Рабочая программа по русскому языку 4 класс "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Микунова Алла Дмитриевна

Рабочая программа по русскому языку 4 класс "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_4_klass.rar147.38 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по русскому языку

153 часа, 4,5 часа в неделю.

Дата

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Планируемые результаты

план

факт

Освоение предметных знаний

УУД

Наша речь и наш язык (2 ч)

1

Знакомство с учебником «Русский язык».

Наша речь
и наш язык

(вводный).

Анализировать высказывания о русском языке.

Высказываться о значении «волшебных слов» в речевом общении, использовать их в речи.

Составлять текст (о речи или о языке) по выбранной пословице.

Составлять (совместно со сверстниками) текст по рисунку с включением в него диалога.

Познакомятся с содержанием и структурой учебника «Русский язык»

и условными обозначениями.

Научатся 

составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка

Личностные

Проявлять уважение к своему народу, другим народам, принимать ценности других народов;

Познавательные: ориентироваться

в учебнике: определять умения, которые

будут сформированы на основе изучения данного раздела; Регулятивные: самостоятельно формулировать цель задания, Коммуникативные: участвовать в диалоге;

2

Язык и речь.

Формулы вежливости (решение частных задач).

Текст (3 ч)

3

Текст и его план.

(решение частных задач).

Определять тему и главную мысль текста.

Подбирать заголовок к тексту. Соотносить заголовок и текст. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Составлять план текста.

Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.).

Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению».

Работать со страничкой для любознательных: знакомство с происхождением слова каникулы.

Самостоятельно подготовиться к написанию изложения. Подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного.

Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Сопоставлять тексты разного стиля.

Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению повествовательного текста».

Сочинять рассказ в соответствии с выбранной темой.

Познакомятся с алгоритмом составления плана текста.

Научатся отличать текст

от набора не связанных

друг с другом предложений; анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте; определять тему и главную мысль текста; соотносить заголовок и

содержание текста; составлять текст по рисунку и опорным словам

(после анализа содержания рисунка);

Личностные

осознавать личностный смысл учения; планировать дальнейший образовательный маршрут

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Регулятивные: 

использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Коммуникативные: критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;

4

Обучающее изложение.

5

Типы текстов

(освоение нового материала)

Предложение (6 ч)

6

Предложение как единица речи. 

(освоение нового материала)

Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Составлять предложения, различные по цели высказывания и по интонации.

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации.

Обосновывать использование знаков препинания в конце предложении и знака тире в диалогической речи.

Находить обращение в предложении.

Составлять предложения с обращением.

Выделять обращения на письме.

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении.

Выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения.

Различать главные и второстепенные члены предложения, распространённые и нераспространённые предложения.

Анализировать схемы предложений, составлять по ним предложение. Моделировать предложения.

Работать с памяткой «Разбор предложения по членам».

Сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и различие. Устанавливать при помощи смысловых вопросов

связь между словами в словосочетании.

Выделять в предложении словосочетания.

Разбирать предложение по членам предложения.

Познакомятся с видами предложений по цели высказывания.

Научатся определять вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное); различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи; соблюдать в уст-

ной речи интонацию конца предложения; определять границы предложения в деформированном тексте (из 2–3 предложений), выбирать

знак для конца каждого предложения

Личностные

Проявлять уважение к своему народу, другим народам, принимать ценности других народов;

Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая
познавательную задачу;

Регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); Коммуникативные: критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций; понимать точку зрения другого;

7

Виды предложений по цели высказывания и интонации

(освоение нового материала)

8

Диалог.

Обращение

(освоение нового материала)

9

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения 

(освоение нового материала).

10

Контрольный диктант по теме «Предложение»

(контроль

и учет
знаний)
.

11

Работа над ошибками. Словосочетание.

(освоение нового материала).

Однородные члены предложения (4 ч)

12

Однородные члены предложения

(общее понятие)

(коррекция

знаний,

освоение нового материала).

Сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и различие. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании.

Выделять в предложении словосочетания.

Разбирать предложение по членам предложения.

Составлять предложения в соответствии с поставленной учебной задачей и оценивать правильность выполнения учебного задания. Восстанавливать содержание текста с нарушенным порядком предложений. Выборочно письменно передавать содержание исходного текста повествовательного характера.

Анализировать таблицу «Однородные члены предложения» и составлять по ней сообщение.

Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но).

Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами.

Продолжать ряд однородных членов.

Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами.

Оценивать текст с точки зрения пунктуационной правильности.

Познакомятся с понятием «сложное предложение».

Научатся распознавать простые и сложные предложения; использовать сложные предложения

в устной и письменной речи;

Познакомятся с ролью союзов и, а, но в сложном предложении и в простом предложении с однородными членами.

Научатся распознавать простые предложения
с однородными членами и сложные предложения; использовать сложные предложения в устной и письменной

речи;

Личностные

Проявлять уважение к своему народу, другим народам, принимать ценности других народов; осваивать личностный смысл учения;

Познавательные: составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку).

Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения,

корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать; Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

13

Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами (освоение нового материала).

14

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

(решение частных задач).

15

Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая Осень»

(решение частных задач, развитие речи).

