"Ь" показатель мягкости согласного
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему

Глухова Елена Владимировна

Конспект урока изучения роли мягкого знака в русском языке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _znak_pokazatel_myagkosti.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2-м классе

учителя первой квалификационной категории Глуховой Е.В.

Тема: «Обозначение мягкости согласного мягким знаком».

Цель: ответить совместно на вопрос «Какую роль играет мягкий знак для обозначения мягкости согласных?»

Задачи:

  1. Формировать умение использовать мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова.
  2. Закреплять умение проводить звуко - буквенный анализ слова.
  3. Развивать догадку и сообразительность.
  4. Результаты УУД:

Регулятивные: оценивать правильность выполненных действий и вносить необходимые коррективы.

Познавательные: контроль и оценка процесса и результата деятельности.

            Коммуникативные: учить формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные: проявление личной заинтересованности в приобретении и расширении знаний, и способов действий.

Оборудование: листочки-черновики, красный мешочек, медиапроектор, карточки для игры, шарики из цветной клейкой бумаги, елочка на ватмане.

1.Орг. момент.

-Ребята, наш урок проходит в преддверии праздника. В это время происходят волшебные чудеса. А помогать нам сегодня будет герой. Отгадайте загадку.

Он приходит
В зимний вечер
Зажигать на ёлке свечи.
Бородой седой оброс,
Кто же это? ...
(Дед Мороз)

3. Создание проблемной ситуации.

- Ребята, прочтите слова на доске. «Банка, галка, полка, шест». Что общего в словах?  (Все согласные твердые)   Хотите ли вы, как и Дед Мороз, стать волшебниками?  Наша задача превратить данные слова в слова с другим лексическим значением, применив к этим словам всего одно и то же действие. Примените силу волшебства. Я убираю эти слова в волшебный мешочек, а достанем мы уже превращенные слова. (учащиеся обсуждают в парах)

- Молодцы, слова в мешочке превратились в слова «банька, галька, полька, шесть». Какая буква помогла превращению? («Ь»)

- Что изменилось, кроме лексического значения? ( предшествующий согласный стал мягким) Сделаем вывод, продолжите предложение « Мягкий знак обозначает… (мягкость предшествующего согласного).

- Сформулируйте тему урока.


4.
Работа по теме урока.

- Запишите полученные слова, рядом запишите количество букв и звуков. (Прикрепляю слова к доске. Двое учащихся работают у доски)
- А почему букв больше, чем звуков? (ь – звука не обозначает)

- Мягкий знак это буква? (да)

- Докажите. (можно написать)

- Дедушка Мороз предлагает следущее задание. Прочтите предложение. «Купили Валерику и Вареньке варежки и валенки». На что оно похоже? (на скороговорку) Как вы догадались? (повторяются буквы В, Р, Л)

- Спишите предложение, подчеркните буквы мягких согласных. Сделаем вывод, какие ещё буквы превращают согласные звуки в мягкие? (гласные е, ё, ю, я, и)

5.Физминутка.

-Молодцы, справились с работой волшебников. Пора и отдохнуть.

Если услышите слово с «Ь», поднимайте руки, если его не будет- хлопайте.

Семь, пальто, ел, ель, угол, уголь, мел, мель, работа, вечер, снегирь, мороз.


5. Инсценирование сказки.

– А сейчас посмотрим сказку “Незаменимый знак”

Участники: буквы Г, В, О, З, Д, И, Я, Ь.

Г. Мы буквы: в азбуке живем
Дружно в домике своем.
В. Друг к другу ходим в гости
Без драки и без злости
З. А я злюсь на букву, похожую на половинку Ы. Она всегда молчит.
Д. Она же не обозначает звука.
О. Ох, живется ей плохо, очень одиноко.
Г. Хватит охать и вздыхать,
Лучше, давайте, слова составлять.
В. Я вам загадаю загадку.
– Без головы, а в шляпе,
Одна нога – и та без сапога.
(Дети отгадывают: гвоздь.)
З. Ну-ка, буквы, не зевайте!
На нужное место дружно вставайте!
(встают – получается гвозд)
Учитель. Ребята, прочитайте полученное слово.
Д. Что-то у нас не получается.
О. Звук [д] в слове “гвоздь” – мягкий, а у нас – твердый.
И. – Встану я и обозначу мягкость Д.
– Что случилось?
Учитель. – Прочитайте слово. (Гвозди)
Г. Но ведь у нас только один гвоздь, а не много. Как же быть?
Я. Давайте лучше я встану
(Дети читают – «гвоздя»)
В. У нас опять ничего не получилось, ведь ты обозначаешь звук [а].
Хором. Что же нам делать?
З. Надо поставить Ь.
Хором. Иди к нам, Ь!
– Получилось, Ура!
(Ь встает) дети читают слово – «гвоздь».
Д. Вот, оказывается, какой ты незаменимый, Ь.
Прочитаем слово: гвоздь.
О. Мягкий знак – хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.

5. Закрепление пройденного материала.

1) – Дед Мороз некоторые буквы заморозил.  Сейчас мы еще раз убедимся в том, что Ь – незаменимая буква. Прочтите скороговорку.  Что вы заметили?

