Урок русского языка в 1 классе. УМК "Перспективная начальная школа"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Урок русского языка в 1 классе по теме "Письмо строчной буквы г"

Скачать:


Предварительный просмотр:


                                 УРОК РУССКОГОЯЗЫКАВ 1 КЛАССЕ

                                     ПИСЬМО СТРОЧНОЙ БУКВЫ Г

Цели деятельности педагога: создать условия для формирования в памяти обучающихся четко дифференцированного зрительно-двигательного образа строчной буквы г; способствовать развитию умения анализировать слово, предложение, воспринятые на слух, соотносить их со схемами и моделями, выполнять виды соединений букв (верхнее, среднеплавное, нижнее); содействовать развитию основных мыслительных операций (анализ – синтез, сравнение, группировка, обобщение и др.) в процессе практического конструирования буквы из элементов-шаблонов и при решении логических заданий с буквами.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: научатся правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания; при письме под счет чередовать напряжение мышц руки с расслаблением; конструировать письменные буквы из элементов-шаблонов; писать строчную букву г на основе двигательных элементов по определенному алгоритму; перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот; находить в слове парные согласные звуки.

Метапредметные (критерии сформированности, оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя; самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные: выполнять моделирование прописных букв.

Коммуникативные: демонстрировать социальную компетентность и учитывать позицию других людей, партнеров по общению или деятельности; слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностные: понимать важность нового социального статуса – «ученик»; раскрывать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика»; осуществлять ориентацию в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту).

Сценарий урока

I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Учитель читает стихотворение:

Букву

На плече носил,

На лугу

Траву косил.

                Е. Тарлапан

Перед нами буква Г

Стоит подобно кочерге.

                            С. Маршак

– На что похожа буква г?

– Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с другими буквами строчную букву г, которая обозначает звуки [г], [г’].

II. Повторение звуков [г], [г’], изученных на уроках чтения.

– Найдите одинаковый звук в словах: гусь, грач, книга, игрушка, гамак, грабли. (Звук [г].)

– Вспомните слова, в которых есть мягкий согласный [г’]. (Гири, гитара, враги и т. д.)

Игра «Каждой вещи – свое место».

– Разложите по полкам вещи: на первую – те вещи, в названиях которых звуки [г], [г’] в начале слова, на вторую – в середине, на третью полку – в конце слова. (Шуба, гитара, флаг, глобус, галстук, гармонь, книга и т. д.)

III. Формирование зрительного образа строчной буквы г в памяти учащихся.

Учитель демонстрирует таблицу четырех форм буквы г: малой и большой печатных, строчной и заглавной письменных.

– Сравните малую печатную и строчную письменную буквы г.

– Чем они похожи? Чем отличаются?

Далее учитель на магнитной доске конструирует строчную букву г.

– Назовите элементы, из которых состоит строчная буква г. (Полоска в форме прямой линии с закруглением с двух сторон.)

– Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и обведите только те, из которых состоит строчная буква г.

– Выполните конструирование строчной буквы г у себя на столе.

В индивидуальные конверты помимо шаблона № 36, необходимого для конструирования этой буквы, следует положить шаблоны № 4, 3, 9, 29, 38 для дифференцирования размера и формы элементов.

– Проверьте правильность выполнения задания на конструирование буквы с помощью «ключа». (Тетрадь № 3, с. 32.)

IV. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.

1. Учитель дает сначала полное, а затем краткое объяснения образца начертания строчной буквы г на доске мелом.

– Начинаем ниже верхней линейки рабочей строки. Слева направо пишем закругление, коснувшись ее (1), вниз опускаем прямую (2), не дойдя до нижней линейки, закругляем вправо, коснувшись ее (3).

Краткое описание: слева направо (1), вниз (2), вправо (3).

2. Иллюстрация и объяснение учителем на доске технологии начертания строчной буквы г под счет.

3. Учащиеся выполняют упражнения в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради. (Тетрадь № 3, с. 30.)

4. Имитация учащимися начертания буквы г по алгоритму на основе двигательных элементов, которые последовательно соединяются в букве (письмо в синей рамке).