Простые и сложные предложения (2 ч)

16

Сложное предложение и предложение с однородными членами

(освоение нового материала)

Сравнивать простые и сложные предложения. Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение.

Наблюдать над союзами, соединяющими части сложного предложения. Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного.

Научатся распознавать простые предложения
с однородными членами и сложные предложения;

Личностные

Планировать дальнейший образовательный маршрут;

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Регулятивные: высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; Коммуникативные: предвидеть  последствия коллективных решений

17

Контрольный диктант по теме «Предложение»

(контроль
и учет знаний, решение частных задач)
.

Лексическое значение слова (4 ч)

18

Слово

и его лексическое значение 

(освоение нового материала)

Анализировать высказывания о русском языке.

Выявлять слова, значение которых требует уточнения.

Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.        ,

Объяснять принцип построения толкового словаря. Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словарем (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Составлять собственные толковые словарики, внося в них слова, значение которых ранее было неизвестно.

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова. Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значениях. Сравнивать прямое и переносное значения слов, подбирать предложение, в которых слово употребляется в прямом или переносном значении.

Познакомятся с понятием «лексическое значение слова».

Научатся осознавать слово как единство звучания и значения; определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника; на практическом уровне различать многозначные слова

(простые случаи), слова, близкие и противоположные по значению; подбирать слова, близкие и противоположные по значению при решении учебных задач;

Личностные

осознавать личностный смысл учения; планировать дальнейший образовательный маршрут;

Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения,

корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать;

Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

19

Многозначные слова. Прямое

и переносное значение слов.

Заимствованные слова. Устаревшие слова

20

Синонимы, антонимы, омонимы 

(освоение нового материала).

21

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов (обобщение

и систематизация знаний).

Состав слова (10 ч)

22

Состав слова. Значимые части слова

(решение частных задач).

Анализировать заданную схему слова и подбирать слова заданного состава. Анализировать текст с целью нахождения в нём однокоренных слов, слов с определёнными суффиксами и приставками.

Моделировать слова

Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове. Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова. Анализировать разные способы проверки орфограмм. Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы.

Работать с памяткой «Звуко-буквенный разбор слова». Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слов.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Оценивать результат выполнения орфографической задачи.

Познакомятся с понятиями «состав слова», «корень», «основа», «приставка», «суффикс», «окончание»; с алгоритмом разбора слова по составу.

Научатся выделять значимые части слова; выполнять звуко-буквенный разбор слова и разбор слова по составу; делить однокоренные слова на группы; составлять схему слова; подбирать слова к данным схемам

Познакомятся с понятием «однокоренные слова». Научатся выполнять разбор слова по составу; подбирать однокоренные слова; писать сложные слова; выделять в сложных словах соединительную гласную «о» или «е»; составлять схемы слова; подбирать слова по данным схемам

Познакомятся с правилом написания гласных и согласных в значимых частях слова.

Научатся правильно писать гласные и согласные в приставке, корне, суффиксе слова; выполнять разбор слова по составу;

Личностные

осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами само-оценивания и взаимооценивания на уроке

Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); про-

водить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под

руководством учителя).

Регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Коммуникативные: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

23

Состав слова. Однокоренные слова 

(решение частных задач).

24

Правописание гласных и согласных в значимых частях слова (решение частных задач).

25

Упражнение в правописании гласных и согласных

в корнях

слов (рефлексия и оценивание

способа действия).

26

Упражнение в правописании гласных и согласных

в корнях

слов, двойных согласных в словах (рефлексия и оценивание

способа действия).  

27

Упражнение в написании приставок и

суффиксов (рефлексия

и оценивание способа действия).

28

Разделительные ъ и ь (решение частных задач).

29

Проверочный диктант по теме «Лексическое значение слова. Состав
слова»

(контроль и учет знаний)

30

Работа над

ошибками. Упражнение в написании гласных и согласных
в корне, приставке
и суффиксе
 (коррекция знаний, рефлексия и оценивание способа действия).

31

Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану 

(развитие речи, применение

знаний на практике).

Части речи (6 ч)

32

Самостоятельные
и служебные части речи. Морфологические признаки частей речи
 (освоение нового материала).

Различать изученные части речи. Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков. Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи.

Анализировать таблицы «Самостоятельные части речи», «Грамматические признаки частей речи» и составлять по ним сообщения. Подбирать примеры изученных частей речи.

Находить наречия среди данных слов и в тексте. Анализировать грамматические признаки наречия. Определять роль наречий в предложении и тексте. Классифицировать наречия по значению и вопросам. Образовывать наречия от имён прилагательных.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Обсуждать представленный отзыв С. И. Мамонтова о картине В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», высказывать своё суждение и сочинять собственный текст-отзыв о картине художника

Познакомятся с понятиями «самостоятельные»
и «служебные части речи».

Научатся находить самостоятельные и служебные части речи в тексте; называть и определять морфологические признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, глагола, предлога, союза); подбирать по данным вопросам имена прилагательные, имена существительные, имена числительные, глаголы; рассказывать о частях речи по таблице и схеме

Личностные

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «народ», «национальность», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого» и т. д.;

Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; Регулятивные:

проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); Коммуникативные: уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;

33

Грамматические признаки частей речи (решение частных задач).

