Урок русского языка в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Евдокимова Юлия Владимировна

Урок русского языка в 3 классе

Программа «Школа России»

 

Тема: Понятие об имени существительном

 

Метапредметная тема: Определение и понятие

 

Цели:

 

  1. Повторение материала об имени существительном, обозначающем предметы и явления природы. Расширение понятия об имени существительном, обозначающем  действия и признаки. Различение категорий: понятие и определение.
  2. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умения самостоятельно  решать учебные задачи, анализировать и синтезировать учебный материал. Развитие фонематического слуха, внимания, абстрактного и логического мышления, речи.
  3. Воспитание любви к русскому языку, культуры учебного труда.

 

Оборудование:

 

Слайд-презентация, карточки для составления схемы «Имя существительное обозначает предметы, явления природы, действия и признаки». Игрушка Крош («Смешарик»). Бланки тетрадей «Лесной школы».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

Программа «Школа России»

Тема: Понятие об имени существительном

Метапредметная тема: Определение и понятие

Цели:

  1. Повторение материала об имени существительном, обозначающем предметы и явления природы. Расширение понятия об имени существительном, обозначающем  действия и признаки. Различение категорий: понятие и определение.
  2. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умения самостоятельно  решать учебные задачи, анализировать и синтезировать учебный материал. Развитие фонематического слуха, внимания, абстрактного и логического мышления, речи.
  3. Воспитание любви к русскому языку, культуры учебного труда.

Оборудование:

Слайд-презентация, карточки для составления схемы «Имя существительное обозначает предметы, явления природы, действия и признаки». Игрушка Крош («Смешарик»). Бланки тетрадей «Лесной школы».

«Секретное задание» для 3 учащихся: стихи-загадки о частях речи. Всему классу дается творческое задание: нарисовать рисунок-схему «Имя существительное».

Есть один седой старик.

Превращаться он привык

В шляпу, бабушку, котлету,

В кактус, зонтик и ракету,

В тапочки, в слова, в конфеты -

Словом, в разные предметы! (имя существительное)

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь! (имя прилагательное)

Что без меня предметы?

Лишь названия!

А я приду – всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады,

И хлеб в полях растёт! (глагол)


 Слайд

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

2

Оргмомент

Приветствие учащихся, пожелание успехов в изучении новой темы.

Настраиваются на учебную деятельность

Читают хором

Запись в тетради числа.

- Ребята! Что вы скажете о сегодняшнем дне?

Называют число, день недели и т.д.

3

Повторение

- Ваши одноклассники приготовили вам секретное задание.

- Ваша цель – внимательно слушать и угадать название части речи.

3 подготовленных ученика загадывают загадки об изученных частях речи.

1 ученик

Есть один седой старик.

Превращаться он привык

В шляпу, бабушку, котлету,

В кактус, зонтик и ракету,

В тапочки, в слова, в конфеты -

Словом, в разные предметы!

- Имя существительное!

4

- Что вы знаете об имени существительном?

Имя существительное отвечает на вопросы КТО? ЧТО? обозначает предметы и явления природы.

5

- Проверьте ваш ответ.

- Правильно!

6

2 ученик

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

- Имя прилагательное!

- Что вы знаете об имени прилагательном?

Имя прилагательное отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? Обозначает признак предмета

7

- Проверьте ваш ответ.

- Правильно!

8

3 ученик

Что без меня предметы?

Лишь названия!

А я приду – всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады,

И хлеб в полях растёт!

- Глагол!

- Что вы знаете о глаголе?

Глагол отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? обозначает действие предмета.

9

- Проверьте ваш ответ.

- Правильно!

- Спасибо нашим ребятам за подготовку «Секретного задания»! Классу спасибо за работу.

10

- Все ли части речи вы назвали?

- Какие еще части речи вы знаете?

- Нет.

Перечисляют.

11

Метапредмет

- Каждый день мы узнаем новое, встречаем новые понятия и их определения. Так мы знакомимся с целостной картиной мира. Изучить науку без понятий нельзя. Вы становитесь старше, узнаете все больше, расширяете свой кругозор.

Слушают.

12

Объявление темы урока.

