Внеурочная деятельность
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Босикова Айталина Владимировна

Программа "Русский язык в играх" предназначен для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Русский язык в играх35.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

 Чериктейская средняя общеобразовательная школа им. В.Ф.Афанасьева-Алданского

Рассмотрено:                                                            Согласовано:                                                                  Утверждено:

МО начальных классов                                           зам.директора по УВР                                                   директор ЧСОШ

Горохова С.Д.________                                           Лугинова Л.Е._________                                              Ушницкая В.В._______

«___» __________2015г.                                           «____»_________2015г                                                 «____»_________2015г

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по общеинтеллектуальному направлению

«Русский язык в играх» в 4-м классе (1 – 4)

на 2015-2016 учебный         год

количество часов в неделю  1 час, в год 34 часа

Составитель: Босикова А.В.

учитель начальных классов

2015-2016 уч.г.

Содержание

  1. Пояснительная записка.
  2. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения.
  3. Содержание.
  4. Календарно-тематическое планирование
  5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечение

Рабочая программа внеурочной деятельности

по общеинтеллектуальному направлению

«Русский язык в играх» в 4-м классе (1 – 4)

количество часов в неделю  1 час, в год 34 часа

  1. Пояснительная записка

Данная программа рассчитана на 1 год обучения (34 учебных часа). Занятия проходят по одному часу в неделю. Продолжительность занятий 45 минут. Программа построена с учетом возрастных особенностей младших школьников (возраст 10 лет, 4 классы).

Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.

Программа «Занимательный русский язык» предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося.

Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность.         Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей:

1 часть – вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя.

2 часть – рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание других.

3 часть – завершающая. Цель этой части занятий – создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.

Дети подробно, в занимательной форме изучают синонимы, антонимы, паронимы, архаизмы. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц. Дети узнают, откуда пришли названия известных детям слов, с которыми они встречаются в повседневной жизни и на уроках.

  Включены уроки речевого творчества с целью развития активного самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребенка.

Основной целью педагога является через игру, занимательные упражнения прививать любовь к русскому языку, сформировать коммуникативные компетенции учащихся, навык грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

 Задачи:

 овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;

 развитие речи, мышления, воображения школьников, способности   выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;

 овладение умениями правильно писать и читать, находить «ошибкоопасные» места; составлять логические высказывания разной степени сложности;

 освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

 воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь;

развить интерес к изучению тайн русского языка;

воспитать умение видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное;

углубить уже имеющиеся знания о лексике;

изучить и исследовать конкретные лексические понятия;

способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у обучающихся;

научить овладеть нормами речевого этикета в ситуациях повседневного общения;

создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;

научить обобщать, делать выводы;

стимулировать стремление уч-ся к самостоятельной деятельности;

воспитывать ответственность, самостоятельность.

Ожидаемые результаты обучения по программе:

учащиеся должны

знать об основных терминах, связанных с лексикой;

знать откуда пришли к нам некоторые слова и выражения, пословицы, поговорки, загадки;

уметь правильно употреблять изученные слова в речи;

уметь подбирать синонимы и антонимы;

уметь различать слова- паронимы, омоформы, архаизмы и неологизмы.

Формы и методы работы.

Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип моей программы: «От игры к знаниям». Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.

Виды игр:

на развитие внимания и закрепления терминологии;

игры-тренинги;

игры-конкурсы (с делением на команды);

сюжетные игры на закрепление пройденного материала;

интеллектуально-познавательные игры;

интеллектуально-творческие игры.

Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому на уроке должны сменяться виды деятельности: игра, гимнастика ума,  логика и многое другое.

Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:

сказочные сюжеты уроков;

сочинение своих сказок

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения.

Личностные результаты

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь иуважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознаниеответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками;осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи;строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать иобосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

  1. Содержание

Лексическое значение слова.-1ч.

Углубление знаний о лексическом значении слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка.

Прямое и переносное значение слова.-1ч.

Особенности прямого и переносного значения слов.

Ударение меняет значение. -2ч.

Особенности русского ударения.

Пестрое семейство синонимов.-2ч.

Особенности синонимического ряда слов. Правильное употребление слов- синонимов в речи.

Великое противостояние антонимов.-2ч.

Особенности антонимического ряда слов. Правильное употребление слов- антонимов в речи.

