Урок по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Уточнить представления учащихся об одушевленных и неодушевленных именах существительных; развивать умение различать их;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

      Цель: уточнить представления учащихся об одушевленных и неодушевленных именах существительных; развивать умение различать их;

познакомить с устаревшими в нашем языке словами и сферой их употребления.

Задачи:

-формировать понятие одушевлённости и неодушевлённости, как грамматического признака;

-развивать умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам;

- прививать любовь и интерес к родному языку.

Технические средства обучения

  • Презентация PowerPoint.
  • ЦОРы
  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор;
  • Карточки для самостоятельной работы
  • учебник

Ход урока:

1.Организационный момент

-  Прозвенел звонок, урок начинается. Красиво встали. Улыбнитесь друг - другу, подарите мне свои улыбки. Спасибо.

- У вас на партах  две карточки (солнышко и облачко), поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению. Я желаю вам, чтобы  у вас всегда было хорошее настроение.

 -Сегодня мы продолжим путешествие в мир знаний. Я надеюсь, что сегодняшнее наше общение принесет вам новые знания, а значит, и новые радости.

-Садитесь, пожалуйста. Откройте тетради, запишите число и слова «Классная работа».

Я тетрадочку открою ,уголочком положу,

Я, друзья, от вас не скрою - ручку правильно держу,

Сяду прямо не согнусь, за работу я возьмусь.

2. Минутка чистописания.

-Прочитайте пословицу к уроку. Корень учения горек, а плод – сладок. Назовите пропущенную букву. Докажите. -Как вы понимаете? (учиться трудно- зато потом будем умными и нам будет легко).Какую букву будем писать на минутке чистописания? (Дд)

 Пальцы сделают зарядку

Чтобы меньше уставать

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.(пишут одну строчку букву и пословицу.)

3. Актуализация знаний. Орфографическая минутка.

-Поработаем с орфографическими словами.

Пруж*на, ту*ка, пал*то, мес*ный,  , в*лчата, , м*ряк. сторо*

Мы малышки-коротышки,

Будем рады, если ты

Поразмыслишь и отыщешь

Пропавшие  буквы. ( Дети с проговариванием правил и проверочных слов ставят пропущенные буквы).

- Назовите лишнее слово. Местный-прилагательное.

-Остальные слова какие части речи? Имена существительные.

4. Сообщение темы и цели урока.

- Тема нашего урока какая?

-Имя существительное.

-Что мы будем делать на уроке? (усваивать новые правила, …)

   - а давайте попробуем сформулировать правило http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9bd13cee-713e-40d4-a663-34482e96e98c/%5BNS-RUS_3-17%5D_%5BIP_009%5D.swf

- что  такое имя существительное, составление правила

      Хором читают правило.

-А что нового мы можем узнать  из правила в учебнике? ( встают, читают глазами, садятся)- что нового узнали? (обозначает предметы, живые существа, растения, явления природы)

5. Работа по теме . Расширение знаний.

-А теперь попробуйте слова разделить на две группы? (работаем парами)Заканчивают, вдвоём поднимают руки. Проверяем со слайда.

 -Значит, одни существительные отвечают на вопрос кто? А другие на вопрос что?

-А каким словам вы задали вопрос кто? Людям и животным.

-А вопрос что? (предметам)

- А как же называют этих существительных? Давайте узнаем из правила?

 У каждого живого предмета есть душа.

Можно назвать живыми, одушевленными и др. ответы.

У них нет души, они неживые, неодушевленные и др. ответы.

- О чем мы будем говорить?

Я думаю, мы будем говорить об одушевленных и неодушевленных именах существительных.

Игра «Рассади пассажиров».

-О чем вы узнали? Сделайте вывод.

6. Физкультминутка.

Поработали все дружно.

 отдохнуть теперь нам нужно.( дети выходят к доске, делают зарядку)

7. Закрепление изученного.

1) - Найдите «лишнее» слово. (устно)

Кошка,   бокал, черепаха,

Туфли, тапочки, сапожник,

Лук, кабанчик, кабачок,

Платье, швея, пиджачок.

Оцените свою работу по принципу «трёх карандашей»:зелёный –всё хорошо, легко

Жёлтый – немного затрудняюсь, есть ошибки; красный – трудно, нужна помощь

-Молодцы, ребята. Вы все трудолюбивые, старательные. А что же случится, если вы поленитесь работать на уроке, дома?

2)Давайте прочитаем рассказ «Про папу и ленивого Петю» ( чтение по ролям)

-словарная работа

-работа над пониманием смысла текста. Что ты хочешь сказать о Пете?(Пете понравилось быть ленивым, но постепенно он начал понимать , что из лени ничего не выйдет.)Кто ему помог? (Папа убедил Петю, что работать полезно и будет результат).

3)- Что делать с выделенными словами?  Давайте составить алгоритм действий, выполняя которые, сможем определить одушевлённое или неодушевлённое имя существительное. (фиксируем на доске)

Алгоритм действий:

1.Нахожу имя существительное

2. Ставлю в начальную форму( един. Число; именит. Падеж: кто? Что?)

3. Задаю вопрос кто? или что?

