Введение
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Дипломная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie_diplom_2.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

Современное общество испытывает потребность в человеке, отличающемся такими качествами, как: высокий уровень коммуникативной компетентности, самостоятельность, независимость суждений, сочетающиеся с уважением к мнению других людей.[ ] Успешная коммуникативная деятельность способствует формированию коммуникативной личности, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей; открыта для восприятия нового опыта; способна на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях; владеет нормами литературного языка; способна свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения; умеет решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.[ ]

Поэтому задача формирования коммуникативной компетенции является в настоящее время одной из главных задач школы и,  в первую очередь, уроков русского языка.[ ]

Наиболее эффективной формой в данном направлении, мы считаем, работу с текстом на уроках русского языка как одно из условий пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Целенаправленный отбор текстов способствует созданию на уроках развивающей речевой среды, что благоприятно влияет на совершенствование чувства языка, языковой интуиции.[ ]

Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Он является самой крупной единицей языка и одновременно единицей речи. Одновременно текст имеет ярко выраженную идею, которая раскрывается через его содержание. Кропотливая, постоянная работа с текстом на уроках должна проводиться с опорой на произведения русской классической литературы.

Именно текст – основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через него реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.[ ]

Для реализации поставленной цели – формирование коммуникативной компетенции обучающихся через работу с текстом – мы поставили перед собой следующие задачи: внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи обучающихся; подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц. [ ]

По мнению известного лингвиста и психолога А.А. Леонтьева, для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли. [ ]

Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии - одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся, которая является составляющей коммуникативной компетенции.

Коммуникативная компетентность играет основополагающую роль в трудовой деятельности. Использование текста при изучении русского языка обеспечивает решение таких важных проблем школьного образования, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспитание бережного и вдумчивого отношения к слову.

Необходимо отметить, что работа с текстом при решении задач по формированию коммуникативной компетенции способствует формированию навыков устной и письменной речи.[ ]

Принимая во внимание вышесказанное, необходимо подчеркнуть важность взаимодействия и сотрудничества учащихся, а также речевого задания для организации коммуникативного усвоения языка. Коммуникативное обучение включает формирование коммуникативной компетенции, то есть внутренней готовности и способности к речевому общению, ориентирующей учащихся на "вхождение" в культурное пространство. Овладеть коммуникативной компетенцией дело весьма трудное, поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке с использованием различных приемов работы, внедрением ведущих современных педагогических технологий обучения в области развития и формирования ключевых компетенций учащихся.[ ]

Формирование коммуникативной компетенции посредством работы с текстом способствует разностороннему развитию языковой личности ученика.

Цель исследования: доказать, что использование текста на уроках русского языка служит средством формирования коммуникативной компетентности младших школьников.

Объект исследования: формирование коммуникативной компетенции.

Предмет исследования: текст на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции.

Задачи исследования:

1.Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2.Выявить уровень коммуникативной компетенции.

3.Разработать и апробировать урок русского языка с использованием текста.

Гипотеза: использование текста на уроках русского языка будет способствовать формированию коммуникативной компетенции при условии, если: своевременно выявить уровень сформированности коммуникативной компетенции; использовать текст на уроках русского языка с целью развития коммуникативной компетенции.

Метод исследования:

1.анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной теме с целью развития коммуникативной компетенции.

2.педагогический эксперимент.

3.начальный и количественный анализ результатов исследования.

База исследования: Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа, с. Талдан.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

имя существительное 2класс введение нового

на основе деятельностного метода происходит введение понятия "имя существительное", может использоваться в любых УМК....

презентация «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения»

Опубликована презентация «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения»страница сайта  http://standart.edu.ru/doc.aspx?DocId=3312 Фед...

презентация «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения»

Опубликована презентация «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения»страница сайта  http://standart.edu.ru/doc.aspx?DocId=3312 Фед...

Введение в школьную жизнь

По программе РО первые 10 дней предусмотрен курс "Введение в школьную жизнь". Цели курса «Введение в школьную жизнь»:  психологическая адаптация детей;  знакомство с основными школьными правилами; ...

Методическая разработка занятия образовательного модуля "Введение в школьную жизнь" - Занятие "Оценка. Введение способа оценки"

Занятие разработано для проведения в адаптационный период в первые дни недели обучения первоклассников в школе....

Мастер - класс "Диссеминация педагогического опыта в условиях введения и реализации ФГОС НОО и ООО: современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС НОО и ООО"

Умение транслировать свой профессиональный опыт является обязательным для современного работника любой сферы деятельности. Для учителя - это не только обязательное качество, свидетельствующее о его пр...