Технологическая карта
материал по русскому языку (4 класс) на тему

Денисова Алефтина Петровна

Технологическая карта урока (русский язык 4 кл. )

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1._tehnologicheskaya_karta_uroka_russk._yazyka_4_kl.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка  в 4 классе

Тема

«Мягкий знак после шипящих на конце основы в словах разных частей речи.  Глаголы».

Цели

  • Образовательная: познакомить с новой орфограммой  «Мягкий знак после шипящих на конце основы в словах разных частей речи. Глаголы»
  • Развивающая: развитие памяти, мышления, внимания, речи.
  • Воспитательная: воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно, воспитывать уважение к русскому языку.

Основное содержание темы

Актуализация знаний о правописании мягкого знака после шипящих на конце у имен существительных, кратких прилагательных, глаголов.

Термины и  понятия

Шипящие звуки, местоимение, существительное, краткое прилагательное, глагол.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

Основой урока является технология ИКТ. Работа в парах, группе. Проблемные ситуации. Здоровьесберегающие технологии.

Время реализации урока

45 мин

Планируемый результат

Личностные умения

осознание алгоритма учебного действия; формулирование собственного высказывания, мнения; положительное отношение к процессу познания; применение правила делового сотрудничества.

Метапредметные умения

Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить дополнительную информацию; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;  формирование умений самостоятельно строить и применять новые знания

Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, планировать решение учебной задачи, оценивать  и  корректировать деятельность

Коммуникативные УУД:  участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания; формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; наблюдать за действиями партнёра.

Предметные умения

изучить орфографическое правило об употреблении мягкого знака после шипящих в глаголах;

уметь находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их;

повторить употребление мягкого знака после шипящих в разных частях речи.

Организация образовательного пространства

Ресурсы

Информационный материал   Учебник  «Русский язык» 4 кл. ч.3. 

Демонстрационный материал        Электронная презентация

Интерактивный  материал       Карточки с учебным заданием 

Оборудование: проектор, экран, компьютер

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности.

Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

-Ребята, приветствуйте улыбкой друг друга.  Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.

 

Подготовка класса к  работе.

Личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель: актуализировать изученные способы действия, достаточные для применения изучения новых знаний.

  1. Открыли тетради, запишем

Двадцать девятое апреля.

Классная работа.

  1. Чистописание

ч  ш  щ ж ч

камыш  пейзаж финиш экипаж

У. Какие буквы записаны?

Д.Шипящие

У. А почему в этих словах после шипящих нет ь?

Д. Это имена существительные мужского рода.

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками.

На данном этапе формировались познавательные УУД: умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. Осуществлять подведение под понятие.

3.Постановка учебной задачи.

Цель этапа: выявить место и причины затруднений.

Проблемная ситуация, возникшая на уроке, позволяет учащимся сформулировать тему урока 

-Какую тему изучали на прошлом уроке?

-Определите, какое слово здесь лишнее.

(На доске)

помощь    идёшь     могуч      пруд  ночь   не плачь

-Какое слово лишнее? (пруд)

-Почему? (так как слово с другой орфограммой-парной согласной, а остальные слова – с шипящей на конце слова).

- -На какие группы можно разделить оставшиеся слова? (Ь  после шипящих в существительных женского рода, в кратких  прилагательных, Ь  в глаголах)

Сущ.жен.рода с Ь

Краткие прилагательные

Глагол

помощь

ночь

могуч

идёшь

не плачь

-Ребята, как вы считаете, как будет называться тема урока?

-Правильно. Сегодня  будем работать над орфограммой «ь после шипящих на конце основы в словах разных частей речи. Глаголы».

– Ночь и помощь – это существительные 3 склонения, их пишем с мягким знаком.

Могуч– краткое прилагательное, оно пишется без ь.


– Теперь осталось разобраться с глаголами, глаголы с шипящей на конце пишутся с мягким знаком, например: идёшь, моешь, убираешь, вытираешь, не плачь.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Регулятивные: целеполагание;

 

познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели;

логические: формулирование проблемы.

Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие

и цели урока; планировать действия с учетом поставленной учителем задачи.

4.Восприятие и первичное осознание нового материала.

Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.

а). Плакаты Летучей Мыши. (Чтение учащимися самостоятельно, чтение вслух)

б). Выполнение упражнения.

Учебник. Упражнение 165.

 Проверка

в). -Образуйте 2-е лицо единственного числа от глаголов.

Слайд 2.

  • Несу
  • Дышу
  • Хочу
  • Брею
  • Люблю
  • Пройду
  • Таю
  • Хожу

-Определи спряжение.

 Физкультминутка.

 - Давайте отдохнем и поиграем.

-Я называю слово, если  Ь  пишется, то подпрыгните и хлопните в ладоши, если не пишется – то присядьте, если орфограмма  соответствует теме - стойте.

Например:  сидишь,  матч,   рожь,  мышь,  жгуч,  ложь,  могуч, скрипуч, хорош, глушь, циркач, силач, москвич, ночь, морж, сжечь, увлечь.

Читают Плакаты Летучей Мыши, данные в учебнике.

- Научиться правильно, писать  глаголы с шипящими на конце.

-

Ученики выполняют действия

Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания

Регулятивные: планирование, прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруднения; вносить коррективы в действие после его завершения; определять степень успешности своей работы и работы других людей.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации

5.Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель этапа: самопроверка умений применять новое знание в типовых условия

Была использована сингапурская методика

Задание. Выборочный диктант .

 -Прочитайте с выражением.

один ребёнок                                                                                              другой ребёнок

Утренний мороз колюч

Накрывает леса глушь

Прячутся зверятки,

Чтоб не морозить пятки

С удочкой зимой сидишь-

Рыбку поджидаешь

А на речке – гладь и тишь

Может, что поймаешь.

-Поработайте сейчас с этими четверостишиями, заполните таблицу словами, которые соответствуют теме нашего урока.

Нам нужно вписать слова в три столика и обосновать свой выбор:

Сущ. 3 скл. Жен.рода

Ь в глаголах

Краткие прилагательные

глушь

тишь

сидишь

поджидаешь

поймаешь

колюч

 -Обменяйтесь листами  и проверьте товарища.

Взаимопроверка.

КОННЕКТ-ЭКСТЕНД - ЧЕЛЭНДЖ

Ученики отвечают на вопросы:

  1. Как информация, полученная сегодня, связана с тем, что вы уже знали?
  2. Какие новые идеи, расширяющие ваше познание или побудившие вас к размышлению в новом аспекте, вы получили сегодня?
  3. Что всё ещё остаётся непонятным? На какие вопросы, затрудняющие понимание, необходимо найти ответы?

Самостоятельная работа. Осуществляют взаимопроверку.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

Коммуникативные УУД: слушать и слышать других; задавать вопросы, быть готовым корректировать свою точку зрения.

6.Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Научить школьников:

соотносить полученный результат с поставленной целью;

оценивать результат своей деятельности

оценивать результат учебной деятельности

 Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Какие задания были наиболее сложными? интересными?

            - Кому было легче работать индивидуально? в группе?

            - Кто считает, что усвоил данную орфограмму?

Оценка учащихся:

-Ребята! Вы отлично работали, мне было с вами легко и интересно. Я очень довольна вашей работой. Похлопаем друг другу.

Отметки за урок.

Поставь себе оценку Слайд 4.

Домашнее задание по выбору.  Т. Упр.28

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Научиться безошибочно писать глаголы с шипящим на конце.

На заключительном этапе урока шло формирование коммуникативных УУД: оформлять свои мысли в устной форме; строить монологическую речь; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные УУД: осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить анализ работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия

1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...