Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но. 4 класс Школа 2100
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Кардакова Наталья Владимировна

В данном материале вы найдёте разработку открытого урока на тему "Запятая в сложном предложении  с союзами а, и, но"

Скачать:


Предварительный просмотр:

4 класс

Тема: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и. а, но. 

Тип урока: урок развития умений и навыков

Цели: Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Предметные:

1.С помощью чего соединяются части сложного предложения;

2. Какую роль в сложном предложении играют союзы И,А,НО;

3.Развитие умения ставить запятые в сложном предложении с союзами;
4.Развивать умения отличать простые предложения от сложных; 
5.Развивать умение конструировать предложения;
6.Развитие умения составлять схемы простых и сложных предложений;
7.Работать над развитием речи учащихся.

Ход урока:

1.Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

- Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка?

Открывается запись (Слайд 2)

Урок

интересный
познавательный
развивающий
плодотворный

- Поясните каждое понятие.
- Чтобы получился урок таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь.
- Какими должны быть на уроке вы, ученики?

Открывается запись (Слайд 3)

Ученики

активные
думающие
работоспособные
внимательные
аккуратные
дисциплинированные

- Сможете стать такими на уроке русского языка?

- В конце урока мы проанализируем, получился ли он таким, каким мы его хотели видеть.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».


2. Минутка чистописания

Презентация чистописания (слайд 5)

 

3.Словарная работа

-Запишите словарные слова, подчеркните букву безударного гласного в корне слова.

(Колено, корова, копыто,  костёр, колесо.)


4. Актуализация знаний

- На слайде записаны предложения. Прочитаем их. (Слайд 4)

Наступили осенние дни.

Журавли полетели в тёплые края.

-Какие это предложения?

- Докажите, что они простые, составим схему.

- Составьте из двух простых предложений сложное предложения.

- Какое предложение у вас получились?

Наступили осенние дни, и журавли полетели в тёплые края. (Слайд 5)

- Запишите его в тетрадь.

- Выделите грамматические основы.

- Составьте схему этого предложения.  (1 ученик у доски)

- Проверяем, правильно ли составили схему? (Слайд 5)

- С помощью чего мы соединили простые предложения, входящие в состав сложного предложения?                                                      (С помощью союза и)    

- Почему перед союзом и стоит запятая?  

5. Определение темы и целей урока. Формулирование проблемы.

- Используя схему, определите тему урока. (Слайд 6)

   
Тема урока: Запятая в сложном предложении с союзами
и, а, но и в простых предложениях с однородными членами предложения и союзами и, а, но. (Слайд 7) 

- Какие умения мы будем развивать при изучении этой темы?  (Слайд 8)

- Какова роль союзов в предложении?
(Соединяют части предложения или однородные члены)

- Какие вы знаете союзы? (и, а, но)

- Соедините вид предложения с нужным союзом.  (Слайд 9)

- Составьте самостоятельно инструкцию (алгоритм) как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении. Работаем в парах.

- Откройте учебник, стр. 71, упр. 75

1.Найти и подчеркнуть……… (грамматическую основу предложения)
2. Посчитать…………………(сколько их)
3. Если основ две или больше, то…….(это сложное предложение)
4.Найти границы…………… (простых предложений)
5. Выделить…………………(союзы, если они есть)
6.Поставить…………………(запятые)

Проверка: самопроверка

- Давайте сравним вашу инструкцию с той, которая дана в конце учебника на стр.160

8. Развитие  умений.

- На слайде напечатан текст.  (Слайд 10)

- Прочитайте текст про себя, озаглавьте  его.       (Осень)

- Используя алгоритм, выполним следующее задание.

- Вам необходимо определить какие предложения в тексе?

Осень.

Наступила осень. Птицы улетают в тёплые края. Листья опадают с деревьев, и в воздухе протянулась паутина. Лес обнажился, часто идут нужные дожди. Когда веют холодные ветры, ветви деревьев качаются.

- Какие умения формировались  при выполнении этого  задания?     (Умение различать простые и сложные предложения)

- Прочитайте ещё раз первое предложение, какое оно?    (Простое и нерасп.)

- Дополните это предложение однородными второстепенными членами предложения?

9. Динамическая музыкальная пауза

10. Работа в учебнике

-Открываем учебник стр. 72, упр. 77

- Прочитаем задание, что нужно сделать?

- Выполнение упражнения  по заданию в тетрадь. (1 абзац)

- Какие умения формировались  при выполнении этого  задания?     (Умение ставить запятые в сложном предложении с союзами и, а, но)

- Выберите схему сложного предложения? Обоснуйте свой ответ. (Слайд 11)    

1.[═  ―].

2.[―  ═ , ═].

3.[―  ═] , [═  ―].           (3 схема)                         

11. Самостоятельная работа

- Найдите и выпишите сложные предложения. Составьте к ним схемы. (Слайд 12)

1.  Дождь стучал по крышам и трепал листья в саду.

2.  Осень наступила, высохли цветы, и глядят уныло голые кусты.

3.  Над лугами шёл холодный дождь, и ветер налетал косыми ударами.

- Какие предложения вы выписали? Обоснуйте свой ответ.    (2 и 3 предложения)

- Какие умения формировались  при выполнении этого  задания?     (Умение различать сложные предложения с союзами а, и, но от простых предложений с однородными членами предложения)

- Оцените свою работу?

12. Развитие умения составлять сложные предложения.                            Дополнительные задания

- Составьте из двух простых предложений сложное. (Слайд 13)

1 вариант

1.Поднялся сильный ветер.

2.Море разбушевалось.

2 вариант

1.Стояли ясные дни.

2.Птицы готовились к отлету.

- Какие умения формировались  при выполнении этого  задания?     (Умение составлять сложное предложение из простых)

-  Внимательно посмотрите на доску и придумайте задание (Слайд 14)

- Соедините подходящие по смыслу  части из левого и правого столбика так, чтобы получились сложные предложения.

Дует ветер,

но в лесу всё ещё было сыро.

Утром дождь перестал,

и разослало на землю свои лучи.

Выплыло из-за туч солнышко

и листва шуршит.

Дует ветер, и листва шуршит.

Утром дождь перестал, но в лесу все еще было сыро.

Выплыло из-за туч солнышко и разослало на землю свои лучи.  (Слайд 15)

13.  Итог урока

- Какое предложение называется сложным? Как его отличить от простого?
- С помощью чего соединяются части сложного предложения?

14. Рефлексия урока

- Получился ли урок таким,  каким  мы его хотели видеть?

- Оцените свою работу на уроке в бланке оценки урока.

- Молодцы ребята, спасибо за интересный урок, вы все очень хорошо работали.  (Слайд 16)

15. Домашнее задание стр. 72, упр. 77 доделать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но.

Познакомить учащихся, с помощью чего разделяются части сложного предложения...

Урок русского языка в 3 классе на тему: «Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения». УМК «Школа 2100»

Конспект урока и презентация к нему по теме: "Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения". Данный урок разработан к УМК "Школа 2100"...

Урок - аукцион в 4-ом классе по русскому языку по теме "Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но"

Обобщение пройденного материала  по русскому языку по теме "Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но".Цель и зад...