конспект урока
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Вера Геннадьевна Макарова

Урок по теме "Правописание НЕ с глаголами"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока.

Правописание не с глаголами.

Тип урока:

Изучение нового материала

Цель:

формирование и развитие ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности по ознакомлению с правилом правописания частицы не с глаголами; с глаголами-исключениями  и практическому его применению

Планируемые результаты

Предметные:

- формировать навык правописания НЕ с глаголами;

- познакомить с глаголами-исключениями;

- уметь с помощью развёрнутого алгоритма применять правило правописания НЕ с глаголами;

- обеспечить усвоение нового материала с помощью упражнений.

Личностные:

- формировать  эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, интерес к его изучению;

 - ценностное отношение к совместной учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

- - умение контролировать и оценивать свои действия;

- умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Познавательные УУД:

- умение анализировать объекты с выделением существенных признаков;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с помощью учебной и дополнительной литературы;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; определять круг своего незнания.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать собеседника и вести диалог;

- высказывать свою точку зрения;

- умение работать в малой группе;

- задавать   вопросы,    необходимые   для   организации собственной деятельности.

Технологии

Системно - деятельностный метод, проблемно-диалогическое обучение, формирование  коммуникативной культуры, здоровьесберегающие  и  игровые технологии.

Оборудование

  1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1  – М.: Вентана-Граф, 2013.Иванов С. В., Евдокимова А. О., Кузнецова М. Русский язык: 4 класс, презентация, модель алгоритма правописания частицы не с глаголами, информационная газета «Глагол», словари В.Ожегова, индивидуальные листы самооценки, экспертный лист, кружочки красного цвета.

Этап  урока/ учебная ситуация

Результаты этапа

Оценка

результатов этапа

Цель этапа

Действия педагога

Действия обучающихся

  1. 1.Организационный момент.

Включение в работу на личностно-значимом уровне

Самооценка готовности к предстоящей учебной деятельности

Развитие умений самооценки готовности к уроку

Мы рады приветствовать Вас в классе нашем,

Возможно, есть классы и лучше и краше. Но пусть  в нашем классе Вам будет светло, пусть будет уютно и очень легко! Поручено нам Вас сегодня встречать,

Начнем же урок, не будем зря время терять.

Сейчас я предлагаю Вам поздороваться еще раз друг с другом, подать друг другу руки для рукопожатия. Вы почувствовали тепло друг друга, тепло наших рук, которое объединило нас сейчас. Я думаю, что настроение у вас улучшилось!

Учитель приветствует учащихся, создает благоприятные для учебной деятельности учащихся, эмоционально настраивает на урок.

Оценивают свою готовность к работе, проявляют отзывчивость на слова учителя

2.Актуализация знаний, мотива-ция.

Личностные УУД:

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Познавательные УУД: 

- актуализировать знания и способы действий, необхо-димые и достаточ-ные для освоения содержания новой темы;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • устанавливать причинно-след-ственные связи;
  • строить рассуж-дения в форме связи простых суждений об объек-те, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные УУД:

азвивать умение слушать и понимать других, работая в группе;

троить речевое высказывание в

соответствии с поставленными задачами. 

Регулятивные УУД:

- развивать умение высказывать своё предположение.

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Самооценка умения приме-нять ранее полученные знания при решении практических задач.

Выставление оценок журналистам,  корреспонден-там, знатокам (комментиру

ет учитель)

Формирование и развитие учебно-позна-вательного интереса к определению способов действий с предметным содержанием.

В начале урока, ребята, я хочу для Вас загадать загадку:

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят к нам,

На одном таком листе

Много разных новостей.

(газета)

- Сегодня урок русского языка предлагаю провести в форме деловой игры «Заседание редакционного совета газеты»

- Ребята, есть ли из вас те, кто мечтает быть журналистом?

  Работу предлагаю проводить в группах, которые будут выполнять роль журналистов и корреспонден-тов. Ваша задача собирать различный интересный материал в газету, выпуск которой произойдет сегодня на нашем уроке. Разрешите мне сегодня выступить в роли  корректора  нашей газеты. Группы работают сообща, помогают друг другу. Выберите главного редактора в своей группе, который будет  сигнализировать  готовность красным кружком и получать жетон. В конце заседания мы посмотрим, какая группа  получит первый выпуск нашей газеты, собрав наибольшее количество жетонов.