4. Определяю, обозначает живой или неживой предмет

Будете читать выделенное слово, задавать вопрос, кидать мяч другу. Кому попадет одушевленное имя существительное пересядете  за этот стол. соберетесь Кому неодушевл. , за другой стол. (На столах таблички КТО?, ЧТО?)

4) Работа над картиной.

-Будем работать группой. Вспомните правило работы.

-Перед вами картина. Внимательно посмотрите на картину и напишите одушевленные и неодушевленные имена существительные . (Включаю тихую музыку, дети работают, если закончили цепочкой поднимают руки . Проверка).

 оцените свою работу по принципу «трёх карандашей»:зелёный –всё хорошо, легко

Жёлтый – немного затрудняюсь, есть ошибки; красный – трудно, нужна помощь

5) Самостоятельная работа.

- Перед вами на столе карточки двух цветов. Просмотрите их внимательно, выберите себе задание по силам.

Карточка №1

Подчеркни одной чертой одушевлённые

имена существительные:

Берег, горох, отец, товарищ, помидор, пшеница, ученик, волк, шахматы, шахматист.

Карточка № 2

Подчеркни одной чертой одушевлённые

имена существительные:

Девочка смотрит  в окно и любуется  красотой! На солнце сверкает  иней.

 Вот пролетела синичка.

На ветке нахохлился воробышек.

Проверим по слайдам.

Оцените свою работу (критерии оценивания – на слайде)

8. Итог. Рефлексия. 

Имя существительное –

Сущность, существо.

Невозможно нашу жизнь

Представить без него.

Предметы и явления

Оно обозначает.

На вопросы КТО? и ЧТО?

Только отвечает.

Мы наградили себя многими новыми знаниями. Чтобы их осмыслить, предлагаю продолжить фразы:

Я узнал …

Я вспомнил…

Я тренировался …

Я горжусь …

-Какое настроение,  поднимите карточки. Молодцы!

9. Д.Задание  рабочая тетрадь. упр. 1,2, с. 27.



Предварительный просмотр:

Карточка №1

Подчеркни одной чертой одушевлённые

имена существительные:

Берег, горох, отец, товарищ, помидор, пшеница, ученик, волк, шахматы, шахматист.

Карточка №1

Подчеркни одной чертой одушевлённые

имена существительные:

Берег, горох, отец, товарищ, помидор, пшеница, ученик, волк, шахматы, шахматист.

Карточка №1

Подчеркни одной чертой одушевлённые

имена существительные:

Берег, горох, отец, товарищ, помидор, пшеница, ученик, волк, шахматы, шахматист.

Карточка №1

Подчеркни одной чертой одушевлённые

имена существительные:

Берег, горох, отец, товарищ, помидор, пшеница, ученик, волк, шахматы, шахматист.

Карточка №1

Подчеркни одной чертой одушевлённые

имена существительные:

Берег, горох, отец, товарищ, помидор, пшеница, ученик, волк, шахматы, шахматист.

Карточка №1

Подчеркни одной чертой одушевлённые

имена существительные:

Берег, горох, отец, товарищ, помидор, пшеница, ученик, волк, шахматы, шахматист.

Карточка №1

Подчеркни одной чертой одушевлённые

имена существительные:

Берег, горох, отец, товарищ, помидор, пшеница, ученик, волк, шахматы, шахматист.

Карточка № 2

Подчеркни одной чертой одушевлённые

имена существительные:

Девочка смотрит  в окно и любуется  красотой! На солнце сверкает  иней.

 Вот пролетела синичка.

На ветке нахохлился воробышек.

Карточка № 2

Подчеркни одной чертой одушевлённые

имена существительные:

Девочка смотрит  в окно и любуется  красотой! На солнце сверкает  иней.

 Вот пролетела синичка.

На ветке нахохлился воробышек.

Карточка № 2

Подчеркни одной чертой одушевлённые

имена существительные:

Девочка смотрит  в окно и любуется  красотой! На солнце сверкает  иней.

 Вот пролетела синичка.

На ветке нахохлился воробышек.

Карточка № 2

Подчеркни одной чертой одушевлённые

имена существительные:

Девочка смотрит  в окно и любуется  красотой! На солнце сверкает  иней.

 Вот пролетела синичка.

На ветке нахохлился воробышек.

Карточка № 2

Подчеркни одной чертой одушевлённые

имена существительные:

Девочка смотрит  в окно и любуется  красотой! На солнце сверкает  иней.

 Вот пролетела синичка.

На ветке нахохлился воробышек.



Предварительный просмотр:

Алгоритм действий:

1.Нахожу имя существительное

2. Ставлю в начальную форму

3. Задаю вопрос кто? или что?

4. Определяю, обозначает

 живой или неживой предмет

КТО?

ЧТО?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводный урок по русскому языку в 1 классе. Закомство с учебником "Русский язык(первые уроки)" Школа 2100 "

На вводном уроке русского языка ребята знакомятся с новым учебником"Русския язык", с правилами работы с учебником, символами, знаками при работе....

Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»

Урок по русского языка преднозначен для учителей начальной школы. На уроке уточняется  понятие «приставка» и её роль в словообразовании...

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...