Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода
учебно-методический материал по русскому языку

Урок русского языка в начальной школе "Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx108.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 4 классе («Школа России»), проведенный 06 февраля 2024 года.

Учитель: Казинникова Людмила Анатольевна

Тема: «Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода»

Тип урока:открытие новых знаний. 

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме. 

Цель:развивать умения определять падеж имен прилагательных, правильно писать падежные окончания имен прилагательных женского рода

Формируемые УУД

Личностные:

1.Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

2.Способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи;

3.Способность к организации самостоятельной учебной деятельности;

4.Формирование личностных качеств: любознательность, трудолюбие, целеустремленность и настойчивость в достижении цели;

5.Умение слушать и слышать собеседника. Обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Регулятивные:

1.Принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

2.Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

3.Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.

постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

Познавательные:

1.Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

-уметь осуществлять рефлексию способов и условий действий;

-контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- ставить и формулировать проблемы;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез

Коммуникативные:

1. развитие устной речи, умение работать в парах, в группах,

- слушать собеседника и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.

2.Работать в паре и группе.

Ресурсы: основные:

Карточки – для индивидуальной работы, работы в парах и группе. – дополнительные:компьютер, проектор, презентация.

Ход урока

I.  Организационный момент.

Здравствуйте!

К уроку готовы?  -Да

Я надеюсь на вас, друзья.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

Проверьте готовность к уроку.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Cлайд 1  

 II. Минутка чистописания.

- Для проведем  минутку чистописания (буква З)

- Какая буква перед вами? Какой звук обозначает буква «з» (согласный, парный, бывает мягким и твердым).

Слайд 2, 3, 4

III.  Письмо по памяти.

- Для письма по памяти я сегодня взяла отрывок из произведения великого русского поэта А. С. Пушкина. Могу дать вам подсказку: отрывок подходит вот к этой картинке.

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный. А. Пушкин

- Назовите орфограммы в словах.

- Как проверить непроизносимые согласные в корне? (Учитель закрывает текст.)

- Запишите текст по памяти.

(самопроверка)

 о каком времени года говорится в стихотворении?

Слайд 5

   Грамматическое задание.

- Итак за окном у нас –зима.  Давайте подберем к этому слову прилагательные. (снежная, морозная, холодная)

-Составьте со словом зима предложение.

(Ученик записывает предложение на доске)

- Найдите грамматическую основу этого предложения.

- определите род, падеж существительного  «зима»

- найдите с каким прилагательным связано это слово

- какое слово главное, а какое зависимое?

- Давайте вспомним, как определить падеж прилагательного?

Слайд 6.

  1. Самоопределение к деятельности.

А теперь прочитайте словосочетания.

 На солнечную полянку, извилистой тропой, в зимнюю стужу, с грустной вестью, пушистую белку, за каменной оградой, точную копию.

- Определите род и падеж  прилагательного.  

- Чем похожи словосочетания? (Имена существительные и имена прилагательные женского рода.)

- На какие две группы их можно разделить? (Словосочетания в винительном падеже и словосочетания в творительном падеже.)

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные в винительном падеже? (какую?) Какие окончания они будут иметь? –ую,- юю.

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные в творительном падеже? Какие окончания они будут иметь? (какой?) –ой.    Слайд 7

- Как вы думаете, какая у нас тема урока. (Научиться распознавать имена прилагательные в винительном и творительном падежах, правильно писать окончания этих имен прилагательных.)

Тема нашего урока: «Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода»

V. Работа с учебником

- Откройте учебник на странице 34  упр.71  (устно)

- Прочитайте текст упр.73. Замените выделенные окончания имен прилагательных женского рода на окончания  –ой. Изменился ли смысл стихотворения?

- А почувствовали вы, что изменилась мелодика и красота поэтической строки?

- Прочитайте правило на с.35 о том, когда употребляют окончания –ою, -ею.

VI. Первичное закрепление.

- Выполним упр.74 (письменно)

- Прочитайте поэтические строки.

- Какой вариант окончаний вы выберете? Почему? ( Желтою резьбой, грустью темною.)

 Запишите предложение, которое вам больше понравилось

(взаимопроверка)

Физминутка для глаз

VII. Включение в работу нового материала  (работа в парах)

Составление алгоритма выбора безударного окончания имени прилагательного.

- Прежде чем мы приступим к следующему этапу урока,

 нам необходимо повторить алгоритм выбора безударного окончания имени прилагательного.

  • Определяем ударное или безударное окончание у прилагательного.
  • Находим имя существительное, к которому относится имя прилагательное.
  • От существительного задаём вопрос к имени прилагательному.
  • По ударному окончанию вопроса определяем окончание прилагательного.

Подберите к существительным подходящие по смыслу имена прилагательные. Выделите окончания.

… ночью, … траву, на ... тропинку, … погоду, … книгой, … осенью, … речку, в … пору.

Слова для справок: горная, жаркая, зимняя, тёмная, сочная, узкая, поздняя, интересная.

Проверка  и самооценка.

VIII. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.

- Наш урок подходит к концу.

- Вспомните тему нашего урока.

- Какую цель мы перед собой ставили?

- Что помогает правильно написать окончание прилагательного?

- Кому удалось пополнить свои знания новым багажом?

- Что понравилось?

-  Кого из учеников могли бы отметить за помощь

Потрудились вы не зря- Вам спасибо от меня!

IX.  Рефлексия.  (Дерево успеха)

X. Домашнее задание (по выбору):

1 )Упр. 75 (с. 35).

2) Составьте и запишите словосочетания по схемам.

1) Сущ. + прил. ж. р. в Т. п.;

2) сущ. + прил. ж. р. в В. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода».

« Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода»....

« Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода».

« Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода»....

Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода

Технологическая карта урока с использованием электронной формы учебников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования...

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода.

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода....