Тема: Образование слов с помощью приставки и суффикса
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Ганова Ирина Ивановна

Тема: Образование слов с помощью приставки и суффикса

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Марушинская средняя (полная) образовательная школа»

        

УМК "Перспективная начальная школа"

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Образование слов с помощью

приставки и суффикса

2 класс

Системно-деятельностный подход

Учитель начальных классов

 Ганова Ирина  Ивановна

Марушка

2015г.


Тема: Образование слов с помощью приставки и суффикса

Цель: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова;

Формирование УУД:

- способствовать развитию аналитического мышления( умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся);

- способствовать формированию культуры чтения и речи (формулировка научных словосочетаний, выводов, проблемы и гипотез);

- стимулировать самостоятельную поисковую деятельность;

- повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность;

- способствовать формированию коммуникативных умений.

Оборудование: учебники, презентация, экран, колонки, карточки.

Ход урока

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный этап

 включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

-Хочется начать урок с добрых пожеланий друг другу.(слайд 1)

На части не делится солнце лучистое,

И вечную землю нельзя поделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

- Улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошего настроения.

-Записываем число и классную работу в тетрадь.(слайд 2)

- Для того чтобы красиво писать мы выполним чистописание.

Чистописание:

Интрига учебника: 

- Маша и Миша придумали вот такие случаи соединений букв. Напишите их и помните, что главное не количество, а качество.(слайд 3)

- Маша предложила Мише разгадать слово, которое она спрятала в рисунке (слайд4)

- Запишите это слово в тетради.

(Записывают в тетради число и классную работу, выполняют чистописание)

2.Актуализация знаний

повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

-Анишит Йокоповна предложила Маше и Мише тест по теме «Состав слова». Они быстро и правильно ответили и угадали ключевое слово. Давайте и мы попробуем.

(слайд 5,6,7)

-Итак, мы знатоки! Подведём итог. Что мы уже знаем?

-Раз мы всё уже знаем, то разделите слова на две группы: 1 группа выписывает в 1 столбик слова образованные с помощью приставки, а 2 группа во 2 столбик слова образованные с помощью суффикса.

Столик, мостовая, вагончик, перелёт, промёрз, забег, заморозки.(слайд 8)

(Отвечают на вопросы теста)

-Части слова корень, приставка, суффикс, окончание. Как их выделяют при письме. Умеем образовывать слова с помощью приставки или суффикса.

( дети записывают у доски ответы своей группы)

3.Постановка учебной задачи

обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

-Посмотрите внимательно, что заметили?

-Почему возникли затруднения?

-Мы уже с вами образовывали слова с помощью приставки и умеем их разбирать по составу?

-А образовывали слова с помощью суффикса и разбирали их по составу?

-Так подумайте, чем же мы будем сегодня заниматься на уроке?

(слайд 9)

-Слово «заморозки» записали сразу в два столбика.

-Потому что в этом слове есть приставка и суффикс.

-Да.

-Да.

-Образовывать слова с помощью приставки и суффикса одновременно. Учиться разбирать их по составу.

Физ-минутка (слайд 10)

4.Открытие нового знания

решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения

-Давайте, исследуем этот вопрос.

- Откройте учебник стр. 83. Здесь зашифрованная запись волшебницы. Можете её расшифровать?

- Нам поможет стихотворение на стр. 84.

-Почему именно так называют первый весенний цветок?

-А есть ли подснежники в наших краях?

- Почему они занесены в Красную книгу?

-Являются выделенные слова родственными?

-Почему?

-Выпишите эти слова столбиком так, чтобы корни были строго один под другим и покажи письменно как образовалось слово подснежник.

(открывают учебник, совещаются в парах, пробуют расшифровать запись волшебницы)

(читают стихотворение вместе с учителем)

-Появляется первым из-под снега.

-В окрестностях нашего села весной можно увидеть подснежники.

-Это редкие растения, нам повезло ,что в наших краях они растут. Поэтому мы должны их беречь и охранять.

-Это родственные слова, потому что у них один корень с одинаковым смыслом.

(выписывают и разбирают, один у доски)

5.Первичное закрепление

 проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

-Обсудите в парах и покажите, как образовались слова: наплечник, неудачник, подсвечник.

(Обсуждают в парах. Озвучивают и все записывают. Один на доске)

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

-А теперь самостоятельно в тетрадях покажите образование слов нарукавник, покраска, заготовка.

-Проверьте. (слайд 11)

(самостоятельно записывают и разбирают слова, затем проверяют по эталону)

Физ-минутка (раб.стол лунтик)

7.Включение нового знания в систему знаний и повторение

 каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

-Поиграем.

