Главные вкладки

    Открытый урок " Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода" 2014-2015 уч.год
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

    Перетрухина Наталья Николаевна

    "Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.docx89.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок

    русский язык

    Тема: «Именительный и винительный  падежи имен прилагательных женского рода»

                       Учитель: Перетрухина Наталья Николаевна

    2014-2015 уч.год

    Цель урока: Различать именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода единственного числа.

    Задачи урока:

    Образовательные: учить правильно писать окончания имен прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах;  

    - выделять падежные окончания имён прилагательных женского рода единственного числа в именительном и винительном падежах;

    - составлять и записывать словосочетания с именами прилагательными женского рода в именительном и винительном падежах.

    обогащать речь и словарный запас.

    Развивающие: развивать умение в определении именительного и винительного падежа имён прилагательных; орфографическую зоркость, умение анализа, синтеза, обобщения; внимание, мышление.

    Воспитательные: воспитывать интерес к предмету; формировать потребность писать грамотно; воспитывать  учебную активность; расширять знаний о родном языке.

    Планируемые результаты

    Предметные:

    • определять падежные окончания имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах;

    • обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода;

    • проверять правильность написания безударного падежного окончания имён прилагательных.

    Метапредметные:

    • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

    • обобщать, делать выводы на основе анализа схем;

    • строить монологическое высказывание;

    • обосновывать своё мнение;

    • выслушивать и оценивать мнение одноклассников;

    • оценивать результаты своей работы.

    Личностные:

    • осознавать ценность и значимость родного языка.

    Методы обучения:

    1. объяснительно-иллюстративный
    2. репродуктивный
    3. частично-поисковый
    4. проблемный

    Тип урока: урок изучения нового материала.

     Форма урока: Урок смешанный(сочетание различных видов урока на одном уроке)

    Учебно-методическое обеспечение: учебник «Русский язык. 4 класс» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, мультимедийное оборудование, презентация Microsoft  Office Power Point.

    Оборудование:  компьютер, мультимедийное оборудование,  презентация Microsoft  Office Power Point, учебник «Русский язык. 4 класс» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, карточки, оценочные листы

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

              Организация рабочего места.

                 Приветствие.

          На уроке не зевай –                         Слайд

          Сразу всё запоминай.

          Чтоб минутка не пропала,

          Мысль чтоб точно в цель попала!     Читает ученик наизусть

          Чтобы в русском языке

          Равных не было тебе!

    -  Покажите карточкой свое настроение на начало урока (зеленая, желтая,  красная карточка)     Слайд

    Мои учебные достижения

    Степень трудности

    Легко справляюсь

    Возникают трудности, но я справляюсь

    Мне нужно ещё поработать

    Нужна помощь

    Чистописание

    Словарная работа

    Знакомство с новым словарным словом

    Кроссворд (имя прилагательное)

    Составление  предложений с именами прилагательными женского рода в именительном и винительном падежах

    Написание окончаний имен прилагательных женского рода, определение падежей

    Тест

    - Каждый из вас получает в начале урока оценочный лист, где в должны указать, что на уроке  у вас получилось, а что вызвало затруднение.

    - А в конце урока с помощью карточек и оценочных листов  мы увидим, все ли у вас получилось.

    1. Актуализация ранее изученного.

    Запишите число, классная работа.

    1.Чистописание.          Слайд

    ая  яя

    • Посмотрите внимательно и определите способ соединения букв. (Дети называют способы соединений в сочетаниях -  нижнее)
    • Выполните красиво аккуратно элементы чистописания (дети в тетради пишут соединения букв)

    Оцените свою работу

    2. Словарная работа.    Слайды

    1. Игра «Прятки».

     – По именам прилагательным «найдите» имя существительное с непроверяемой буквой безударного гласного в корне, запишите его, обозначьте орфограмму.

    Прекрасная, солнечная, морозная … (погода).

    Извилистая, горная, лесная, автомобильная  … (дорога).

    Длиннохвостая, любопытная ,белобокая … (сорока).

    Свежая, русская, интересная, ежедневная … (газета).

