Урок русского языка в 4 классе на тему:«Правописание падежных окончаний имён существительных»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Елисеева Наталья Михайловна

Целевые установки на достижение результата:

личностные:

-развитие мотивов учебной деятельности;

-признание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

-потребность в самовыражении и самореализации.

метапредметные:

-способствование овладению навыками принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.

предметные:

-формирование умения применять правило о правописании  гласных  в падежных окончаниях существительных.

 Тип урока: открытие новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка учителя МАОУ Заборьевской СОШ Елисеевой Натальи Михайловны.

1. Предмет: русский язык

2. Класс: 4

3. Тема урока: «Правописание падежных окончаний имён существительных»

4. Целевые установки на достижение результата:

личностные:

-развитие мотивов учебной деятельности;

-признание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

-потребность в самовыражении и самореализации.

метапредметные:

-способствование овладению навыками принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.

предметные:

-формирование умения применять правило о правописании  гласных  в падежных окончаниях существительных.

5. Тип урока: открытие новых знаний.

6. Формы работы: фронтальная, парная.

7. Оборудование: компьютер с подключением к сети Интернет, мультимедийный проектор, экран.  Презентация

Структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

предметные

УУД

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

(2мин.)

Приветствие. Проверка готовности к уроку.  Создание эмоционального настроя.(Слайд 1.) 

Звучит песня «Улыбка».

- Когда мы улыбаемся кому-то, чем мы делимся?

- Поделитесь друг с другом хорошим настроением.

Подготовка класса к работе.

Предполагаемые ответы: радостью, хорошим настроением.

2. Актуализация знаний. (3мин.)

Организует наблюдение: предлагает ответить на вопросы.

- Внимание на экран. (Слайд 2)

Текст из песни «Улыбка»:

От улыбк..  станет всем светлей:

И слону, и даже маленькой  улитк.. .

Так пускай повсюду на земл..

Словно лампочки включаются улыбки .

- Выпишите  слова с пропущенными  буквами.

 -В какой морфеме они находятся?

- Во всех ли словах легко было вставить окончание? Почему?

Проводят наблюдение, отвечают на вопросы.

Умение различать морфемы.

Познавательные

Умение проводить наблюдение, выдвигать предположение и делать выводы.

3. Целеполагание.

(3мин.)

Предлагает выдвинуть предположение о теме урока, сформулировать учебные задачи.

-Исходя из ваших ответов, попробуйте сформулировать тему урока.

- Чему вы должны на этом уроке научиться?

-Каковы задачи данного урока?

- Откройте стр. учебника 156. Правильно ли вы сформулировали тему?

Участвуют в формулировании темы урока и в целеполагании.

Коммуникативные

Умение формулировать собственное мнение.

4. Открытие новых знаний.

(8мин.)

3 мин.

5 мин.

5. Физкультминутка.

(1 мин.)

6. Применение полученных знаний на практике.

3 мин.

7 мин.

7 мин.

7. Контроль знаний.

(5мин.)

8. Рефлексия.

(4 мин.)

9. Домашнее задание.

(2 мин.)

Организует работу по изучению нового материала.

1.Работа  с таблицей.

Рассмотрите таблицу на стр. 156-157 и ответьте на вопросы:

- В каких падежных формах существительных пишется безударное окончание  -е, а в каких –

-и?

- Какие условия необходимы для правильного написания падежных окончаний существительных?

- Сделайте вывод, сформулируйте правило.

Организует работу в парах.

2. Работа в парах.

- А теперь составьте алгоритм, позволяющий правильно написать гласные в падежных окончаниях существительных.

(Слайд 3)

- Какие слова – подсказки вы можете назвать для 1-го склонения? (Земля, рука, лиса и т. д.)

- Для 2-го? (Слон, окно и т. д.)

- Для 3-го? (Степь и т. д.)

Организует обучающихся на выполнение упражнений для снятия утомления глаз.

- Следите за появляющимися героями.

(Слайд 4.)

1) Учитель читает слова: бегемот,  площадка, площадь,  копыто, юноша, тень, конь, яблоня. (Б)

– Запишите их в родительном и предложном падежах единственного числа.

– Подчеркните орфограммы.

2) Упр. 91.

