Конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Ковалёва Ирина Геннадьевна

Конспект урока по русскому языку 3 класс УМК "Перспектива" Разделительный Ъ и Ь знаки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект25.17 КБ
Файл презентация336.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока 4

Город: Санкт-Петербург                                                                                                                         ЧОУ «Деловая Волна»                                                                                                                                   Учитель: Ковалёва Ирина Геннадьевна                                                                                                    Класс: 3                                                                                                                                                            Предмет: русский язык. УМК «Перспектива»

Тема: Правописание слов с разделительными Ъ и Ь знаками.                                                                  Цель урока:  создание условий для закрепления умения правильно писать слова с разделительными Ъ и Ь знаками.    

Формирование УУД:                                                                                                Познавательные УУД:                                                                                                    1.Формирование умения выявлять сущность, особенности объектов.                                     2. Формирование умения обобщать и классифицировать по признакам.               3. Формирование умения на основе анализа объектов делать выводы.                                          4. Формирование умения работать с учебником.                                                                                5. Формирование умения находить пути выхода из проблемной ситуации.                                            6. Формирование умения выполнять действия по заданному алгоритму.                                       7.  Формирование умения  добывать, преобразовывать и представлять информацию.   Коммуникативные УУД:                                                                                                 1. Формирование умения слушать и понимать других.                                      2. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.                                                                                                                                          3. Формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме.              4. Формирование умения работать в паре, группе.                                                         Регулятивные УУД:                                                                                                                                    1. Формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.                                                                                                                          2. Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.                                                                                                                                 3. Формирование умения прогнозировать.                                                                                      4. Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.                    Личностные УУД:                                                                                                                               1.  Формирование умения к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.      2. Формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией   3. Развитие умения оценивать свою деятельность.                                                                    4. Формирование умения слушать и слышать, работать в группе и в паре, ясно и чётко излагать свою точку зрения.                                                                                                            

Тип урока: Урок отработки умения и рефлексии                                                      

Оборудование: Мультимейдийная доска, проектор; карточки для работы в паре, группе; карточки с разноуровневыми заданиями для самостоятельной работы; таблицы по теме урока.

Ход урока

  1. Орг. Момент.                                                                                                                              Ребята, проверьте готовность к уроку. Сегодняшний урок я хочу начать со слов «Где есть желание, найдётся путь!» Как вы понимаете эти слова?  Давайте пожелаем друг другу удачи на уроке.
  2. Актуализация знаний.                                                                                                            Откройте тетради, запишите число, классная работа.                                                    Работа в парах. Сегодня мы начнем урок с работы в парах. Положите перед собой карточки.

[вй'уга]    [падй'ом]    [д'ир'эв'й'а]     [сй'омка]    [абй'ом]    [мурав'й'и]

____________________________________________________________

? Прочитайте транскрипции слов, запишите эти слова. Сравните произношение и написание слов. Что можете сказать? Правильность проверим чуть позже.

? Что общего у слов? (имена существительные, нарицательные, во всех словах есть звук Й')

? На какие группы можно разбить слова? (во множественном/единственном числе,  двусложные/трехсложные, с ъ и ь знаком)

Догадайтесь, какие буквы возьмем для минутки чистописания. – ъ и ь.

Минутка чистописания.

Ъ  Ь ВЬЯ СЪЕ ДЬЮ БЪЁ

? Проверьте, правильно ли вы записали слова. На доске появляется правильное написание слов. Прокомментируйте  известные орфограммы. Поднимите руку пара, не допустившая ошибок. Какие ошибки были допущены?  Спишите слова в тетрадь, разделите для переноса. Как правильно переносить слова с Ъ и Ь знаками?

  1. Целеполагание, постановка задач к уроку.                                                                                                                                ? Какую орфограмму будем сегодня повторять?          