    Грузовая, игрушечная, легковая …… (машина)

    Погода, дорога, сорока, газета, машина.    Слайд

    – В некоторых записанных словах спряталось ещё слово? Выделите его овалом.               Слайд

    Погода, дорога, сорока, газета, машина.       Слайд

    (весь класс кроме инд. работы у доски)

    3.Индивид работа у доски (2 слабых учащихся работают у доски)

    ( на доске записи с пропущенными буквами)

    ак_уратно

    ал_ея

    ап_етит

    б_гатство

    оди_адцать

    г_ризонт

    д_ректор

    ж_лезо

    па_ажир

    п_йзаж

    аккуратно

    аллея

    аппетит

    богатство

    одиннадцать 

    горизонт

    директор

    железо

    пассажир

    пейзаж

    Давайте проверим  работы учащихся у доски . (Проверка индивидуальной работы с помощью карточек (зеленая, желтая, красная)

    Оцените свою работу

    4.Знакомство с новым словарным словом.

    - Мысленно уберите заглавные буквы, прочитайте   и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.

    ВэПкРсУкРуОрМсВиРя                            Слайд

                    ЭКСКУРСИЯ

    Описание словарного слова – рассказывает ученик

     Экску́рсия – объяснение написания ученик      Слайд

    1. Коллективное посещение чего-либо. – музея, достопримечательного места, выставки и т.п. – с научной, образовательной или увеселительной целью.
    2. Показ, объяснение и т.п. в процессе такого посещения.

    - Как называется группа участников такого посещения? (экскурсанты)

    Группа участников такого посещения; экскурсанты.

    - Запишите словарное слово в словарик, подчерните орфограммы

    - Подберите  имя прилагательное к слову экскурсия – запишите в тетрадях..

    (Интересна экскурсия, впечатляющая экскурсия, зимняя экскурсия поучительная экскурсия.)

    - Оцените работы по знакомству с новым словарным словом.

    III. Самоопределение деятельности

    1.Кроссворд – устно  по презентации.

    Слайд « Кроссворд».

    4

    2

    7

    1

    5

    6

    2. На какой вопрос отвечают  прилагательные мужского рода ?

            Слайд  (какой)

    3.  Каким членом предложения чаще всего бывает имя прилагательное ?

           Слайд (Определение)

    4.На какой вопрос отвечают имена прилагательные во множественном числе ?

        Слайд ( Какие?)

    5.Какие окончания у имен прилагательных женского рода  ?

        Слайд (ая)

    6. Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.?

     Слайд  (ого)

    7.Окончания имен прилагательных множественного числа в.?

    Слайд  (ие)

    1.        Часть речи, обозначающая признак предмета.                                                          

    Слайд ( прилагательное)

    - Что такое имя прилагательное?

    (Имя прилагательное- самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета и отвечает на вопрос

       какой?  какая?  какое? какие?

    Имя прилагательное связано в предложении с именем существительным).

    - Как определить род, число, падеж имени прилагательного?

    Памятка:

    1. Найдём существительное, с которым связано имя прилагательное.
    2. Определим падеж существительного.
    3. По падежу существительного узнаем падеж прилагательного.

    - Оцените свою работу.

    - Вернемся к элементам чистописания . (ая, яя)  

    - Что вам напомнили данные сочетания? (Родовые окончания имён прилагательных женского рода).

    - О склонении каких имен прилагательных мы будем говорить?

    (Имена прилагательные женского рода)

    2.Дополните предложение именем прилагательным.    Слайд

    ……машинка проехала через ……лужу.      Слайд

    (Игрушечная машинка  проехала через большую лужу)

    - Запишите предложение. (1 ученик записывает на доске)

    -Сделайте синтаксический разбор предложения           Слайд

             прил.            сущ.           гл.                         прил.        сущ.

    Игрушечная   машинка   проехала через  большую     лужу.       Слайд

    - грамматическая основа – машинка  (что сделала?) Проехала.

    - На какой вопрос отвечают имена существительные? (что?)

    - Определите род и падеж имен существительных. (Оба существительных женского рода. Существительное – машинка,   употреблено в именительном падеже,  существительное  лужу -  в винительном падеже)

                                       И.п                                      В.п

    Игрушечная   машинка   проехала через  большую     лужу.       Слайд

    - Определите род и падеж имен прилагательных.

