Правописание безударных окончаний имён существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Стремлина Елена Анатольевна

Урок-закрепление по теме "Правописание безударных окончаний имён существительных".

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pravopisanie_bezud._okonch..ppt1.83 МБ
Microsoft Office document icon pravopisanie_bezudarnyh_okonchaniy.doc55 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тридцатое ноября. Классная работа.

Слайд 2

Чч ча чу чк чн Чистописание врач циркач скрипач

Слайд 3

Словарная работа. ч..л..век е о

Слайд 4

Ч е л о век,ч е л о веческий, ч е л о вечек, ч е л о веколюбие. Словарная работа. Человек от лени болеет, а от труда здоровеет. сущ. пр. сущ. гл. с. пр. сущ. гл. ○ ○ ч..л..век е о

Слайд 5

Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах . Закрепление изученного.

Слайд 6

Что нужно знать, чтобы правильно написать безударное окончание существительного? 1. Определить падеж. 2. Определить склонение. 3. Вспомнить окончание существительного в нужном падеже.

Слайд 7

Физкультминутка

Слайд 8

Закрепление изученного. 1) Воротился старик ко …………, у ……….. новое корыто. 2) Они жили в ветхой ……………… . 3) В синем ………… звёзды блещут, в синем …………... волны плещут. 4) Пушки с……………… палят, кораблю пристать велят. старухе старухи землянке море небе пристани

Слайд 9

с. 104 упр. 234 Домашнее задание.

Слайд 10

Итог урока. Чтобы правильно написать безударное окончание существительного, надо 1. Определить ………………… 2. Определить ………………… 3. Вспомнить ………………. этого существительного в нужном …………… У существительных 1 склонения в родительном падеже окончание -….., в дательном падеже - окончание ……, в предложном падеже – окончание …… У существительных 2 склонения в предложном падеже – окончание ….. У существительных 3 склонения в родительном, дательном, предложном падежах – окончание …… Проверь себя -и -е -е -е -и падеж склонение окончание падеже

Слайд 11

Летом бродит без дороге между сосен и берёз, а зимой он спит в берлоги, от мороза прячет нос. Стоял на тонкой ножки, теперь лежит в лукошки. Бегу я как по лесенки, по камушкам звеня. Издалека по песенки узнаете меня. Исправь ошибки е и е е е е

Слайд 12

Урок окончен!

Слайд 13

Как определить падеж имени существительного? Падежи Именительный кто? что? Родительный кого? чего? Дательный кому? чему? Винительный кого? что? Творительный кем? чем? Предложный о ком? о чём?

Слайд 14

Как определить склонение имени существительного? 1 склонение 2 склонение 3 склонение Существительные мужского и женского рода с окончаниями -а, -я. Существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о,-е. Существительные женского рода с мягким знаком на конце.

Слайд 15

Окончания имён существительных. Падежи Вопросы Окончания 1-е скл. 2-е скл. 3-е скл. Р. п. Д. п. Пр. п. кого? чего? кому? чему? о ком? о чём? -и -е -е -е -и -и -и



Предварительный просмотр:

Тема: Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах. (Закрепление изученного).

Цели: 1. Совершенствовать знания детей о правописании безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

                2. Развивать память, мышление,  речь, навыки самостоятельной  работы, орфографическую зоркость.

            3. Формировать правильное представление об окружающем мире, нравственные качества,  воспитывать интерес к урокам русского языка.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Проверьте готовность к уроку: учебник,  рабочую тетрадь, карточки, ручки, линейку, карандаш, конверт с заданиями.

На уроке у нас гости – давайте поздороваемся с ними.

  1. Минутка чистописания.

- Наш урок мы начнём с чистописания.

  1. Правильно выполнив задание, вы сами  назовёте букву, написание которой мы сегодня будем повторять. Подберите к словам на экране синонимы.

Кто лечит больных? - ………(врач)

Кто играет на скрипке? - ………….(скрипач)

            Кто выступает в цирке? - …………..(циркач)

  1. - Что общего у этих слов? Какая орфограмма объединяет все эти слова? (у существительных мужского рода с шипящей на конце ь не пишется.)

   - На какую букву оканчиваются все слова, подобранные нами?

  1. Верно, тема нашего чистописания - буква ч.
  2. Запишите в тетрадях строчку: заглавная и строчная буква Чч в соединении.
  3. Какие правила правописания мы знаем, связанные с этой буквой? (ча пиши с буквой а, чу пиши с буквой у, сочетания чк-чн пишутся без мягкого знака.) Запишите на следующей строчке эти сочетания.
  1. Словарно-орфографическая работа.

- Слова «врач», «циркач», «скрипач» - это всё профессии человека. Сегодня мы познакомимся с новым словом, написание которого надо запомнить. Это слово – человек.

Кто такой человек? Какое определение вы бы дали этому слову?

  1. Послушайте определение слова «человек», которое дано в толковом словаре.
  2. Человек -  высшее из земных созданий, одарённое разумом, свободной волей и словесной речью.
  3. Человек – это часть живой природы, но и животные тоже живые существа. А чем человек отличается от животного? (человек умеет говорить, мыслить, трудиться).
  4. Как вы думаете, какие буквы в этом слове надо запомнить? Почему? В слове человек две непроверяемые безударные гласные е и о. Запишите это слово в свой словарик, выделите гласные, которые надо запомнить, поставьте ударение.
  5. Подберите к этому слову однокоренные слова, запишите их в тетради и выделите корень.
  6. А теперь из слов, которые даны у вас на карточках, составьте предложение с этим словом.
  7. Какое предложение у вас получилось? (Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.)
  8. Что это за предложение? (пословица) Как вы понимаете смысл этой пословицы? А какие ещё пословицы о труде вы можете вспомнить?
  9. Выполните разбор этого предложения.

