Учебное занятие по русскому языку "Имя собственное"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Солнцева Ирина Владимировна

Учебгое занятие по русскому языку  по теме "Имя собственное" проведено на основе произведений К.И.Чуковского

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебное занятие по русскому языку в 1 классе.

«Имя собственное»

УМК «Перспективная начальная школа»

http://kids.sch.in.ua/wp-content/uploads/2013/04/Viktor-Chighikov.jpg

учитель ВКК МБОУ СОШ №51

           Солнцева И.В.

Воронеж.


Учебное занятие по русскому языку в 1 классе.

Тема урока: «Имя собственное».

Цели урока:

Образовательные: 

  • объединение и систематизация знаний о правописании имен собственных;
  • тренировка умения находить имена собственные;
  • формирование навыка грамотного письма.

Развивающие: 

  • развивать навыки орфографической зоркости;
  • формировать общие способы решения орфографической задачи;
  • развивать умение анализа, синтеза и классификации;
  • развивать память, внимание, мышление, устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные: 

  • воспитание положительной мотивации к учению;
  • формирование потребности писать грамотно;
  • воспитание интереса к предмету, расширение знаний о родном языке;
  • воспитание чувства товарищества, взаимного уважения и самоуважения, формирование навыков сотрудничества;
  • воспитание учебной активности.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор,  индивидуальные карточки

План урока.

1. Оргмомент.
2. Постановка учебной задачи и актуализация знаний.

3. Чистописание.

4. Постановка проблемного вопроса. Поиск решения.

5. Словарная работа. Работа в парах.
6. Тренировка в правописании имен собственных.
7. Устное упражнение.

8. Физкультминутка

9. Творческая работа. Работа с предложением.

10. Взаимодиктант.
11. Итоговая рефлексия.

1. Оргмомент

Сегодня мы принимаем гостей. Мы покажем им то, чему мы научились за 7 месяцев обучения.

Работать мы будем в парах. Прикоснитесь  друг к другу ладошками, улыбнитесь, подарите своему партнеру заряд доброты и чувство уверенности в том, что у вас все получится.

Чувствуете тепло рук одноклассника? Он согласен работать по правилам, чтобы у вас не вышло так, как сказал К.И. Чуковский.

Слайд№1

«Мила мне русская беседа.

В ней, разум собственный любя,

Никто не слушает соседа,

Но каждый слушает себя»

                                 К.И. Чуковский

Вспомним правила работы в паре:

Слайд№2

  • Работать должны оба
  • Один говорит, другой слушает
  • Вежливо исправь, дополни, оцени
  • Если не понял, переспроси
  • Используй слова: ты согласен, не возражаешь, почему ты так считаешь.

Слайд№3

А оценивать себя мы будем тремя цветами:

Зеленый – ты уверен и точно знаешь;

Желтый – знаешь, но сомневаешься;

Красный – затрудняешься ответить.

2. Постановка учебной задачи и актуализация знаний.

Потренируемся работать в паре.

Работа на карточках.

Слайд№4

Подчеркни лишнюю букву

й  р  л  ф

а  б  в   г

х  ц  ч   м

а  и  о   у

ж  ш  л  щ

Д  Е  К  и

я  ы  э  у

Оцените себя, поставив на полях цветной кружочек.

Слайд№4

Проверьте себя, сравните свои буквы с эталоном.

Снова оцените себя, поставив на полях цветной кружочек.

Поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки. Поднимите руку те, кто сомневался, а работа была выполнена верно. И поднимите руку те, кому это задание показалось очень сложным и поставьте рядом со своей оценкой вопросительный знак.

Какое слово можно сложить из подчеркнутых букв? Какая орфограмма связана со словом фамилия?

3. Чистописание.

А теперь объясните, как вы выбирали лишнюю букву на примере:

scriptc.png

Слайд№5

  • Назовите буквы
  • Найдите четвертую лишнюю
  • А какую букву мы будем писать в минутке чистописания, вы узнаете, когда зададите мне только три вопроса.

Дети пишут загаданную букву Ч.

Взаимопроверка. Дети меняются тетрадями и выделяют у товарища самую красивую букву.

А теперь прочитайте слова, которые начинаются на эти буквы.

Слайд№5

Почему некоторые из этих слов написаны с большой буквы? Что они обозначают? Как принято записывать инициалы? Какое слово мы напишем первым? Как вы думаете, не обижался ли Чуковский на то, что все дети СССР называли его дедушкой?

Слайд№6

Дедушками называли только двух поэтов: Крылова И.А. и Чуковского К.И.

Запишите фамилию, имя, отчество этого писателя, критика, переводчика, филолога, литературоведа. Объясните известные вам орфограммы.