34

Наречие как часть речи (освоение нового материала) 

35

Наречие как часть речи (решение частных задач).

36

Проверочная работа по теме «Части

речи»

(контроль и учет знаний, решение частных задач).

37

Сочинение по картине

В. М. Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке» (развитие речи, применение знаний
на практике)
.

Изменение по падежам имен существительных (6 ч)

38

Как определить падеж имени существительного (освоение нового материала).

Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному.

Изменять имена существительные по падежам. Работать с таблицей «Признаки падежных форм имён существительных».

Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы. Определять падеж, в котором употреблено имя существительное. Различать имена существительные в начальной и косвенных формах.

Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных в речи.

Познакомятся с понятием «падеж», с названиями падежей, шестью парами падежных вопросов.

Научатся изменять имена существительные по падежам; определять падеж имени существительного в предложении по алгоритму; различать падежные формы имени существительного по ударным окончаниям

Познакомятся с признаками падежных форм имен существительных.

Научатся называть признаки падежных форм имен существительных; изменять имена существительные по падежам;

определять падеж имени существительного в предложении по алгоритму;

Личностные

Осуществлять ориентацию
на самоанализ
и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей;

Познавательные: самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

Регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);

Коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

39

Признаки падежных форм имен

существительных 

(освоение нового материала) 

40

Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей имен существительных 

(решение

частных задач).

41

Упражнение в распознавании дательного и творительного падежей

имен существительных

(решение частных задач).

42

Упражнение в распознавании предложного

падежа имен существительных 

(решение частных задач).

43

Как определить падеж неизменяемых имен существительных

(освоение нового материала)

Три склонения имен существительных (9 ч)

44

Три склонения имен существительных

(общее представление). Первое склонение имен существительных 

(освоение нового материала).

Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры существительных 1-го склонения.

Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 1-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 1-го склонения.

Составлять описательный текст по репродукции картины художника А. А. Пластова «Первый снег» (под руководством учителя).

Определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 2-го склонения.

Сравнивать имена существительные 1-го и 2-го склонений: находить сходство и различие. Классифицировать имена существительные по склонениям.

Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 2-го        склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 2-го склонения.

Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 3-го склонения.

Сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие. Классифицировать имена существительные по склонениям.

Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 3-го        склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 3-го склонения.

Познакомятся с тремя типами склонения имен существительных.

Научатся определять тип склонения имени существительного; изменять по падежам имена существительные 1-го склонения; выполнять звукобуквенный разбор имени существительного

Познакомятся с ударными и безударными падежными окончаниями имен существительных 1-го склонения.

Научатся определять тип склонения имени существительного; изменять по падежам имена существительные 1-го склонения; выполнять звуко-буквенный разбор имени существительного

Познакомятся с репродукцией картины Аркадия Александровича Пластова «Первый снег».

Научатся определять тему и главную мысль текста; соотносить заголовок и содержание текста; составлять текст по рисунку и опорным словам

(после анализа содержания рисунка);

Личностные

осваивать личностный смысл

учения; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; Регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем

или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных

позиций;

45

Упражнение в распознавании имен существительных

первого склонения (решение частных задач).

46

Сочинение по репродукции картины Аркадия Александровича Пластова «Первый снег» (развитие речи, применение знаний на практике). 

47

Второе склонение имен существительных 

(освоение нового материала).

48

Упражнение в распознавании имен существительных второго склонения (решение

частных задач).

49

Третье склонение имен существительных

(освоение

нового материала)

50

Упражнение в распознавании имен существительных

третьего склонения (решение частных задач).

51

Упражнение в распознавании имен существительных всех трех типов склонений (решение частных задач).

52

Изложение
по коллективно составленному плану

(развитие речи, применение знаний на практике).

Склонение и правописание окончаний имен существительных в единственном числе (17 ч)

53

Падежные окончания

имен существительных единственного числа 1, 2 и 3-го склонения. Способы проверки безударных падежных окончаний

имен существительных 

(поиск и открытие нового способа действия).

Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры существительных 1-го склонения.

Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 1-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 1-го склонения.

Составлять описательный текст по репродукции картины художника А. А. Пластова «Первый снег» (под руководством учителя).

Определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 2-го склонения.

Сравнивать имена существительные 1-го и 2-го склонений: находить сходство и различие. Классифицировать имена существительные по склонениям.

Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 2-го        склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 2-го склонения.

Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 3-го склонения.

Сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие. Классифицировать имена существительные по склонениям.

Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 3-го        склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 3-го склонения.

Составлять текст-отзыв по репродукции картины художника В. А. Тропинина «Кружевница».

Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки.

Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова. Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и.

Обосновывать написание безударного падежного окончания. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Использовать правило при написании имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц (врачом — задачей).

Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных в формах множественного числа.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Правильно употреблять в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе (директора, шофёры и др.) в именительном и в родительном падеже (нет яблок, но апельсинов и др.).

Познакомятся с падежными окончаниями имен

существительных единственного числа 1, 2 и 3-го

склонения и со способами проверки безударных

падежных окончаний имен существительных.

Научатся правильно писать безударные падежные окончания имен существительных трёх склонений; использовать на практике алгоритм проверки падежного безударного окончания имени существительного с помощью проверочного слова; определять падеж и тип склонения имени существительного; выполнять звукобуквенный разбор слова

Познакомятся со способом отличия винительного падежа от именительного через определение главных и второстепенных членов предложения.

