Урок русского языка «Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы.»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Слепухова Надежда Викторовна

Конспект урока русского языка "Как делаются слова.Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы. " УМК "ПНШ", 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №48»

Урок русского языка

«Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы.»

Класс:  2 – В

Учитель: СЛЕПУХОВА НАДЕЖДА

ВИКТОРОВНА

КУРСК 2016 Г

I.Организационный момент.

Снег летает и сверкает

В золотом сиянии дня,

Словно пухом, устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег – снежок,

Начинаем наш урок.

И с хорошим настроением отправляемся в путь за знаниями.

  1. Минута чистописания

-Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.

Кк

ок  ик  ёк

-Что общего в записях?

Поменяйтесь тетрадями и подчеркните карандашом наиболее удачные сочетания букв.

  1. Словарная работа

У: Вставьте пропущенную букву и объясните их У: Как вы думаете, какое слово здесь лишнее? Почему?

Д: слово лесок лишнее слово,

У: Запишите слова в тетрадь

 Д: (записывают)

   У:   Ребята, вы решили, что слово  лесок «лишнее». Что вы можете сказать про это слово.

Д: Это слово предмет, неодушевлённое. Отвечает на вопрос что?

У: Давайте это слово разберём по составу. А чтобы разобрать слово по составу, нужно подобрать родственное слово. От какого слова образовалось слово лесок

Д:   лесок  ←  лес.    Лес начальная форма слова

У:  Что общего у этих слов?

Д: У них общий корень лес, значит они являются однокоренными словами.

У: Как образовалось слово лесок

Д: При помощи букв ок

У: Так что такое – ОК?  

Д: Это часть слова

У: Что мы должны узнать сегодня на уроке?

Д: Что это за часть слова и для чего она нужна словам?

У: Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью слова.

- Какие части слов вы выделили?

-Что такое корень?

-Может ли слово быть без корня? А без окончания?

- Отгадайте загадки.

-Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу.

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук)

(Картики жука, паука)

-Плетет он сеть, а не гамак.

Хотя он вовсе не рыбак.

И ставит сети не в реке,

А в уголке, на потолке. (Паук)

-Назовем их ласково. Это новые слова? Они родственные? Докажите.

-Назовите с помощью какой частички слов мы образовали новые родственные слова? - ОК

- Так над чем мы сегодня будем работать?( Как образовываются ,делаются слова)

II.Определение темы и целей урока.

-Тема урока состоит из трех предложений (открывать карточки одну за другой).

(Дети читают сначала про себя, потом хором вслух)

Как делаются слова

Что такое суффикс

Суффиксы слов, называющих предметы

III.Формирование новых знаний и умений.

2.Работа с учебником.

№20

-Какой словарь нам поможет изучить новую тему?

-Читаем, где его нужно открыть?

-Читаем слова на –ИК.

-Мы должны разобраться, от каких слов образовалось каждое слово.

     лобик ← лоб

     зубик ←зуб

     кубик ← куб

     клювик  ← клюв

     садик ← сад

Чтение и объяснение по «цепочке».

У: Вы заметили, что частичка ик выделена другим цветом? А где она     находится в слове : до или после корня?

Д: Частичка ик находится после корня.

У: Сравни значения слов:   ёж →ёжик,

                                              лоб →лобик.

У: Какой оттенок смысла частичка – ик придаёт словам?

Д: Частичка ик придаёт словам ласковое значение. Превращает  предмет в маленький.

  1. Закрепление изученного материала упражнение 21, с 23

У: Найдите в Обратном словаре на –К слова с основой на ёк (с 143 У 2)

У: Скажите, от каких слов образовались все эти слова. Покажи письменно.

У: Миша начал это делать так:

                                          Уголёк ← уголь…

Маша – так:                     Уголёк ← угол…

-Кто прав? (Миша)

У: Продолжи Мишину запись.

Д:            пенёк ← пень

          огонёк ← огонь

          конёк ← конь

           окунёк--- окунь

У: Слова в парах – родственные?

Д: Да, данные слова родственные , так как имеют общую часть, которая хранит основную мысль.

У: Выделите в каждой паре общую часть (корень). Как выделена в словаре частичка – ёк?

Д:  Частичка ёк выделена голубым цветом.

У: Где находится  эта частичка в словаре?

Д: эта частичка находится после корня

У: Для чего она служит? С её помощью образуются  другие слова?

Д: Частица ёк служит для образования новых слов.  

 -В русском языке говорят, что такая частичка придает словам уменьшительно-ласкательный смысл.

У: И эта частица называется суффикс . И на письме суффикс принято обозначать вот таким знаком   ^     

Чтение плаката Летучей Мыши.

-Выделите суффиксы –ИК и –ЁК в ваших записях.

-Вернемся к нашим друзьям на стр.22. Прочитайте пары слов. (Паук – паучок, жук – жучок). С помощью каких суффиксов образовалось одно из этих слов?

-С какими же суффиксами слов, называющих предметы мы сегодня встретились? (По 3-ей таблице темы)

ФИЗМИНУТКА

3.Работа в тетради на печатной основе.

стр.18 №23

-Вместо слов в скобках впиши родственные слова с суффиксом –ОК-.

Баю-баюшки-баю. Не ложися на краю-

Придет серенький ___________ (волк),

Он ухватит за _______________ (бок),

Он ухватит за _______________ (бок),

И потащит во _______________ (лес)

Под ракитовый ______________ (куст).

Взаимопроверка с консультантами.

V. Итог урока

-С какой  темой мы сегодня познакомились?

-Что такое суффикс?

-Какую роль в слове он играет?

-С какими суффиксами познакомились?

-Какой оттенок в словах он вносит?

VI Рефлексия

В заключении мне хочется сказать , чтобы наука не была для вас ночью, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас на парте. Поднимите соответствующую звезду:

-Если было интересно и легко на уроке, - жёлтую, самую яркую звёздочку,

-Если иногда были трудности, сомнения – розовую,

- Если не разобрался в теме – голубую.

Посмотрите, сколько много жёлтых звёзд! Я очень рада, что этот урок для вас был интересным и познавательным. Спасибо вам за работу!

VII. Домашнее задание.

-ВЫУЧИТЬ такое суффикс по плакату Летучей Мыши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе. Безударная гласная в корне слова. „Самые дорогие для нас слова: Родина, мир, труд.

Урок закрепления по русскому языку по теме: Безударная гласная построен на патриотическом материале. Рассуждая о Родине,семье, мире, труде дети закрепляют способы проверки безударной гласной в корне с...

Урок русского языка "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов." /УМК "ПНШ"/

Материал содержит конспект урока "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов". /УМК "ПНШ"/...

Конспект урока русского языка «Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки»

Цель: создание условий для формирования осознанного представления учащихся об образовании слов, называющих признаки, с помощью суффикса «н»; формирование представлений о чередовании согласных в корне ...

технологическая карта урока.Русский язык. Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы.

Конспект урока по русскому языку.Суффиксы слов, называющих предметы и признаки...

Конспект урока русского языка "Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки" + презентация (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс"),

Цель деятельности учителя: углубление знаний обучающихся об образовании слов, называющих признаки, с помощью суффикса «н»; формирование знаний о чередовании согласных в корне слова; ф...

Урок русского языка во 2 классе Наблюдение за ролью суффикса в слове с ЭОР

Урок русского языка во 2 классе "Наблюдение за ролью суффикса в слове с ЭОР...