Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Пышкина Елена Сергеевна

Урок русского языка. Школа 2100. 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx222.69 КБ

Предварительный просмотр:


  1. Методическая разработка.
  1. Цели и задачи урока.

Цель: Развитие умения находить в тексте имена существительные, накапливать опыт по выявлению грамматических признаков имён существительных .

Задачи:

-  закрепление   и   систематизация   знаний   об   имени   существительном;  формирование орфографической зоркости.

-  развитие   речи,    внимания,    умения   сравнивать,   классифицировать, обобщать, делать выводы; развитие познавательного интереса к предмету.

-  развитие коммуникативных навыков через работу в группах, оценки и самооценки деятельности.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем,  текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре, группе


Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Контроль

Орг. момент

 (1 минута)

Добрый день. Начинаем урок русского языка. На работу с радостью, а с работы с гордостью. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь.

Проверяют готовность к уроку.

Улыбаются.

Самопроверка готовности к уроку

Актуализация знаний (5 минут)

Откройте тетради. Подпишем дату  и «Классная работа»

Речевая разминка. Запишите под диктовку  слова, выделите орфограммы.

Тростник, водомерка, местность, закрепить, варежка, стружка, следопыт.

Поменяйтесь тетрадями. Проверяем. [1]

Поднимите руку, кто выполнил работу правильно. Молодцы! У кого есть ошибки, не огорчайтесь. У вас всё получится.

Какое слово здесь лишнее? Докажите.

Дайте название оставшимся словам.

Определите тему урока.

Запись числа, классной работы

Записывают слова, выделяют орфограммы.

Объяснение правильного написания слов.

Объяснение выбора. ( по частям речи)

Имена существительные

Комментированное письмо.

Взаимопроверка

Формулирование проблемы

 (3 мин)

Какую цель поставим перед собой на урок.

Посмотрите на схему. [2]

 

Составьте план работы на уроке.

Признаки морфологические.

Повторить, что мы знаем об этой части речи.

План.

- сформулировать правило;

- определить постоянные и непостоянные признаки у имен существительных;

- определить каким членом предложения могут быть имена существительные;

- потренироваться в определении признаков имен существительных (выполнять морфологический разбор)

4)  Обобщение и систематизация знаний:-  подготовка обучающихся к обобщению знаний; (3 мин)

- воспроизведение на новом уровне (6 мин)

Мы разделимся на группы и каждая группа будет изучать один из признаков.

Вспомним правила работы в группах

 (на доске)

Организация помощи в работе групп.

Физкультминутка

Деление на 5 групп (по 5-6 человек)

Чтение правил (про себя)

Работа по предложенному плану. [3]

Изучение морфологических признаков имен существительных.

Наблюдение

5) Применение знаний и умений (14 мин)

Вы закончили работу в группах.  

Слушаем, что у вас получилось.

После выступления каждой группы подведение итогов по вопросам:

О чем рассказывали одноклассники?

Какие это признаки?

Заполняем схему [5]

Выступление групп. [4]

Выполнение предложенных заданий.

Анализ полученной информации.

Устный и письменный опрос

Самооценка выполненных заданий.

6) Контроль усвоения знаний, обсуждение допущенных ошибок, коррекция.

(9 мин)

Посмотрите на схему, которая у нас получилась.

Где мы можем применить её?

Давайте выполним морфологический разбор имен существительных. Упр.104

Алгоритм выполнения разбора приведен.

Помощь в работе.

В разборе слова как части речи (в морфологическом разборе слова).

Выполнение разбора имен существительных (2слова)

Индивидуальный контроль.

7) Итог урока. Рефлексия.(2 мин)

Какую цель мы ставили перед собой?

Достигли ли цели?

Что у вас получилось?

Над чем нужно еще поработать?

Повторить , что мы знаем об имени существительном.

Анализ выполненной работы.

Самоанализ

8)Домашнее задание (2 мин)

Упр. 105 (составление устного рассказа об имени существительном).

Задание на выбор [6]

 (Предлагаются  карточки – помощники для отработки определения морфологических признаков)

Дети выбирают задание.

[1]        [2]

[3]  План работы в группах.

1 группа. Имя существительное как часть речи.

  • Сформулируйте правило;
  • Найдите имена существительные (упр. 101);
  • Предложите одноклассникам задание (Например, я называю слова, а вы ставите «+», если это имя существительное, или  «-»  если это другая часть речи. Для этого задания выберите не более 10 слов).
  • Напишите правильные ответы для проверки задания.

2 группа. Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

  • Сформулируйте правило определения одушевленности (неодушевленности) у имен существительных;
  • Это постоянный признак или непостоянный? Почему?
  • Найдите имена существительные (упр. 101);
  • Предложите одноклассникам задание  (Например, запишите слова в два столбика. Для этого задания выберите не более 4 слов).
  • Напишите правильные ответы для проверки задания.

3 группа. Имена существительные мужского, женского и среднего рода.

  • Сформулируйте правило определение рода  у имен существительных;
  • Это постоянный признак или непостоянный? Почему?
  • Найдите имена существительные (упр.101)
  • Предложите одноклассникам задание (например, графический диктант. Для этого задания выберите не более 6 слов)
  • Напишите правильные ответы для проверки задания.

4 группа.  Имена существительные единственного и множественного числа.

