Конспект учебного занятия по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Пешкова Оксана Валериевна

Тема:"Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный в корне слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx39.46 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты: 

ЛИЧНОСТНЫЕ

  1. У учащихся будут сформированы:
  • восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа;
  • 1) понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;
  • способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи.
  • эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении.

ПРЕДМЕТНЫЕ

  1. Учащиеся научатся:
  • 1) различать основные языковые средства: слова;
  • различать и называть: а) значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание); б) части речи, включая личные местоимения; в) основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности: вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные;
  • применять при письме правила орфографические (правописание падежных окончаний имѐн существительных, имѐн прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах), пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными второстепенными членами предложения);
  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
  • находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
  • различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;
  • грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 70-90 слов, 75-80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
  • ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации (уметь читать);
  • осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;
  • 2) выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.

2.Учащиеся получат возможность научиться:

  • производить элементарные языковые анализы слов (звуко-буквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;
  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
  • проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;
  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • оценивать уместность и точность использования слов в тексте;
  • определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак предмета, место, причину, время, образ действия и пр.;
  • 1) осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
  • составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
  • соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие способы связи)
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

  1. Учащиеся научатся на доступном уровне:
  • 1) осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
  • планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;
  • осмысленно выбирать способы и приѐмы действий при решении языковых задач;
  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
  • руководствоваться правилом при создании речевого высказывания;
  • следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника).
  • осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
  1. Учащиеся получат возможность научиться:
  • 1) осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
  • вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания

Познавательные

  1. Учащиеся научатся:
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях);
  • находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);
  • 1) обобщать, систематизировать изученный материал;
  • владеть общим способом проверки орфограмм в словах;
  • выделять существенную информацию из читаемых текстов;
  • строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем.
  1. Учащиеся получат возможность научиться:
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • 1) осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации.

Коммуникативные

  1. Учащиеся научатся:
  • 1) владеть диалоговой формой речи;
  • 2) учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;
  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
  1. Учащиеся получат возможность научиться:
  • с учѐтом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  1. осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Виды деятельности:

Различать звуки: гласные и согласные, звонкие и глухие.

Объяснить особенности гласных, согласных звуков.

Характеризовать(устно) звук.

Подбирать максимальное количество однокоренных слов

Объяснять значение слова- давать развернутое его толкование.

        

Тема урока: «Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова»

Цели урока: формировать умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными, учить ставить учебную задачу, повышать уровень самоконтроля учащихся, формировать умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Ход урока

Этапы учебного занятия. Содержание.

Виды деятельности обучающихся

Планируемые результаты

Форма организации

МТО

Предметные

Метапредметные

Личностные

Психологический настрой. Цель: организованное начало определяет дальнейший ход и успех всего урока.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Здравствуйте, присаживайтесь!

Чистописание. Цель: формирование графически

правильного, четкого и достаточно скорого письма.

 -Как называется наш урок? (русский язык)

- Чему мы учимся на этом уроке? (Мы учимся красиво и грамотно писать)

- Запишите сегодняшнюю дату. (16 ноября, классная работа)

- На доске записаны буквы. Внимательно посмотрите и найдите лишнюю букву.    

    а            о          д         и           е           я            

- Почему? (согласная)

-Какие звуки она обозначает? (звонкий или глухой) д, дь (звонкий)

-Остальные буквы какие? (гласные).  Почему? (потому что выдыхаемый воздух не встречает преграду)

- Напишет буквы в строчку через запятую.

- Ребята, к нам в класс прилетела гостья. Отгадайте кто она, прочитав загадку.

Днём спит, ночью летает,

Ухает, людей пугает.
В темноте горят глаза –
Всем мышам она гроза.              
(Сова) 

- По каким признакам догадались, что это сова?

- Что вы знаете об этой птице?

-Совы — хищные птицы, очень умные, как правило, они живут по одиночке. Охотятся на других меньших птиц, насекомых и маленьких животных. Совы — ночные охотники. - А в сказках – мудрая птица. Значит и мы с вами должны показать свои знания и узнать сегодня что- то новое.

- Давайте запишем в тетради последнюю сточку из загадки (Всем мышам она гроза.)            

-Давайте подчеркнем гласные буквы и поставим в словах ударение.  Что вы заметили?  Вот гласная здесь ударение есть? А здесь?  Значит, гласная может быть УДАРНАЯ и БЕЗУДАРНАЯ.

- Какова тема нашего урока? (безуд. гл)

Прочитайте хором стихотворение - Появляется карточка:

Безударные гласные в корне слова

(чтение хором) Безударный гласный звук

Причиняет много бед.

- Почему причиняет много бед?

- Так чем мы сегодня будем на уроке заниматься?

- Значит цель нашего урока: научиться находить в слове безударную гласную в корне слова

Задачи: научиться изменять форму слова и подбирать однокоренные слова

 (на доске)

(открывается вторая половина стихотворения)

Какую гласную писать,

Будем с вами повторять!

- Для чего нам нужно это знать? (Чтобы научиться грамотно писать).

Открытие новых знаний. Цель: формирует умение составлять внутренний план действий.

Подбор проверочного слова.

-  Про кого мы читали загадку?

