Конспект урока по русскому языку "Что такое синонимы?"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Лазнева Елена Владимировна

План - конспект урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2.docx19.31 КБ
Office presentation icon chto_takoe_sinonimy_2_klass.ppt220.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

2 класс

УМК «Школа России»

Тема урока: «Что такое синонимы?»

Цели урока: создать мотивацию на совместную работу,  условия для использования понятия синонимы, формирования умения работать со словарём антонимов-синонимов, находить их в тексте, подбирать к словам синонимы; способствовать развитию умения анализировать пословицы; развивать творческие способности.

Задачи: 

1.Мотивировать к учебной деятельности при знакомстве с планом урока и содержанием

2.Учить обрабатывать полученную в процессе  анализа информацию для решения конкретных задач

3.Доносить свою позицию до других детей, высказывая свою точку зрения и пытаясь её обосновать, приводя аргументы.

4.  Формировать способность к осуществлению сотрудничества, умения договариваться, распределять свою работу.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого  текста)

6.Развивать в детях умение высказывать своё мнение, умение принимать мнения.

 7.Воспитывать взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом.

8.Обеспечить снятие напряжения и усталости при проведении физкультминутки.

Планируемые результаты:

Предметные – овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

Личностные – проявляют навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

УУД (метапредметные):

Регулятивные – корректируют деятельность, устраняют ошибки, вносят изменения;

Познавательные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; анализируют пословицы;

Коммуникативные – определяют общую цель и пути её достижения, осуществляют контроль в совместной деятельности, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.

Основное содержание темы, понятия и термины: синонимы. Словарь антонимов и синонимов. Пословицы. Развитие речи.

Образовательные ресурсы: словари антонимов и синонимов; электронное приложение к учебнику «Русский язык», 2 класс В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, проектор, экран, компьютер, презентация учителя.

Ход урока.

  1. Инициация. (1 слайд)

Учитель: - Нас сегодня ждет дорога,

                    И узнать нам надо много,

        Так возьмемся, ребята,

        Скорей за работу!

- Вы готовы к путешествию по странам русского языка?

Дети проявляют свою отзывчивость на слова учителя.

На доске написаны слова : «Предложение» , «Текст», Звуки и буквы».

-Можно назвать эти слова странами русского языка?(ответы детей)

  1. Вхождение и погружение в тему.

На доске открывается  надпись: «Синонимия».

- Вы знаете такое  слово? (нет)

-Хотите узнать? (да)

Постановка целей урока: будем учиться подбирать синонимы к предложенным словам, а при затруднении пользоваться словарями синонимов и антонимов; развивать свою речь, пополняя словарный запас новыми словами.»(2 слайд- Целеполагание)

Учитель: -Вы согласны со мной? Каких результатов вы ожидаете от урока?

Ожидание учеников (планирование эффектов урока):

Хотим быстро подбирать синонимы , уметь находить их в тексте, в пословицах.

  1. Актуализация знаний. (3 слайд)

 Учитель: - Что за страна «Синонимия»?

-Это страна, в которой живут синонимы- слова близкие по значению. (Правило в учебнике стр.52)

Учитель: 

-А сейчас мы поиграем в игру «Составь пары синонимов» (электронное приложение  к учебнику  В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого.- Внимание на экран.

IV. Эмоциональная разрядка.

  V. Проработка содержания темы.

  1. Работа в тетрадях. (4 слайд)

1)Чистописание: -ребята, напишите те буквы или соединения, которые у вас плохо  получаются.( 1 строка) (Учитель корректирует работу некоторых учеников).

2)Списывание. На доске написаны пословицы.

Учитель: -Спишите пословицы в тетрадь. Найдите в них синонимы и подчеркните.

                   Объясните смысл данных пословиц.

Спеши – не спеши, а поторапливайся.

Приятелей много, а друга – нет.

(детям выдаются отпечатанные задания на карточках)

2.К словам в левом столбике подберите синонимы из правого, соединив их стрелочками

алфавит               аккуратный

огонь                    алый

чистый                 скакать

прыгать                азбука

бросать                пламя

красный               кидать

    Учитель: - Следующее задание будете выполнять в паре; обсудите вместе правильность выполнения и только тогда записывайте в тетрадь парами-синонимами.

Физминутка. Давайте поиграем:
Скажу я слово высоко, 
А ты ответишь низко, 
Скажу я слово далеко, 
А ты ответишь близко. 
Скажу тебе я слово трус. 
Ответишь ты смельчак. 
Теперь начало я скажу, 
Ну, отвечай: конец. 

