ЧАСТИ СЛОВА. СУФФИКС.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chasti_slova._suffiks.docx40.02 КБ

Предварительный просмотр:

ЧАСТИ СЛОВА. СУФФИКС.

Тема:Суффикс и его роль в слове.

Цель:

дальнейшее овладение родным языком на основе освоения значений суффиксов, развитие умений находить суффикс в слове, определять его значение и роль в слове;

– развитие чувства языка на основе выявления смысловых оттенков (уменьшительности, ласкательности), вносимых суффиксами в общее значение слова.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι.Организационный момент.        

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

– Прозвенел звонок и смолк-

   Начинается урок.

- Ребята, назовите какое сейчас время года.                     Слайд №1

- Покажите, пожалуйста, жестами, что вы:

  А) замёрзли и съёжились;

  Б) отогрелись и расслабились.

  В) Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение.

  Г) Изобразите, как дети лепят снеговика и ставят снежные комы друг на друга.                                                                          Слайд №2

- Какие красивые снеговики у вас получились! Вы пришли весёлые домой. Вот давайте с таким же отличным настроением мы и будем работать на этом уроке.

- Садитесь.

- Я очень рада видеть ваши весёлые глаза. И вижу, что вы готовы приступить к работе.

-Запишем число и классная работа.

- Откроем тетради, запишем словомалина с большой буквы, поставим запятую.                                                                                   Слайд №3

- Назовите орфограмму в этом слове.

- Как можно назвать маленькую ягоду малины? Запишите, поставьте запятую.     ( малинка)

- Как называется участок земли, где растут кусты малины?  (малинник). Запишите слово, поставьте точку.

- Как называются эти слова?  (однокоренные)

- Почему?

- Возьмите простой карандаш и выделите части слова, с которыми мы работали на предыдущих уроках.   (корень и окончание)

-Назовите, какие  части слова вы выделили?  ( корень и окончание)                        

- Назовите корень. Назовите окончания.                              

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

- Какую часть слова вы не выделили? ( часть слова, которая стоит после корня).

- Кто помнит и может назвать, как называется эта часть слова? (суффикс).

-Как обозначается графически суффикс в слове?

- Выделите суффикс в этих словах.

- Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока.             Слайд №4

- Используя опорную запись, сформулируйте цели урока.     Слайд №5

(1-Повторить, что такое суффикс. 2- Вспомнить признаки суффикса.      3- Учиться находить в словах суффиксы).

-Приступаем к реализации целей урока.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙII. Актуализация знаний.   Открытие новых знаний.

IV. Развитие умений – применение знания.

V. Рефлексия

Итог урока.Д\З

  1. Упр. 193.( стр. 154 )Слайд №6

Выполняется коллективно под руководством учителя.

- Прочитаем первую часть задания. ( до слов).

- Отвечаем на вопросы первой части задания.

(В словах река, речушка, реченька, речнаяодинаковый корень, но разные основы, поэтому это слова с разным значением.)

Одного ученика вызвать к доске.    Проверка поэтапная.

  1. Спишите слова.
  2. Выделите окончания и основу( перед выделением повторить алгоритм).
  3. Выделите корень ( перед выделением повторить алгоритм).
  4. Какую часть осталось обозначить?
  5. Для чего он служит?

2. На интерактивной доске записаны пары слов.             Слайд №7

Гора – горка

Поле – полюшко

Внук – внучек

Мяч – мячик

Лес – лесок

Город – городок

Слово – словечко

- Прочитайте пары слов.

- Что общего между словами каждой пары?

- Чем отличаются друг от друга слова в каждой паре?

- Сейчас, если я показываю на слово в котором есть суффикс – вы хлопаете в ладоши. А если на слово в котором нет суффикса – топаете.

- Назовите суффиксы в словах второго столбика.

- Какое значение придают словам эти суффиксы?   (уменьшительно- ласкательные)

- Сделаем вывод: - какое значение словам могут придавать некоторые суффиксы?

3.Фронтальная работа с текстом.

Слайд№8-9

Соберите предложения из рассыпанных слов.

- Это текст? Как его можно озаглавить?

- Найдите однокоренные слова. Выпишите их. Выделите корень.

-От какого слова образовались все эти слова? С помощью чего?

- Что такое суффикс?

- Что происходит со словом, если меняется суффикс? (Меняется лексическое значение слова)

4.  Физкультминутка.

  Вот студеною зимой                              Дети машут руками.
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу.                         
Дети выполняют круговые движения руками.
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах.                     
Дети садятся в глубокий присед на
Даже хитрая лиса                                 
несколько секунд, потом встают.
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит.                         
Дети машут руками.
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах.                     
Потягивания — руки в стороны.
Скачет по полю лиса.                           
Прыжки.
Ну а мы чуть-чуть пройдемся               
Ходьба.
И домой к себе вернемся.                    
Дети садятся за столы

Воспитательный момент     Слайд №10

- Прочитайте стихотворение о снегире

Слайд

-Какова его главная мысль?(Помощь птицам зимой.)

5.Работа в парах (приложение №1)

- Что такое суффикс?

- Где стоит суффикс?

- Для чего служит суффикс?

(работа на карточках)

-

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

.

Закончи предложения.

  1. Суффикс – это ………..
  2. Суффикс стоит  ……………..
  3.  Суффикс служит  …………….
  4. Приведите два примера слов с различными суффиксами.

Закончи предложения.

  1. Суффикс – это ………..
  2. Суффикс стоит  ……………..
  3.  Суффикс служит  …………….
  4. Приведите два примера слов с различными суффиксами.

  1. Найдите слова, в которых есть суффикс.   Выделите суффикс.

Выходной,   лесник,   дома,   длинная,   снега,   снежки,   заморозки,   морозы,   длина,   коровушка,   снежный,   коровка,   леса,   корова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Части слова. Суффикс.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5024368","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"317","style":"width: 317px; height: 223px;","width":"448"}}]]...

Конспект урока по русскому языку с использование ЭОР для 3 класса "Части слова. Суффикс"

Тема и номер урока в теме  Части слова. Суффикс.(1 урок) Базовый учебник  Русский язык. 3 класс. Авторы: Л.М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. 1 часть .  1....

Части слова. Суффиксы.

Открытый урок по русскому языку....

Урок по русскому языку "Части слова. Суффикс как часть слова" (ТРКМ). Система РО Занкова Л.В. 2 класс.

Урок в технологии развития критического мышления. Главная цель ТРКМ - развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно. Достоинства данной технологии: ориентирова...

Русский язык. 3 класс. тема "Части слова. Суффикс"

Урок повторения изученного материала. Технология критического мышления....

План-конспект урока с использованием ЭОР по теме "Части слова. Суффикс"

В материале представлен план урока для 2 класса. Данный план могут использовать учителя начальных классов, работающие по программе "Школа 2100"....