Опят пят ребят нашли у пенка пят опят. (Есть ошибки)

– Спишите. Разморозьте некоторые буквы.. Работайте в парах.
– А теперь прочитаем скороговорку без ошибок. Вы убедились, что без мягкого знака текст непонятен.

Опять пять ребят
Нашли у пенька пять опят.

- Ребята, а зимой можно найти грибы? Кого же мы с вами нашли в пеньке? Что может делать рысь в пеньке? (прячется от врагов, отдыхает, охотится за добычей)

2) - Прочитайте слова про себя

якоря
ветви
рояли
двери

Один ребенок читает вслух.

– Что вы можете сказать о гласных в конце этих слов? (Они обозначают мягкость согласных)
– Снова пришло время вам стать волшебниками…Измените слова так, чтобы мягкость согласных обозначал Ь. Что вы для этого сделаете?

якорь
ветвь
рояль
дверь

(Слова можно поставить в форме единственного числа)

6. Домашнее задание.

Подберите из орфографического словаря зимние и праздничные слова с мягким знаком, обозначающим мягкость предшествующего согласного.

7.Рефлексия

  • 1.Я узнал…
  • 2.Было интересно…
  • 3.Моё настроение…

Нарядите елочку шарами. Если вам радостно, вам всё удалось на уроке- красные и желтые шарики, если грустно, что-то не получилось- синие шарики.

Источники для презентации и разработки.

http://festival.1september.ru/articles/598191/

http://do.gendocs.ru/docs/index-245100.html

http://malyshlandia.ru/2011-03-21-09-59-26/5768-q-q

http://s017.radikal.ru/i422/1112/25/37ff0b1b4e97.gif

http://www.uroventur.ru/userfiles/image/Ustug/ded_moroz_uroven.jpg

http://info.simf.com.ua/catalog/images/dir1/12-2012/0.30059800%201355577418_57250518_1.jpg

http://nev http://dcp.sovserv.ru/media/images/f/7/c/221284.jpgseoboi.com.ua/uploads/posts/2011-12/1323575677-467005-img-003136.jpg

http://britanskie-kotiki.ru

http://s4.goodfon.ru/image/399497-2048x1365.jpg

http://rewalls.com/pic/201011/1280x960/reWalls.com-11153.jpg

http://festival.1september.ru/articles/626313/

В.Волина «Веселая грамматика», М. «Знание», 1995

банька

галька

полька

шесть

банка

галка

полка

шест

Для инсценировки.

Г. Мы буквы: в азбуке живем
Дружно в домике своем.
В. Друг к другу ходим в гости
Без драки и без злости
З. А я злюсь на букву, похожую на половинку Ы. Она всегда молчит.
Д. Она же не обозначает звука.
О. Ох, живется ей плохо, очень одиноко.
Г. Хватит охать и вздыхать,
Лучше, давайте, слова составлять.
В. Я вам загадаю загадку.
– Без головы, а в шляпе,
Одна нога – и та без сапога.
(Дети отгадывают: гвоздь.)
З. Ну-ка, буквы, не зевайте!
На нужное место дружно вставайте!
(встают – получается гвозд)
Учитель. Ребята, прочитайте полученное слово.
Д. Что-то у нас не получается.
О. Звук [д] в слове “гвоздь” – мягкий, а у нас – твердый.
И. – Встану я и обозначу мягкость Д.
– Что случилось?
Учитель. – Прочитайте слово. (Гвозди)
Г. Но ведь у нас только один гвоздь, а не много. Как же быть?
Я. Давайте лучше я встану
(Дети читают – «гвоздя»)
В. У нас опять ничего не получилось, ведь ты обозначаешь звук [а].
Хором. Что же нам делать?
З. Надо поставить Ь.
Хором. Иди к нам, Ь!
– Получилось, Ура!
(Ь встает) дети читают слово – «гвоздь».
Д. Вот, оказывается, какой ты незаменимый, Ь.
Прочитаем слово: гвоздь.
О. Мягкий знак – хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка по теме "Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед согласным"

Открытый урок русского языка по теме "Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед согласным" по учебнику М.С.Соловейчик...

Конспект урока русского языка по теме "Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными буквами".

Данная разработка урока применяется во 2 классе по системе Л.В. Занкова. Здесь во время путешествия дети учатся находить  мягкие и твёрдые согласные звуки, которые обозначаются гласными буквами и...

Конспект группового логопедического занятия на тему: Первый способ обозначения мягкости согласных на письме (с помощью гласных II ряда). Дифференциация твердых и мягких согласных.

Конспект группового логопедического занятия. Тема: Первый способ обозначения мягкости согласных на письме (с помощью гласных II ряда). Дифференциация твердых и мягких согласных.Он ориентирован на...

Твёрдость и мягкость согласных. Гласные - показатели твёрдости и мягкости.

Конспект логопедического фронтального занятия для младших школьников с недостатками чтения и письма, обусловленных ОНР 3 уровня....

Конспект коррекционно-логопедического занятия, 1 класс. Раздел: Звуки и буквы. Тема: Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости. Роль гласных букв в обозначении твердости и мягкости согласных.

Конспект занятия может быть использован в работе логопедами, учителями начальных классов. Задачи занятия: Развитие слуховой дифференциации близких по звучанию (мягкости-твердости) фонем. Учить на пись...