Технологическая карта урока.
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему

Технологическая карта урока. Русский язык. Местоимение. 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon golikova_s.a._tehnologicheskaya_karta_uroka_word.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Телекоммуникационный обучающий проект-конкурс для учителей, аспирантов, магистрантов, студентов педагогических вузов

«Урок в условиях ФГОС»

IV этап

"Современный урок в условиях ФГОС"

Выполнила:

Голикова Светлана Анатольевна

                                                                                                                                                               учитель начальных классов

                                                                                                                                                    МБОУ «СОШ № 43»

                                                                                                                                              г. Нижневартовск                                                                

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет__русский язык__класс___4____

Тема урока

Место урока по теме

Личные местоимения

3 урок по теме «Местоимение»

Тип урока

Формы, приемы, методы

Комбинированный

Индивидуальная работа , работа в парах, групповая работа, группировка, ролевая игра, группировка, домысливание.

Цель урока

Задачи урока

Ценностное отношение к культуре русского языка (отрабатывать навык раздельного написания местоимений с предлогами; развивать умение правильно употреблять личные местоимения в речи).

1.Предметные результаты:

- Закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными

- Упражняться в определении рода, числа существительных, местоимений; замене существительных местоимениями в речи; воспитывать любовь к русскому языку; бережное отношение к природе, чувство коллективизма; развивать внимание, память, мышление, речь уч-ся.

- Учить применять орфографические знания в повседневной жизни

2. Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: закреплять информацию в виде алгоритма; формировать умение сравнивать местоимения  по  их грамматическим признакам (лицо, число, падеж), обобщать полученную информацию, проводить аналогии и делать выводы.

Регулятивные УУД: понимать и применять задачи урока;  оценивать свою работу с помощью «ключа», анализировать и делать выводы; формировать умение концентрировать внимание; работать самостоятельно

Коммуникативные УУД: формировать умение работать в паре; учить представлять результат своей работы; формировать умение адекватно оценивать работу  других учеников.

Личностные результаты:

Формировать положительную мотивацию к изучению  правильного  написания предлогов с местоимениями и верному  их употреблению в устной речи, как показателю личной образованности и культуры речи.

Создавать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к уроку и предмету

Формировать чувство товарищества и взаимовыручки

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

- понятия: «местоимение», «личные местоимения»

- опознает грамматические признаки местоимений : лицо, число, падеж

- классифицировать местоимения по лицам, числам, падежам;

- распознавать раздельное написание местоимений с предлогами;

- писать местоимения с предлогами раздельно;

- определять на слух местоимения;

-обсуждать правильное или неправильное употребление местоимений в речи;

- обобщать полученные знания о местоимениях;

- произвести (само-, взаимо-) оценку;

- делать вывод о правильном употреблении местоимений в письменной и устной речи.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

Учебно-познавательная:

Информационная;

Коммуникативная

Технология игровых методов обучения, метод проектов (инсценировка), проблемного обучения, обучения в сотрудничестве

Выставка мини-сочинений с портретами "Мой друг и я" под названием "Не кричи о себе -пусть другие о тебе хоть тихо скажут"; иллюстрации с цветами, солнца, месяца и луны; демонстрационные и индивидуальные карточки-задания (1,2 варианты), таблица о местоимениях, два телефона, открытки, сделанные ребятами, - подарок гостям.

учебник «Русский язык», 4 класс, авторы:  М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова , тексты для работы в парах

ХОД УРОКА

Цель/задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Результат

I этап:  Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (организационный этап 2 минуты).

Обеспечить мотивацию учащихся к изучению нового материала

Объявляет тему и цели учебного занятия, обосновывает ее значимость для развития познавательной деятельности, раскрывает содержание урока.

Дыхательная гимнастика.