Ребята, как вы думаете, что есть общего у кустов, деревьев и слов? (Корень)

Правильно, корень.

а)Учитель читает стихотворение, дети выделяют на слух корень и находят его в списке корней, представленных на слайде

Так же, как и у кустов

Корень слова есть у слов.

Будь внимателен к словам

Отыщи в них корень сам:

Лес, лесок, лесной, лесник.

Цвет, цветок, цветной, цветник.

Летчик, самолет, полет.

Ледяной, ледовый, лед.

Сад, посадка, посадил.

Род, родители, родил.

Ходит, выходка, ходы.

Трудовой, трудись, труды…

- Слова с каким корнем не встретились?

б) Образование родственных слов с корнем

 -дом-.(ик,овой,ище) (слайд12)

С помощью чего образовались новые слова

Как называются эти слова?

в) Игра «Да-нет»

Если слова являются однокоренными родственными, надо хлопнуть в ладоши (да), если не является хлопать не нужно (нет).

Зима, зимний, зимушка, зимовка. (Да)

Борьба, борец, бороться, воевать. (Нет)

Час, часовщик, часики, часовая (Да)

Больница, боль, больной, большой (Нет)

Вода, водный, водитель, водяной (Нет)

Соль, солонка, солить, соленый (Да)

-Вернёмся к нашим словам в начале урока. К какому же столбику мы отнесём слово заморозка?

- Какой вывод сделаем?

-Разберите по составу слова на карточках. (Устно)

-Домашнее задание У с.84 у.94

- Дом

-Домик, домовой, домище…

-С помощью суффикса.

-Родственные.

-Добавим новый столбик для слов образованных с приставкой и суффиксом одновременно.

Слова могут образовываться с помощью приставки и суффикса одновременно.

(Выполняют задания в парах на карточках: подоконник, подставка, настенный, подголовник, подплечник, подкассетник, помазок)

Записывают домашнее задание в дневник

8.Рефлексия

 осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Какую задачу ставили?

• Удалось решить поставленную задачу?

• Каким способом?

• Какие получили результаты?

• Что нужно сделать ещё?

-На следующем уроке мы этим и займёмся.

- Оцените свою работу сигнальными карточками

-Образовывать и разбирать слова с приставкой и суффиксом одновременно.

-Мы выполняли…

-Научились….

- Ещё потренироваться….

-Мне всё понятно, с заданиями справляюсь легко (зелёная)

-Мне кое-что не понятно, надо поработать ещё (жёлтая)

-Ничего не понимаю, нужна помощь (красная)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 2 класс

Слайд 2

На части не делится солнце лучистое, И вечную землю нельзя поделить, Но искорку счастья луча золотистого Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

Слайд 3

19 марта. Классная работа.

Слайд 4

Чистописание

Слайд 6

ТЕСТ 1. Часть, без которой слово не может существовать? Д) суффикс; З) корень; О) окончание. 2. Родственные слова это: У) слова, которые сходны по смыслу; Н) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу.

Слайд 7

3. Окончание служит для образования новых слов А) нет; Е) да. 4. Суффикс служит для связи слов в предложении М) да; Т) нет. 5. Корень – это: О) общая часть родственных слов; И) общая часть слов.

Слайд 8

6. Разбор слова по составу надо начинать с : С) корня; П) приставки; К) окончания. 7. Приставка служит для образования новых слов. И) да; Н) нет. з н а т о к и

Слайд 9

Столик, мостовая, вагончик, перелёт, промёрз, забег, заморозки

Слайд 10

Образование слов с помощью приставки и суффикса

Слайд 11

Отдохнём! Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали, Ножками потопали, Ручками похлопали. Покружились, повертелись. И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем.

Слайд 14

- лес – - цвет – - лет – - лед – - сад – - род – - ход – - труд – - дом -

Слайд 15

-дом- (-ик,-овой,-ище) Домик, домовой, домище.

Слайд 16

На уроке я….. На уроке мне…..

Слайд 17

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: «Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса» (2 класс)

Цель урока: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь....

Урок русского языка во 2 классе по теме "Образование слов с помощью приставки и суффикса"

Технологическая карта урока закрепления+ презентация  по теме "Образование слов с помощью приставки и суффикса" (УМК "Перспективная начальная школа") разработаны на материале книги К. Чуковского ...

Урок по русскому языку во 2 классе «Образование слов с помощью приставки и суффикса»

Урок закрепления знаний по умению находить приставки в словах....

Конспект урока русского языка во 2-м классе на тему "Родственные слова. Образование слов при помощи приставки и суффикса"

Цель урока: формировать представление о родственных словах; познакомить с образованием слов при помощи приставки и суффикса.Задачи урока: Образовательные:организовать наблюдение над приставками и суфф...