Какую задачу поставим перед собой? (Повторить правописание слов с разделительными ъ и ь знаками)

Давайте составим план работы. Закончите предложения

Надо вспомнить … (правило проверки слов с разделительными ъ и ь знаками)

Научится подбирать… (проверочные слова)

Потренироваться в письме… (слов с разделительными ъ и ь знаками)                                             4.     Работа над темой урока.

Составление кластера.                                                                                                                      Тема нами изучалась в прошлых классах. Вспомните, что вы помните. Высказывания заносятся и преобразуются  в схему на доске и в тетрадях.

согл. Ь еёюяи                         согл. Ъ еёюя

Что общего в написании этих знаков? (пишутся после согласных перед гласными, когда слышим звук Й)

Работа с учебником. Проверим себя по учебнику.     Стр.  49                                                                                От чего зависит выбор знака? (от части слова). Сформулируйте правило.

Первичное закрепление.                                                                                                                        С первой задачей урока справились, потренируемся в письме слов с этими буквами. Замените словосочетание словом с разделительным ь или ъ. Запишите в нужный столбик.

  1. Растолковать, сделать понятным (объяснить)
  2. Недоеденные куски (объедки)
  3. Полоса земли вдоль берега моря, озера (побережье)
  4. Вход в здание (подъезд)
  5. Фрукты или ягоды, сваренные в сахарном сиропе (варенье)
  6. Мать, отец, дети  (семья)
  7. Кондитерское изделие  (печенье)
  8. Сообщение, доводимое до всеобщего сведения  (объявление)                                    Допишите в каждый столбик по слову. Проверка, комментирование орфограмм.  Выставить количество баллов по количеству правильно записанных слов. Максимально – 10 баллов.

Лингвистический аукцион. Сегодня предлагаются слова с разделительными Ь и Ъ знаками. Первый вариант выбирает слова  с Ь, второй с Ъ:

 Разъяснил, съёжился, взъерошенные, разъярённый, объятия, бульон, польёт, завьёт, волчьи, осенью, коньки, поезд.

? Какие слова остались не разыгранными? Почему?                                                                        ? Какое слово пишется в разрез правилу? Почему?

  1. Закрепление  

Работа в группах. Сейчас мы должны проверить, насколько хорошо вы вспомнили орфограмму. В группах составьте словосочетания для диктанта. Первая группа будет составлять словосочетания с существительными, вторая с прилагательными, третья с глаголами. Вспомним понятия о частях речи.

Карточка № 1

  1. Придумайте 2 существительных: -екц- ________________( Ъ), -вьюн-_________________(Ь)
  2. Составьте словосочетания с  этими существительными:

_______________________________________________________________________

  1. Представьте словосочетания для диктанта.

Карточка № 2

  1. Придумайте 2 прилагательных:  -ём- ________________( Ъ), -лис- __________________ (Ь)
  2. Составьте словосочетания с  этими прилагательными:

_______________________________________________________________________

  1. Представьте словосочетания для диктанта.

Карточка № 3

  1. Придумайте 2 глагола: -ех-________________( Ъ),-ль- __________________ (Ь)
  2. Составьте словосочетания с  этими глаголами:

_______________________________________________________________________

  1. Представьте словосочетания для диктанта.

Запись словосочетаний, комментирование орфограмм. За работу в группах максимально можно заработать 3 балла.

Работа в группах с текстом.

Составить небольшой текст на тему «Чаепитие», используя слова: печенье, варенье, угощенье, объедение,  объявил.

Запись текста в тетрадь.

Одноклассник пригласил нас на чаепитие. Он гордо объявил нам, что сам накрыл стол. Мы увидели малиновое варенье, сахарное печенье, кремовый торт. Угощенье нам очень понравилось! Торт был  просто объедение!

Комментирование орфограмм, разбор предложений. Максимальный балл за работу в группе – 5 баллов.

  1. Подведение итогов.

Итак, над какой орфограммой работали?                                                                                   От чего зависит правописание Ъ и Ь знаков? Расскажите правило                                                                   Положите перед собой листочек, ответьте на вопросы.                                                                        Я знаю, когда пишется разделительный Ъ знак  ___.                                                                                         Я знаю, когда пишется разделительный Ь ___.                                                                                                            На этом уроке я узнал (а), что ________________________.                                                                                           Я не сделал(а) ошибки в словах с разделительными Ъ и Ь___.                                                                                     Я сделал(а) ошибку, но я знаю, над чем мне надо работать ___.

  1. Самостоятельная работа

Разноуровневые работы. Вы можете выбрать уровень самостоятельной работы

  Разделительный Ъ и Ь знаки                            Уровень 1

1. Выбери правильный ответ.          Разделительный Ь пишется

а) после согласного перед буквами е, ё, и, ю, я;

б) после приставок, которые заканчиваются на согласный, перед буквами е, ё, я.

 2. Выбери правильный ответ.        Разделительный ь показывает, что

а) согласный звук и следующий за ним гласный произносятся раздельно;

б) согласный звук, после которого он стоит, произносится мягко.

 3. Подчеркни слова с разделительным мягким знаком

Мальчик, перья, здоровье, чириканье, льёт,  семья,   сыновья.

 4 .Распредели слова в 2 столбика:  

Хлоп..я, с…езд,  счаст…е, в…юга, об…ём, с…емка.

 с разделительным Ь;

__________________

__________________

__________________

с разделительным Ъ.

__________________

__________________

________________


Разделительный Ъ и Ь знаки                            Уровень 2

1. Отметьте слова с разделительным Ь :

1) колья         2) сосулька         3) здоровье            4) бьют           5) гвоздь.

2.Отметьте слова с разделительным Ъ. Вставьте пропущенные буквы.

1)об…явление;            2) плат…я;         3) под…езд;         4) в…юга;       5) раз…езд;

3.Зачеркните лишнее слово в каждой строке.

Илья, Татьяна, Ольга, Дарья.

Сеть, сыновья, сосулька, Сибирь.

4. Перед какими буквами пишется разделительный Ъ? (Обведите кружком, допишите недостающие буквы.)

я  ы э ю а _________________

5. Перед какими буквами пишется разделительный Ь? ( Обведите кружком, допишите недостающие буквы.)

е о у ю и ______________________

Разделительный Ъ и Ь знаки                            Уровень 3

  1. Закончи предложения:

 Разделительный Ь пишется в _____________ слова, после ____________ перед ____________ буквами _____________ .  

      2. Вставь в слова, где нужно, мягкий знак.

         Сем_я,   бол_шой,   лис_и,  пл_яска,  пл_ёнка,  руж_ё.

3. Спиши предложения. Вставь подходящие слова по смыслу с разделительным Ъ. Подчеркни разделительный Ъ.

1.Умей отличать_________________ грибы от ядовитых.   2. В кладовой у белки много __________ припасов. 3. _________________ кран поднимает и опускает тяжёлые плиты. 4. Кот ______________целую банку сливок. 5. Мы _______________ весь свет.  6.____________в гору оказался очень трудным.

4.Вставьте  пропущенные знаки Ъ или Ь.

Под..ём флага,  зелёный в..юн,  в..езжать в лес,  п..ют молоко,  солов..иная трель, беспокойные мурав..и, с..ёжился от холода, раз..ярённый лев, с..ехать с квартиры, в..ездные документы, раз..ёмная молния, с..едобная травка, пит..евая вода, точное об..яснение.

  1. Орг. конец

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание слов с разделительными Ъ и Ь знаками

Слайд 2

ВСПОМНИТЬ… НАУЧИТЬСЯ… ПОТРЕНИРОВАТЬСЯ…

Слайд 3

Правописание Ъ с огл . Ъ Е Ё Ю Я

Слайд 4

Правописание Ь Ь согл . Е Ё Ю Я И

Слайд 5

ОБЪЯСНИТЬ ОБЪЕДКИ ПОДЪЕЗД ОБЪЯВЛЕНИЕ

Слайд 6

побережье варенье семья печенье


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....