Урок русского языка в 3 классе на тему: «Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения». УМК «Школа 2100»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Власова Инна Михайловна

Конспект урока и презентация к нему по теме: "Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения". Данный урок разработан к УМК "Школа 2100"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения». УМК «Школа 2100» Подготовила: Власова И.М. учитель начальных классов школы-интерната №3 ОАО «РЖД» г. Ртищево, Саратовской области

Слайд 2

1 – у меня отличное настроение, я готов к новым открытиям . 2 – у меня хорошее настроение, я готов получать новые знания. 3 – у меня плохое настроение, но я постараюсь работать на уроке активно. 4 – я хочу домой.

Слайд 3

1 вариант На крайнем севере живут белые медведи. 2 вариант На крайнем севере живут белые медведи, тюлени и моржи.

Слайд 4

Побудительные интонации Главные члены предложения Запятыми Союз и сложные

Слайд 5

Различать … Определять место … в сложном предложении. Составлять …

Слайд 6

Упражнение 448 стр.176 Шли Плёлся Брёл Т ащился

Слайд 7

1.Прочитать предложение. 2.Найти грамматические основы. 3.Определить простое или сложное предложение. 4.Если сложное, то поставить знаки препинания.

Слайд 8

Рефлексия. 1. Урок полезен, всё понятно. 2. Лишь кое-что чуть-чуть не ясно. 3. Ещё придётся потрудиться. 4. Да, трудно всё-таки учиться.

Слайд 9

Домашнее задание: упр. 451 стр. 177



Предварительный просмотр:

Школа-интернат №3 ОАО «РЖД»

Г. Ртищево, Саратовской области

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме:

«Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения».

УМК «Школа 2100»

Учитель

 начальных классов:

 Власова И.М.

г. Ртищево, 2016г.

Тип урока: урок развития умений.

Тема урока: Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения.

Цели урока: развитие умения находить сложное предложение, отличать сложные предложения от простых, составлять схему предложений и конструировать предложения по схемам.

Образовательные технологии:  деятельностная основа, ИКТ-технологии, здоровьесберегающая.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование: карточки с заданиями, раздаточный материал, интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук.

№п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Универсальные учебные действия

I.

Организационный момент

- У вас на парте все в порядке?

Готовы мы начать урок?

Урок у нас сегодня важный.

Добыть чтоб знанья каждый смог.

- Откройте тетради. Запишите число, «Классная работа»

 – Покажите мне карточкой ваше настроение на данный момент начала урока.

1 – у меня отличное настроение, я готов к новым открытиям.

2 – у меня хорошее настроение, я готов получать новые знания.

3 – у меня плохое настроение, но я постараюсь работать на уроке активно.

4 – я хочу домой.

Познавательные УУД:

- извлекать информацию из схем, текстов;

- представлять информацию в виде схемы;

- выявлять сущность, особенность объектов;

- на основе анализа объектов делать выводы;

- обобщать и классифицировать по признакам;

- ориентироваться на развороте учебника.

Коммуникативные УУД

- развиваем умение слушать и понимать

(составлять план);

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

- развиваем умения выказывать своё отношение;

- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

II.

Актуализация знаний

1.Словарная работа.

Сегодня мы с вами познакомимся с новым словарным словом, а с каким вы определите сами. На доске записана транскрипция этого слова. Кто догадался, с каким словом мы будем сегодня работать? (Север.)

– А кто знает, как правильно пишется это слово?

– Откройте словарики и найдите написание этого слова.

– Запишите это слово у себя в тетради и поработайте с ним (поставьте ударение, разделите слово на слоги), определите часть речи.

– Рядом со словом север запишите однокоренное слово, которое будет являться именем прилагательным (северный). Разберите это слово по составу.

I-й вариант: Запишите предложение и выполните полный синтаксический разбор.

На крайнем севере живут белые медведи. (1 человек выполняет задание у доски.) (Предложение записано и на доске.)

II-й вариант. На крайнем севере живут белые медведи, тюлени и моржи. (1 человек составляет схему предложения.) – Сравните задание с эталоном и ОЦЕНИТЕ свою работу. Почему не поставили запятую перед союзом и?

2. Следующее задание выполняется на карточке № 1. 

Упражнение «Допиши словечко». Вставьте пропущенные слова.

1.Предложения по цели высказывания бывают или повествовательные, или вопросительные, или …

2.Предложения могут быть восклицательными или невосклицательными по …

3.Подлежащее и сказуемое – это …

4.Однородные члены разделяются …

5.Запятая не ставится между однородными членами, если их соединяет …

6.Из нескольких простых предложений состоят предложения …

- Поменяйтесь карточками, оцените себя.

Проверка на интерактивной доске:

1.Побудительные; 2. Интонации; 3. Главные члены предложения; 4. Запятыми; 5. Союз; 6. Сложные.

III.

Формулирование проблемы

На карточках №2 записаны 4 предложения и даны схемы к ним(Работа в парах.)