- Ребята, закройте глазки.… Представьте, что у вас в руках зажжённая свеча. Сделайте глубокий вдох и тихо-тихо выдохните так, чтобы не загасить пламя тоненькой струйкой воздуха. Ещё раз вдохните и резко одним выходом погасите свечу. А теперь наберите побольше воздуха в лёгкие и сдуйте все преграды и сложности на своём пути! Молодцы! Откройте глазки и тихо займите свои места.

- На уроке вы будете самостоятельно контролировать свою работу на рабочих листах, используя условные знаки. В конце урока с помощью их вы сможете оценить уровень своих знаний и умений по теме урока.    

«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный

 «W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный

 «+ »  - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный

 «!» - ответил по своей инициативе, ответ правильный

 «0» - не ответил

Включаются в процесс целеполагания через приемы «группировка», «домысливание».

Группировка

Я, мы, вы, он, за мной, их, ты, она, подо мной, тебя, они, у них, о нас

- Какие части речи здесь написаны?

- Разбейте их на группы.

- С какой группой местоимений мы будем сегодня заниматься?

- Что нам это даст?

 2. Домысливание

- Давайте запишем тему сегодняшнего урока : «Правописание местоимений с предлогами»

- С помощью слов «помощников»  сформулируйте цели урока:

Повторим….

Узнаем……

Проверим…..

Обобщать полученную информацию, проводить аналогии и делать выводы.

Формировать положительную мотивацию к изучению  правильного  написания предлогов с местоимениями и верному  их употреблению в устной речи, как показателю личной образованности и культуры речи.

Анализ ситуации

Обучающиеся готовы к изучению темы урока.

II этап:  Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 5 минут.

Повторение изученного материала.

Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ
При НИХ на берегу
ЕГО ловили. Но, увы:
Я плавать - не могу!
МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,
ВЫ ИМ, обратно, НАС.
Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,
А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС…
Хоть МНЕ известно, что ОНО
ИХ любит больше ТЕХ, -
Всё ЭТО тайной быть должно
Для НАС и ВАС от ВСЕХ…
- Поняли вы что-нибудь? А как вы думаете, почему? (Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него.)
- Для чего существуют местоимения в речи? (Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.)
- Они - как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.
- Местоимение это самостоятельная или служебная часть речи? (Самостоятельная).
- Обобщите, пожалуйста, сказанное - расскажите правило, что вы знаете о местоимениях.

Воспринимают стихотворный текст на слух  комментируют и

обосновывают свой ответ.

Закреплять информацию;  

анализировать и делать выводы; формировать умение концентрировать внимание.

Применять знания в повседневной жизни

самооценка по

«рабочему листку»

Представляют сформулированные понятия

III этап:  Построение проекта выхода из затруднения 8 минут.

Углубление знаний.

1 Работа в парах.

.- Откройте страницу 49 учебника, прочитайте текст упражнения 42. + таблица упр.43

- Выполните задания к этому упражнению (Работа в парах)

(Заменить повторы слов местоимениями. Вместо какой части речи употребили местоимения? Записать исправленные предложения. Подчеркнуть местоимения.)

Выполнение заданий. Взаимопроверка.

2. Сделайте вывод. (Местоимения в речи могут заменять повторяющиеся слова).

- Как вы думаете, место какой части речи заняли в предложении новые слова?                                                                                                        

Выполняют задания в соответствии с инструкцией

Выполняют физминутку

Закреплять информацию в виде алгоритма; формировать умение сравнивать местоимения  по  их грамматическим признакам (лицо, число, падеж), обобщать полученную информацию, проводить аналогии и делать выводы.

Формировать умение работать в паре; учить представлять результат своей работы; формировать умение адекватно оценивать работу  других учеников.

Понимать и применять задачи урока;  оценивать свою работу с помощью «ключа», анализировать и делать выводы; формировать умение концентрировать внимание; работать самостоятельно

Самооценка и взаимооценка по «рабочему листку»

Защита результатов работы в парах

IV этап:  Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

Применить полученные знания в измененной ситуации

1. Тест.                                                                                          

1). Найди лишнее:

я  ты   как  она

2). Найди признак личного местоимения:

Называет предмет

Указывает на предмет, не называя его

Указывает на действие предмета

Служит для связи слов в предложении

 3). Каким членом предложения является местоимение?