Подготовка руки к письму.

ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК

– Пальчик-мальчик, где ты был?

– С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

На слова первой строчки – показ больших пальцев на обеих руках. Затем поочередное соединение их с остальными пальцами.

V. Письмо учащимися в тетради.

– Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной строки.

При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.

1. Письмо учащимися в тетради двигательных элементов, их комплексов и строчной буквы г по алгоритму.

2. Упражнение в письме соединений:

а) среднеплавное соединение – аг, ег;

б) верхнее – гу, гы;

в) нижнее – га, го.

VI. Выполнение речеязыкового задания. Письмо слов и предложений.

– Рассмотрите иллюстрации в тетради. Что здесь нарисовано?

– Произнесите каждое слово по слогам.

– Какой звук обозначает буква г в каждом слове? (Горы – [г], гири – [г].)

– Проанализируйте звукобуквенные схемы слов «горы» и «гири».

– Перекодируйте звуки в письменные буквы.

– Рассмотрите виды соединений в словах и выполните письмо по образцу.

– Прочитайте предложение. Сколько в нем слов?

– Какие слова надо писать с заглавной буквы?

– Проанализируйте каждое слово по плану:

1. Сколько в слове букв?

2. Сколько звуков?

3. Сколько слогов?

4. Какой слог ударный?

5. Какие виды соединений используются?

– Составьте схему данного предложения.

– Назовите слово-помощник в данном предложении.

– По этой схеме составьте свои предложения.

У Гали гуси.

У Гоши галоши.

– Запишите предложение по образцу.

VII. Выполнение логических заданий с буквами.

– Какие буквы написал Почемучка?

– Сравните эти буквы. Чем они похожи? Выделите в них общий элемент. (Полоска в форме прямой линии с закруглением с двух сторон.)

– Обведите общий элемент букв и впишите его в рамку.

– В какой букве общий элемент имеет переменные свойства? (В заглавной букве И общий элемент отличается по размеру.)

– Переконструируйте строчную букву г в строчную букву р; в строчную букву т; в заглавную букву У.

(Один из учащихся выполняет задание на магнитной доске.)

VIII. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

– Что хотите сказать? Что больше всего запомнилось? Какое задание показалось самым интересным? Какое задание было для вас наиболее трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспек урока русского языка 4 класс Программа «Начальная школа XXI век»

Данный урок разработан для детей с патологией зрения, которое является причиной ряда особенностей в психическом развитии детей, что отражается на освоении ими учебного материала. Замедленное и своеобр...

Конспек урока русского языка 4 класс Программа «Начальная школа XXI век»

Данный урок разработан для детей с патологией зрения, которое является причиной ряда особенностей в психическом развитии детей, что отражается на освоении ими учебного материала. Замедленное и своеобр...

Рабочая программа и КТП к урокам русского языка, 3 класс, Перспективная начальная школа

Рабочая программа и развернутое календарно-тематическое планирование по русскому языку, 3 класс, программа Перспективная начальная школа...

Технологическая карта урока. Русский язык. 2 класс. УМК «Начальная школа XXI века»

технологическая карта урока русского языка проведённого во 2 классе. УМК "Начальная школа XXI века" Тема урока. правописание слов с сочетаниями жи-ши....

Конспект урока русского языка 4 класс Программа «Начальная школа 21 век» по теме "Правописание слов в словосочетании"

Конспект урока русского языка 4 класс Программа «Начальная школа 21 век» по теме "Правописание слов в словосочетании"...

презентация к уроку русского языка. 3 класс. УМК«Начальная школа XXI века» Тема урока: правописание приставок на –з и -с

Данная презентация поможет учителям подготовиться к уроку русского языка в 3 классе по теме "Праописание приставок на з- и с-...

Урок русского языка. 2 класс УМК «Начальная школа 21 века» Тип урока: урок развивающего контроля. Тема: Работа над ошибками.

 После диктанта проводилась работа над ошибками. Обучающиеся закрепили орфограммы: (безударная гласная в корне, проверяемая ударением, парные звонкие и глухие согласные, непроизносимые сог...