Научатся различать именительный и винительный падежи; изменять имена существительные по падежам; разбирать предложение по членам; выполнять морфологический разбор слова; определять склонение

и падеж выделенных имен существительных

Познакомятся с правилом написания безударных окончаний имен существительных в родительном падеже.

Научатся писать безударные падежные окончания имен существительных в родительном падеже; указывать склонение и падеж имен существительных; выполнять морфологический разбор слова

Познакомятся со способами подстановки при распознавании именительного, родительного и винительного падежей

имен существительных 2-го склонения без предлога.

Научатся различать родительный и винительный падежи у существительных 2-го склонения; правильно писать безударные окончания имен существительных; определять склонение имен существительных

Личностные

Осуществлять ориентацию

на самоанализ
и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; проявлять уважение к своему народу, к другим народам, принимать ценности других народов; осознавать личностный смысл учения; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые

будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя).

Регулятивные: высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге; читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться

с людьми иных позиций; понимать точку зрения другого

54

Именительный и винительный

падежи
(освоение нового материала).

55

Правописание окончаний имен существительных
в родительном падеже
(освоение нового материала)

56

Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных

(освоение нового материала)

57

Именительный, родительный
и вини-

тельный падежи одушевленных имен существительных

(решение частных задач).

58

Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже

(освоение нового материала)

59

Упражнения в правописании

имен существительных в дательном

и родительном падежах (решение частных задач).

60

Упражнение в распознавании безударных окончаний

имен существительных в родительном и дательном падежах

(решение частных задач).

61

Правописание окончаний имен существительных

в творительном падеже (освоение нового материала)

62

Упражнение в правописании

падежных окончаний

имен существительных в творительном падеже (решение частных задач).

63

Правописание окончаний имен существительных
в предложном падеже
(освоение нового материала)

64

Правописание окончаний имен существительных
в предложном падеже
(решение частных задач).

65

Правописание безударных окончаний

имен существительных во всех падежах

(обобщение и систематизация знаний).

66

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных 

(обобщение и систематизация знаний).

67

Упражнение в правописании

безударных падежных окончаний

имен существительных

в родительном, дательном
и предложном падежах
 (обобщение

и систематизация знаний).

68

Сочинение

по репродукции
картины

В. А. Тропинина «Кружевница» (развитие речи, применение знаний
на практике).

69

Проверочный диктант по теме «Правописание безударных падежных

окончаний

имен существительных»

(контроль
и учет
знаний)

Склонение и правописание окончаний имен существительных во множественном числе (8 ч)

70

Работа над ошибками.

Множественное число имен существительных

(освоение нового материала).

Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки.

Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова. Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и.

Обосновывать написание безударного падежного окончания. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Использовать правило при написании имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц (врачом — задачей).

Подробно излагать содержание повествовательного текста.

Познакомятся с правилом определения склонения имени существительного во множественном числе; с особенностями имён существительных в форме множественного числа.

Научатся указывать склонение имени существительного во множественном числе; определять падеж имени существительного; выполнять синтаксический разбор предложения

Познакомятся с падежными окончаниями имен существительных в именительном падеже множественного числа.

Научатся правильно склонять существительные во множественном числе; способствовать развитию умения выделять окончания имен существительных в именительном падеже; выполнять разбор слова по составу; выполнять морфо-

логический разбор слова;

выполнять синтаксический разбор предложения

Личностные

Планировать дальнейший образовательный маршрут; оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей

гражданина России; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать

свои вопросы

и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;

Коммуникативные: читать вслух и про

себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг,

понимать прочитанное;

71

Именительный падеж имен существительных множественного числа

(освоение нового материала).

72

Родительный падеж имен существительных множественного числа
(освоение нового материала).

73

Родительный падеж имен

существительных множественного числа

(решение частных задач). 

74

Винительный падеж

одушевленных имен существительных множественного числа

(освоение нового материала)

75

Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа

(освоение нового материала)

76

Подробное

изложение

на основе зрительного восприятия текста
по коллективно составленному плану

(развитие речи, применение знаний

на практике).

77

Проверочная работа по теме «Правописание безударных падежных окончаний»

(контроль
и учет знаний).

Повторение сведений об имени прилагательном как части речи (3 ч)

78

Роль имен прилагательных в языке. Что обозначают и как образуются имена прилагательные

(обобщение и систематизация знаний).

Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте. Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных.

Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов.

Определять род и число имён прилагательных.

Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе).

Познакомятся со способами образования имен прилагательных.

Научатся образовывать однокоренные имена прилагательные от имен существительных; находить в тексте имена прилагательные; определять роль имен прилагательных в речи (выделительную, описательную, оценочную);

Личностные

осознанно готовиться
к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников

Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять его цель,

Коммуникативные: критично относиться к своему мнению;

79

Род и число имен прилагательных

(обобщение и систематизация знаний).

80

Упражнение в определении рода и правописании родовых окончаний

имен прилагательных.

(развитие речи, применение знаний на практике).

