Методическая разработка урока по русскому языку с использованием рейтинго-накопительной системы оценивания
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Дорофеева Татьяна Викторовна

Урок русского языка в 3 классе. Тема: "Части речи".

На уроке используются рейтинго-накопительной системы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка урока25.01 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

по русскому языку с использованием рейтинго-накопительной системы оценивания

Тема: «Части речи».

3 класс

Цели:

Образовательные:

  • Обобщение, систематизация и актуализация имеющихся знаний о частях речи.
  • Формировать умение узнавать части речи, классифицировать их по группам.
  • Способствовать формированию навыков грамотного письма.

Развивающие:

  • Продолжение развития устной и объяснительной речи учащихся.
  • Развивать внимание, мышление, речь, обогащать и активизировать словарный запас.
  • Продолжение работы по формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух.
  • Содействовать развитию коммуникативных навыков.
  • Развивать рефлексию (умение отделять то, что я знаю, от того, чего не знаю), самооценку, фонематический слух, умение самостоятельно добывать знания в процессе наблюдения над словами, умение анализировать, сравнивать, классифицировать.
  • Развивать интерес к русскому языку, логическое и образное мышление, орфографическую зоркость, самостоятельность, интеллектуальную и эмоциональную сферу.
  • Развитие памяти, воображения.
  • Развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать.

Воспитательные:

  • Содействовать воспитанию духовно богатой, творчески активной личности.
  • Привлечь внимание к культуре русской речи, к слову как единице общения между людьми.
  • Способствовать повышению речевой культуры.
  • Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
  • Воспитывать умение точно употреблять слова в речи.

Ход урока:

  1. Организационные моменты
  • Сегодня начинаем изучение новой темы непривычным для вас образом. Не будет привычных отметок, но оценки обязательно будут. Вы будете оценивать себя, друг друга, и я буду оценивать вас. Каждый урок будем заполнять технологическую карту – поучать определенное количество баллов. В конце прохождения темы – итог. Надеюсь, что новый опыт принесет вам радость общения и обогатит новыми знаниями.

Заполнение технологической карты

  1. Актуализация знаний по теме

  1.  
  • Когда фенологически пришла зима? Что изменилось в природе? Вспомните строчки, посвященные зиме.
  • Моро. , узоры, сн . говик, наступила, реб . тишки
  • Припорошила, нар . дила, морозный, заморозила, к . таются
  • В . сёлый, звонкий, белоснежная, покрывало, пуш . стый
  • Найдите лишнее слово в каждой группе. Почему оно лишнее? Расставьте слова по местам, запишите по колонкам. Какие орфограммы при этом вспомнили?
  • Кто догадался, какова тема нашего урока?
  1.  
  • Мы давно путешествуем по стране «Речь». Слово – самая удивительная вещь на свете. Попробуйте представить, что нет слов. Не было бы общения между людьми, не существовало бы письмо, печать. Не было бы мысли. Не было бы человека.

Словом можно убить, словом можно спасти, 
Словом можно полки за собой повести. 
Словом можно продать, и предать, и купить, 
Слово можно в разящий свинец перелить.

  • Мы будем разбираться в многообразии слов и классифицировать их по различным принципам.

  1.  
  • Слова какой части речи выписали ученики, сидящие в первой колонке? Что помните о существительном?
  • Существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово – существительное. Люди познают природу, мир, называют окружающие предметы и явления. Они закрепляются в речи.
  • Слова какой части речи выписали ученики, сидящие в первой колонке? Что помните о прилагательном?
  • Мир состоит из предметов, но когда мы всматриваемся, вслушиваемся, то понимаем, что они имеют свойства, качества и признаки.
  • Слова какой части речи выписали ученики, сидящие в первой колонке? Что помните о глаголе?

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду –        

Все в действие придет:

Летит ракета,

Люди строят зданья,

Цветут сады,        

И хлеб в полях растет


  • Попробуйте составить предложение, используя слова только своей части речи. Можно ли сказать какая часть речи важнее?
  • Составьте предложение, используя любые слова, написанные на доске.

  1.  
  • Прочитайте текст.
  • Наступила зима. Она покрыла землю белоснежным покрывалом. Мороз расписал окна красивыми узорами. Веселые ребятишки катаются с горки на санках и кидаются снежками. Они вылепили веселого снеговика.
  • Спишите предложение с однородными членами и определите, какой частью речи являются слова в нем.
  • Какие еще слова использовали? Отвечают ли они на какой-либо вопрос?
  • Это тоже части речи, но они не могут существовать самостоятельно. Это служебные части речи. Они служат для связи слов в предложении.

  1. Физкультминутка

  1.  
  • А теперь посмотрите на карточки, лежащие перед вами, и прочитайте пословицы и поговорки:
  • Мороз не велик, да стоять не велит.
  • Что летом родится, то зимой пригодится.
  • В зимний холод всякий молод.
  • Зима без снега - лето без хлеба.
  • Береги нос в большой мороз.
  • Декабрь снежный и холодный — будет и год плодородный.
  • Хороший снежок урожай сбережет.
  • Новый год - к весне поворот.
  • Как вы понимаете смысл пословиц? Выберите понравившуюся пословицу, запишите ее в тетрадь и надпишите над словами, какой частью речи они являются.

  1.  
  • Сейчас вы сами выберете свое следующее задание. Перед вами 3 варианта разной сложности. Каждый будет оценен соответствующим количеством баллов. Подумайте, с каким заданием вы сможете справиться?
  • Вариант 1        5 баллов

Определить к какой части речи относятся слова:

День, хорошая, друг, думает, смелый

  • Вариант 2         7 баллов

Образуй от данных существительных однокоренное прилагательное и глагол:

Веселье, шум, лес

  • Вариант 3         10 баллов

Составьте 2 предложения о зиме, в которых употреблены слова всех частей речи.

  1. Подведение итогов урока.
  • Чем мы сегодня занимались на уроке?
  • Как вы думаете, в жизни вам все это пригодится? Как?

Заполнение технологической карты

  • Прочитайте рубрики самооценки и отметьте, на каком уровне изучения темы вы, по вашему мнению, находитесь сегодня.

  1. Домашнее задание
  • Вы можете заработать дополнительные баллы, выполнив творческое задание. Сегодня – это мини сочинение «За что я люблю (не люблю) зиму»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в системе РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова

Урок русского языка в 3 классе в системе РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова разработан для семинара учителей начальной школы в рамках методической темы школы "Компетентностный подход в обучении"...

Методическая разработка по русскому языку для 3 класса по системе «Школа 2100» с использованием ИКТ на тему:" Буквы непроизносимых согласных в корне слова".

Методическая разработка по русскому языку для 3 класса по системе «Школа 2100»  с использованием ИКТ на тему: «БУКВЫ НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА»...

Формирование орфографической зоркости. Технологии Базарного. Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по системе Занкова (2014-2015 уч.г.).

Материал содержит методическую разработку урока русского языка по теме "Род имён существительных". Урок с применением технологий здоровьесбережения В.Ф.Базарного....

Методическая разработка. Урок русского языка с использованием электронныхобразовательных ресурсов.

Методика разработки уроков с использования интерактивной доски. Использование ИД может улучшить планирование, темп и течение урока, так как файлы и страницы можно подготовить заранее. Для того чтобы э...