Конспект урока "Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д"
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс) на тему

Зорина Ольга Владимировна

Урок чтения. Изучение нового материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.

Цели.

  • познакомить с согласными звуками [д], [ д'], буквой д;
  • учить дифференцировать звуки [д], [д'];
  • формировать навык чтения;
  • обогащать словарный запас детей;
  • развивать интерес к чтению и желание читать;
  • создать условия для развития наблюдательности, фонематического слуха, орфографической зоркости;
  • продолжить воспитание доброты, отзывчивости, любви к родным и окружающим людям;
  • развивать творческие способности учащихся.

1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Он зимний, интересный.
И гостей собрал всех вместе.
Повернитесь к ним скорей,
Поприветствуйте гостей!
Мы работать будем дружно,
Чтоб услышать нам в конце,
Что в нашем первом классе
Все ребята - молодцы!

Сегодня можно за партой тихонько сидеть,
А можно отправиться в лес-
Чудеса посмотреть.

Руки? – На месте!

Ноги? – На месте!

Локти? – У края!

Спина? – Прямая!!

2. Актуализация знаний.

 - Сегодня я приглашаю вас на прогулку в  лес. Для чего можно пойти в лес? 
- А мы пойдем в  сказочный лес за новой буквой и звуками  и возьмем с собой  корзинки. 
- Эта корзинка для букв (выставляется корзинка). 
- А вот вторая корзина – для звуков. Вы ее видите? А почему?
- А почему корзинка для букв пустая, мы ведь с вами столько букв  изучили, давайте  соберем  их в корзинку? (буквы рассыпаны по всему классу)
- На какие 2 группы делятся все буквы? (гласные, согласные)
- Какие звуки называются гласными? 
- Какие звуки  называются согласными?
- Какими могут быть согласные звуки? (При ответе пользуйтесь схемой)
- Итак, в добрый путь! 

3. Постановка учебной проблемы.

- С нами на прогулку отправляются озорной Домовёнок Кузя и дедушка Домовой.

- А почему именно эти герои, вы определите сами, если будете сейчас моими помощниками. Помогите мне закончить предложения.

* На доске появляется картинка.

Тут наш... (дом)

*картинка дома

Над домом... (дым)

*картинка дыма

У дома (дерево)

*картинка дерева

На дереве... (дупло)

*картинка дупла

У дупла... (дятел)

*картинка дятла

К дому ведет....(дорожка)

*картинка дорожки

У дома сидит (дед)

*картинка деда

- Это отдельные предложения или текст? Почему?

(* предложения связаны по смыслу;

*можно дать название)

- Придумаем заглавие.

- Повторить весь текст с заглавием.

-Что заметили интересного в тексте?

Назовите слова, которые вы добавляли.

(дом, дуб, дятел, дым, дорожка, дедушка)

-Что заметили?

-На какой звук начинаются все эти слова?

Откройте Азбуку на с. 105.

- Сформулируйте тему урока.

- Каковы задачи нашего урока? Чему вы должны научиться?

(Прикрепляет кружочки разного цвета на доске на каждую задачу урока)

http://festival.1september.ru/articles/614889/img1.jpg

-познакомиться с новым звуком и новой буквой;

-учиться отличать звуки от других звуков;

- учиться читать и писать слоги, слова с новой буквой.

4. "Открытие" детьми нового знания

- Произнесите слово - домовёнок, выделяя первый звук.

- Назовите этот звук. Охарактеризуйте звук [Д].

Звук [Д] — согласный, звонкий, твердый.

- Произнесите слово - дедушка. Выделите первый звук.

- Охарактеризуйте звук [Д']

Звук [Д'] — согласный, звонкий, мягкий.

- Сделайте общий вывод, с какими звуками мы сегодня познакомились, и охарактеризуйте их.

- Какой буквой обозначим звуки [Д], [Д ']? ("ДЭ"). Покажите букву Д.

- На что похожа буква "Д"?

Итак, мы решили первую поставленную задачу. (переворачивается кружок, а на нем смайлик)

-Мы познакомились с новым звуком и новой буквой.

-Для того, чтобы буква попала в нашу чудесную корзинку, надо ее принарядить. У вас на парте лежат наборы для творчества.  На листах в наборе вы увидите букву, сделайте ее яркой и незабываемой. Чтобы никогда не спутать ее с другой буквой.

Выставка работ. Думаю, что эти буквы мы можем положить в нашу корзину.

Что произойдет, если рядом с буквой д, мы поставим гласную? Слог.

- Научим читать Домовёнка!

-Давайте потренируемся.

-Везде ли звук д звучал одинаково? Нет.

5. Исследовательская работа.

-Проведём ещё одно небольшое исследование и узнаем  -от чего зависит мягкость и твердость звуков  д, д’.