  • Сформулируйте правило определения числа у имен существительных;
  • Это постоянный признак или непостоянный? Почему?
  • Найди имена существительные (упр.103)
  • Предложи одноклассникам устное задание. (Например, образуй имена существительные множественного числа.  Для этого задания выбери не более 10 слов).
  • Напишите правильные ответы для проверки задания.

5 группа. Имена существительные в предложении.

  • Вспомните, какими могут быть члены предложения.
  • Понаблюдайте, какими членами предложения могут быть имена существительные (упр.103)
  • Сформулируйте вывод
  • Предложите одноклассникам задание (например, списать предложение, найти все имена существительные и определить , какими членами предложения они являются)
  • Напишите правильные ответы для проверки задания.

[4]  Примерное выступление групп.

1 группа

  • Имя существительное – это часть речи. Обозначает предметы, отвечает на вопросы КТО?, ЧТО?. Например, КТО? Человек, кенгуру. ЧТО? Дерево, земля.
  • Задание. Мы читаем слова разных частей речи. Вы в тетради ставите знак «+» (если это имя существительное), «-»  (если это другая часть речи). Грохот, они, постучали, прекрасный, Россия, лаборатория, около, пятнадцать, человечество.
  • Проверьте
  • Оцените

  1. группа
  • Имена существительные могут быть одушевлённые. Они отвечают на вопрос КТО?. Обозначают людей и животных. Например, крот, Ольга. Имена существительные неодушевленные обозначают предметы, растения, явления неживой природы. Отвечают на вопрос ЧТО? Например, Сатурн, берёза.
  • Это постоянный признак имени существительного.
  • Задание. Запишите слова в два столбика: одушевлённые и неодушевлённые. Пассажир, трамвай, коридор, бобрёнок.
  • Проверьте себя.

Одушевлённые

Неодушевлённые

пассажир

трамвай

бобрёнок

коридор

  • Оцените свою работу.
  1. группа
  • У имён существительных можно определить род. К именам существительным мужского рода можно подставить слова он, мой. Например, сын, бамбук. К именам существительным женского рода можно подставить слова она, моя. Например, мама, погода. К именам существительным среднего рода можно подставить слова оно, моё. Например, облако, явление.
  • Это постоянный признак.
  • Задание. Определите род у имени существительного. Графический диктант. Школьник, кукла, водитель, окно, задание, подснежник.
  • Проверьте.
  • Оцените свою работу.

4 группа

  • Имена существительные имеют форму единственного числа. Обозначают единичный предмет. Например, лётчик, парта. Имена существительные имеют форму множественного числа. Они обозначают несколько предметов. Например, лётчики, парты.
  • Это непостоянный признак имени существительного.
  • Задание- игра. Образуйте форму множественного числа имен существительных. Колдунья, лаборатория, бант, стул, доктор, облако, культура.

5 группа

  • Имена существительные в предложении могут быть главным членом предложения – подлежащим. Они отвечают на вопросы КТО? Или ЧТО? Например, Белеет пушистый ландыш.
  • Имена существительные в предложении могут быть второстепенными членами. Они отвечают на вопросы КОГО?, ЧЕГО? КОМУ? ЧЕМУ? И т.д. Например, Под берёзкой белеет пушистый ландыш.
  • Задание. Запишите предложение, найдите в нём имена существительные и определите, какими членами предложения они будут.

Неустанно куковала в бору кукушка.

  • Проверьте.

                                                                                      им.сущ.         им.сущ.

Неустанно куковала в бору кукушка.

  • Оцените свою работу.

[5]  

[6]  Карточки для домашней работы.

1.  Подчеркни имена существительные. Определи у всех имен существительных постоянные признаки.

  Бегемот, классная, безопасность, дружелюбный, для них, загорается, великолепный, бирюзовый, рассвет, стекло, компьютер, ежонок, Крылов, одиннадцать, победа, самостоятельное, решение.

  1. Определи род имен существительных.

Под...езд, с...ёмка, об...явление, в...юга, об...яснение, бур...ян, об...ятие, п...еса, под...ём, обез...яна, в...езд, счаст...е, из...ян, сем...я, жит...ё.

  1. Выполни грамматический разбор предложений
  1. Над зелёным лугом несётся медовый запах травы.
  2. В утренней прохладе разливается горьковатый запах полыни.
  3. Золотой луч солнца заиграл на верхушке молодой берёзки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: Имя существительное как часть речи.Постоянные и непостоянные признаки имён существительных.

          ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА            Программа «2100»...

Разработка конспекта урока по русскому языку, тема:" ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПОСТОЯННЫЕ И НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ" (4 КЛАСС)

Урок повторения, углубления и обобщения изученного,   развитие  умения различать части речи и члены предложения; находить постоянные и непостоянные признаки имён существител...

Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных.

Презентация к открытому уроку про  программе "Школа 2100" в 4 классе по теме "Имя существительное как часть речи.Постоянные и непостоянные признаки имён существительных."...

Презентация по русскому языку 4 класс "Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных"

В презентации используется материал для подведения к теме урока, слайды-эталоны для проверки выполненных заданий....

Конспект урока русского языка в 4 классе "Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных"

Цели урока:  Цель как деятельность учеников:М/п: развитие умений самостоятельно и в группах извлекать информацию из текста, обобщать и делать выводы на основе её анализа, сжимать информацию ...