Склонение имен прилагательных (2 ч)

81

Падеж имени прилагательного

(освоение нового материала)

Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного и выбирать наиболее рациональный способ проверки для имени прилагательного.

Работать с памяткой «Как определить падеж имён прилагательных». Определять падеж имён прилагательных и обосновывать правильность его определения.

Научатся склонять имена прилагательные, выделять окончания; составлять словосочетания с данными именами прилагательными, указывать падеж имен существительных и имен прилагательных, выделять их окончания

Личностные

пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Познавательные: составлять сложный план текста; Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя; Коммуникативные: участвовать в диалоге;

82

Сочинение по репродукции картины

В. А. Серова «Мика Морозов»

(развитие речи, применение знаний на практике).

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных (25 ч)

83

Склонение

и правописание падежных окончаний

имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

(освоение нового материала)

Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте. Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных.

Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов.

Определять род и число имён прилагательных.

Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе).

Различать начальную форму имени прилагательного. Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное».

Правильно писать родовые окончания имён прилагательных.

Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению описательного текста». Сочинять текст о любимой игрушке.

Находить в сказке имена прилагательные и определять их роль. Проводить лексический анализ слов — имён прилагательных.

Работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе». Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин).

Работать с памяткой «Как определить падеж имён прилагательных». Определять падеж имён прилагательных и обосновывать правильность его определения.

Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению текста-рассуждения». Составлять текст-рассуждение о своём впечатлении от картины.

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода по таблице.

Работать с памяткой «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе». Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного.

Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного и выбирать наиболее рациональный способ проверки для имени прилагательного.

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода, проверять правильность написанного.

Анализировать и излагать письменно содержание описательной части текста-образца.

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных женского рода по таблице.

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода, проверять правильность написанного.

Записывать текст по памяти.

Находить информацию о достопримечательностях своего города (посёлка), обобщать её и составлять сообщение.

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множествен ном числе. Изменять имена прилагательные множественного числа по

Самостоятельно подготовиться к изложению повествовательного текста и записать его. Проверять написанное.

Составлять под руководством учителя текст по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости».

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа, оценивать правильность написанного.

Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями, находить имена прилагательные с неправильно записанными окончаниями и исправлять в словах ошибки.

Работать с памяткой «Разбор имени прилагательного».

Определять последовательность действий при разборе имени прилагательного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени прилагательного. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Высказывать своё мнение о картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Познакомятся с правописанием падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

Научатся склонять имена прилагательные, выделять их окончания; выписывать словосочетания с именем прилагательным, указывать число, род, падеж имени прилагательного

Познакомятся со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных; с окончаниями имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже.

Научатся правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных; составлять и записывать словосочетания с именем прилагательным и подходящим по смыслу именем существительным, склонять словосочетания,

выделять падежные окончания имен прилагательных; объяснять написание изученных орфограмм; подчеркивать главные члены предложения

Познакомятся с правилом написания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.

Научатся дописывать окончания имен прилагательных и указывать падеж имен прилагательных с пропущенными окончаниями; определять тему диалога и составлять свой диалог; выполнять разбор имен прилагательных по составу; записывать сочетания слов, ставя имена прилагательные в форму родительного падежа

Познакомятся с правилом написания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

Научатся правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных; способствовать развитию навыка составлять словосочетания с именами прилагательными, указывать род, число и падеж имен

прилагательных; находить в тексте обращения; указывать род, падеж имен прилагательных; выделять окончания

имен прилагательных

Научатся различать имена прилагательные мужского и среднего рода в именительном, родительном, дательном падежах; правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных; склонять имена

прилагательные, выделять их окончания, указывать падеж имен прилагательных; подбирать синонимы, объяснять постановку знаков препинания, составлять из словосочетаний предложения, составлять из слов пословицы

Познакомятся со способом распознавания имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном и винительном падежах (путем замены одушевленного имени существительного неодушевленным именем существительным).

Научатся склонять имена прилагательные и правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных; списывать текст, вставляя пропущенные орфограммы; указывать падеж имен прилагательных, выделять их окончания

Личностные

Понимать значение ценностей: «благородство», «дружба», «понимание», «сочувствие»; проявлять уважение к своему народу, к другим народам, принимать ценности других народов; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания,

формулировать свои вопросы и задания

для одноклассников

Осознавать потребность

в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка; ценить и принимать базовые ценности; планировать дальнейший образовательный маршрут;

Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, устанавливать аналогии, строить рассуждения.

анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижений результатов; использовать при выполнения задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относиться к своему мнению

участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений

84

Ознакомление со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных. Именительный

падеж имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода (поиск и открытие нового способа действия).

85

Правописание падежных окончаний

имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже (решение частных задач).

86

Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже (решение частных задач). 

87

Упражнение в различении имен прилагательных мужского и среднего рода в имени-

тельном, родительном, дательном падежах
и правописании их падежных окончаний

(решение частных задач).

88

Упражнение в распознавании имен прилагательных мужского
и среднего рода в родительном
и винительном падежах
 (решение частных задач).

89

Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах (решение частных задач).

90

Упражнение в правописании имен прилагательных мужского
и среднего рода
(решение частных задач, применение знаний
на практике)
.

91

Упражнение в правописании имен прилагательных мужского и среднего рода.