- На сегодняшнем уроке мы расширим понятие об имени существительном, дополним его определение.

- Прочитаем тему нашего урока вместе.

- Тему урока я запишу на доске.

Слушают.

Хором читают со слайда.

13

Актуализация знаний.

- Сначала выясним, что вы уже знаете об имени существительном?

1 ученик начинает, остальные внимательно слушают и по цепочке дополняют.

- Ребята! Кто из вас внимательно слушал все ответы и может прокомментировать их?

1 ученик комментирует рассказ и высказывает свое мнение об услышанном.

- Как вы думаете, вы все знаете об имени существительном?

- Готовы продолжить изучение этой части речи?

Отвечают

14

15

- Откройте учебник стр. 52 упр.4. Самостоятельно прочитайте задание. Есть вопросы?

- Как вы поняли, что надо сделать?

На доске прикрепляю слова схемы «Имя существительное обозначает предметы, явления природы»

Самостоятельно читают задание.

- Выбрать имена существительные, обозначающие предметы и явления природы.

Ситуация выбора

- Я приглашаю к доске 2 учащихся, а они выберут себе помощников.

Ученики выбирают себе пару для работы у доски.

- 1 пара выписывает имена существительные, обозначающие предметы, а 2 пара - явления природы.

Класс работает в тетрадях, пары – на доске.

- Если у вас возникают вопросы, обращайтесь за помощью.

- Проверим работу на доске. Что скажете?

Самопроверка в тетрадях.

Класс комментирует выполнение работы. Дополняет. Исправляет.

16

Проблемная ситуация

- Смогли ли вы до конца выполнить задание? Почему?

- Нет. Оставшиеся слова обозначают не предметы и не явления природы.

17

- Прочитайте эти слова. Что заметили?

- Сделайте вывод.

Добавляю к схеме «действие»

Читают хором. Варианты ответов.

– Эти слова обозначают действие.

- Дополнили понятие об имени существительном? Расскажите!

Хором: Имена существительные обозначают действие.

- Запишите в тетради новое понятие. Запомните его.

- Какая проблема у вас возникает?

- Имена существительные, которые  обозначают действие, похожи на глаголы.

Самостоятельный поиск решения проблемы.

- Хотите научиться различать имена существительные, которые  обозначают действие, и  глаголы?

- Сейчас вы будете работать в группе и искать ответ на вопрос: КАК различить имена существительные, которые  обозначают действие, и  глаголы?

Стр. 53 упр. 5. Прочитайте задание. Есть вопросы? Все понятно?

- Да.

Готовятся к работе в группах.

Устное обсуждение.

Вариативность

- Кто может ответить на поставленный вопрос?

Варианты

- Сделаем вывод: КАК различить имена существительные, которые  обозначают действие, и  глаголы?

- Молодцы! Вы сами назвали способ различения частей речи!

- По вопросам!

18

ФИЗМИНУТКА

- Читаем хором и выполняем:

Ходьба,

Плавание,

Приседания,

Бег.

- Что заметили?

- Как доказать, что эти слова – имена существительные, которые обозначают действия?

Дети выполняют движения.

-Все существительные обозначают действия! Это наше новое понятие!

- По вопросам: ЧТО? – имена существительные, которые обозначают действия.

Применения нового знания на практике

- Вы познакомились с новыми понятиями. Вы теперь можете их применить? И другим сможете помочь?

19

- Почему вы засмеялись?

- Из сказочного леса сегодня к вам на урок пришёл один из Смешариков. Угадаете, кто это?

- В начале урока вы назвали мне число. А какой наступил год?

- 2011. Год кролика! Крош!

Крош:

- Ребята! Мне в лесной школе задали секретное домашнее задание. Поможете мне его выполнить?

- Поможем!

- Какое?

20

21

Стр. 53 упр. 6 .

- Прочитайте задание. Есть вопросы? Все понятно? Что необходимо сделать?

Крош:

- Ребята! В нашей лесной школе тетради тоже необычные. Командиры групп, подойдите, получите по листу. Если есть вопросы, обращайтесь за помощью.

По 1 человеку от каждой группы получают лист на группу для письменного выполнения работы.

Работа в группе.

- Проверка.