  сущ.     пр. сущ.  гл.    с. пр. сущ.  гл.

-    Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.(Повеств., невоскл., простое, распр.)

-  Что вы заметили в этом предложении? (однородные члены предложения) Почему здесь стоит запятая?

-Итак, какое новое словарное слово мы узнали? Какие буквы запоминаем в этом слове?

- Назовите ещё имена существительные, которые встретились в этом предложении.

( от лени, от труда). Когда может возникнуть трудность в написании окончаний существительных? (когда окончание безударное) В данном предложении, у какого существительного безударное окончание? (от лени) И чтобы правильно его написать, что нужно вспомнить?

4. Актуализация ранее изученных знаний.

1. Определить падеж.

2. Определить склонение.

3. Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.

Что нужно знать, чтобы правильно определить падеж имени существительного?

Перечислите падежи вместе с вопросами.

Именительный  кто? что?

Родительный     кого? чего?

Дательный         кому? чему?

Винительный     кого? что?

Творительный    кем? чем?

Предложный      о ком? о чём?

- В предложении существительное от лени стоит в каком падеже? (р. п.) В каких ещё падежах безударные окончания существительных надо проверять?

- Существительные лени, труда стоят в одном падеже. А почему у них разные окончания? (разное склонение)

Значит надо повторить склонение имен существительных.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Существительные мужского и женского рода с окончаниями -а, -я.

Существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о,-е.

Существительные женского рода с мягким знаком на конце.

И, наконец, что ещё нам нужно вспомнить, чтобы правильно написать безударное окончание существительных?

Падежи

Вопросы

Окончания

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.

Р.п.

Д.п.

Пр. п.

кого? чего?

кому? чему?

о ком? о чём?

5.Физкультминутка.

6. Закрепление изученного.

Перед вами несколько предложений. Кто узнал, откуда эти строчки? Вам нужно дописать подходящие по смыслу слова, выделить окончания, указать падеж и склонение этих существительных.

1) Воротился старик ко …………, у ………..                          

новое корыто. 2) Они жили в ветхой ……………… .  

3) В синем ………… звёзды блещут, в синем …………...

волны плещут. 4) Пушки с……………… палят, кораблю пристать велят.                          

7. Проверка работы.

Итак, ещё раз вспомним, что нужно знать, чтобы правильно написать безударные окончания существительных?

1. Определить падеж.

2. Определить склонение.

3. Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.

8. Домашнее задание.

Если вы были внимательны на уроке, то вы легко справитесь с домашним заданием.

Дома выполните упражнение 234 на странице 104.

Всё, что вам потребуется для выполнения этого упражнения, мы повторили на уроке.

9. Исправь ошибки.

   1) Летом бродит без дороге  между сосен и берёз, а зимой он спит в берлоги, от мороза       прячет нос.

   2) Стоял на тонкой ножки, теперь лежит в лукошки.

   3)Бегу я как по лесенки, по камушкам звеня. Издалека  по песенки узнаете меня.

10. Итог урока. ( Проверь себя)

Итог нашего урока мы проведём в форме «проверь себя».

  1. Чтобы правильно написать безударное окончание существительного, надо
  2. 1. Определить …………………
  3. 2. Определить …………………
  4. 3. Вспомнить …………………существительного  этого …………………..  в нужном …………………..
  5. У существительных 1 склонения в родительном падеже окончание -….., в дательном падеже -  окончание ……, в предложном падеже – окончание ……
  6. У существительных 2 склонения в предложном падеже – окончание …..
  7. У существительных 3 склонения в родительном, дательном, предложном падежах – окончание ……

10. Орг. конец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по русскому языку «Повторение правил правописания безударных окончаний имён существительных"

Тема: «Повторение правил правописания безударных окончаний имён существительных («Правописание»)» Тип урока: урок актуализации знаний и умений. Дидактическая цель: воспроизведение в памяти учащихся...

Тренировочный тест по русскому языку «Сокровища пиратов» по теме: «Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го и 3-го склонения»

Игра представляет собой тренажёр на закрепление знаний правописания безударных падежных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложных падежах....

Конспект урока "Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже"

Урок-путешествие к таинственному острову Сокровищ.Подробный конспект урока+ презентация.  Ребусы, кроссворды,карточки, перфокарты.Индивидуальная, групповая , работа в парах.....

Правописание безударных окончаний имён существительных

Практический материал к уроку – презентация. Предназначен для закрепления правописания безударных окончаний имен существительных. УМК " Школа России", 4 класс. Форма использования может быть различная...

Конспект урока русского языка в 3-ем классе по теме "Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных 1-го,2-го, 3-го склонения"

Цели и задачи урока:отработать правописание безударных падежных окончаний имён существительных  1-го, 2-го, 3-го склонения;повторить изученные орфограммы;развивать орфографическую зоркость;п...

Правописание безударных окончаний имён существительных

Обобщить знания о первом склонении имени существительного...

Урок русского языка 4 класс. Закрепление по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных и имён прилагательных"

Предлагаемый материал представляет собой комбинированный урок русского языка, литртурного чтения и окружающего мира. За основу взяты произведения Н. Сладкова. Урок-проект имеет своей ближайшей продукт...