(постановка учебной задачи, поиск ее решения).

92

Склонение

и правописание падежных окончаний

имен прилагательных женского рода в единственном числе

(освоение нового материала)

93

Правописание падежных окончаний имен

прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах

(решение частных задач).

94

Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном
падежах

(решение частных задач).

95

Винительный и творительный

падежи имен прилагательных женского рода 

(решение частных задач).

96

Упражнение в правописании

падежных окончаний

имен прилагательных женского рода 

(решение частных задач).

97

Подробное

изложение

на основе зрительного восприятия текста

по коллективно составленному плану

(развитие речи, применение знаний на практике).

98

Склонение

имен прилагательных во множественном числе

(освоение нового материала).

99

Сочинение

по репродукции картины

Н. К. Рериха «Заморские гости»

(развитие речи, применение знаний на практике).

100

Правописание безударных окончаний

имен прилагательных множественного числа в именительном и винительном

падежах

(решение частных

задач).

101

Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа в родительном
и предложном падежах
(решение част-

ных задач).

102

Правописание окончаний имен прилагательных
в дательном и творительном падежах

(решение частных задач).

103

Изложение

по коллективно составленному плану

(развитие речи, применение знаний на практике).

104

Сочинение

по репродукции картины

И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» (развитие речи, применение знаний на практике).

105

Проверочный диктант по теме «Падежные окончания имен

прилагательных

и имен

существительных в единственном и во множественном числе»

(контроль
и учет
знаний)

106

Работа над ошибками. Обобщение знаний об именах существительных
и именах прилагательных

(коррекция знаний, обобщение и систематизация знаний).

107

Проверочная работа по теме «Правописание падежных окончаний

имен прилагательных»

(контроль
и учет
знаний)
.

Местоимение (8 ч)

108

Роль местоимений
в речи

(освоение

нового материала).

Распознавать местоимения среди других частей речи.

Определять наличие в тексте местоимений.

Определять лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица. Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам.

Различать начальную и косвенную формы личных местоимений.

Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме.

Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями.

Редактировать текст, в котором неправильно употреблены формы местоимений.

Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм.

Устанавливать наличие в словах-местоимениях орфограмм и обосновывать написание местоимений, употреблённых в формах косвенных падежей.

Раздельно писать предлоги с местоимениями.

Работать с памяткой «Разбор местоимения как части речи». Выполнять разбор личного местоимения как части речи, пользуясь алгоритмом, данным в учебнике.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Составлять небольшие тексты-диалоги, оценивать правильность употребления в них местоимений.

Письменно подробно излагать содержание повествовательного текста.

Сочинять поздравительную открытку к 8 Марта

Познакомятся с ролью местоимений в речи.

Научатся определять местоимение среди других частей речи; указывать значение личных местоимений, признаки и синтаксическую роль; подчеркивать главные члены предложения; выполнять звукобуквенный разбор слова; указывать части речи; определять роль местоимений в тексте

Познакомятся с разнообразным употреблением местоимений в устной
и письменной речи.

Научатся изменять местоимения 3-го лица по родам; указывать грамматические признаки личных местоимений; по грамматическим признакам называть местоимения; записывать предложения по памяти; вставлять в текст пропущенные местоимения

Познакомятся с особенностью изменений личных местоимений по падежам. Научатся определять падеж личных местоимений; выписывать из текста личные местоимения с предлогами;

Личностные

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей

гражданина России;

Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).

Регулятивные: высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу

осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм).

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть  последствия коллективных решений

109

Личные
местоимения 1, 2,
3-го лица
 

(решение частных задач).

110

Изменение

личных местоимений по падежам. Правописание личных местоимений 1 и 2-го лица в косвенных

формах

и местоимений

с предлогами
(освоение нового материала).

111

Изменение

личных местоимений по падежам. Правописание личных местоимений 1 и 2-го лица

в косвенных формах и местоимений с предлогами (освоение нового материала)

112

Склонение

личных местоимений 3-го лица. Упражнение в правописании

предлогов с местоимениями

(освоение нового материала).

113

Склонение

личных местоимений 3-го лица. Упражнение в правописании

предлогов
с местоимениями

(решение частных

задач).

114

Подробное

изложение

на основе зрительного восприятия текста

по коллективно составленному плану 

(развитие речи, применение знаний
на практике)
.

115

Проверочная работа по теме «Изменение личных местоимений по падежам»

(контроль
и учет
знаний)
.

Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи (3 ч)

116

Роль глаголов в языке (обобщение и систематизация знаний).

Различать глаголы среди других слов и в тексте.

Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении). Трансформировать текст, изменяя время глагола.

Познакомятся с «оживляющей» ролью глагола
в предложении.

Научатся находить в тексте глаголы и указывать их грамматические признаки; классифицировать глаголы по значению;

Личностные

пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Познавательные: уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, Коммуникативные: уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций

117

Роль глаголов в языке (обобщение и систематизация знаний).

118

Изменение

глаголов

по временам (обобщение и систематизация знаний).

Неопределенная форма глагола (4 ч)

119

Неопределенная форма глагола

(освоение нового материала)

Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь). Образовывать от глаголов в неопределённой форме временные формы глагола.