Он долго ходил около школы.

Сказуемым

Подлежащим

Определением

Дополнением

4).Сосчитай количество местоимений:

Как, без, он, у, я, ты, от, мы, до, вы, про, они.

Самопроверка теста.                                                                          

Формировать умение срмостоятельной работы; учить представлять результат своей работы; формировать умение адекватно оценивать свою  работу.

Учить применять знания в повседневной жизни

Формировать положительную мотивацию к изучению  личных местоимений  и верному  их употреблению в устной речи, как показателю личной образованности и культуры речи.

Создавать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к уроку и предмету

Формировать чувство товарищества и взаимовыручки

Презентация продукта своей деятельности.

Устная самооценка по «ключу».

Применяют полученные умения правильно употреблять местоимения в устной и письменной речи в нестандартной ситуации

V этап: Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 8 минут. Проверочная работа.

Применить  полученные знания и (само-, взаимо-) оценить

"Вставь местоимение" (у уч-ся индивидуальные карточки, 1,2 варианты).
- Записаны предложения с пропущенными личными местоимениями, которые легко восстанавливаются по форме глагола.
1вариант.
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?
2вариант.
Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.

Работают самостоятельно; взаимопроверка

Закрепить умение правильно определять местоимения в письменной речи, ориентируясь на  лицо, число, падеж.

Учить применять знания в повседневной жизни

Формировать умение сравнивать местоимения  по  их грамматическим признакам (лицо, число, падеж), обобщать полученную информацию, проводить аналогии и делать выводы.

Формировать умение адекватно оценивать работу  других учеников

(Само-, взаимо-) оценивают по «рабочей карточки»

Дают оценку себе и друг другу

VI этап: Подведение итогов, рефлексия, д/з 7 минут

Подвести итоги по результатам «рабочей карточки». Оценить уровень достижения поставленных в начале урока целей

Я прошу вас проанализировать свои записи на рабочих листах и рассказать, интересно ли вам было на уроке, комфортно ли вы чувствовали себя, понравилось ли работать в парах, довольны ли вы своей работой. Для ответа можете использовать клише или дать другой ответ.

 На уроке я работал  …

 Своей работой на уроке я  …

 Урок для меня показался  …

 За урок я  …

 Мое настроение  …

Заполняют отчетные бланки

Теперь цель начальная  сравнивается с полученными результатами!

Формировать чувство товарищества и взаимовыручки.

Формировать умение работать в паре; учить представлять результат своей работы; формировать умение адекватно оценивать работу  других учеников

Учитель оценивает уровень участия детей во всех видах деятельности, переводит данный уровень в пятибалльную систему

Бланки заполнены, работа членов групп оценена объективно.

Планируемые образовательные результаты достигнуты

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.     «РАБОЧАЯ КАРТОЧКА»  УЧЕНИКА

  «V» - ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный

 «W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный

 «+ »  - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный

 «!» - ответил по своей инициативе, ответ правильный

 «0» - не ответил

ПРИЛОЖЕНИЕ 2  ТЕСТ

1). Найди лишнее:

 я  ты   как она

2). Найди признак личного местоимения:

Называет предмет

Указывает на предмет, не называя его

Указывает на действие предмета

Служит для связи слов в предложении

 3). Каким членом предложения является местоимение?

Он долго ходил около школы.

Сказуемым

Подлежащим

Определением

Дополнением

4).Сосчитай количество местоимений:

Как, без, он, у, я, ты, от, мы, до, вы, про, они.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3  (индивидуальные карточки, 1,2 варианты).

«Вставь местоимение»

 1 вариант.
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?


2 вариант. 
Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...