Многозначные слова.
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

Ахметшина Наталья Сергеевна

Занятие №1  к авторской программе "Речевая копилка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_1.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 1.

Многозначные слова.

ОТКЛАДЫВАЙ  БЕЗДЕЛЬЕ,  НО  НЕ  ОТКЛАДЫВАЙ   ДЕЛО

А) Вопросы по занимательной фонетике.

1. Есть ли в русском языке звуки, для которых буквы нет и наоборот – есть ли буквы, которые не обозначают никакого звука?____________________________

___________________________________________________________________

2.Сколько звуков в словах «сшить», «лётчик»? __________________________

            3.Слово какой части  речи выражается лишь двумя звуками, а в алфавите

            обозначено одной буквой ?____________________________________________

4.Назови русское женское имя, которое не оканчивалось бы ни на а, ни на я.

__________________________________________________________________

Б)  Загадки.

1. «Я – в озёрах и реках, но в воде меня нет.

 Я – в арбузах и огурцах, но в дыне меня нет». _________________________

2. Какая гласная  буква и нота составляют вместе название города?_________

3. Какая нота и буква составляют вместе название реки?___________________

4. «Ты меня, наверно, знаешь:

Я в сказке Пушкина герой.

Но лишь сонорный звук сменяешь,

Сибирской стану я рекой»____________________________________________

                        ВИДИТ  ОКО  ДАЛЕКО,  А  УМ  ЕЩЁ  ДАЛЬШЕ

Задание № 1. Что означает слово идёт? 

  • Прочитай данные выражения и найди среди них выражение с прямым значением этого слова.

Идут  солдаты.  Весна идёт.  Часы идут.  Идёт дождь.  Идёт экзамен.  Дым идёт.  Дорога  идёт.

  • Объясни значения слова идёт в остальных выражениях.
  • Как называются слова, которые могут иметь несколько значений?  _____________________________________________________________

ОБРАТИ   ВНИМАНИЕ!

Многозначное слово обозначает разные явления окружающего нас мира, однако между этими значениями обязательно есть связь.  Дождь идёт не так, как человек, но и дождь и человек перемещаются в пространстве.

Задание № 2. Подумай  и  назови прямое  и  переносные значения слова  хлеб.

_____________________________________________________________________

  • Объясни,  в каких значениях одинаково звучащие существительные употреблены в прямом значении, а в каких – в переносном.

               Блеск молнии и блеск остроумия, вершина горы и вершина слова, глубина реки и           глубина замысла,  свет солнца и свет знаний, многозначное число и многозначное слово.

  • Переносные значения многозначного слова часто используется в загадках – шутках:

- Какая ветка не растёт на дереве? - _________________________________ ___

- Каким гребнем нельзя причесаться?  -  _________________________________

- Из какого полотна не  сошьёшь  рубашки? -  ____________________________

- Какую шляпку нельзя надеть на голову ? - ______________________________

  • Попробуй придумать и записать несколько таких же загадок.

- Какую соль нельзя взять в руки?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3. Подумайте, каким словом можно назвать:

А) Часть руки; гроздь винограда; украшение на краях шарфа; предмет для работы красками. ______________________________________________________________

Б) Сердцевина ореха, центр  Земли; круглый снаряд старинной пушки. ________

В) Хвоинка ёлки или сосны; колючка у ёжика; предмет, которым шьют. _______

          ЗНАНИЯ   И  УМЕНИЯ  ВСЕГДА  НАЙДУТ   ПРИМЕНЕНИЕ

Задание № 4.  Давай поиграем! «Запрещённая буква».  

Играющие усаживаются в кружок. Один из них - ведущий. Он поочерёдно задаёт  участникам игры какие-либо вопросы. Тот, к кому обращён вопрос, должен ответить, не употребляя при этом букву, которая по уговору запрещена для отвечающих. Если в ответе окажется запрещённая буква, то допустивший ошибку сменяет ведущего и водит до тех пор, пока кто-нибудь другой не проговорится. Предположим, что запрещённой объявлена буква  «О».

            - Какой пирог вам больше нравится: с рисом или с яблоками?  - спрашивает водящий.

             Нельзя ответить: «С рисом». Нельзя ответить: «С яблоками» приходится стр. И нельзя сказать, что оба нравятся. Во всех этих случаях в ответе будет буква  «О». Но можно сказать: «Первый из названных вами». Иногда  строить весьма замысловатую фразу, что всегда вносит весёлое оживление в игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка на тему: Лексическое значение слов. Многозначность слова.

Материал содержит урок русского языка и презенацию к нему. Задачи урока:Расширить понятие учащихся о лексическом значении слова.Уметь находить в толковом словаре справки при определении многознач...

Технологическая карта урока русского языка на тему: «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова».

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов  в нашем языке;Планируемые результаты:Предметные:Знать: понятия ...

План-конспект урока по русскому языку на тему: "Многозначные слова. Использование многозначных слов в речи".

Автор: учитель начальных классов МБОУ "СШ № 34" Афлятунова Кристина Александровна, ХМАО-Югра, г.НижневартовскОписание материала: Предлагаю вам конспект урока по программе "Начальная шко...