а) Списать пословицы, вставляя окончания существительных. Обозначьте окончания, устно объясните выбор –и или –е. (Б)

б) Прочитайте пословицы, расскажите, в каких ситуациях их уместно употребить. Найдите среди пословиц побудительные предложения, объясните, что они передают.(П)

3. Предлагает разгадать

кроссворд:

http://learningapps.org/461868

- Какое окончание во всех этих словах в П.п.?

Организует контроль знаний  в форме графического диктанта.

Отдыхали в лагере, выступали по очереди, собрались на площадке, расположились на склоне, к общей радости, дотянуться до радуги, увидеть на небе, на окраине леса, встретиться около рощи.

(Слайд 5)

Предлагает учащимся по кругу продолжить фразы:

   сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

урок дал мне для жизни…

(Слайд 6).

Предлагает задания на выбор.

 Упр. 89

1) Выпишите словосочетания гл.+сущ., определите падежные формы существительных. (Б)

2) Сравните графическую и звуковую форму двух суффиксов. Подберите к каждому из них существительные из прочитанного текста. Чем различаются значения этих слов, образованных от одинаковых глаголов?  (П)

[эн' ий]                 [эн' й]

-ени- (-е)           -ень- (-е)

Проводит инструктаж по выполнению д.з.

Изучают таблицу, сравнивают, делают выводы, формулируют правило.

Составляют алгоритм.

1.  Поставить слово с безударным окончанием в начальную форму для того, чтобы определить склонение.

2. Определить падеж слова с безударным окончанием.

3.  Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.

4.  Для проверки: подобрать слово того же склонения, но с ударным окончанием.

5.  Поставить в форму того же падежа, что и проверяемое слово, слово с ударным окончанием.

6.  Записать то же окончание в безударную позицию.

На доске опорная схема:

1.  Нач. ф. → род →  → скл.

2.  Падеж.

3.  □

4.  Проверочное слово.

5.  Пров. слово → падеж

6.  □

Следят глазами за анимацией и слушают песню.

 

Ученики слушают слова, записывают их в форме Р.п. и П.п.

Доказывают правильность выбора орфограммы, используя алгоритм.

Слушают словосочетания, распознают окончание существительных, записывают по порядку окончания Е или И.

Проверяют по ключу, оценивают свою работу.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

Записывают   д.з., слушают инструктаж

Умение определять склонение существительных.

Умение определять падеж существительных.

Умения применять правило о правописании  гласных  в падежных окончаниях существительных.

Умения отличать побудительные предложения от других видов.

Умения применять правило о правописании  гласных  в падежных окончаниях существительных.

Умения отличать словосочетания от других синтаксических единиц.

Регулятивные

Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров при работе с новым учебным материалом.

Познавательные

Структуирование текстов, включая умение выделять главное, выстраивать последовательность действий.

Метапредметные

Адекватно воспринимать на слух текст учебно-научного стиля, преобразовывать воспринятую информацию в другие формы.

Метапредметные

Строить высказывание по теме.

Личностные

Стремление к речевому самосовершенствованию.

Регулятивные

Контроль и коррекция.

Самооценка.

Регулятивные.

Соотносить цели и результаты своей деятельности,

определять степень успешности работы,

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи.

Метапредметные.

Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Анализировать, сравнивать, классифицировать, строить логические рассуждения,  делать выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе" ПНШ

Урок закрепления нового знания  по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе" в 3 классе с УУД , Перспективная начальная школа....

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных".

Эта презентация к уроку русского языка по системе "Школа 2100". Тема урока "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных". Эта одна из трудных тем русского языка в 4 классе.  Х...

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе» УМК ПНШ

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»Деятельностная цель: организовать исследовательскую деятельность учащ...

Урок русского языка в 4 классе по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа».

•Урок русского языка в 4 классе по теме•«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа" проведён с использованием проблемно-поискового метода. Тип урока-урок введ...

Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме:" Правописание безударных падежных окончаний имён существительных".

: Цель этого урока              развивать умение правильно писать безударные окончания существительных в Род., Дат., Пр. падежах....

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме:"Правописание безударных падежных окончаний имён существительных".

Презентация поможет  при подготовке к укору учителю . который работает по программе "Школа России"....

Тест по русскому языку 4 класс по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа" по программе " Школа России"

Тест по русскому языку для учащихся 4 класса по теме " Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа" по программе " Школа России"...