Слова-двойники. Омонимы. -1ч.

Расширение знаний и представлений детей об омонимах. Правильное употребление слов- омонимов в речи.

Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов.-1ч.

Разновидности омонимов: омоформы, омофоны, омографы. Их употребление в речи.

Похожи, но не одинаковы. Паронимы. -1ч.

Особенности слов- паронимов. Их употребление в речи.

Из глубины веков. Архаизмы.-1ч.

Особенности устаревших слов- архаизмов. Правильное употребление и понимание архаизмов в речи.

Устойчивые сравнения.-1ч

Особенность устойчивых сравнений русского языка. Правильное употребление сравнения в речи.

 Фразеологические сочетания-3ч.

Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление фразеологизмов в речи. Обогащение словарного запаса образными выражениями.

Шарада -1ч.

Знакомство с особой загадкой-шарадой. Составление собственных шарад.

Поиграем в слова-1ч.

Знакомство с особыми филологическими загадками-метаграммами, логогрифами, перевертышами.

Откуда ты, имя?-1ч.

Откуда пришли названия имен. Какие имена носили люди в Древней Руси?

Отчество и фамилия-1ч.

Откуда пришли отчество и фамилия в русский язык (историческая справка).

 Времена года -4ч.

Откуда пришли названия месяцев, как назывались месяцы в Древней Руси.

Крутится-вертится шар голубой-1ч.

Что означают названия материков, частей света.

В гостях у сказки.-1ч.

Откуда пришли названия, которые встречаются в русских сказках.

Что нужно школьнику.-1ч.

Откуда пришли названия некоторых ученических принадлежностей, учебных предметов.

Скатерть-самобранка.-1ч.

Откуда пришли названия блюд и продуктов, которыми пользуется человек.

Растения - почему их так называют? Составление словарика на тему: «Растения» -1ч.

Откуда пришли названия некоторых растений.

Птицы и звери - почему их так называют?-1ч.

Откуда пришли названия животных.

 О том, что мы носим.-1ч.

Что означают названия некоторых предметов одежды.

Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай».-1ч.

Обобщение знаний, полученных во время занятий в блоке «К тайнам слова».

  1. Календарно-тематический план.

Дата

Факт.дата

Тема занятий

Теория

Примечание

1 четверть

1

02.09

Лексическое значение слова.

Углубление знаний о лексическом значении слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка.

2

09.09

Прямое и переносное значение слова.

Особенности прямого и переносного значения слов.

3

16.09

Ударение меняет значение.

Особенности русского ударения.

4

23.09

Ударение меняет значение.

Особенности русского ударения.

5

30.09

Пестрое семейство синонимов

Особенности синонимического ряда слов. Правильное употребление слов- синонимов в речи.

6

07.10

Пестрое семейство синонимов

Особенности синонимического ряда слов. Правильное употребление слов- синонимов в речи.

7

14.10

Великое противостояние антонимов.

Особенности антонимического ряда слов. Правильное употребление слов- антонимов в речи.

8

21.10

Великое противостояние антонимов.

Особенности антонимического ряда слов. Правильное употребление слов- антонимов в речи.

9

28.10

Слова-двойники. Омонимы.

Расширение знаний и представлений детей об омонимах. Правильное употребление слов- омонимов в речи.

2 четверть

10

04.11

Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов.

Разновидности омонимов: омоформы, омофоны, омографы. Их употребление в речи.

11

11.11

Похожи, но не одинаковы. Паронимы.

Особенности слов- паронимов. Их употребление в речи.

12

18.11

Из глубины веков. Архаизмы.

Особенности устаревших слов- архаизмов. Правильное употребление и понимание архаизмов в речи.

13

25.11

Устойчивые сравнения.

Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление фразеологизмов в речи. Обогащение словарного запаса образными выражениями.

14

02.12

Фразеологические сочетания.

Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление фразеологизмов в речи. Обогащение словарного запаса образными выражениями.

15

09.12

Фразеологические сочетания.

Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление фразеологизмов в речи. Обогащение словарного запаса образными выражениями.

16

16.12

Фразеологические сочетания.

Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление фразеологизмов в речи. Обогащение словарного запаса образными выражениями.

17

23.12

Шарада

Знакомство с особой загадкой-шарадой. Составление собственных шарад.