     - На какой вопрос они отвечают? ( Прилагательное игрушечная  употреблено в женском роде, в именительном падеже, отвечает на вопрос – какая? Прилагательное большую  употреблено в  женском роде в винительном падеже, отвечает на вопрос – какую?)

    И.п                          И.п                                       В.п.                В.п.

    Игрушечная   машинка   проехала через  большую     лужу.       Слайд

    - Какие окончания будут у этих имен прилагательных?  (И. п. – ая, В.п. – ую) Почему? (определяем по вопросу – какая? – ая, какую – ую) Отличаются окончания?

    (Перевернуть карточки на переносной  доске)

    -Сформулируйте тему  урока. (Именительный и винительный падеж имени прилагательного женского рода в единственном числе)

    Цель урока . (Различать  именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода.)

    Задачи (Научиться  различать именительный и винительный  падежи имен прилагательных  женского рода)

    (правильно писать падежные  окончания этих имен  прилагательных)

    - совершенствовать навыки правильного написания окончании имен прилагательных женского рода в И.п. и В.п

    -  составлять и записывать словосочетания с именами прилагательными женского рода в И. п. и В.П..

    -обогащать словарный запас

    Физкультминутка.    презентация

    IV. Работа по теме урока

    Таблицу вывести на доску   Слайд

    И.п.

    верба   (какая?)

    молодая

    низкая

    ранняя

    -ая, -яя

    Р.п.

    вербы   (какой?)

    молодой

    низкой

    ранней

    -ой, -ей

    Д.п.

    вербе   (какой?)

    молодой

    низкой

    ранней

    -ой, -ей

    В.п.

    вербу (какую?)

    молодую

    низкую

    раннюю

    -ую, -юю

    Т.п.

    вербой (какой?)

    молодой

    низкой

    ранней

    -ой, -ей

    -ою, -ею

    П.п.

    о вербе ( какой?)

    молодой

    низкой

    ранней

    -ой, -ей

    - Посмотрите на таблицу. В каких падежах прилагательные женского рода имеют окончания, отличительные от окончаний в остальных падежах?

     ( В именительном и винительном)

    (На доске разбросаны карточки)  

    И.п.

    В.п.

    -ая

    - яя

    Какая?

    Какую?

    -яя

    -юю

    Составьте схему.

    - С какими падежами мы сегодня работаем?

    - На какой вопрос отвечает имя прилагательное женского рода в именительном падеже?  

    -Какие имеет окончания?

      На какой вопрос отвечает имя прилагательное женского рода в винительном падеже?

    - Какие имеет окончание?

    № 61  

         И.п.           В. п.

       какая?        какую?

    -ая    -яя    -ую     -юю

                                                                                        Слайд             

    - Какой вывод можно сделать?:

    (Имена прилагательные  женского рода имеют вопрос какая? и окончания –ая, -яя в именительном падеже.

    Имена прилагательные женского рода имеют вопрос какую и окончания –ую. –юю в винительном падеже.)

    - Запишите схему в тетрадь

    - Составьте и запишите словосочетания с именами прилагательными женского рода в именительном и винительном  падежах, выделите окончания.

    (Маленькая девочка, маленькую девочку,  зимняя ночь, зимнюю ночь)

         

    - Ребята, давайте вспомним с каким новым словарным словом мы сегодня познакомились. Какие словосочетания составили?

                                                                  Слайд

    - Ребята, давайте вспомним с каким новым словарным словом мы сегодня познакомились. Какие словосочетания составили?

    А  теперь давайте составим  предложение с  данным словосочетанием (интересная экскурсия)так, что бы в первом случае оно стояло в именительном падеже,  а во втором  случае в винительном падеже.

    (У доски и в тетрадях)

    - Выделите окончание, укажите падеж имен прилагательных женского рода.

    (синтаксический разбор ?????)

    Интересная экскурсия прошла в школьном музее.

    Дети посетили интересную экскурсию.