Командиры выходят к доске и читают, как распределили слова по группам.

- Почему возникли сложности?

- Мы еще этого не знаем.

- Давайте вместе узнаем! Прочитайте оставшиеся слова.

- Как можно назвать эту группу имен существительных?

- Как выяснить, кто из вас прав?

- А где это?

Читают хором.

Варианты ответов. (Признак)

- Посмотреть в научной книге.

- В учебнике.

22

- Откройте учебник стр.55.  Здесь – научное определение понятия имени существительного. Прочитайте его.

- Кто сможет красиво, выразительно прочитать определение?

Хором читают

1 ученик выразительно читает.

23

- Что нового вы узнали?

- Расширилось определение понятия имени существительного?

- Подчеркните карандашом НОВОЕ, что вы узнали на уроке.

- Какую тему мы сегодня изучали? Давайте еще раз со слайда прочитаем научное определение понятия имя существительное.

- Имя существительное обозначает действия и признаки.

Подчеркивают карандашом и ставят ! Имя существительное… обозначает … действия и признаки.

Читают

24

25

- Вы достаточно хорошо усвоили новую тему?

- Дома у вас будет возможность самостоятельно это проверить. Стр. 54 упр. 7 - Прочитайте задание. Есть вопросы? Все понятно? Что необходимо сделать? Выучите новое научное определение.

- Крош приготовил для каждого из вас тетради «Лесной школы». Пока я вам их раздаю, в парах попробуйте выучить новое научное определение.

Работа в паре

- Задайте друг другу вопросы. Расскажите новое.

- Надо еще потренироваться.

Отвечают.

Учат.

В паре рассказывают.

26

Итог урока. Рефлексия.

Дети говорят главное, что необходимо запомнить. Высказывают свое мнение об уроке.

27

Спасибо. Урок окончен.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 3 класс «Школа России» Тема: Понятие об имени существительном

Слайд 2

Начинаем наш урок. Знания пойдут вам впрок! Тему новую пройдите! И понятия учите! И определения! Хорошего учения!

Слайд 3

Секретное задание

Слайд 5

Имя существительное Вопросы: КТО? ЧТО? Обозначает: - ПРЕДМЕТЫ - ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ

Слайд 7

Имя прилагательное Вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? Обозначает: ПРИЗНАК предмета

Слайд 9

Глагол Вопросы: ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? Обозначает: ДЕЙСТВИЕ предмета

Слайд 11

Наука о языке Понятие Определение

Слайд 12

Тема урока: Понятие об имени существительном

Слайд 13

Расскажите обо мне!

Слайд 14

Работа с учебником Стр. 52 упр. 4

Слайд 15

Имя существительное Предметы Явления природы

Слайд 16

Имя существительное Предметы ? Явления природы

Слайд 17

Предметы Действия Явления природы Имя существительное

Слайд 18

ФИЗМИНУТКА ходьба плавание приседания бег

Слайд 19

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слайд 20

Работа по учебнику Стр. 53 упр. 6

Слайд 21

Имя существительное Предметы Явления природы ?

Слайд 22

Научное понятие Определение

Слайд 23

Имя существительное Предмет Действие Явления природы Признак

Слайд 24

Самостоятельная работа Стр. 54 упр. 7 Самопроверка Самооценка

Слайд 25

Домашнее задание ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слайд 26

Итог урока: Главное, что надо запомнить… Мне удалось… Меня удивило… Мне понравилось… Я порадовался за… Я хочу поблагодарить … за … Я могу похвалить себя за…

Слайд 27

Запомните меня!



Предварительный просмотр:

Есть один седой старик.

Превращаться он привык

В шляпу, бабушку, котлету,

В кактус, зонтик и ракету,

В тапочки, в слова, в конфеты,

Словом, в разные предметы!

(имя существительное)

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

(имя прилагательное)

Что без меня предметы?

Лишь названия!

А я приду – всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады,

И хлеб в полях растёт!

(глагол)



Предварительный просмотр:

Имя существительное

Вопросы: КТО? ЧТО?

ОБОЗНАЧАЕТ

ПРЕДМЕТ

ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ

ПРИЗНАКИ


ДЕЙСТВИЯ



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...