Правописание безударных окончаний глаголов (урок 1)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Метельникова Ольга Николаевна

- А может ли наша речь состоять из одних глаголов, связанных между собой служебными частями речи? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_4_klass_.docx37.48 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта изучения темы «Правописание безударных окончаний глаголов» 

Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)

Урок составлен к учебнику А.В. Поляковой  «Русский язык» 4 класс ч. I.

Автор:  Метельникова Ольга Николаевна, учитель начальных классов, ГБОУ ООШ №9

Тема

Правописание безударных окончаний глаголов

Цель

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.

Содержательная цель: определение безударной гласной в личных окончаниях глаголов.

Задачи

Формировать образовательные компетенции (информационные, коммуникативные, рефлексивные и др.) в предметной области русского языка по теме «Правописание безударных окончаний глаголов». 

Образовательные: направить действия учащихся на усвоение понятия «личные окончания глаголов», умение выявлять безударную гласную в личных окончаниях глаголов, подбирать способы проверки. 

Способствовать развитию грамотной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной, коллективной работе.

Планируемый результат

Предметные:

Уметь применять понятие «личные окончания глаголов», умение выявлять безударную гласную в личных окончаниях глаголов, подбирать способы проверки.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; самостоятельно работать по  плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Глагол, личные окончания глаголов, безударные личные окончания глаголов, способы проверки гласной в безударном  личном окончании глагола.

Межпредметные связи

Литературное чтение

Ресурсы:

 А.В. Полякова  «Русский язык» 4 класс ч. I

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.

Условия

Учебно-материальные, морально-психологические.

Технология проведения

Деятельность ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностируюшие задания

Время

Методы, формы, приемы обучения, педагогические технологии

Планируемые результаты

УУД

I этап. Мотивация к учебной деятельности.

Цели: 

-актуализиро

вать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Предполагает тип урока

Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тип урока.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

1 мин

Метод: стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, наглядный.

Приём: речь учителя.

Средства:

плакат с девизом

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

II этап

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Цель:

- закрепить навык каллиграфического письма;

-закрепить умение аккуратно писать буквы;

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности

Работает с информацией, представленной в форме стихотворения.

Участвует в обсуждении проблемных вопросов, формулирует собственное мнение и аргументирует его.

Устанавливают закономерность.

Аккуратно записывает ячейки буквами

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов

Организует работу по выполнению чистописания

1. «Где есть желание, найдётся путь!»

- Почему сегодня у нас такой девиз?

(Наверно, мы будем открывать новые знания.)

- Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания, а значит, мы с вами будем находиться в учебной деятельности.

- Вы готовы к работе? Тогда в путь.

- А может ли наша речь состоять из одних глаголов, связанных между собой служебными частями речи? (Версии детей)

2. Игровой момент (запись на доске)

Мы в путь за наукой сегодня пойдём,

Смекалку, фантазию нашу возьмём,
Дорогой с пути никуда не свернём.
И решение скорее найдем

- Поиграем в игру «Хитрые слова».

- Сегодня на уроке мы будем писать букву, которая есть во всех данных словах и может разделить их на две группы. Какая это буква? (Я (или О))

яблоки, отряд, яблочный, овсянка

-В чем проблема? (Там есть еще и буква О)

-Как решить проблему? (Надо уточнить, какая это буква)

-Эта та буква, которая стоит в алфавите последней.

-На какие две группы она может разделить данные слова?

        

яблоки                    отряд

яблочный               овсянка

3. Минутка чистописания

Яса  ясб   ясв   яс…

- Определите последовательность написания букв в данном ряду.

- Какая ячейка будет следующей?

- Запишите ряд букв, соблюдая закономерность.

- Что можете сказать о букве Я?

-Какую роль играет знание русского языка в вашей жизни?

- Для чего они вам нужны?

2 мин

Методы: игровой, проблемно-поисковый

Приём: сравнения, сопоставления;

определение закономерности;

широкая постановка вопроса, классификация

Средства:

плакат с девизом Технология: игра; проблемного обучения

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую, решать вопросы проблемного характера (Познавательные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

Моторное восприятие.

(Личностные УУД)

III этап

Выявление места и причины затруднения

Цель:

-выявить индивидуальные затруднения

Участвовать в работе по выполнению задания

Оценивать правильность выполнения заданий.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать работу по решению примеров

Обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов

и определения темы урока

1. Постановка проблемы. Открытие нового.

-Давайте выполним задание. Подумайте, какие буквы надо вставить на месте пропусков?

Шага.т, нос.т, став.т, пиш.т, лез.т.

-Что случилось? В чём проблема? В чём испытываете затруднение?

(Окончание безударное, а  начальная форма не помогает – лезть).

- Какой ещё способ проверки вы знаете? На что ещё надо посмотреть?

