Конспект урок по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Троценко Наталья Александровна

Тема урока: "Сложные предложения". 4 класс образовательная система "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_4b_klasse.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 43

г.Борзи Забайкальского края

КОНСПЕКТ

открытого урока по русскому языку.

(День учителя начальной школы. 11.03.11)

УМК «Гармония» 4Б класс

Троценко Н.А. учитель 1 категории.

Тема. Сложные предложения

Цель. Знакомство со сложными предложениями.

Задачи.  --Узнать, какие предложения называются сложными, научиться определять сложные предложения;

                 --развивать общеучебные умения; приемы умственной деятельности;

                 --воспитывать интерес к богатству русского языка.

Ход урока.

Оргмомент.

СЛАЙД. Изображение весенней природы

У.-- Прозвенел звонок. Начинаем Урок. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы добры, спокойны, приветливы, ласковы.

Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть весеннего дня, тепло солнечных лучей, чистоту нашего забайкальского неба. Я желаю вам хорошего настроения.  

Вхождение в тему.

СЛАЙД.     Автобу. , кол?екция, кр.вать, гара. , ванн?а, ц. пленок, п.нал

У.--Прочитайте слова. Что их объединяет?

Д.--Имена существительные в единственном числе, словарные слова.

У. Решите орфографические задачи и прочитайте получившееся слово.

СЛАЙД.   С  Л  О  Ж  Н  Ы  Е

Минутка чистописания.

А) Гимнастика

  • Для глаз. Зафиксировав подбородок, глазами вращения по кругу 3 раза по часовой стрелке, 3 раза против часовой стрелки.
  • Для кисти. Зафиксировав локоть, кистью руки пишем цифру 8 3 раза.

Б) Из букв слова «сложные» составьте цепочку, выбирая последовательность из букв и элементов букв.

Варианты

У. Вам знакомо слово научное название, которое начинается со слова сложные?

СЛАЙД. Сложными бывают…

Д. …слова.

У. А какие это слова?

Д. У которых два корня. Слова, которые состоят из двух корней.

У. Приведите примеры сложных слов.

Д. Снегопад, листопад, косолапый и т.д.

У. А что еще бывает сложным? Есть какие-то предположения?

Д. Может быть предложения.

Открытие нового знания.

1. Прочитайте запись на доске.

Грачи прилетели! И потекли сосульки, затрещал лед, расползлись снега.

У. Что записано?

Д. Предложения.

У. Докажите.

Д. Выражается законченная мысль, есть главные члены предложения, которые составляют грамматическую основу.

У. Назовите грамматическую основу в предложениях. Сколько их в первом? Во втором?

Д. В первом предложении – одна основа – грачи прилетели; во втором – три – сосульки потекли, лед затрещал, снега расползлись.

У. Встречались ли вам предложения, в которых несколько основ?

Д. Нет.

У. Какие у вас возникают вопросы?

Д. Как называются такие предложения?

У. Вы можете сами ответить на вопрос, если вспомните, о каком научном названии говорили в начале урока.

Д. Сложное предложение.

2. У. Назовите тему урока.

Д. Сложное предложение.

СЛАЙД. Сложное предложение.

3. У. Поставьте задачи на урок.

Д.   Узнать, какие предложения называются сложными; научиться определять сложные предложения.

У. А еще научиться их читать.

У. Попробуйте сами сказать, о том какие  предложения называются сложными.

Д. Это предложения, в которых несколько основ.

5. У. Узнаем, как об этом говорит наука. Учебник с. 56 упр.488, 490. Работая с текстом сообщения авторов, подчеркивайте важную информацию. Что узнали? (Дети озвучивают, а на слайде высвечивается)

СЛАЙД. В каждой части сложного предложения есть свои главные члены, своя основа.

Предложения, в которых несколько основ сложные.

Предложение, в котором одна основа – простое.

ФИЗМИНУТКА.

6. У. Запишите сложное предложение в тетрадь. Что заметили, когда записывали предложение?

Д. Запятые.

СЛАЙД. В письменной речи между частями сложного предложения ставится запятая.

У. А в устной речи как отделяется одна часть от другой?

Д. Пауза.

Применение полученных знаний на пракике.

1. Задачник с.64 упр.489.

У. Прочитайте предложения. Найдите среди них сложные. Как будете определять?

Д. Находить основы.

У. Прочитайте сложные предложения интонационно и докажите свой выбор.

Дети читают предложения и доказывают.

2. Работа с текстом, заранее заготовленным учителем.

Восстановите поэтические строки. Можете поработать в паре с кем сидите или с любым другим одноклассником.

1. Рыхлый_______________ темнеет в марте

Тают ________________ на окне.

                                                             С.Маршак

2. Вот уж снег последний в поле ________________

Теплый пар _________________ от земли.

                                                               А.Толстой.

3. __________________ раскаты молодые

Вот____________________брызнул…

                                                                  Ф.Тютчев.

Справочное бюро: тает, гремят, льдинки, снег, пар, дождик, восходит.

У. Проверяем. Прочитайте красиво, учитывая знак препинания. Докажите свой выбор недостающих слов в строках и какое это предложение по наличию главных членов.

Дети зачитывают предложения, доказывая выбор.

СЛАЙД.

 1. Рыхлый СНЕГ темнеет в марте,

Тают ЛЬДИНКИ  на окне.

                                                             С.Маршак

2. Вот уж снег последний в поле ТАЕТ,

Теплый пар ВОСХОДИТ от земли.

                                                               А.Толстой.

3. ГРЕМЯТ раскаты молодые,

Вот ДОЖДИК брызнул…

                                                                  Ф.Тютчев.

Итог.

У. Как называлась тема урока?

СЛАЙД.  Сложное предложение.

У. Задайте вопросы по теме.

Д. Какие предложения бывают? Сложные предложения это какие? Как определить сложное предложение? и т.д.

У. Соберите стихотворные строки. На доске заготовлены полоски бумаги, на которых записаны «рассыпанные» предложения.

Рефлексия.

У. Приготовьте цветные карандаши. Нарисуйте на полях в тетради свое яблоко познания:

  • Красное яблоко – работалось легко, трудностей не испытывали, все было понятно и интересно.
  • Желтое – на уроке испытывали трудности, не совсем все получалось.
  • Зеленое – работалось трудно, многое было непонятным, возникло много вопросов.

Домашнее задание. С.58 упр.494.

СЛАЙД. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....