Задание: - Прочитайте слова на карточках у вас на столе. Проанализируйте внимательно слова ,обозначьте в каких словах звук д– твердый, в каких – мягкий

Даша, дым, дети, домик, дело, Дима, Денис, душ

Слова, в которых, звук д – твёрдый

обведите синим цветом, а слова, в которых  звук д’ – мягкий – зеленым цветом

 Проверка. Чтение слов.

- Подумайте, от чего зависит мягкость и твердость согласных звуков д, д’?(от того какая буква стоит после них: появляется  схема

  • е, и

 - а, о, у , ы

Итак, проведя исследование, к какому выводу вы пришли?

Вывод:Мягкость звука зависит от гласного, который находится после него.

-Сейчас мы решили вторую поставленную задачу, познакомились с буквой и не будем путать с другими буквами. (Переворачивается кружок, появляется смайлик.)

6. Физкультминутка.

-Предлагаю поиграть.

Я буду называть слова. Если прозвучит слово, в котором буква Д обозначает мягкий согласный, встают девочки, а если твердый согласный, встают мальчики.

Слова:  Дима, дым, дельфин, дочка, дежурный, дача, дерево, Даша, дыня и т.д

7. Знакомство с письменной буквой.

-Буква Д бывает печатная и мы с ней уже познакомились, а бывает письменная. Давайте посмотрим из каких элементов она состоит?

Просмотр презентации Письмо с секретом.

- На второй строке прочитайте слоги.

Да, ди, ду.

8. Физминутка.

9. Самостоятельная работа с проверкой.

- Дедушка Домовой наблюдал за вами весь урок и тоже приготовил для вас задание.

да

рево

(начало слова на доске, а окончание расклеено по доске,

ды

кобраз

учащиеся не только составляют слово, но и объясняют

ду

брота

его значение)

ди

ня

де

дочка

до

ча

 Воспитательный момент.

- Ребята, как вы понимаете смысл слова «доброта»?
- В словаре Ожегова записано: «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро людям».

Есть такая пословица : «Жизнь дана на добрые дела». Как вы понимаете её смысл?

 Словарная работа.

- Много добрых дел выполняют и водолазы. А кто это такие?
- В словаре Ожегова записано: «Водолаз – рабочий, занимающийся подводными работами в специальной водонепроницаемой одежде».

-Беседа.

-Царство рек, озер, морей велико и обширно. 2/3 нашей планеты покрыто водой. С поверхностью водоемов люди давно знакомы, а что таили их глубины, было неведомо. Но вот человек изобрел водолазный костюм, позволяющий ему спускаться на большие глубины. Люди узнали много интересного о жизни под водой, смогли все это зарисовать и записать в книгах.. В наше время водолазы ведут любые подводные работы.

- Чтение текста. С.105

-Что вы можете сказать о работе водолазов?

-У кого папы работали водолазами?

-Где они работали?

-Что делали?

-Вот и третья учебная задача выполнена, мы прочитали слоги и слова с буквой Д. (Переворачивается третий кружочек, а на нем смайлик.)

10.Итог урока.

-С какой буквой мы познакомились сегодня на уроке.

-Оцените себя, все ли вам удалось?

-Возьмите зеленый квадрат, если вам все удалось и вы довольны собой, со всеми заданиями справились.

-Возьмите синий квадрат, если у вас не все получилось, но вы старались.

-Возьмите красный квадрат, если было очень трудно и вам нужна помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. Звук [Й] и буква Й.

Конспект по обучению грамоте....

Конспект урока. Звук [Ч ] и буква Ч.

Конспект урока русского языка из раздела обучение грамоте....

Конспект урока: "Звуки [х], [х\']. Буква Х, х"

Цели: 1. Познакомить с буквой Х, х, согласными звуками [х], [х’]. 2. Развивать фонематический слух учащихся. 3. Воспитывать бережное отношение к хлебу....

Конспект урока " Звуки [п], [п\'], буквы П,п "

Целиь урока : познакомить со звуками [п], [п\'], буквами П, п.Дать характеристику, закрепить умение делать звуко-буквенный анализ слов, учить читать слоги, слова с буквами П,п; развивать внимание, мышл...

Конспект урока: "Звуки [х], [х\']. Буква Х, х"

Цели:1. Познакомить с буквой Х, х, согласными звуками [х], [х’].2. Развивать фонематический слух учащихся.3. Воспитывать бережное отношение к хлебу....

Конспект занятия "Звуки [к], [к’]. Буква К к"

      Тема: Звуки [к], [к’]. Буква К к.     Цели:Познакомить детей со звуками [к], [к’] и с буквой  Кк. Учить детей чётко    произносить [к], [...