-Слушаем и повторяем правильно: СА-ВА.  Давайте запишем слово сова.  Можем ли мы сразу написать это слово? Почему? Что нужно сделать, чтобы правильно написать слово сова? (подобрать проверочное слово, т.е изменить форму-мн. число. Одна СОВА-много СОВЫ)

- Запишите проверочное слово. Поставьте ударение. Какая гласная пишется под ударением. Значит в слове с.ва какую гласную мы напишем без ударения?

- Так какой для себя сделаем вывод. (прежде чем писать слова с безударной гласной, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово)

Первичное закрепление. Цель: применить полученные знания.

Поможем   бельчатам

- Посмотрите, кто выпрыгнул из дупла? (бельчата)  

- Сейчас вы будете работать в парах.  Подумайте, кто из вас будет заполнять карточку первый, кто второй. Постарайтесь договориться и работать дружно, чтобы быстро и правильно справиться с заданием.

Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова. Как ваша пара будет готова, поднимите руки вверх.

О или а?                                    и или е?

Г.ра                                           з.мля

Гл.за                                         ч.сло

С..ды, в..да                               л..са, ж..мчуга

- Бельчата тоже выполняли это задание и выполнили его так: (на слайде правильные ответы). Проверьте себя и поставьте знак +, если справились с заданием, - если выполнено с ошибками.

- Кто выполнил так же? (поднимают «сигналик»)

- Так как проверить безударную гласную?

Игра «Построй мосток»

- На лесной полянке журчит весёлый ручеёк. Мы не сможем пройти дальше, пока не построим из брёвен мост.

На брёвнах написаны слова с пропущенной безударной гласной. Вставьте безударную гласную, подбирая проверочное слово.

     Д_ждливый, с_довый, м_рской, д_лекий, р_дной, в_черний, взл_теть, вм_стить, вх_дить, заг_дать, г_ворить, разд_вить, г_стить, в_здушный, сл_ды, сн_га, д_жди, гр_за.

- Просигнальте «сигналиком», если справились.

Взаимопроверка. Поменяйтесь карточками. Проверьте правильность выполнения. Поставьте +, если всё сделано правильно. +,- или - если выполнено с ошибками

Физминутка (через 20 мин)

Какова цель нашего занятия. Достигли мы ее?  

Работа по учебнику. Цель: закрепить полученные знания

Страница 63 упражнение 91
Прочитайте. Что обозначают слова? (предметы)
Почему эти предметы так названы? Подберите к каждому слову однокоренное. Запишите слово по образцу. Обозначьте в них корень. (работа у доски)

Рефлексия. Цель: оценка собственной деятельности.

- Ребята, как проверить безударный гласный звук в слове? (прежде чем писать слова с безударной гласной, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово)

Мне запомнилось…

У меня получилось …

Мне было трудно ….

Я постараюсь лучше…

«Светофор» из карандашей

Молодцы ребята! Сова рада, что вы справились со всеми заданиями. И думает, что урок пойдёт вам на пользу, не только при написании слов с безударной гласной, но и при посещении леса.

 Домашняя работа…

 Спасибо за урок!

Различать звуки: гласные и согласные, звонкие и глухие. Объяснить особенности гласных, согласных звуков.

Характеризовать(устно) звук.

Подбирать максимальное количество однокоренных слов

Объяснять значение слова- давать развернутое его толкование.

 Учащиеся научатся: различать основные языковые средства: слова;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • производить элементарные языковые анализы слов (звуко-буквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;
  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
  • проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;
  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • оценивать уместность и точность использования слов в тексте;
  • определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак предмета, место, причину, время, образ действия и пр.;

осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

Позн: Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

 осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

Рег: Учащиеся научатся на доступном уровне:

осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;

Познават: Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях);
  • находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);

обобщать, систематизировать изученный материал;

Ком: Учащиеся научатся:

владеть диалоговой формой речи;

Личностные: У учащихся будут сформированы: -формировать мотивацию к обучению

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий(русский язык) 2 класс, 2 издательство

Сл 1

Карточки

Сл

2

Карточки

Слайд 3-21

Видео

Учебник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по русскому языку 3 класс УМК Гармония

Методическая разработка урока по предмету "Русский язык" - 3 класс содержит технологическую карту урока в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательн...

План-конспект учебного занятия Урок русского языка по теме "Работа по картине А.Рылова "Полевая рябинка"

Учитель: Вавшко Галина Михайловна Предмет: Русский язык Класс: 2 Тема: «Работа с картиной» Цели урока: Содержательная: познакомить с понятием «тема» и «главное переживание» картины;  учить д...

Конспект внеклассного занятия по русскому языку "Знатоки русского языка"

Материал содержит разработку занятия интеллектуальной игры для учащихся 4-5 классов "Знатоки русского языка"...

Учебное занятие по русскому языку "Имя собственное"

Учебгое занятие по русскому языку  по теме "Имя собственное" проведено на основе произведений К.И.Чуковского...

Разработка учебного занятия по русскому языку "Корень - значимая часть слова"

Цель урока: создание условий для освоения новых знаний по теме «корень слова», научить находить корень и графически обозначать, развивать мышление, внимание, память, развивать речь, развить у учащихся...

Конспект учебного занятия по русскому языку

Конспект учебного занятия по русскому языку 4 класс по теме: "Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах"...

Конспект учебного занятия по русскому языку: «Имя прилагательное»

Конспект учебного занятия по русскому языку: «Имя прилагательное»...