Урок русского языка. Сочинение по картине.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Таратынко Лилия Евгеньевна

Данный материал содержит конспект урока по развитию речи. На уроке дети знакомятся с картиной К. Л. Хетагурова "Дети-каменщики" и составляют сочинение - описание. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_-_kamenshchiki.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

Гимназия № 5

Конспект открытого урока

Тема: Обучающее сочинение

по картине К. Л. Хетагурова

«Дети -  каменщики»

Учитель: Таратынко Лилия Евгеньевна

Владикавказ, 2010 г.

Тема: Текст – описание. Сочинение по картине К. Л. Хетагурова «Дети – каменщики»

Задачи:

  • познакомить с творчеством К. Л. Хетагурова – художника;
  • способствовать воспитанию у младшего школьника любви и интереса к прошлому осетинского народа;
  • формировать умение составлять художественное описание;
  • учить чувствовать выразительность слова;
  • развивать творческое воображение.

Оборудование:

Репродукция картины К. Хетагурова «Дети – каменщики», портрет художника, карточки – опоры, видеоэтюды Осетии.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Постановка темы и задач урока.

На доске: «Люблю я целый мир, люблю людей бесспорно,

                    Люблю беспомощных, обиженных сирот…»

-Эти слова принадлежат великому осетинскому художнику, поэту, писателю – Коста Хетагурову. Определите, о ком пойдет речь на сегодняшнем уроке? (о детях, бедных людях)

III. Рассказ учителя с элементами беседы в сопровождении видеотюдов.

Коста Леванович Хетагуров родился 15 октября 1859 года в селе Нар. Творческое наследие Коста многогранно и многолико. Он был поэтом, публицистом, прозаиком, драматургом, художником – живописцем.

Коста – защитник бедных и обездоленных. Святая, безграничная любовь к людям, к миру, пожалуй, одна из самых верных примет величия писателя.

В 1888 году (в конце XIX века) Коста создает крупное произведение “На школьной скамье жизни». Позже картина получила второе название – «Дети – каменщики». Эта картина была любимым детищем художника.

  1. Первичное восприятие картины.

Дети рассматривают картину, определяют жанр – пейзаж, портрет или сюжетная картина.

  1. Беседа по содержанию картины.

- Кого вы видите на картине? Как они изображены? (Мальчика – осетина, который занимается разбиванием горного камня. Рядом мальчуган – карапуз в войлочной шапке.)

- Кто вместе с мальчиками находится на обочине дороги? (Собака, их верный друг)

- На втором плане художник изобразил пейзаж. Что можно сказать о небе, цепи гор? (По голубому небу плывут облака, освещенные лучами солнца. Гряда высоких, заснеженных гор на заднем плане картины)

- Какие краски являются главными на этом полотне? (Художник взял контрастные краски: темные и светлые.)

-Как вы думаете, почему?

Если дети затрудняются ответить, учитель объясняет: темные краски – тяжелая жизнь бедняков, а светлые – надежда на светлое будущее.

Объяснение названия картины. Сравнение названий.

- Почему К. Хетагуров сначала дал название картине «На школьной скамье жизни»? Как вы можете объяснить это название? (Потому что старший мальчик – школьного возраста и должен был учиться в школе)

- А как распорядилась жизнь? (Мальчик был вынужден зарабатывать тяжелым трудом на жизнь и помогать родителям)

- Какое название более конкретно указывает на сюжетные образы?

- Опишите внешний облик первого мальчика. (Мальчику лет десять. Он сидит на груде камней. Одет в лохмотья, на голове овечья папаха, ноги обмотаны сыромятной кожей. В правой руке тяжелый молот, а рядом большая лопата. Глаза добрые. На лице застыла улыбка.)

- Как выглядит второй мальчик? (Малышу лет шесть. Видимо он брат или друг старшего мальчика. У него на теле только рубаха в дырах, да войлочная шляпа на голове. Он босоногий. С любопытством смотрит вперед.)

- Кто расположен в правом нижнем углу картины? (Собака, которая все время сопровождает этих ребят.)

Воображаемая ситуация.

- Представьте, что вы знакомы с этими детьми. Расскажите, как их зовут, где они живут, как им живется, ходят ли они в школу.

- Завершая беседу по содержанию картины, мне хочется спросить: какое настроение вызывает у вас эта картина? Для ответа вы можете использовать слова – настроения. (На доске: радостное, грустное, печальное, задумчивое).

Физминутка.

Минутка релаксации в сопровождении осетинской мелодии.

  1. Речевая подготовка.

- А теперь перейдем к более детальному разбору картины. Подберите к существительным подходящие по смыслу прилагательные.

Ученики работают в парах с карточкой – помощницей № 1.

- Подберите к словам синонимы:

На доске: художник – автор, живописец

                 картина – полотно, произведение

                 создал – написал, изобразил, нарисовал, запечатлел, представил.

  1. Составление плана сочинения.

- Сколько частей будет в сочинении? (Три части).

- Как называются части? О чем в них говорится? (Первая часть – вступление. В ней говорится о том, как называется картина, кто ее автор, немного рассказывается об авторе или истории создания картины. Вторая часть – основная. В ней дается описание картины. Третья часть – заключение. В нем мы описываем свое отношение к картине, чувства, которые она вызывает, основную идею.)

На доске план (записывает учитель):

  1. Художник, создавший картину.
  2. Описание мальчиков: выражение лиц, одежда, позы. Природа на картине.
  3. Мысли и чувства, которые вызывает картина. Что хотел сказать художник своей картиной.
  1. Устное составление описания картины по плану. Учащиеся используют карточку – помощницу № 2.

  1. Написание сочинения учащимися.

-Теперь вы готовы к тому, чтобы приступить к написанию сочинения. В вашем распоряжении много выразительных средств, чтобы сделать свою речь яркой.

Я хочу вам прочитать свои мысли, вызванные этой картиной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Урок русского языка "Сочинение по картине Левитана "Золотая осень"

Урок русского языка в 3 классе "Сочинение по картине Левитана "Золотая осень" с презентацией....

Урок русского языка. Сочинение по картине В.М. Васнецова "Аленушка" 3 класс

Урок русского языка. Сочинение по картине В.М. Васнецова "Аленушка" 3 класс...

Презентация к уроку русского языка . Сочинение по картине И.Левитана "Золотая осень"

Презентация к уроку развития речи. Иллюстративный материал к уроку написания сочинения по картине И.Левитана "Золотая осень"....

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А.А.Пластова Первый снег"

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А.А.Пластова Первый снег" для 3 -4 класса...

Конспект и презентация к уроку русского языка "Сочинение по картине "Снегурочка" В.М.Васнецова

Цели: обобщить знания детей о жизни и творчестве В.М.Васнецова, учить  «читать» картину, учить составлять план, учить излагать текст по опорным  словам, учить соблюдать последовательность пе...

Презентация к уроку русского языка "Сочинение по картине И.И.Левитана "Золотая осень"

Цели урока:развивать умение составлять связный текст, развивать устную и письменную речь, монологическую и диалогическую речь, учить составлять план и устанавливать  последовательность действий, ...