Урок русского языка в з классе УМК "Перспективная начальная школа"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Трифонова Лариса Николаевна

Тема "Жизнь корня в разных частях речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus_yaz_3_kl_zhizn_kornya.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Жизнь корня в составе разных частей речи

Открытый урок по русскому языку

3 класс  3 четверть

УМК «Перспективная начальная школа»

Трифонова  Л.Н.

МБОУ «Пестречинская средняя общеобразовательная школа №2»


Ход урока

  1. Орг. момент
  2. Актуализация опорных знаний.

Отгадайте ребус (семья). Как вы понимаете это слово? (родные люди, родственники). В семье родственники похожи друг на друга: дочка похожа на маму, мама на бабушку. Например, у сына и папы одинаковые глаза, волосы. Походка. По внешнему виду я могу узнать ваших родителей, так как вы похожи на своих мам и пап. Семьи бывают большие и маленькие. Одна семья состоит из 3 человек, а есть из 5. 7, 8. И в русском языке корни слов живут семьями. Квартирами для них служат слова, принадлежащие к разным частям речи.

На доске тема урока «Жизнь корня в составе слов разных частей речи»

       Откройте учебники на данной теме.

  1. Изучение нового материала.

  1. Упражнение 72. Познакомься с семьями слов. Выпиши слова в три столбика: существительные, прилагательные, глаголы. Выдели корни.

Гроза          грозный           погрозить

Цвет           цветной           цветет

Зелень        зеленый           зеленеет

Побелка     белый              побелить

Сторож      сторожевой     сторожить

Чистота      чистый            почистить

Даль            дальний          удалить

Низина       нижний           снизить

Поищи в каждой семье слова, которые являются проверочными друг для друга. Подчеркни их. Если два слова – подчеркни оба.

  1. Т 2 упр.37 Знакомство с новым словарным словом «победа»

Праздновать     праздник             праздничный

Бег                       беговой               бегать

Трус                     трусливый          трусость

Толк                    толковый            толковать

  1. Упражнение73. Запиши родственные слова, исключив формы одного и того же слова. Слов должно быть 10.

  Снеговик, снежный, снег, Снегурочка, подснежник, снежинка, снеговой, снежиночка, снеговичок, снежок.

Подчеркни слово без которого не было бы всех остальных.

Выпиши слово, которое подходит к схеме (подснежник  )

Составь сложные слова, в которых первый корень снег-, а другие корни –ход- и –пад-. В скобках напиши проверочные слова для орфограмм, которые можно проверить.

Снегоход (снег)

Снегопад  (снег)

  1. Упражнение74. Определи, от слов какой части речи (от существительного, прилагательного, глагола) образованы слова:

Краснота – красный (прил)

Воздушный – воздух (сущ)

Жадность – жадный (прил)

Ходьба – ходить (глагол)

Домашний – дом (сущ)

Серость – серый (прил)

Книжный – книга (сущ)

Слова могут быть образованы от разных частей речи.

  1. Упражнение 76.запиши слова столбиком. Напиши к каждому слову два однокоренных     слова, являющихся словами других частей речи. На каждой строчке должны быть записаны: существительное , прилагательное, глагол.

Рыба             рыбный         рыбачить

Бег                 беговой        бегать

Белизна       белый            белить

6)Самостоятельная работа: упражнение 76. Спиши слова строчками и выдели везде корни.

5.   Итог.

    -  Кто научился искать родственников среди слов и определять у них корень поставьте на полях точку, кто еще затрудняется поставьте знак?.

6. Домашнее задание упражнение 78 выполнить по инструкции

Дополнительное задание.

Родственники

-Вы кто такие?

-Я - гусь, это - гусыня, это - наши гусята. А ты кто?

-А я ваша тетя - гусеница.

Есть ли в этом рассказе родственные слова? Назовите их. А слово гусеница?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Антонимы" Урок русского языка во 2 классе УМК Начальная школа XXI века

Урок получения новых знаний с мультимедийной презентацией....

Урок русского языка в 1 классе (УМК «Начальная школа XXI века) Тема. Мимика и жесты – дополнительные средства общения

Цель урока: организовать деятельность учащихся по знакомству с несловесными средствами общения: мимикой и жестами; способствовать взаимопониманию и развитию культуры жестов у младших школьников.Данный...

Урок русского языка во 2 классе.УМК «Начальная школа XXI века»Тема урока. Многозначные слова.

Тип урока: усвоение новых знаний (урок – исследование) Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения...

Урок русского языка в 4 классе (УМК «Начальная школа XXI века) Тема: Связь слов в словосочетании. Согласование

Урок русского языка в 4 классе (УМК «Начальная школа XXI века) Тема: Связь слов в словосочетании. Согласование Презентация к уроку...

Урок русского языка во 2 классе УМК «Начальная школа 21 века»

Данный урок русского языка по теме: «Фразеологизмы» разработан для 2-ых классов  в рамках Федерального государственного образовательного стандарта.  Тип урока - открытие новых знаний....

Конспект урока русского языка во 2 классе. УМК «Начальная школа XXI века» Тема урока: Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова.

Урок посвящён отработке навыка правописания слов с орфограммами: безударная гласная, парный согласный, непроизносимый согласный в корнях слов....