Ставить вопросы к глаголам в неопределённой форме и классифицировать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать? Образовывать глаголы при помощи приставок и суффиксов.

Познакомятся с признаками неопределенной формы глагола.

Научатся находить глаголы в тексте; определять время глаголов; указывать глаголы в неопределенной форме; выделять суффиксы -ть, -ти 

глаголов в неопределенной форме; выполнять разбор слова по составу

Личностные

осознанно готовиться к урокам русского языка

Познавательные: 

составлять устно монологическое высказывание по предложенной

теме (рисунку).

Регулятивные: 

высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи.

Коммуникативные: участвовать в диалоге;

120

Упражнение в образовании

форм глаголов и ознакомление

с глагольными суффиксами 

(освоение нового материала)

121

Образование временных форм от глагола
в неопределенной форме

(решение частных задач). 

122

Изложение

по самостоятельно составленному плану

(развитие речи, применение знаний на практике).

Спряжение глаголов (5 ч)

123

Спряжение глаголов (общее

понятие)
(освоение нового материала)

Работать с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.

Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам.

Определять лицо и число глаголов. Выделять личные окончания глаголов.

Работать со страничкой для любознательных: знакомство с глаголами, которые не употребляются в 1-м лице единственного числа (победить, убедить и др.).

Определять роль мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени (-ешь, -ишь). Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени.

Писать сочинение на основе анализа искусствоведческого текста и репродукции картины.

Познакомятся с понятиями «спряжение глагола», «личное окончание глагола».

Научатся определять лицо глаголов в предложении по форме лица местоимения; указывать время и число глаголов; выделять личные окончания глаголов; спрягать глаголы в настоящем и будущем времени; орфоэпически правильно произносить слова; соотносить глагол с вопросом, на который он отвечает

Личностные

пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

Регулятивные: понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом.

Коммуникативные: 

сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

124

Распознавание лица
и числа глаголов
 (освоение нового материала)

125

Употребление мягкого знака (ь)

в глаголах

2-го лица единственного числа (освоение нового материала)

126

Упражнение в правописании глаголов во 2-м лице единственного числа

и правописании не с глаголами (решение частных задач).

127

Сочинение

по репродукции картины

И. И. Левитана «Вес-

на. Большая вода»

(развитие речи, применение знаний на практике).

I и II спряжения глаголов (2 ч)

128

I и II спряжения
глаголов
(освоение нового материала).

Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов. Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей не и без частицы.

Познакомятся с делением личных окончаний глаголов на две группы: глаголы I спряжения

и глаголы II спряжения.

Научатся указывать спряжение глаголов

в настоящем времени; сравнивать личные окончания глаголов I и II спряжения в формах будущего и настоящего времени; выполнять разбор слова по составу; указывать грамматические признаки глаголов

Личностные

Проявлять уважение к своему народу, другим народам, принятие ценностей других народов;

Познавательные: составлять сложный план текста;

Регулятивные: 

высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи.

Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения с помощью

фактов и дополнительных сведений

129

Спряжение глаголов в сложном будущем времени. Окончания глаголов I и II спряжения

(освоение нового материала)

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени (7 ч)

130

Правописание безударных личных окончаний

глагола в настоящем и будущем времени 

(решение частных задач).

Работать с таблицами спряжения глаголов в настоящем и будущем (простом и сложном) времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжения.

Определять спряжение глаголов. Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов».

Работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме.

Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола.

Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола.

Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания.

Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов. Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей не и без частицы.

Познакомятся с правилом написания безударных личных окончаний глагола в настоящем и будущем времени.

Научатся выписывать
глаголы с безударными личными окончаниями; указывать лицо, число, спряжение глаголов; определять спряжение глаголов с безударными личными окончаниями по их неопределенной форме

Познакомятся со способом определения спряжения глаголов по неопределенной форме.

Научатся правильно писать безударные личные окончания глаголов; образовывать от любого глагола форму 3-го лица единственного и множественного числа; выписывать из текста глаголы-исключения; выделять личные окончания глаголов; выполнять морфологический разбор слова;

Личностные

осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать

свои вопросы и задания для одноклассников;

Познавательные: ориентироваться

в учебнике: определять умения, которые

будут сформированы на основе изучения данного раздела; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); Регулятивные: 

использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

131

Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме и в написании

безударных личных окончаний глаголов

(решение частных задач).

132

Правописание безударных личных окончаний

глаголов

(решение частных задач).

133

Правописание безударных личных окончаний

глаголов

(решение частных

задач).

134

Правописание безударных личных окончаний

глаголов

(решение частных задач).

135

Проверочный диктант по теме «Правописание безударных личных

окончаний

глаголов»

(контроль

и учет
знаний)

136

Работа над

ошибками. Правописание безударных

личных окончаний

глаголов

(коррекция знаний, рефлексия
и оценивание способа действия)
.

Правописание возвратных глаголов (3 ч)

137

Возвратные глаголы (общее представление)

(освоение нового материала)

Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола. Правильно произносить и писать возвратные глаголы.

Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме 1-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени.