(Посмотреть, не является ли глагол исключением).

- Является? (Нет).

- Попробуйте определить тему урока.

- Какова цель урока?

- Почему не справились с последним

словом?

3 мин

Методы:

словесный,

практичес

кий, стимулирования интереса к учению; классификация

Формы: фронтальная; индивидуальная; коллективная.

Приёмы: речь учителя; широкая постановка вопроса

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

IV этап

Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

-познакомить с новым способом проверки безударных личных окончаний глаголов.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его

-Можно ли решить эту проблему?

-Как?

(Обратиться за помощью к местоимению 3-го лица мн.ч. – они (лезут)).

- Можно ли определить

написание гласной вличном окончании глагола лезет?

- Как же это сделать?

1 мин

Методы:

словесный,

проблемный, частично-поисковый,

практичес

кий, стимулирования интереса к учению 

 Формы: коллективная.

Приёмы: речь учителя;

Технология: проблемного обучения

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

V этап

Реализация построенного проекта

Цель:

-использование   способов проверки безударных личных окончаний глаголов.

Участвовать в работе по решению примеров

Осуществлять самоконтроль

Оценивать правильность выполнения заданий.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать работу по решению примеров

Обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов

и определения темы урока

1.–Попробуйте записать гласную в личном окончании глагола ЛЕЗЕТ.

Самопроверка

(По  плакату                      )

- Как вы рассуждали? Какие способы проверки предлагаете?

-Попробуйте определить тему урока

-Какова цель  урока?

3 мин

Методы:

словесный,

практичес

кий, наглядный; стимулирования интереса к учению; самоконтроль 

 Формы: фронтальная; индивидуальная; коллективная;

самопроверка

Приёмы: целеполагания; речь учителя;

Технология: проблемного обучения

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).

VI этап

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Участвать в использовании нового способа действий с проговариванием во внешней речи, осуществлять самоконтроль

Организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Организовать фронтальную работу по учебнику.

1.- В словесности все имеет своё определение.

-Давайте узнаем, что говорят о способах определения гласной в личных окончаниях глаголов  настоящие словесники.

-Откройте учебник на с.114, прочитайте тему урока.

- Найдите «Сведения о языке», прочитайте.

2. – Найдите упр.164. Прочитайте 1) пункт. Объясните смысл пословиц кратко.

- Выполним устно 2) пункт.

- Выпишем слова с пропусками из 1, 3,4,5 пословиц, определим  спряжение.

2. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Вы хорошо трудились, а сейчас давайте немного отдохнем.

(- Кто хочет провести физкультминутку?)

Код к замку мы подбирали

И немножечко устали.

Потихоньку дружно встали.

И движенья показали.

Как живёшь? – Вот так! (Дети поднимают большой палец)

Как идёшь? – Вот так! (Шаги на месте и т.д.)

Как бежишь? – Вот так!

Как летишь? – Вот так!

Как плывёшь? – Вот так!

Как сидишь? – Вот так!

- В какой форме употреблены глаголы в физкультминутке?

– 2 л., ед.ч.

Физминутка для глаз

10мин

Методы:

словесный,

практический, Формы: фронтальная; индивидуальна.

Приём: тренировочные задания.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

VII этап

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель:

-организовать выполнение учащимися заданий, направленных на включение нового знания в систему уже имеющихся знаний.

Работать с информацией, представленной в форме рисунка.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать

организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание, взаимопроверку; обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

Организовать фронтальную работу по учебнику.

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

1. Самостоятельная работа.

- Я думаю, вы теперь самостоятельно сможете выполнить задание.

С. 114, Упр.164.

- 2-ую пословицу спишите полностью, заполните пропуски, укажите спряжение.

Взаимопроверка

- Обменяйтесь тетрадями проверьте друг у друга.

- Кто не допустил ни одной ошибки?

- Почему некоторые ребята допустили ошибки?

- Что нужно сделать, чтобы ошибок стало меньше?

Игра по футболу

Товарищеская встреча по футболу

между командой девочек и командой мальчиков.

Условия игры: записать все  глаголы, которые  вы  услышите в репортаже.  

Не  заметили  глагол – значит,  пропустили  гол!

Найди  1 лишний  глагол.  Объясни  свой  выбор.

Мы  ведём  репортаж  из  4  класса.  Сегодня встречаются  2  команды: команда  девочек  и  команда  мальчиков. Судья  бросает  мяч  на  игровую  площадку  и  игра начинается.  Максим  ведёт  мяч к  воротам  девочек.  Мяч  кружится  у  самых  ворот,  но  девочки храбро защищают  свои  ворота.  Инга  сильным  ударом  посылает  мяч  на  середину  поля.  Вика  подаёт  Кате,  но  Дима  перехватывает  мяч.  Следует  сильный  удар!  Ещё  минута  и  мяч  влетит  в  ворота  противника. Даша  не  зевает!   Она  головой  отбивает  мяч и  попадает  в  Никиту.  Никита  гонит  мяч к  воротам  девочек,   но  тут  доносится  судейский  свисток.  Игра  заканчивается.

