Урок русского языка в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок русского языка в 3 классе
Программа «Школа России»
Тема: Понятие об имени существительном
Метапредметная тема: Определение и понятие
Цели:
- Повторение материала об имени существительном, обозначающем предметы и явления природы. Расширение понятия об имени существительном, обозначающем действия и признаки. Различение категорий: понятие и определение.
- Формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умения самостоятельно решать учебные задачи, анализировать и синтезировать учебный материал. Развитие фонематического слуха, внимания, абстрактного и логического мышления, речи.
- Воспитание любви к русскому языку, культуры учебного труда.
Оборудование:
Слайд-презентация, карточки для составления схемы «Имя существительное обозначает предметы, явления природы, действия и признаки». Игрушка Крош («Смешарик»). Бланки тетрадей «Лесной школы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_na_konkurs_2011.doc | 90 КБ |
imya_sushch_3_kl.ppt | 1.64 МБ |
zagadki_k_ur_imya_sushch.doc | 20.5 КБ |
na_urok_v_pechat.doc | 19.5 КБ |
smeshariki_na_kartochke_dlya_obr_svyazi.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе
Программа «Школа России»
Тема: Понятие об имени существительном
Метапредметная тема: Определение и понятие
Цели:
- Повторение материала об имени существительном, обозначающем предметы и явления природы. Расширение понятия об имени существительном, обозначающем действия и признаки. Различение категорий: понятие и определение.
- Формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умения самостоятельно решать учебные задачи, анализировать и синтезировать учебный материал. Развитие фонематического слуха, внимания, абстрактного и логического мышления, речи.
- Воспитание любви к русскому языку, культуры учебного труда.
Оборудование:
Слайд-презентация, карточки для составления схемы «Имя существительное обозначает предметы, явления природы, действия и признаки». Игрушка Крош («Смешарик»). Бланки тетрадей «Лесной школы».
«Секретное задание» для 3 учащихся: стихи-загадки о частях речи. Всему классу дается творческое задание: нарисовать рисунок-схему «Имя существительное».
Есть один седой старик.
Превращаться он привык
В шляпу, бабушку, котлету,
В кактус, зонтик и ракету,
В тапочки, в слова, в конфеты -
Словом, в разные предметы! (имя существительное)
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь! (имя прилагательное)
Что без меня предметы?
Лишь названия!
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады,
И хлеб в полях растёт! (глагол)
Слайд | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 2 | Оргмомент Приветствие учащихся, пожелание успехов в изучении новой темы. | Настраиваются на учебную деятельность Читают хором |
Запись в тетради числа. - Ребята! Что вы скажете о сегодняшнем дне? | Называют число, день недели и т.д. | |
3 | Повторение - Ваши одноклассники приготовили вам секретное задание. - Ваша цель – внимательно слушать и угадать название части речи. | 3 подготовленных ученика загадывают загадки об изученных частях речи. |
1 ученик Есть один седой старик. Превращаться он привык В шляпу, бабушку, котлету, В кактус, зонтик и ракету, В тапочки, в слова, в конфеты - Словом, в разные предметы! - Имя существительное! | ||
4 | - Что вы знаете об имени существительном? | Имя существительное отвечает на вопросы КТО? ЧТО? обозначает предметы и явления природы. |
5 | - Проверьте ваш ответ. | - Правильно! |
6 | 2 ученик Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь! - Имя прилагательное! | |
- Что вы знаете об имени прилагательном? | Имя прилагательное отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? Обозначает признак предмета | |
7 | - Проверьте ваш ответ. | - Правильно! |
8 | 3 ученик Что без меня предметы? Лишь названия! А я приду – всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады, И хлеб в полях растёт! - Глагол! | |
- Что вы знаете о глаголе? | Глагол отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? обозначает действие предмета. | |