Познакомятся с понятием «возвратные глаголы». Научатся образовывать возвратные глаголы

с помощью суффикса -ся

(-сь); выписывать из текста возвратные глаголы; правильно писать возвратные глаголы в неопределенной форме; составлять словосочетания

с данными глаголами

и подходящими по смыслу именами существительными;

Личностные

понимать значение ценностей: «благородство», «дружба», «понимание», «сочувствие»;

Познавательные: 

анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; Коммуникативные: участвовать в диалоге;

138

Правописание возвратных глаголов в на-

стоящем

и будущем времени 

(освоение нового материала)

139

Упражнение в правописании

безударных

окончаний,

-тся и

-ться 

в возвратных глаголах (освоение нового материала)

Правописание глаголов в прошедшем времени (3 ч)

140

Правописание глаголов в прошедшем времени

(освоение нового ма-

териала).

Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов. Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей не и без частицы.

Познакомятся с правилом написания глаголов в прошедшем времени.

Научатся определять глаголы в прошедшем времени; обозначать ударение в глаголах прошедшего времени;

выделять окончания глаголов

в форме единственного числа прошедшего времени; находить в тексте

омонимы; образовывать форму глагола прошедшего времени с помощью суффикса -л-

Личностные

планировать дальнейший образовательный маршрут;

Познавательные: проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).

Регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку;

Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

141

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени

(освоение нового материала)

142

Правописание безударного суффикса
в глаголах прошедшего времени. Составление текста на спортивную тему
 (освоение нового материала, развитие речи).

Обобщение по теме «Глагол» (3 ч)

143

Упражнение в правописании

глагольных

форм. Повторение знаний

о глаголе как части

речи (обобщение

и систематизация знаний).

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм.

Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное

Научатся задавать вопросы к глаголам; правильно писать не с глаголами; определять лицо, род, число, спряжение, время глаголов; по схемам слов определять,

к какой части речи относится данное слово; выполнять морфологический разбор глагола; правильно писать безударные личные окончания глаголов

Личностные

Планировать дальнейший образовательный маршрут;

Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; Регулятивные: 

высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи.

Коммуникативные: участвовать в диалоге; критично относиться к своему мнению;

144

Изложение

повествовательного текста

по самостоятельно

составленному плану (развитие речи, применение знаний на практике).

145

Проверочная работа по теме «Глагол»

(контроль

и учет
знаний)
.

Повторение (8 ч)

146

Проверочный диктант за год

(контроль
и учет
знаний)

Определять тему и главную мысль текста.

Подбирать заголовок к тексту. Соотносить заголовок и текст. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Составлять план текста.

Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.).

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении.

Выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения.

Различать главные и второстепенные члены предложения, распространённые и нераспространённые предложения.

Анализировать схемы предложений, составлять по ним предложение.

Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.        ,

Объяснять принцип построения толкового словаря. Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словарем (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Составлять собственные толковые словарики, внося в них слова, значение которых ранее было неизвестно.

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова

Различать изученные части речи. Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков. Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи.

Научатся писать под диктовку текст; выполнять грамматическое задание; правильно писать слова с изученными

Орфограммами

Научатся объяснять высказывания о языке и речи; находить в тексте слова, которые в нашей речи вышли из употребления; называть тему и главную мысль диалога; объяснять написание пропущенных орфограмм

Научатся различать предложение и словосочетание, выделять в тексте главные и второстепенные члены предложения, находить в предложении однородные члены; выполнять синтаксический разбор предложения; составлять предложения из данных слов; выполнять морфологический разбор слова; записывать текст, вставляя пропущенные орфограммы и знаки препинания

Личностные

Осуществлять ориентацию
на самоанализ
и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей;

Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;  

Регулятивные: оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие

коррективы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

147

Работа над

ошибками. Язык

и речь 

(коррекция знаний, рефлексия
и оценивание способа действия)
.

148

Предложение и словосочетание. Главные и второстепенные члены предложения.

Однородные члены

предложения (обобщение

и систематизация знаний).

149

Слово и его

лексическое значение. Составление текста по репродукции картины

И. И. Шишкина

«Рожь»

(обобщение и систематизация знаний, развитие речи).

150

Значимые части слова. Словообразование (обобщение

и систематизация знаний).

151

Части речи. Морфологические

признаки частей речи (обобщение и систематизация знаний).  

152

Краткое изложение

повествовательного текста по самостоятельно составленному плану

(развитие речи, применение знаний на практике).

153

Части речи. Морфологические признаки частей речи (обобщение и систематизация знаний).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку "Школа России"

данная авторская программаразработана на основе программы   по ПРЕДМЕТУ«РУССКИЙ ЯЗЫК»  УЧЕБНИК  «РУССКИЙ ЯЗЫК» 1, 2 ЧАСТЬ, 3 КЛАССАВТОРЫ: В.П.КАНАКИНА, В.Г.ГОРЕЦКИЙ  ...

Рабочая программа по русскому языку "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по программе "Школа России"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по русскомуязыку.Школа России.4 класс.Автор:Канакина.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по русскому языку (Школа России) 3 кл

Программа составлена по учебнику Т.Г.Рамзаевой....

Рабочая программа по русскому языку "Школа России" 4 класс

Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 5 учебных часов в неделю....

Рабочая программа по русскому языку "Школа России" 2 класс

Программа автора Канакиной,расчитанна на 136часов,т.е.4 часа внеделю...