разработка урока русского языка 3 класс "Понятие о временных формах глагола"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Осташко Ирина Ивановна

разработка урока русского языка 3 класс "Понятие о временных формах глагола", "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie_o_vremennyh_formah_glagola.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Понятие о временных формах глагола.

Тип урока: введение новых знаний.

Задачи урока:

1. Ввести понятие “изменение глагола по временам” через постановку учебной проблемы и организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся.

2. Развивать у учащихся наблюдательность и внимание к русскому языку, речь и мышление через формулировку вывода по самостоятельной работе в группах и фронтально.

3. Воспитывать в учащихся познавательный  интерес, коммуникативные навыки в процессе работы в группах.

- Планируемые результаты:

Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; оказывать взаимопомощь.

Предметные - уточнить представления о формах глаголов, получить знания об изменении глаголов по временам.

Ход урока.

1. Организационный момент, запись даты в тетрадях .

- Поприветствуем гостей.

 -С каким настроением пришли в школу? Я всем вам желаю здоровья, пусть веселое, солнечное настроение будет сопровождать вас весь сегодняшний день.

 -Как вы думаете, что нужно для успешной работы?

 Давайте пожелаем друг другу удачи.

 Девиз нашего урока: «Учись, смекай, активным будь!

 И к знаниям откроешь путь!»

 2.Чистописание:

 -Заполните пустые клетки таблицы и вы узнаете, какие буквы мы будем писать на чистописании

 Ранняя Весна Наступает

 Пп  Сс ?

(Ранняя- прилаг., весна- сущ., наступает- глаг., значит вместо вопроса должна быть написана буква Г)

 Гг Гг Гг

3.Актуализация знаний.

 - А сейчас проведем аукцион знаний о глаголе.

 1)Что такое глагол?(открывается буква)

 2)Что обозначает глагол?

 3)На какие вопросы отвечает глагол?  

 4)Чем в предложении является глагол?

 5)Как изменяется глагол?

 6)Что такое неопределенная форма глагола? На какие вопросы отвечает неопределенная форма глагола?

 -Расшифруйте слово и вы узнаете имя главного героя нашего урока (Глагол).

3. Постановка проблемы.

– Как вы думаете, только ли по числам изменяется глагол? (– Нет, наверно, он еще как-то изменяется).

– Сформулируйте вопрос к уроку.(– Как изменяется глагол, кроме изменения по числам?)

Учитель на доске под второй стрелкой от слова “изменяется” в схеме ставит большой знак вопроса.

– Предположите, как еще может изменяться глагол.(– По родам, по падежам, по временам …)

– Попробуем устно изменить глагол “ПЕТЬ” по падежам.

(- И.п. кто? что? петь

Р.п. кого? чего? петь

Д.п. кому? чему? петь

Вывод: по вопросам падежей глагол не изменяется).

4. Исследование (работа в группах).

1). – Чтобы проверить другие мнения, проведем исследование: как еще могут изменяться глаголы. Группа работает по плану на доске. Задание выполняйте на карточке.

1.        Прочитайте предложения.

2.        В скобках запишите вопрос к глаголу.

3.        Определите, когда, относительно момента речи, происходит действие.

4.        Запишите вывод.

Карточка 1.

Солнце (что … ?) светит.

(Что … ?) Цветут кисти черемухи.

Вывод: действие происходит ……. момент речи.

Карточка2.

(Что … ?) Растаял снег.

(Что … ?) Прилетели птицы.

Вывод: действие происходит …… момента речи.

Карточка 3.

Скоро (что … ?) зазеленеет травка, будут (что … ?) цвести яблони.

Вывод: действие происходит …… момента речи.

-Что будете делать?

-С какой целью будете это делать?

2). Дети читают план работы, работают в группах. Учитель организует работу детей, оказывает необходимую помощь.

3). Отчет групп. Каждая группа называет вопросы к глаголам и глаголы. Учитель после вывода каждой группы озаглавливает столбики:

I столбик “В момент речи”

II столбик “До момента речи”

III столбик “После момента речи”

Дети в тетрадях также озаглавливают три столбика.

4). Общий вывод делает учитель вместе с детьми, приводя примеры, записанные на доске.

– Если глагол отвечает на вопрос “что делает?” или “что делают?” и обозначает действие, которое происходит в момент речи, то этот глагол стоит в настоящем времени.(в I столбике добавляется запись - настоящее время;

– Если глагол отвечает на вопрос “что делал?”, или “что сделал?”, или “что делали?”, или “что сделали?” и обозначает действие, которое происходило до момента речи, то этот глагол стоит в прошедшем времени.(во II столбике добавляется запись прошедшее время;

– Если глагол отвечает на вопрос “что сделает?”, или “что сделают?”, или “что будет делать?”, или “что будут делать?” и обозначает действие, которое произойдет после момента речи, то этот глагол стоит в будущем времени.(в III столбике добавляется запись будущее время.

