практически решаются задачи ознакомления детей с темой "Алфавит", работа проходит в группах и фронтально....

Презентация к уроку русского языка 1 класс по теме "Алфавит"

Это второй урок по данной теме. Цель: формирование практических навыков пользования алфавитом....

Урок русского языка на тему "ЧТО ТАКОЕ АЛФАВИТ?" (1 класс)

Данный урок разработан для 1 класса УМК «Школа России» В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого. Урок проводится с использованием электронного приложения и компьютерной презентации. Это урок из разде...

Урок русского языка в 1 классе. Тема "Алфавит"

На уроке использовала работу группами, с применением новой пед технологией - изготовление лэпбуков....

Конспект урока русского языка 3 класс по теме "Алфавит. Использование алфавита при работе с энциклопедиями"

Представленный урок является обобщающим по теме "Русский алфавит". Рекомендуется провести его в школьном информационно-библиотечном центре с целью формирования умений использовать алфавит на...