5мин

Методы:

словесный,

практический взаимоконтроль, стимулирования интереса к учению 

Формы: фронтальная; коллектив

ная

Приём:

краткое изложение задачи, тренировочно-творческое упражнение

Технология:

создание ситуации успеха

Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

VIII этап

Включение в систему знаний и повторения

Цель:

- организовать выполнение учащимися заданий, направленных на включение нового знания в систему уже имеющихся знаний.

Работать с информацией, представленной в форме рисунка.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре, в группе).

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать

организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание, работу в парах, в группах

обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

Организовать фронтальную работу по учебнику.

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

1.На партах конверты с набором слов.

Бега.т, брод.т, прыга.т, прос.шь, ненавид.т, чита.т.

- На какие две группы можно распределить эти слова?

(По спряжениям)

-Поработайте в парах, обсудите выполнение задания (устно – раскладывают карточки по группам).

бегает        бродит

прыгает        просишь

читает        ненавидит

- Какой способ проверки использовали?

Задание для девочек:

- Девочки записывают глаголы I спряжения, заполняя пропуски.

Задание для мальчиков:

- Мальчики записывают глаголы II спряжения, заполняя пропуски.

- Какие слова записали?

Самопроверка.

2. Упр. 167.

«Писать» проспрягать –кол-но, «знать, просить» - 2 чел. у доски на отметку.

Самоценивание.

3. Учебник  № 165.

-Поработайте в группах, обсудите выполнение задания.

3. Домашнее задание

1-й  уровень – упр. 381

2-й  уровень - упр. 382

3-й  уровень - упр. 383

20мин

Методы:

словесный,

практический взаимоконтроль, стимулирования интереса к учению 

Формы: фронтальная; индивидуальная; коллектив

ная, работа в малых группах

Приём:

классификация, краткое изложение задачи, тренировочно-творческое упражнение,

дифференциация

Технология:

создание ситуации успеха

Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

IX этап

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель:

подвести итог проделанной работе на уроке

Участвовать в подведении итога

проделанной работе на уроке

Организовать подведение итога проделанной работе на уроке

- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие.

 - Вспомните, с каких слов мы начали урок?

- Давайте подведем итог при помощи опорных фраз.

ИЛИ

 - Чему научились?

- Какие затруднения испытывали?

 - Довольны ли вы своей работой?

- Ваша самооценка совпала с моей. Молодцы. Спасибо за урок.

5мин

Уметь выражать свои мысли;

использовать критерии для обоснования суждений.

(Коммуникативные УУД)

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

яблоки, отряд, яблочный, овсянка

бега.т

брод.т

прыга.т

прос.шь

чита.т

ненавид.т

бега.т

брод.т

прыга.т

прос.шь

чита.т

ненавид.т

бега.т

брод.т

прыга.т

прос.шь

чита.т

ненавид.т

         

лезет

Домашнее задание

1-й  уровень - упр. 381

2-й  уровень - упр. 382

3-й  уровень - упр. 383

  I спр.                II спр.

бегает         бродит                                                        прыгает           просишь            

читает           ненавидит 

3лицо,мн.ч. ОНИ 

Iспр. – ут,-ют  (е)

IIспр. – ат,-ят (И)

ШАГА.Т, НОС.Т,

СТАВ.Т, ПИШ.Т,

ЛЕЗ.Т


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по русскому языку «Повторение правил правописания безударных окончаний имён существительных"

Тема: «Повторение правил правописания безударных окончаний имён существительных («Правописание»)» Тип урока: урок актуализации знаний и умений. Дидактическая цель: воспроизведение в памяти учащихся...

Диктант. 4класс после темы "Правописание безударных окончаний имени сущ."

Предлагается диктант после изучения темы "Правописание безударных окончаний имен существительных. (4 класс, II четверть)....

Правописание безударных окончаний имён существительных

Урок-закрепление по теме "Правописание безударных окончаний имён существительных"....

урок русского языка 4 класс "Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах"

Цели: Обучающие: - формировать представления о способах проверки безударного падежного окончания;- формировать знание определения безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предло...

Урок русского языка по теме: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе”.

Урок русского языка по теме "Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе” разработан с учётом методических требований системы Л.В.Занкова. ...

«Правописание безударных окончаний глаголов» (урок 3) 4 класс

«Русский язык» А. В. Полякова. 1.      Цель  урока:  закреплять знания учащихся о правописании безударных личных окончаний глаголов, тренироваться в определении...