Листья оп…дают с д…ревьев, и в воздухе прот…нулась паутина.
Н…ступила ос…нь. 
Лес обнажился, часто идут нудные дожди.
Птицы ул…тают в теплые края.

http://festival.1september.ru/articles/641791/img2.gif

Учитель. Прочитайте предложения. Внимательно рассмотрите схему. Сформулируйте к ним задание.


(Надо написать предложения в соответствии со схемамиВставить пропущенные буквы.)

Учитель. 

-Прочитайте два первых предложения. Найдите в них общее.

-Выполните разбор первого предложения, дав характеристику по цели высказывания, интонации, наличию второстепенных членов предложения.
(Это повествовательные предложения. В каждом по одной грамматической основе. Первое предложение простое, повествовательное, невосклицательное, нераспространенное.)

Учитель. Прочитайте следующие предложения. Отметьте в них общее. (В третьем, четвертом предложениях по две грамматические основы.)

 Какие предложения вы назвали бы простыми, а какие – сложными? (Предложения с одной грамматической основой можно назвать простыми, а предложения с несколькими грамматическими основами – сложными.)

Учитель. Сформулируйте тему сегодняшнего урока, исходя из наших рассуждений. (Тема сегодняшнего урока – “Простые и сложные предложения”.)

Записывается тема урока.

– Чем же будем заниматься на уроке?

– Составим план урока, опираясь на слова-помощники.

1.Различать …(простое и сложное предложения)

2.Определять место …. (запятой) в сложном предложении.

3.Составлять … (схему сложного предложения).

IV.

Развитие умений.

1.

 -Откройте учебник на стр.176, упр.448. Прочитайте текст. Будем выполнять это задание с комментированием. Читаем первое предложение. Списываем, выделяем грамматическую основу. Простое или сложное это предложение? Составим схему предложения (один ученик выходить и записывает схему на доске). Аналогично проводится работа со всеми предложениями.

1) [ – – = ]. 2) [ – = и = ]. 3) [ – = ], [ – = ].

4) [ – = и = ].

В тексте есть выделенные слова шли и плёлся.

- Что можно сказать об этих глаголах?

– Какие ещё синонимы можно добавить к этим словам? (один ученик работает со словарем синонимов).

2.Физкультминутка

3. – Итак, чтобы определить какое предложение и какие знаки препинания нужно в нем поставить, НАДО:

1. Прочитать предложение.
2. Найти грамматические основы.
3. Определить сложное или простое предложение.
4. Если сложное, поставить знаки препинания

 (на доске на карточках отдельных).

4. Применение знаний на практике. (Дифференциация.)

Необходимый уровень.

– Составьте схему предложения.

Свинцовые тучи закрывают небо, и моросят дожди.

Программный уровень.

Найди только сложное предложение, разберите его по членам предложения и по частям речи, составьте схему этого предложения.

Светило солнце. Неожиданно подул свежий, тихий ветерок. Мы перешли по мостику через овражек, и лесная тропинка вывела нас на полянку.

Максимальный уровень.

Поставьте, где нужно, запятые. Составьте схему каждого предложения.

Решили мы пескарей зажарить. Мишка почистил пескарей и положил на сковородку. Сковородка нагрелась пескари прилипли к ней. Мишка стал отдирать рыбёшек от сковороды ножом они не отлипали. Тогда Мишка налил на сковородку масла масло зашипело затрещало и вспыхнуло пламенем.

Карточки у каждого на парте.

V.

Итог урока.

Рефлексия.

Игра «Найди меня».

- Ребята к нам в гости пришли три предложения (сложное, простое, простое с однородными членами). Они потеряли своих друзей. Помогите им.

У детей на партах карточка с схемой предложения. Необходимо соотнести данную карточку с типом предложения.

- Что у вас получилось сегодня лучше всего?

- В чем испытали затруднения?

 Рефлексия. Итог урока.

Давайте подведем итог

Каким же был для вас урок?

Приготовьте и поднимите карточку с номером.

  1. Урок полезен, все понятно.
  2. Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.
  3. Еще придется потрудиться.
  4. Да, трудно все-таки учиться!

VI.

Домашнее задание.

Учебник, стр.177, упр.451.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка ( 2 класс) по теме:"Что мы знаем о видах предложения по цели высказывания?"

Обобщение знаний учащихся о видах предложений по цели высказывания; развитие умений различать предложения по цели высказывания, употреблять в речи разные по цели высказывания предложения;  развит...

Урок русского языка 2 класс по теме: «Связь слов в предложений»

Развивать умение работать с иллюстрациями, переводить информацию из одной формы в другую (из изобразительной, в графическую в словесную, словесную в графическую).Развивать  умения составлять пред...

Урок русского языка 2 класс по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме» (УМК " Школа России")

Данный урок разработан на основе Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования по русскому языку, Концепции духовно-нравственного развития и воспит...

Технологическая карта урока русского языка 1 класс по теме: " Текст и предложение" (в соответствии с ФГОС)

На данном уроке учащиеся научатся распознавать текст, отдельные предложения; выделять предложения из текста; оформлять предложения на письме....

разработка урока русского языка 4 класс по теме "Простые и сложные предложения. Знаки препинания."

Урок составлен по УМК "Перспектива" в технологии системно-деятельностного подхода....