- Определим её название, убрав буквы, которые обозначают глухие согласные звуки.

п

х

г

л

с

ш

а

г

к

о

л

- Название рубрик в нашей газете вы должны будете сейчас выбрать из предложенных вариантов. Внимательно прочитайте слова, найдите «лишнее» и назовите эти рубрики.

На листах: информация, новости, творчество, бумага,  реклама.

- Проведем «Пресс - конференцию», что мы знаем о

 глаголе. Знатоки глагола садятся на стулья, журналисты и корреспонденты готовы им задавать вопросы.

- Подведем итог «пресс - конференции». Информацию о глаголе поместим в рубрику.

(Выходит презентация «Информация - кластер» с пропущенным окном).

- Ребята, скажите, почему одна из составляющих частей в кластере пустая?

Обучающиеся слушают задание. Планируют результат и критерии оценки его достижения.

Определяют цель: выпустить газету.

Планируют действия по его достижению:

- на какую тему газета;

- что будет в газете;

- как будут работать группы.

Оценивают полученные результаты, соотнося их с планируемыми.

Присутствует соревнователь-ный дух.

Класс разбит на 4 группы по индивидуальным способностям детей: сильный – слабый. Сильные помогают слабым.  

Жетоны получают те группы, которые первыми просигнализиро-вали красным кружком.

Убрав буквы, получают название газеты «Глагол».

Учащиеся читают и выби-рают «лишнее» слово.  

Знатоки, журналисты и корреспонденты выбираются из каждой группы.

 (задают вопросы по глаголу знатокам). Количество жетонов определяется заданными вопросами.

Сведения о глаголе помещают в рубрику «Информация».

Мотивация учащихся (какую то новую информацию о глаголе они еще не знают)

3.Поста-новка учебной задачи

Проблем-

ный вопрос

Личностные УУД:

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- принимать позицию другого.

Познавательные УУД:

- развивать умения извлекать информацию из текста;

- выявлять сущность, особенности объектов;

- на основе анализа объектов делать выводы;

- обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

- сотрудничество в поиске информации.

Регулятивные УУД:

- целеполагание.

Самооценка  умений определять и формулировать проблему, цель, результаты и критерии их оценки, учебную задачу, планировать (предполагать) действия по ее решению (по достижению результатов), формулировать тему.

Формирование и развитие

умений определять и формулировать проблему, цель, результаты и критерии их оценки, учебную задачу, плани-ровать (предпо-лагать) действия по достижению результатов, формулировать тему.

-Помогите восстановить пословицы. У вас на партах лежат карточки с заданием: соедините пословицы стрелками.

Кто не работает,

не дружит.

С ложью правда

и рыбку из пруда.

Без труда не вытащишь

не делает.

Лень добра

тот не ест.

- Прочитайте пословицы, которые у вас получились. Какие темы раскрывают эти пословицы.

- Выпишите из этих пословиц глаголы.

- Скажите, ребята, что стоит перед глаголами? Что вы можете сказать о правописании частицы не в глаголах?

- Сделанный вами вывод и будет темой нашего урока. Сформулируйте ее.

(На доске тема)

- Какова учебная задача на нашем уроке, чему мы должны научиться на уроке?

(На доске учебные задачи)

- Подчеркните орфограмму – пробел между частицей НЕ  и глаголом.

- Как вы думаете, всегда ли мы будем писать частицу НЕ с глаголами раздельно?

- Сейчас просмотрев сказку, вы попробуете сделать вывод, совпали ваши предположения или нет.

[1]

Работа с пословицами в группах, обсуждение, предъявляют результат, сигнализируя красным кружком о готовности, получая жетоны.

Коллективное обсуждение.

Обучающиеся формулируют тему: правописание НЕ с глаголами.   Цель: научиться писать частицу НЕ с глаголами.

Предположения детей.

Обучающиеся инсценируют сказку «Сила любви» [1]

Проблема: всегда ли писать части-цу НЕ с глаголами раздельно?