Учитель

-А кто знает   какие слова мы договаривали ? (Ответы детей. Если не назовут антонимы,то учительсам называет и объясняет значение этого слова)

3.         Орфографическая задача   (5слайд)

            Прочитайте. Определите, сколько предложений в тексте?

   пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в тёплые страны.

  • Запишите текст правильно оформив начало и конец предложений.

В 1-ом и 2-ом предложениях подчеркните основу предложений.

Какое слово в тексте употреблено в переносном значении? (6 слайд)

4. Упражнение 66 стр.53. (7 слайд)

3) Групповая работа (5учеников в группе- обсуждают).

Работа с интерактивной доской -8 Слайд ( Дети сначала обсуждают, а затем один из учеников соединяет линией синонимы)

VI. Рефлексия.

Учитель: -Каким для вас было общение на уроке? Выберите ответ.

 На доске: деловым, игровым, интересным, полезным, зажигательным, поучительным, познавательным.

Что интересного, нужного и полезного вы узнали на уроке? Для чего необходимо умение подбирать синонимы и антонимы к словам?

Итог урока. Учитель дает оценку  деятельности всего класса и отдельных учеников.

-Поставьте ! ,если все получилось.

-Поставьте +, если нужны некоторые пояснения по теме.

_ Поставьте - , если ничего не поняли.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 2 класс УМК школа России Тема: Что такое синонимы?

Слайд 2

Целеполагание Научимся различать оттенки значений синонимов; Аргументировано отвечать; Доказывать своё мнение; Анализировать, делать выводы.

Слайд 3

Актуализация знаний Закончите пословицы Кто хочет много знать, тому надо много ……. Как аукнется, так и …… Правда в огне не горит и в воде не ……. Корень учения горек, да плод его ……. Один за всех и все за ……. Нет друга – ищи, а нашёл - …….. Родная сторона – мать, а чужая - ……… Худой мир лучше доброй ………

Слайд 4

Чистописание 1 строка . Напиши буквы и соединения , которые плохо получаются. 2 -3 строки . Спиши пословицы. Спеши – не спеши, а поторапливайся. Приятелей много, а друга – нет.

Слайд 5

Орфографическая задача Прочитайте. Определите, сколько предложений в тексте? пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в тёплые страны. Запишите текст правильно оформив начало и конец предложений. В 1-ом и 2-ом предложениях подчеркните основу предложений. Какое слово в тексте употреблено в переносном значении?

Слайд 6

Самоопределение к деятельности Прочитайте ещё раз первое предложение. Каким словом можно заменить слово пришла ?

Слайд 7

Работа по теме урока У.с. 52 У. с. 52 упр. 66 У. с. 53 упр. 67 У. с. 53 упр. 68 У. с. 53 упр. 69

Слайд 8

Рефлексия Найдите и назовите слова синонимы неразговорчивый отважный неудачный алчный несложный чудесный жадный молчаливый смелый ошибочный прекрасный простой

Слайд 9

Итог урока Какое новое слово узнали на уроке? Какие слова называются синонимами? Для чего нужны синонимы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку для 2 класса«Что такое орфограмма? Орфографическое правило»

Конспект урока по русскому языку для 2 класса в технологии деятельностного метода....

Конспект урока по русскому языку: "Что такое склонение? Три склонения имен существительных".

На данном уроке рассмотрены признаки, по которым существительное относят к одному из трёх основных типов склонения, вводится  термин склонение....

Конспект урока по русскому языку "Что такое местоимение"

Конспект урока составлен на основе УМК "Школа России"...

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Русский алфавит или азбука. Что такое алфавит" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Русский алфавит или азбука. Что такое алфавит. " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Конспект урока по русскому языку (2 класс). Тема: Что такое корень? Что такое однокоренные слова? УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:- формирование знаний о родственных словах, корне слова и однокоренных словах.Планируемые  результаты:Предметные:- знать понятия «родственные слова», «...

Конспект урока по русскому языку "Что такое такое второстепенные члены предложения?" (2 класс, Школа России)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема урока: Что такое второстепенные члены предложения? Цели деятельности учителя:            Формиров...

Конспект урока по русскому языку и самоанализ урока 2класс (УМК "Школа России") Тема: "Что такое глагол?"

Конспект   урока по русскому языкуи самоанализ урока  2класс (УМК "Школа России")Тема: "Что такое глагол?"...