Можете ли вы теперь назвать тему сегодняшнего урока?

Слайд№7

Чем же мы будем заниматься на сегодняшнем уроке? Что вы уже знаете о написании имен собственных?

Слайд№8

4. Постановка проблемного вопроса. Поиск решения.

Как вы думаете, почему именно на уроке об именах собственных мы вспомнили о К.И. Чуковском?

Поэт был великим мастером употребления в своих произведениях имен собственных.

5. Словарная работа.

Работа в парах.

Проскандируйте и запишите слово фамилия.

Слайд№9

  • Что обозначает слово фамилия? (наследуемое семейное наименование, общее для всех членов семьи.)
  • Кого мы называем членами семьи? (папу, маму)
  • Какую гласную мы слышим в этих словах в корне под ударением? (а)
  • Какой документ подтверждает вашу личность? (паспорт)

Запомните эти слова-подсказки, они помогут вам не ошибиться в написании слова фамилия.

Запишите родственное слово, которое отвечает на вопрос какой? -ая? –ое?

Что может быть фамильным? А какая может быть фамилия? А что можно делать с фамилией?

Фамилия Чуковского ненастоящая, это литературный псевдоним. Настоящая фамилия его Корнейчуков Николай Васильевич.

Запишите в своих тетрадях фамилию и имя своего соседа. Дайте ему проверить, правильно ли вы это сделали. Оцените себя и друга.

6. Тренировка в правописании имен собственных.

  1. К.И.Чуковский был мастером давать своим героям звучные имена и фамилии. Героями его произведений были не только люди, но и любые предметы.

Работа по карточкам.

Соедини имя с его героем (работайте в паре).

Слайд №10

Оцените. Проверьте. Оцените снова.

Слайд №10

  1. Примечательно, что действия его сказок происходят в реальных городах, поселках (в Санкт-Петербурге, Москве), на реальных улицах (Садовой, Мойке), на подмосковной даче.

Вы сейчас услышите голос Чуковского и выберете из текста имена собственные, а потом запишете их в тетради вместе с предлогами.

Слайд №11

  1. Самая экзотическая страна, куда отправлял своих героев автор – Африка.

7. Устное упражнение.

Как вы думаете, к каким географическим объектам относятся имена собственные в этом отрывке из сказки «Айболит».

Слайд №12

«Мы живём на Занзибаре,

В Калахари и Сахаре,

На горе Фернандо-По,

Где гуляет Гиппо-по

По широкой Лимпопо»

Дети, посоветовавшись в парах, отвечают. Оценивают себя.

Проверка. Снова оценка.

Слайд №13

Занзибар – часть Африки

Калахари, Сахара – пустыни

Фернандо-По – гора

Лимпопо – река

8. Физкультминутка

Слайд №14-29

9. Творческая работа. Работа с предложением.

1. К.И. Чуковский очень любил детей и рассказывал о них, употребляя уменьшительно-ласкательные суффиксы –ечк, -юшк, -еньк.

Слайд №30

Запишите имена детей Тани и Вани из сказки «Бармалей» и Ляли из сказки «Крокодил», используя суффиксы. Образовывайте слова посоветовавшись с партнером.

Слайд №31

Оцените. Проверьте. Снова оцените.

2.  Составьте предложение с именем литературного героя из произведения К.И.Чуковского, в котором бы мы узнали, какой же поступок он совершил.

Слайд №32

Выделите в этом предложении все изученные орфограммы.

Оцените себя. Фронтальная проверка.

10. Взаимодиктант.

Один из любимых приемов поэта – не обозначать пробелы между словами: сливать несколько слов в одно.

Продиктуйте своему партнеру так, чтобы он понял: слитно или раздельно пишутся эти слова.

Работа по карточкам.

Слайд №33

Вариант №1

Ай, болит!

Мойдодыр

Вариант№2

Мой до дыр!

Айболит

Оцените себя. Дайте проверить соседу.

Задание для пары.

В сказке про царевну Ясносвету есть царь. Если вы примените прием Чуковского, то вы узнаете, как его звали. Он часто кричал: «Ходи на мель!».                                          Слайд №34

Оцените себя. Проверьте по образцу. Снова оцените.

Слайд №35

11. Рефлексия.

- Какое правило запомнили?

- Что для этого вы сделали?
- В чем была причина затруднения?

- Какая ставилась цель?

- Достигли ли вы ее? Если вы уверены, то возьмите зеленый магнитик и прикрепите его к зеленому смайлику на доске. Если вы до сих пор сомневаетесь в написании имен собственных, то возьмите желтый магнитик и прикрепите его к желтому смайлику на доске. А если вы не поняли что называется именами собственными и как они пишутся, то возьмите красный магнитик и прикрепите его к красному смайлику на доске.