4. Решение учебной задачи

Личностные УУД:

  • учебно-познавательный интерес;

Познавательные УУД:

-умение анализировать объекты с выделением существенных признаков.

Коммуникативные УУД:

  • умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения;

Регулятивные УУД:

-развивать  умение высказывать своё предположение.

Самооценка действий по достижению планируемых результатов.

Ценностная ориентация на понятия «глаголы – исключения», почему их так называют.

Какие глаголы с НЕ запомнили? 

-При каких глаголах частица НЕ осталась рядом с ним? (негодую, ненавижу)

-Ребята, как же пишется НЕ в этих глаголах? 

 - Какое открытие вы сейчас сделали?

- А почему  в этих глаголах НЕНАВИЖУ, НЕГОДУЮ частица не пишется слитно? Где мы можем посмотреть об этом?

Коллективное обсуждение.

Предположения детей (слитно и раздельно)

В  учебнике, в дополнительной литературе.

5.

Первичное закрепление

(Примене-ние получен-ных зна-ний на практике)

Личностные УУД:

  • положительная мотивация, осознание значимости полученных знаний в практической деятельности.

Познавательные УУД:

  • умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с помощью дополнительной литературы Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в решении проблемы.

Регулятивные УУД:

- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Самооценка действий по достижению планируемых результатов.

Самопровер-

ка

Ценностная ориентация на применение новых знаний при выполнении практически заданий.

- Открываем учебник стр.92.

- Назовите глаголы, которые пишутся слитно.

- А почему они пишутся слитно?

- Как называются такие глаголы в русском языке?

- Запишите эти глаголы к себе в тетрадь.

- Подчеркните орфограмму – слитное соединение.

- Прочитав правило вам встретились слова, которые редко используются в нашей речи.

- Посмотрим, что означают эти слова в словаре Ожегова!

- Выстроим алгоритм рассуждений написания частицы НЕ с глаголами. Составим модель, а помогут вам два глагола: ненавидеть       не хочу

- Существует глагол навидеть? (нет). Делаем вывод.

- Существует глагол хочу? (да).Делаем вывод.

Организует ситуацию первичного закрепления и управляет действиями обучающихся при выполнении  самого первого задания с использованием нового алгоритма

- А теперь быстро соберите модель в своих группах.

 - Обратимся к презентации.

-Модель поместим в рубрику «Новости»

Учащиеся читают правило. Называ-ют глаголы.

Без НЕ не упот-ребляются.

Глаголы – исклю-чения.

Организует работу с допол-нительной спра-вочной литера-турой (С.И. Ожегов «Толко-вый словарь русского языка»

по группам:

 1) негодовать

 2) недоумевать

3) неволить

4) нездоровиться

Обучающиеся работают в группе, получают жетоны.

Учащиеся собирают модель в группах и проверяют

http://festival.1september.ru/articles/606872/img.gif

Главный редактор сигнализирует красным кружком о готовности.

6.Динамическая пауза.

Организует деятельность под музыкальную физминутку. [2]

Осуществляют профилактику утомления.

7. Самостоя-тельная работа с самопровер-кой.Обобщение усвоен-ного.

Личностные УУД:

-ценностная ориентация на решение проблем и задач в реальных жизненных ситуациях. 

Познавательные УУД:

  • применение полу-ченных знаний в прак-тической деятельности;

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в решении проблемы.

Регулятивные УУД:

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Самооценка результатов  работы с текстом.

Ценностная ориентация на применение новых знаний при выполнении практически заданий.

- В  рубрику «Наше творчество»  я предлагаю поместить текст, но в этом тексте не хватает глаголов. Ваша задача их вставить. Работаем в  группе. «Город невежливых людей».

Был на белом свете город. Все его жители страдали ужасной болезнью – невежливостью. При встрече они  …………………..  друг с другом. При расставании  …………  . Дети в автобусах и трамваях  ………………  место взрослым.

- Проверим, что у вас получилось.

- Запишите получившийся текст. Как вы написали частицу НЕ в данных глаголах. Обозначьте орфограмму.

-Поднимите руки, кто пользовался составленной вами  моделью?

- Какая рубрика у нас осталась незаполненной? (реклама).