-Приведите примеры глаголов в н.в., п.в, б.в.

5). – Разные глаголы могут обозначать действия, которые происходят в разное время. Но изменяется ли по временам один и тот же глагол? Проверим.

– Что мы сейчас делаем?(– Работаем)

– В каком времени стоит этот глагол?(– В настоящем, так как действие происходит в момент речи).

– Запишите глагол в тетрадь в I столбик. Выделите окончание. (– Окончание –ем).

– Что мы делали вчера? (– Работали).

– В каком времени стоит этот глагол?(– В прошедшем, так как действие происходило до момента речи).

– Запишите глагол во II столбик. Выделите окончание.(– Окончание – и).

– Что мы будем делать завтра?(– Будем работать).

– В каком времени стоит этот глагол?(– В будущем).

– Запишите оба глагола в III столбик. Выделите окончание в глаголе “Будем”. (– Окончание –ем. Добавляется глагол-связка, так как время будущее сложное).

– Сравните окончания глагола в разных временах, сделайте вывод.(– Окончание глагола изменяется, значит один и тот же глагол изменяется по временам).

– На какой вопрос мы ответили? (– Как изменяется глагол, кроме изменения по числам?)

Учитель убирает из схемы знак вопроса и дописывает под второй стрелкой “изменяется” “по временам”.

– Вы еще предполагали, что глаголы могут изменяться по родам. Так ли это, мы исследуем на другом уроке.

6). – Сформулируйте тему сегодняшнего урока.(– Изменение глаголов по временам)

Откройте учебник. Прочитайте для себя тему урока и скажите: правильно ли вы сформулировали ее. Дети открывают учебники, читают, сравнивают.(– Да, правильно.)

– Молодцы! Вы правильно сформулировали тему урока.

6. Работа с правилом.(учебник, электронное приложение)

– Прочитайте правило.

– Как в русском языке изменяются глаголы, относительно момента речи?(Глаголы изменяются по временам).

7. Физкультминутка. Игра “Не ошибись!”

Один ученик называет действия, все ученики их выполняют.– Стою, прыгаю на двух ногах, марширую, стою, прыгаю на одной ноге, стою, приседаю, хлопаю, топаю, стою, наклоняюсь в стороны, стою, сижу.

8. Первичное закрепление

1). – В каком времени назывались глаголы-команды во время физкультминутки?– В настоящем, так как действие происходило в момент речи

2) Работа по учебнику.упр.198.

-Что будем делать? Чему будем учиться, выполняя это упражнение? Какие можно ещё выполнять задания, научившись определять время глагола.

3) Выполнение задания из электронного приложения к учебнику

9. Итог урока.

– Что нового каждый из вас узнал на уроке?

– Как изменяются глаголы?(– Глаголы изменяются по числам и временам).

Время и число глагола это постоянный или непостоянный признак?

– В каком времени могут стоять глаголы?(– В настоящем, в прошедшем, в будущем).

10. домашнее задание.

12.Первичная проверка знаний.

Тестовая работа с использованием системы электронного голосования.

11. Рефлексия.

Дидактическая игра.(работа в парах)

 3 ряда – это 3 команды. Для игры необходимы: магнитная доска, разделенная на три части: «Настоящее время», «Прошедшее время», «Будущее время».

 Три набора карточек с написанными на них глаголами в настоящем, прошедшем и будущем времени (в каждом наборе – по 6 карточек одного цвета):

 иду          

 пишет                

 читаем

 берешь        

 говоришь        

 возьмешь

 нарисовал        

 едут        

 гуляете

 возьму        

 ловила              

 съел

 напишем        

 закроют        

 споем

 строим        

 привезли        

 подросло

            Игроки в парах определяют время глагола, потом один представитель пары выходит к доске . Побеждает  команда, которая допустит меньше ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Неопределённая форма глагола"

В данной презентации содержится материал к двум последовательным урокам русского языка в 3 классе  по теме "Неопределённая форма глагола" по УМК Гармония....

Урок русского языка по теме "Неопределённая форма глагола"

Урок русского языка для 4 класса по системе Занкова с использованием интерактивной доски....

Конспект урока русского языка по теме "Неопределенная форма глагола"

Предлагаю Вашему вниманию конспект  урока русского языка для 4 класса по теме "Неопределенная форма глагола". На уроке используются разные виды работ: фронтальная, индивидуальная, дифференцирован...

Разработка урока русского языка по теме "Неопределенная форма глагола".

Развернутый конспект урока русского языка в 4 классе по УМК "Школа России"....

Методическая разработка урока русского языка во 2 классе "Изменение глаголов по временам"

Подробный конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Изменение глаголов по временам", где все тексты заданий связаны со сказкой А.Толстого "Золотой ключик..."...