9 | - Проверьте ваш ответ. | - Правильно! |
- Спасибо нашим ребятам за подготовку «Секретного задания»! Классу спасибо за работу. | ||
10 | - Все ли части речи вы назвали? - Какие еще части речи вы знаете? | - Нет. Перечисляют. |
11 | Метапредмет - Каждый день мы узнаем новое, встречаем новые понятия и их определения. Так мы знакомимся с целостной картиной мира. Изучить науку без понятий нельзя. Вы становитесь старше, узнаете все больше, расширяете свой кругозор. | Слушают. |
12 | Объявление темы урока. - На сегодняшнем уроке мы расширим понятие об имени существительном, дополним его определение. - Прочитаем тему нашего урока вместе. - Тему урока я запишу на доске. | Слушают. Хором читают со слайда. |
13 | Актуализация знаний. - Сначала выясним, что вы уже знаете об имени существительном? | 1 ученик начинает, остальные внимательно слушают и по цепочке дополняют. |
- Ребята! Кто из вас внимательно слушал все ответы и может прокомментировать их? | 1 ученик комментирует рассказ и высказывает свое мнение об услышанном. | |
- Как вы думаете, вы все знаете об имени существительном? - Готовы продолжить изучение этой части речи? | Отвечают | |
14 15 | - Откройте учебник стр. 52 упр.4. Самостоятельно прочитайте задание. Есть вопросы? - Как вы поняли, что надо сделать? На доске прикрепляю слова схемы «Имя существительное обозначает предметы, явления природы» | Самостоятельно читают задание. - Выбрать имена существительные, обозначающие предметы и явления природы. |
Ситуация выбора - Я приглашаю к доске 2 учащихся, а они выберут себе помощников. | Ученики выбирают себе пару для работы у доски. | |
- 1 пара выписывает имена существительные, обозначающие предметы, а 2 пара - явления природы. | Класс работает в тетрадях, пары – на доске. | |
- Если у вас возникают вопросы, обращайтесь за помощью. | ||
- Проверим работу на доске. Что скажете? Самопроверка в тетрадях. | Класс комментирует выполнение работы. Дополняет. Исправляет. | |
16 | Проблемная ситуация - Смогли ли вы до конца выполнить задание? Почему? | - Нет. Оставшиеся слова обозначают не предметы и не явления природы. |
17 | - Прочитайте эти слова. Что заметили? - Сделайте вывод. Добавляю к схеме «действие» | Читают хором. Варианты ответов. – Эти слова обозначают действие. |
- Дополнили понятие об имени существительном? Расскажите! | Хором: Имена существительные обозначают действие. | |
- Запишите в тетради новое понятие. Запомните его. | ||
- Какая проблема у вас возникает? | - Имена существительные, которые обозначают действие, похожи на глаголы. | |
Самостоятельный поиск решения проблемы. - Хотите научиться различать имена существительные, которые обозначают действие, и глаголы? - Сейчас вы будете работать в группе и искать ответ на вопрос: КАК различить имена существительные, которые обозначают действие, и глаголы? Стр. 53 упр. 5. Прочитайте задание. Есть вопросы? Все понятно? | - Да. Готовятся к работе в группах. Устное обсуждение. | |
Вариативность - Кто может ответить на поставленный вопрос? | Варианты | |
- Сделаем вывод: КАК различить имена существительные, которые обозначают действие, и глаголы? - Молодцы! Вы сами назвали способ различения частей речи! | - По вопросам! | |
18 | ФИЗМИНУТКА - Читаем хором и выполняем: Ходьба, Плавание, Приседания, Бег. - Что заметили? - Как доказать, что эти слова – имена существительные, которые обозначают действия? | Дети выполняют движения. -Все существительные обозначают действия! Это наше новое понятие! - По вопросам: ЧТО? – имена существительные, которые обозначают действия. |
Применения нового знания на практике - Вы познакомились с новыми понятиями. Вы теперь можете их применить? И другим сможете помочь? | ||
19 | - Почему вы засмеялись? | |
- Из сказочного леса сегодня к вам на урок пришёл один из Смешариков. Угадаете, кто это? - В начале урока вы назвали мне число. А какой наступил год? | - 2011. Год кролика! Крош! | |
Крош: - Ребята! Мне в лесной школе задали секретное домашнее задание. Поможете мне его выполнить? | - Поможем! - Какое? | |
