Русский язык. 3 класс. тема "Части слова. Суффикс"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок повторения изученного материала. Технология критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chasti_slova._suffiks.docx28.9 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 511

Пушкинского района г. Санкт – Петербурга

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

по русскому языку

в 3 классе.

ТЕМА:

Части слова. Суффикс.

Составила: учитель начальных классов

Болдырева Т.П.

2013 - 2014 уч. год.

Тема урока

Части слова. Суффикс

Предмет

Русский язык

Класс

3 класс

Тип урока

Урок повторения изученного

Используемые педагогические технологии

Технология критического мышления, групповое обучение, ИКТ

Цели урока

Для учителя 

  • Формировать умение анализировать текстовый материал; продолжить формирование навыков общения в группе и умений самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей
  • Дальнейшее овладение родным языком на основе освоения значений суффиксов
  • Формировать толерантное отношение к одноклассникам

Для ученика

  • Путем наблюдения развить чувство языка на основе выявления смысловых оттенков (уменьшительность, увеличительность,  ласкательность), вносимых суффиксами в общее значение слова;
  • Схематически (в виде рисунка) изображать информацию
  • Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, троить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Образовательные результаты

Предметные     

  • Уметь находить суффиксы в слове;
  • Определять значение и роль суффикса в слове. 

Метапредметные

Познавательные:

  • Использовать сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывать суждения по результатам сравнения
  • Делать выводы на основе обобщения знаний
  • Извлекать информацию, представленную в разных формах

Коммуникативные:

  • Проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения;
  • Планировать и согласовывать общий способ работы в группе;
  • Определять последовательность действий для решения предметной задачи

Регулятивные:

  • Обладать способностью к волевому усилию и умеет преодолевать препятствия
  • Осуществлять простейшее планирование своей работы

Личностные

  • Развивать познавательную активность и самостоятельность при планировании своих действий.
  •  Выявлять и осознавать того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению
  • Формировать толерантное отношение к одноклассникам

Образовательная среда урока

  • Таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал» (у каждого ученика)
  • Тексты с грамматической сказкой В. Волина «Веселая грамматика» (у каждого ученика)
  • Учебник «Русского языка» 3 класс, 1 часть

Форма работы на уроке

Индивидуальная и в группах постоянного состава (примерно 7 групп по 4 ученика)

Формы и методы диагностики формирования основных компетенций  в рамках ФГОС:

  • Таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал»
  •  Тексты с грамматической сказкой В. Волиной «Веселая грамматика»
  • Схематический рисунок по сказке В. Волиной «Веселая грамматика»

Оборудование:

Музыкальный центр

ХОД УРОКА:

Этап

Деятельность учителя

Действия учеников

Организационная часть урока

Организует проверку готовности к уроку:

  • Проверка раздаточного материала.
  • Запись в тетради числа, дня недели, вида работы.

Записывают в рабочих тетрадях.

Чистописание и словарная работа

Учитель показывает написание букв Оо, слогов слияния Ог, го, ор, од;

Предлагает записать словарное слово огород, подобрать и записать однокоренные слова 

Записывают в рабочих тетрадях буквы  Оо, слоги слияния Ог, го, ор, од;

словарное слово огород, подбирают и записать однокоренные слова: огородник, огородишко, огородник, городище, огородничество.

Формирование темы и цели урока.

Задает вопросы для постановки цели урока: Что общего в этих словах?

Сформулируйте вопрос урока.

Воспользуемся портфелем  «Знаю. Хочу узнать. Узнал»

Отвечают на вопросы учителя:

Есть суффикс

Всели мы знаем о такой части слова как суффикс?

Физ. мин

Представьте что вы руководитель научного отдела. Вы утром проснулись, позавтракали, оделись, взяли с собой портфель с документами, и пошли на работу. Пришли и перед вами стоит задача: ответить на вопрос. Что вы будете делать?

Актуализация изученного. Вспоминаем то, что знаем.

Предлагает составить план действий. 

  1. Задать вопрос
  2. Определить, что знаем, что хотим узнать
  3. Воспользоваться источником информации
  4. Сделать вывод (ответить на вопрос)
  5. Применить знания

Выявления места и причины затруднения

Предлагает учащимся заполнить таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал».

