Общее знакомство со сложными предложениями
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Войло Людмила Анатольевна

Конспект урока и презентация "Сложные предложения" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx34.46 КБ
Файл prezentatsiya.pptx818.76 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Войло Людмила Анатольевна

Дата: 06.03.2015г.

Название: УМК  «Гармония»  

Предмет:  Русский язык   

 Класс:  4

Тема урока:  Общее знакомство со сложными предложениями                                                                                                                                  

Место и роль урока в изучаемой теме: седьмой урок в разделе «Новое о строении предложений»

Тип урока:   Урок изучение нового материала

Цель урока: познакомить учащихся со сложными предложениями, дать понятие «сложное предложение» через организацию практической деятельности.

Задачи урока: познакомить со структурой сложного предложения и знаками препинания в нём; научить отличать сложное предложение от простого и от предложения с однородными членами.

                        развивать критическое мышление, умения анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную  речь учащихся;

                     воспитания культуры общения в группе со сверстниками, создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку.

         

Приемы : кластер, проблемное обучение, РКМЧП

Оборудование: экран, проектор, компьютер (презентация), карточки задания для пар, 5 предложений для групп, кластер, маркеры, магниты для доски.

 ХОД УРОКА

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность учителя

УУД

I. Организационный момент(мотивация к учебной деятельности)
Цели: 
– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
– создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

 

-Садитесь.

- Ребята, вы хотели бы найти клад? -  А что это такое?(Клад - это богатство, деньги, золото.)

-  Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся.

 

Формирование личностных УУД:

формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к уроку, к школе, к получению знаний.

II. Актуализация знаний

 Цель: актуализировать знания по теме предложение

Ставят цель на урок русского языка. Записывают число, классная работа.

Прописывают заданные буквы, сверяют с написание на доске, находят ошибки. Высказывают своё мнение.

Работая в группе составляют предложение.

Дают полные ответы на заданные вопросы.

-Каждый поставьте для себя цель на урок русского языка?

-Откройте тетради запишите число, классная работа и оставьте строчку для темы урока.

А)Чистописание

-Посмотрите на поговорку на доске!(Знание лУчше богатстВа)

-Что заметили?(буквы у и в печатные)

-Самостоятельно без моих подсказок прописными буквами напишите у и в всю строчку.( 2 учащихся у доски по три буквы)

-Проверим, с чем не согласны?(наклон, неправильные элементы и тд)

-Б) Фронтальный опрос

-Посоветовавшись в группе придумайте предложение со словом Знание.

-Первая группа ваше предложение. Вторая? Третья?

-Молодцы!

Создание кластера

-Что такое предложение?

-Что можно выделить в предложении?(члены)

-Какие члены предложений вы знаете?

-Назовите главные?

-Назовите второстепенные?

-Как вы считаете. на данный момент всё ли вы знаете о предложении?(нет, знак ?)

Формирование

коммуникативных УУД.

Слушать и понимать речь других;

- высказывать свое мнение; умение работать в четвертках по решению поставленных проблем;

- вырабатывать  совместные решения ;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

III. Формирование новых знаний и умений

Цель: создать проблемную ситуацию, которая спровоцирует обучающихся на  решение проблемы.

Постановка проблемы.

Поиск решения.

Выражение решения.

Вспоминают правила работы в группе.

Работают в группе, расставляют знаки препинания в предложениях.

Систематизирует информацию до изучения нового материала.

Дополняют друг друга и превращают разные мысли в одну,  более полную.

-Сейчас поработаем в группе, давайте вспомним правила работы в группе.

-У вас на партах лежат листы с предложениями. Поработайте в группе, поставьте необходимые знаки препинания маркером и обведите их в кружок.

  Надо, надо умываться по утрам и вечерам.

Ласточка питается мухами, комарами, мошками.

Зимой земля отдыхает, а весной расцветает.

Засвищут скоро соловьи,

и лес оденется листвой.

-Представитель от каждой группы прикрепите результат на доску.

-Проверьте, согласны ли вы с другими группами?

-А я бы в последнем предложении поставила запятую, докажите, что она не нужна.

-Запишите последнее предложение, найдите грамматическую основу.

-Внимательно посмотрите на это предложение, что можно о нем сказать?(в нем 2 грамматические основы)

-Как же назовем такое предложение, у которого 2 основы?(сложное)

Правильно!

-А это понятие Сложное предложение нам знакомо?(нет)

-Значит тема нашего урока…(Сложное предложение)

-Запишите!

-Значит на уроке мы будем говорить…

-Чему должны научиться?

-В чем запутались?(отличать сложное предложение от простого и от предложения с однородными членами)

Вернутся к предложению

- Так нужна ли в этом предложении запятая? 

- Как можно проверить ваши предположения?

- На уроке обратимся к книге. Откройте с. 75. , прочитайте новые сведения о языке.

-Что узнали?(ответы)

-Прочитайте вслух?

-Так поставим запятую в нашем сложном предложении?(да)

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного ; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.
Коммуникативные УУД: умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других;
Личностные УУД: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные
точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата

Формирование регулятивных УУД.

Обучающиеся учатся:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

- работать по плану, предложенному учителем

Формирование регулятивных УУД:

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

-осуществлять контроль, взаимоконтроль результатов деятельности.

Формирование познавательных УУД:

ориентироваться в учебнике;

- пользоваться инструкциями;

- выделять и формулировать познавательную цель в результате совместной работы класса и учителя; ставить и формулировать проблемы в результате совместной работы класса и учителя;

-делать выводы  в результате совместной работы класса и учителя

-применять полученную информацию на практике;

-осуществлять сравнение, анализ

Физкультминутка

Цель: отдых

Направлена на сохранение здоровья детей.