20 21 | Стр. 53 упр. 6 . - Прочитайте задание. Есть вопросы? Все понятно? Что необходимо сделать? | |
Крош: - Ребята! В нашей лесной школе тетради тоже необычные. Командиры групп, подойдите, получите по листу. Если есть вопросы, обращайтесь за помощью. | По 1 человеку от каждой группы получают лист на группу для письменного выполнения работы. Работа в группе. | |
- Проверка. | Командиры выходят к доске и читают, как распределили слова по группам. | |
- Почему возникли сложности? | - Мы еще этого не знаем. | |
- Давайте вместе узнаем! Прочитайте оставшиеся слова. - Как можно назвать эту группу имен существительных? - Как выяснить, кто из вас прав? - А где это? | Читают хором. Варианты ответов. (Признак) - Посмотреть в научной книге. - В учебнике. | |
22 | - Откройте учебник стр.55. Здесь – научное определение понятия имени существительного. Прочитайте его. - Кто сможет красиво, выразительно прочитать определение? | Хором читают 1 ученик выразительно читает. |
23 | - Что нового вы узнали? - Расширилось определение понятия имени существительного? - Подчеркните карандашом НОВОЕ, что вы узнали на уроке. - Какую тему мы сегодня изучали? Давайте еще раз со слайда прочитаем научное определение понятия имя существительное. | - Имя существительное обозначает действия и признаки. Подчеркивают карандашом и ставят ! Имя существительное… обозначает … действия и признаки. Читают |
24 25 | - Вы достаточно хорошо усвоили новую тему? - Дома у вас будет возможность самостоятельно это проверить. Стр. 54 упр. 7 - Прочитайте задание. Есть вопросы? Все понятно? Что необходимо сделать? Выучите новое научное определение. - Крош приготовил для каждого из вас тетради «Лесной школы». Пока я вам их раздаю, в парах попробуйте выучить новое научное определение. Работа в паре - Задайте друг другу вопросы. Расскажите новое. | - Надо еще потренироваться. Отвечают. Учат. В паре рассказывают. |
26 | Итог урока. Рефлексия. | Дети говорят главное, что необходимо запомнить. Высказывают свое мнение об уроке. |
27 | Спасибо. Урок окончен. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Начинаем наш урок. Знания пойдут вам впрок! Тему новую пройдите! И понятия учите! И определения! Хорошего учения!
Секретное задание
Имя существительное Вопросы: КТО? ЧТО? Обозначает: - ПРЕДМЕТЫ - ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ
Имя прилагательное Вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? Обозначает: ПРИЗНАК предмета
Глагол Вопросы: ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? Обозначает: ДЕЙСТВИЕ предмета
Наука о языке Понятие Определение
Тема урока: Понятие об имени существительном
Расскажите обо мне!
Работа с учебником Стр. 52 упр. 4
Имя существительное Предметы Явления природы
Имя существительное Предметы ? Явления природы
Предметы Действия Явления природы Имя существительное
ФИЗМИНУТКА ходьба плавание приседания бег
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа по учебнику Стр. 53 упр. 6
Имя существительное Предметы Явления природы ?
Научное понятие Определение
Имя существительное Предмет Действие Явления природы Признак
Самостоятельная работа Стр. 54 упр. 7 Самопроверка Самооценка
Домашнее задание ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итог урока: Главное, что надо запомнить… Мне удалось… Меня удивило… Мне понравилось… Я порадовался за… Я хочу поблагодарить … за … Я могу похвалить себя за…
Запомните меня!
Предварительный просмотр:
Есть один седой старик.
Превращаться он привык
В шляпу, бабушку, котлету,
В кактус, зонтик и ракету,
В тапочки, в слова, в конфеты,
Словом, в разные предметы!
(имя существительное)
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
(имя прилагательное)
Что без меня предметы?
Лишь названия!
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады,
И хлеб в полях растёт!
(глагол)
Предварительный просмотр:
Имя существительное
Вопросы: КТО? ЧТО?
ОБОЗНАЧАЕТ
ПРЕДМЕТ
ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ
ПРИЗНАКИ
ДЕЙСТВИЯ
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...