Координирует, оказывает индивидуальную помощь при заполнении таблицы учениками, а также, по необходимости, задает наводящие вопросы.  

  • индивидуально заполняют таблицу (см. приложение 1);

Что я знаю о суффиксе

Что я хочу узнать

Что я узнал

  • коллективно обсуждают результаты заполнения
  • выясняют, что имеются знания по данной теме и есть вопросы, на которые хотелось бы узнать ответ.

 Наблюдают и выполняют упражнение письменно.

 Для того чтобы ответить на ваши вопросы нам надо воспользоваться источниками информации. Какие источники информации вы знаете? 

Учебник: Стр. 154 упр. 193

Что у них общего?

А чем они отличаются?

Через какое слово можно объяснить все остальные?

Спишите.

Выделите в этих словах окончание и основу.

Выделите корень. Какое явление вы наблюдаете в корне?

Какую часть слова осталось обозначить?

Для чего она служит?

Отвечают на вопросы учителя  и дописывают в таблицу:

учебник, справочник, энциклопедии.

Категории информации (план урока)

Источники информации

Корень

Добавляется окончание и суффикс

Река

Чередование корней

Суффикс

(суффикс служит для образования новых слов)

Что нового узнали? (или вы это знали)

Какими еще источниками информации можно воспользоваться? (справочники и словари…)

Дополнительный материал 

Беседа о суффиксах, их значении

из сборника «Веселая грамматика»

Волиной В.

ЗАДАНИЕ: прочитать, в группе в виде рисунка изобразить информацию = Что нового узнали? 

  • зачитывают записи из таблицы, участвуют в обсуждении, высказывают дополнительные сведения
  • ученики самостоятельно читают грамматическую сказку. В группе в виде рисунка изображают информацию. Демонстрируют  рисунки.
  • анализируют все этапы урока, своё участие в работе группы, выполняют задания по таблице.

Физ мин. для глаз

Предлагает выполнить ряд упражнений для глаз

Повторяет за учителем: глаза закрыли, открыли, быстро моргаем и т.д.

Сделать вывод (ответить на вопрос)  Все ли мы знаем о такой части слова как суффикс?

Достаточно.

Применить знания

Звучит потешка «Уж как я мою коровушку люблю…»

        

стр. 156 упр. 197  

Какие слова звучат нежно, нежно, ласково?

Сравните слова: корова и коровушка, Буренка и Бурёнушка? Чем они отличаются?  

Разберем по составу слова: корова, коровушка, крапива, крапивушка, воля, волюшка.

Слушают потешку

уменьшительно ласкательным суффиксом

Разбирают слова по составу

Рефлексия

Посмотрели в графу, «что мы хотели узнать». Смог ли вы найти ответ на поставленный вопрос?

Да                (!)

Не совсем   (!?)

Нет              (?)

Домашнее задание (с инструктажом)

Предлагает выполнить упражнение 195 на стр. 155

Прочитайте задание, есть ли вопросы, что будете делать

  • выслушивают  и записывают домашнее задание
  • задают уточняющие вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов." /УМК "ПНШ"/

Материал содержит конспект урока "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов". /УМК "ПНШ"/...

Русский язык. Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы.

Конспект открытого урока по русскому языку с презентацией. 2 класс. ПНШ....

Урок русского языка «Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы.»

Конспект урока русского языка "Как делаются слова.Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы. " УМК "ПНШ", 2 класс....

Конспект урока русского языка «Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки»

Цель: создание условий для формирования осознанного представления учащихся об образовании слов, называющих признаки, с помощью суффикса «н»; формирование представлений о чередовании согласных в корне ...

технологическая карта урока.Русский язык. Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы.

Конспект урока по русскому языку.Суффиксы слов, называющих предметы и признаки...

Конспект урока русского языка "Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки" + презентация (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс"),

Цель деятельности учителя: углубление знаний обучающихся об образовании слов, называющих признаки, с помощью суффикса «н»; формирование знаний о чередовании согласных в корне слова; ф...