- Проведем игру «Мозговой штурм». Задача каждой группы  -  прорекламировать   глагол! Сделайте рекламу сегодняшней темы урока.

- Поместим ваши рекламы в нашу газету.

Обучающиеся работают в нача-ле в группе,

применяют алгоритма.

Осуществляют самоконтроль своей работы с применением модели.

Группа, которая выполнит задание вперед:

1)  добавит свои предложения в этот текст;

2) окажет помощь другой группе

Получают жетоны за полученный текст.

Обучающиеся работают в группах, делают рекламу глаголу, кто больше всех придумает реклам  получают жето-ны.

7. Оценка

Личностные УУД:

- ценностная ориентация на решение проблем и задач в жизненных ситуациях, достижение планируемых результатов.

Регулятивные УУД:

- успешность

контрольно-оценочных по определению уровня овладения новым знанием, правилом, способом действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Самооценка результатов  решения учеб-но-практи-ческих задач, предполагаю-щих примене-ние «нового знания» (алгоритма, правила)

Формирование самоконтроля и самооценки через отработ-ку оценочных действий:

- определение предмета оценки («Что оценивать»);

- соотнесение достигнутых результатов с планируемыми «Критерии»;

- оценка соответствия достигнутых результатов планируемым;

- оценка успешности решения учеб-ной задачи «Вы-полняю дейст-вия без ошибок и самостоятель-но»

Мы сегодня создали газету о Глаголе. Много думали, размышляли, писали. Подсчитываем жетоны. Какая группа имеет право получить первый выпуск газеты «Глагол»?

Но еще я сейчас, как корректор,  предлагаю оценить каждому свое участие и понимание в составлении газеты.

Учитель предлагает заполнить «Экспертный лист».

-Если вы усвоили  орфограмму «Не с глаголами», умеете находить слово с данной орфограммой, отлично усвоили случаи слитного и раздельного написания НЕ с глаголами - выставляете 5 баллов; если частично усвоили - 3 балла;

Не усвоили – 0 баллов.

Критерии:

15 баллов – 5

12 – 14 баллов – 4

9 – 11 баллов – 3

3 балла – 2

Оценка:

Первый выпуск газеты мы вручаем …. группе.

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.

Обучающиеся заполняют экспертный лист.

8.Рефлексия дея-тельности

Домашнее  задание.

Личностные УУД:

  • мотивация на выявление личностного смысла учения.

Регулятивные УУД:

  • умение провести рефлексию своих действий на уроке.

- осознание ценности полученных знаний и способов действий, определение успешности на уроке.

Самооценка результатов с позиций выяв-ления их цен-ности для личностного роста обучаю-щихся.

Формирование способов  рефлексивных действий (умения анали-зировать и осмысливать свои дости-жения, выяв-лять перспек-тивы развития.

Все ценно, важно, и знание, и то, что мы делали, и как мы помогали друг другу…

Потому, что так интереснее, мы учимся не только русскому языку, но и оказывать друг другу поддержку и взаимопонимание.

Игра «Мы – молодцы!».

Домашнее задание запишите в дневник.

Участвуют в диалоге с учителем. Анализируют и осмысливают, проговаривают, играют в игру.


Сказка
Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Не постоянно перечила Глаголу. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она – «Не верю». Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах.

Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул печально Глагол и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую!», «Ненавижу!». И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался с ней рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях действительно жить без нее не может.


Экспертный лист.

1.Я усвоил(а) орфограмму «Не с глаголами»

2. Я умею находить слово с данной орфограммой.

3. Я отличаю случаи слитного и раздельного написания НЕ с глаголами.

1.Я усвоил(а) орфограмму «Не с глаголами»

2. Я умею находить слово с данной орфограммой.

3. Я отличаю случаи слитного и раздельного написания НЕ с глаголами.

Да – 5 баллов

Частично – 3 балла

Нет – 0 баллов

Да – 5 баллов

Частично – 3 балла

Нет – 0 баллов

15 баллов – 5

12 – 14 баллов – 4

9 – 11 баллов – 3

3 балла – 2

15 баллов – 5

12 – 14 баллов – 4

9 – 11 баллов – 3

3 балла – 2

Оценка:

Оценка:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...