    Оцените свою работу

    VI.  Закрепление

    Работа по карточкам.  (сверка с доской, падеж показать карточками И.п., В.п., окончания  -ая. – яя, -ую, -юю)

    - Напишите окончание, определите падеж имени прилагательного.

    -Покажите карточкой какое окончание вставили. Покажите карточкой падеж.

    Слайд

     За окном  стояла  холодн… погода.

    Заяц бежал  через лесн…  дорогу.

    Папа  читал  утренн… газету.

    Белобок…  сорока села на березу.

    Мальчику купили игрушечн … машину.

    Слайды

    За окном  стояла  холодная   (И.п.)  погода.

    Заяц бежал  через лесную   (В.п.) дорогу.

    Папа  читал  утреннюю (В.п.)  газету.

    Белобокая  (И.п.)  сорока села на березу.

    Мальчику купили игрушечную  (В.п.) машину.

    Оцените свою работу

    (Резерв)

    №63  работа у доски и в тетрадях ( 3 учащихся записывают  предложение у доски)

    1. В тихую месячную ночь мы отправились на рыбную ловлю.
    2. Жаркое солнце смотрело в зеленоватое море.
    3. Первоклассник  Алик нарисовал сиреневого верблюда, зеленую лошадку, синюю уточку и красного зайца.

    Спишите, вставляя пропущенные окончания. Выделите окончания.???? Над каждым именем прилагательным  укажите падеж. (Винительный)

    Почему окончания  имен прилагательных  в винительном  разные? (потому что существительные разного рода)

    Выделите окончания . Подчеркните имена  прилагательные женского рода.

    В это время 1 учащийся разбирает слово  Солнце как часть  речи. ???????

    Солнце - сущ. что? н.ф. – солнце, нариц., неодуш., ср. р., 2 скл.,в Им. п., ед. ч., гл.чл. подлеж.

    Оцените свою работу

    VII. Рефлексия

     

    1. Тест.

    Выберите правильный ответ.

       1.Имя прилагательное обозначает:

    1. признак предмета
    2. предмет
    3. действие предмета

         2.Имя прилагательное отвечает на вопрос:

    1. кто? что?
    2. какой? какая? какое? какие?
    3. что делает? что сделал? что сделала?

        3.С какой частью речи связано имя прилагательное?

    1. с глаголом
    2. с существительным

        4.Какие окончания имеют прилагательные женского рода в именительном падеже?

    1. -ой, -ый, -ий
    2. -ая, -яя
    3. -ое, -ее

        5.Какие окончания имеют прилагательные женского  рода в винительном падеже?

    1. -ой, -ый, -ий
    2. -ая, -яя
    3. -ую, -юю

    1. А.
    2. Б.
    3. Б.
    1. Б.
    2. В.

    Обменяйтесь с соседом по парте, проверьте правильность ответов. Поставьте карандашом оценку

    Оцените свою работу

    Посмотрите свои оценочные листы и покажите мне карточкой насколько успешно вы сегодня работали на уроке. (Красная, зеленая, желтая карточка)

    Нарисуйте  свое настроение

    VIII. Итог урока выставление оценок

    -Что нового вы узнали сегодня на уроке?

    (И и В. п. имен прилагательных женского рода)

    - На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода в именительном падеже? Какие имеют окончания?

     - На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода в винительном  падеже? Какие имеют окончания?

    IX. Домашнее задание    

     Упражнение 64.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока русского языка 4 класс УМК "Школа России" Тема: Именительный и винительный падеж имён прилагательных женского рода

    Тема: Именительный и винительный падеж имён прилагательных женского родаЦель урока: познакомить учащихся с особенностями склонения прилагательных единственного числа женского рода в И.п. и  В.п....

    « Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода».

    « Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода»....

    « Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода».

    « Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода»....

    Конспект урока русского языка "Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода"

    Цель: учить правильно писать окончания имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах.Планируемые результаты:Личностные:  адекватное понимание причин успеха/неуспеха в уче...

    Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода

    Технологическая карта урока с использованием электронной формы учебников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования...

    Конспект урока "Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода, единственного числа"

    Конспект урока "Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода, единственного числа" разработан на основе образовательной программы  «Школа России» в со...