Слайд №36-39



Подписи к слайдам:

Корней Иванович Чуковский
Четвертый лишний
дедушка Иванович Корней Чуковский
Заглавная буква
Имя собственное
Имена, фамилии, отчества людей
Клички животных
Названия городов, сёл, деревень, улиц, стран, планет
Названия водоёмов

Имена литературных героев
Тема урока:
«Имя собственное»


Подписи к слайдам:

Соедини имя с его героем
Мойдодыр
Айболит
Тяни-толкай
Федора
Каракула
доктор
бабушка
акула
умывальник
сказочное животное
Словарная работа
Ф
а
милия
П
а
спорт
М
а
ма
П
а
па
«Мы живём на Занзибаре,
В Калахари и Сахаре,
На горе
Фернандо-По
,
Где гуляет
Гиппо-по

По широкой
Лимпопо
»


Подписи к слайдам:

Физкультминутка
Проверь себя:
Занзибар – часть Африки
Калахари, Сахара
– пустыни
Фернандо-По
– гора
Лимпопо
– река


Подписи к слайдам:

Проверь себя
Танюшка, Танечка
Ванюшка,
Ванечка
Лялечка
,
Ляленька
Запиши имена детей, используя суффиксы
-
ечк
, -
юшк
, -
еньк
Таня
Ваня
Ляля
Ходи на мель.
Царь …
Мой до дыр!
Ай, болит!
Мойдодыр
Айболит
Запиши предложение
Какой поступок с
овершил
литературный
герой?


Подписи к слайдам:

Ходи на мель.
Царь
Ходинамель
Молодцы!


Подписи к слайдам:

Работать должны оба
Один говорит, другой слушает
Вежливо исправь, дополни
Если не понял, переспроси
Работа в парах
Урок русского языка
в 1 классе
«Мила мне русская беседа.
В ней, разум собственный любя,
Никто не слушает соседа,
Но каждый слушает себя»
К.И. Чуковский
Четвертый лишний
й

р
л
ф
а б в г
х

ц
ч м
а и о у
ж
ш
л
щ
Д Е К и
я
ы
э у
ф
а
м
и
л
и
я
Уверен
и точно
знаешь!
Знаешь,
но
не уверен
Затрудняешься
ответить


Предварительный просмотр:

  1. Подчеркни лишнюю букву

й  р  л  ф

а  б  в   г

х  ц  ч   м

а  и  о   у

ж  ш  л  щ

Д  Е  К  и

я  ы  э  у

  1. Соедини имя с его героем

  1. Найди в тексте имена собственные

« Я живу на даче в Переделкине. Это недалеко от Москвы. Вместе со мною живёт крохотный лилипут, мальчик-с-пальчик, которого зовут Бибигон.»

  1. Взаимодиктант

Ай, болит!

Мойдодыр

  1. Подчеркни лишнюю букву

й  р  л  ф

а  б  в   г

х  ц  ч   м

а  и  о   у

ж  ш  л  щ

Д  Е  К  и

я  ы  э  у

  1. Соедини имя с его героем

  1. Найди в тексте имена собственные

« Я живу на даче в Переделкине. Это недалеко от Москвы. Вместе со мною живёт крохотный лилипут, мальчик-с-пальчик, которого зовут Бибигон.»

  1. Взаимодиктант

Мой до дыр!

Айболит


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по русскому языку 3 класс УМК Гармония

Методическая разработка урока по предмету "Русский язык" - 3 класс содержит технологическую карту урока в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательн...

План-конспект учебного занятия Урок русского языка по теме "Работа по картине А.Рылова "Полевая рябинка"

Учитель: Вавшко Галина Михайловна Предмет: Русский язык Класс: 2 Тема: «Работа с картиной» Цели урока: Содержательная: познакомить с понятием «тема» и «главное переживание» картины;  учить д...

Разработка учебного занятия по русскому языку "Корень - значимая часть слова"

Цель урока: создание условий для освоения новых знаний по теме «корень слова», научить находить корень и графически обозначать, развивать мышление, внимание, память, развивать речь, развить у учащихся...

Конспект учебного занятия по русскому языку

Конспект учебного занятия по русскому языку 4 класс по теме: "Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах"...

Конспект учебного занятия по русскому языку

Тема:"Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный в корне слова"...

Учебное занятие по русскому языку

Русский язык 3 класс (1 – 4)Тип УЗ: изучения и первичного закрепления знанийТема: «Глаголы- синонимы, глаголы - антонимы»...