 -Следующее задание такое. Я читаю стихотворение о Весне. 1 группа слышит имена сущ.-встает и садится, 2 группа- имена прил. Хлопает в ладоши, 3 группа ваши глаголы вы топаете ногами.

  Создание здоровье сберегающей среды.

 IV. Применение новых знаний и умений

Цель: закрепить полученные знания, применяя их в практических заданиях

Реализация продукта.

 

.

Выполнение практических заданий на основе изученной информации

Проверяют пару справа, оценивают.

Выполнение практических заданий на основе изученной информации

Дополняют друг друга и превращают разные мысли в одну,  более полную.

-Хорошо, молодцы! Немного отдохнули.

-Посмотрите на меня

-Давайте вспомним Что мы узнали?(каждая группа)

-Следующее задание для работы в паре. Каждая пара должна определить простое предложение и сложное, в скобках на против указать букву.

Папа задергивает шторы мама даёт Марине яблоко.(  )

 Она грызёт его но думает о бассейне.(  )

-Закончили работу! Передайте свой лист паре слева.

-Если вы согласны с их выбором поставьте плюс, если нет, минус.

-Закончили работу! Передайте свой лист паре слева.

-Проверяем! Сверяйте свой ответ с ответом отвевающегося..

-Молодцы с этим заданием справились.

Самостоятельная работа

-Следующее задание самостоятельное. Запишите только сложные предложения и продумайте доказательство.

-Закончили работу!

(Дети зачитывают и доказывают сложное или простое предложение).

Позновательные УУД:воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
применять схему для получения информации;
Регулятивные УУД:оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.

Формирование регулятивных УУД:

- пользоваться инструкциями;

- ставить и

применять полученную информацию на практике;

-осуществлять сравнение, анализ;

-применять правила;

-выразительно читать текст.

V. Итог урока

Цель: обобщить полученные знания и сделать выводы.

Анализируют полученную информацию, делают выводы.

Дети вносят дополнения в кластер

-Вы сегодня пополнили наш клад Знаний?

- Что нового открыли для себя о предложениях?

-  Мы можем в нашем кластере поменять знак? На новые сведения?

-На какие?(сложное и простое)

-Какое предложение называют простым? А сложным?

-Какой союз требует особого внимания и почему?

Регулятивные УУД: осуществлять итоговый контроль деятельности.

  Формирование познавательных УУД:

-извлекать информацию представленную в разных формах (схема);

- анализировать, сравнивать, группировать

VI.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Делают самооценку своей деятельности.

-Оцените свою работу на уроке цветными карточками.

Микроитог

Личностные УУД:способность к самооценке
Регулятивные УУД: анализировать эмоциональные состояния, полученные о
успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

VII Домашнее задание

Выбор посильного дом. задания

С. 72-75 правило учить, упр. 502.

Составить небольшой рассказ использую сложные предложения на тему «Весна в лесу» (по желанию)

Урок окончен!

Формирование личностных УУД:

-мотивация к творческому труду, к работе на результат


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Знание лучше богатства.

Слайд 4

П оставьте необходимые знаки препинания: 1. Надо, надо умываться по утрам и вечерам. 2. Ласточка питается мухами комарами мошками. 3. Зимой земля отдыхает а весной расцветает. 4. Поднялся сильный ветер но не разогнал туч. 5. Засвищут скоро соловьи и лес оденется листвою .

Слайд 5

Засвищут скоро соловьи, и лес оденется листвою .

Слайд 6

Сложные предложения .

Слайд 7

Цели урока: 1. Узнать, что такое сложное предложение. 2. Научиться отличать сложное предложение от простого и от предложения с однородными членами.

Слайд 8

Обратимся к учебнику с 75.

Слайд 10

1. Папа задергивает шторы, мама даёт Марине яблоко .( ) 2. Она грызёт его, но думает о бассейне .( )

Слайд 11

1. На лесной опушке уже слышатся птичьи голоса. 2. Распевают синицы, звонко отстукивает клювом дятел. 3. Скоро солнце получше пригреет землю, почернеют дороги, обнажатся на полях проталины, зажурчат ручейки, пожалуют грачи .

Слайд 12

Урок для меня прошёл с пользой. Я научился и могу помочь другим. Мне было трудно на уроке. Научился находить сложные предложения, но мне ещё нужна помощь.

Слайд 13

Домашнее задание: С.72- 75 правило учить, упр.502. Составить небольшой рассказ, используя сложные предложения, на тему «Весна в лесу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Простые и сложные предложения. Знаки препинания в простом и сложном предложении.

Практическое пособие "Простые и сложные предложения..." помогут ребятам без особого труда, но при систематической работе над темой усвоить сложный материал из раздела русского языка "Синтаксис. Пункту...

Общее знакомство со сложными предложениями 4 класс УМК "Гармония"

            Данный  урок разработан в соответствии с концепцией государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения и соврем...

Открытый урок по русскому языку в 4 «А» классе по темае «Общее знакомство со сложным предложением»

Цели:Развивающая - развивать мыслительную и творческую деятельность;Образовательная - познакомить со структурой сложного предложения и знаками препинания в нём;Воспитательная – воспитывать у детей люб...

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"

Конспект урока по русскому языку 4 класс "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"...

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"

Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....

Конспект открытого занятия по русскому языку по теме «Простые и сложные предложения. Связь между простыми и сложными предложениями в составе сложного»

Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....