3 четверть

18

13.01

Поиграем в слова

Знакомство с особыми филологическими загадками-метаграммами, логогрифами, перевертышами.

19

20.01

Откуда ты, имя?

Откуда пришли названия имен. Какие имена носили люди в Древней Руси?

20

27.01

Отчество и фамилия

Откуда пришли отчество и фамилия в русский язык (историческая справка).

21

03.02

Времена года

Откуда пришли названия месяцев, как назывались месяцы в Древней Руси.

22

10.02

Времена года

Откуда пришли названия месяцев, как назывались месяцы в Древней Руси.

23

17.02

Времена года

Откуда пришли названия месяцев, как назывались месяцы в Древней Руси.

24

24.02

Времена года

Откуда пришли названия месяцев, как назывались месяцы в Древней Руси.

25

02.03

Крутится-вертится шар голубой

Что означают названия материков, частей света.

26

09.03

В гостях у сказки

Откуда пришли названия, которые встречаются в русских сказках.

27

16.03

Что нужно школьнику

Откуда пришли названия некоторых ученических принадлежностей, учебных предметов.

4 четверть

28

06.04

Скатерть-самобранка

Откуда пришли названия блюд и продуктов, которыми пользуется человек.

29

13.04

Растения - почему их так называют? Составление словарика на тему: «Растения»

Откуда пришли названия некоторых растений.

30

20.04

Растения - почему их так называют? Составление словарика на тему: «Растения

31

27.04

Птицы - почему их так называют?

Откуда пришли названия животных.

32

05.05

Звери - почему их так называют?

33

11.05

О том, что мы носим.

Что означают названия некоторых предметов одежды.

34

18.05

Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай».

Обобщение знаний, полученных во время занятий в  блоке «К тайнам слова»

  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечение

Ресурсное обеспечение.

Информационно- методические ресурсы.

Для того чтобы дети шли в ногу со временем и овладели информационно-коммуникационными технологиями, запланированы занятия в компьютерном классе. Школа располагает достаточными техническими средствами: есть телевизор, музыкальный центр, экран, проектор, компьютер.

Научно-методические ресурсы.

        Для того чтобы качественно подготовить занятия, будут использоваться научные и методические издания, обозначенные в конце программы.

Организационные ресурсы.

        Для воплощения данной программы в жизнь существует достаточно благоприятное культурно-образовательное пространство.

В школе имеется библиотека, где дети могут найти дополнительную литературу. Это поможет раскрыть их интеллект, будет способствовать познавательной и творческой активности.

В процессе реализации программы будут использоваться картинки, фотографии, презентации, словари.

Литература для учителя.

  1. Аржакаева Т. Психологическая азбука для первоклашек. Развивающие уроки./Школьный психолог № 13, 2000
  2. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997
  3. Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка.- СПБ: «Речь»,2002
  4. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка . Т 1-4 – М: Русский язык,1981
  5. Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2000
  6. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986
  7. Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. – М, 1987
  8. Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. Языка. – М: Просвещение,1981
  9. Иванова В. А. Занимательно о русском языке. Л: Просвещение,1990
  10. Люстрова З. Н. Друзьям русского языка. – Ш: Знание,1982
  11. Винокурова Н. К. Подумаем вместе. М.: Рост,1998
  12. Ломакин П. И. В мире слов. Ч. 3. М.:Издат-школа,1998
  13. Львова С. И. Люби и знай родной язык. М. : Русское слово,2000
  14. Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учеба, и отдых: русский язык. Ярославль: Академия развития, 1997
  15. Елизарова Е. М. К тайнам слова: занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку, занятия в группе продленного дня. – Волгоград: Учитель, 2008
  16. Каландарова Н. Н. Уроки речевого творчества: 2 класс. – М.:ВАКО,2009
  17. Ладыженская Т. А.Речевые уроки: книга для учителя нач. классов. – М.:Просвещение,1995

Литература для детей.

  1. Чуковский К. И.Стихи и сказки. От двух до пяти/Предисловие В. Смирновой. – М.: Дет.лит, 1981
  2. Сказки, загадки. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка . Т 1-4 – М: Русский язык,1981
  3. Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2000
  4. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986
  5. Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. – М, 1987
  6. Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. Языка. – М: Просвещение,1981
  7. Полякова А. В. Превращения слов: книга для уч-ся нач. классов. – М.: Просвещение ,1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....