СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья по русскому языку на тему

Копистко Валентина Александровна

Этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения среди приоритетных задач формирования личности каждого ученика выделяет «... развитие у детей способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка». Говорение как один из видов речевой деятельности в стандарте характеризуется «в том числе овладением нормами речевого этикета в ситуациях учебного и делового общения»

Занятия по речевому этикету в начальной школе призваны познакомить каждого учащегося начальных классов с самыми простыми, элементарными нормами речевого поведения в различных коммуникативных ситуациях: обращение к другому, приветствие и прощание, благодарность и извинение, просьба и приказ, согласие и возражение, поздравление и др.

В практике начального образования формированию речевого этикета пока еще не уделяется, на наш взгляд, должного внимания. С одной стороны, видимо, эта работа представляется не самой актуальной и важной по сравнению, например, с обучением младших школьников орфографии или грамматике. С другой стороны, учителя не располагают достаточным количеством специальных упражнений по речевому этикету. В букварях и учебниках русского языка задания по речевому этикету носят, как правило, единичный характер. Простейшие нормы речевого этикета (как правильно поздороваться или попрощаться, как обратиться к взрослому, а как к ровеснику и т.п.) требуют, на наш взгляд, постоянного внимания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения среди приоритетных задач формирования личности каждого ученика выделяет «... развитие у детей способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка». Говорение как один из видов речевой деятельности в стандарте характеризуется «в том числе овладением нормами речевого этикета в ситуациях учебного и делового общения»

Занятия по речевому этикету в начальной школе призваны познакомить каждого учащегося начальных классов с самыми простыми, элементарными нормами речевого поведения в различных коммуникативных ситуациях: обращение к другому, приветствие и прощание, благодарность и извинение, просьба и приказ, согласие и возражение, поздравление и др.

В практике начального образования формированию речевого этикета пока еще не уделяется, на наш взгляд, должного внимания. С одной стороны, видимо, эта работа представляется не самой актуальной и важной по сравнению, например, с обучением младших школьников орфографии или грамматике. С другой стороны, учителя не располагают достаточным количеством специальных упражнений по речевому этикету. В букварях и учебниках русского языка задания по речевому этикету носят, как правило, единичный характер. Простейшие нормы речевого этикета (как правильно поздороваться или попрощаться, как обратиться к взрослому, а как к ровеснику и т.п.) требуют, на наш взгляд, постоянного внимания.

Слайд 2

Цель нашей работы: проектирование и апробация системы обучения речевому этикету в начальной школе.

Объект исследования – теория и практика процесса начального образования в области речевого этикета.

Предмет исследования - пути совершенствования культуры общения и речевого этикета у младших школьников.

3 слайд

Методы исследования

1.Теоретические: анализ лингвистической, методической, педагогической литературы.

2. Эмпирические: направленные наблюдения за учебным процессом,
тестирование, педагогический эксперимент.

4 слайд

База для исследования – МАОУ гимназия №2 имени А.П.Чехова

г. Таганрога, 3б класс.

Гипотеза исследования : если обучение речевому этикету в начальной школе происходит на культурологической основе, максимально систематизированно, с акцентом на нравственно-мировоззренческих аспектах, то значительно активизируется эмоциональная и мотивационная сферы младших школьников, что оказывает благотворное воспитательное воздействие на них лично.

Основу методики формирования речевого этикета младших школьников составляет система принципов, построенная как результат теоретико-методического анализа.

Процесс формирования у младших школьников умений речевого этикета включает в себя следующие этапы: подача учебной информации, организация самостоятельной работы учащихся младших классов, установление оперативной обратной связи в учебном процессе, анализ результатов текущего контроля формирования у младших школьников умений речевого этикета и педагогические условия реализации разработанной нами методики.

Осуществление данных этапов, во-первых, обеспечивает системность работы учителя по формированию умений речевого этикета младших школьников на уроках русского языка; во-вторых, определяет универсальность методики, что дает возможность успешно формировать умения речевого этикета при реализации любой программы по русскому языку в начальной школе: «Школа России», «Гармония», «Начальная школа XXI века», «Перспектива», «Классическая начальная школа», «Школа 2100», система Л.В. Занкова, система Эльконина - Давыдова.

Актуальность проблемы формирования умений речевого этикета младших школьников обусловлена эволюционными тенденциями в начальном образовании, связанными с необходимостью осуществления языкового образования младших школьников на инновационной основе; неполной разработанностью теоретико–методических аспектов данной проблемы, отражающих диалектическое единство с теоретической и технологической сторон; повышением требований к качеству языкового образования учащихся младших классов.

Реализация методики формирования умений речевого этикета младших школьников способствует достижению позитивных изменений. В то же время итог нашей работы позволяют сделать вывод, который заключается в том, что возможности разработки и реализации методики формирования умений речевого этикета младших школьников не исчерпаны.

5 слайд

Что такое «речевой этикет»?

  • Речевой этикет — это система специфических языковых знаков (слов, устойчивых словесных формул) и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания дружеских, вежливых, доброжелательных или официальных отношений в соответствии с речевой ситуации

6 слайд

Умение корректно и вежливо вести себя в споре – одна из основных задач современного подрастающего поколения.

  • Наши позиции не совпадают, но, возможно, я ошибаюсь.
  • Я хотел бы лучше разобраться в вашей позиции.
  • Прошу вас поподробнее остановиться на следующем…, так как мне не совсем понятно…
  • Я убежден в своей правоте, но допускаю, что другая точка зрения имеет право на существование

и т.п.

Этикетные формулы

Умение корректно и вежливо вести себя в споре – одна из основных задач современного подрастающего поколения.

  • Наши позиции не совпадают, но, возможно, я ошибаюсь.
  • Я хотел бы лучше разобраться в вашей позиции.
  • Прошу вас поподробнее остановиться на следующем…, так как мне не совсем понятно…
  • Я убежден в своей правоте, но допускаю, что другая точка зрения имеет право на существование

и т.п.

13 слайд

Для эффективности развития речевого этикета было проведено анкетирование:

  1. Как ты понимаешь слова «вежливая речь»?
  2. Почему нужно быть вежливым?
  3. Какие формы благодарности, приветствия, прощения ты знаешь?
  4. От чего зависит выбор слов прощания: «ПОКА!», «До свидания!», «Прощай!»?
  5. При каких условиях просьба будет вежливой, а отказ не обидит человека?
  6. Представь, что тебе нужно пригласить на свой день рождения друга. Как ты это сделаешь?

Тебе нужно поздравить маму с днем рождения. Как ты это сделаешь?

Анализ всех семи вопросов анкеты позволяет сделать общие выводы о результатах опытного обучения:

1. В целом методика оказалась эффективной, так как у детей
экспериментального класса в большей или меньшей степени сформировались умения речевого этикета;

2. В процессе опытной работы по формированию умения речевого этикета
интерес детей к данным урокам возрос, что объясняется включением в уроки исторических справок. Это, по нашему мнению, создает мотивацию для дальнейшей, более глубокой и систематичной работы по формированию данных умений;

3. Сформированные умения позволили детям иначе взглянуть на основы человеческих взаимоотношений, что способствует воспитанию действительно культурного в общении человека.

Уроки по формированию умений речевого этикета предоставляют учителю возможность формировать личность человека, который в общественной жизни, в межличностном общении способен правильно воспринимать информацию, осмысливать ее, воздействовать на мысли и чувства окружающих, отстаивать свою точку зрения .

В.А. Сухомлинский считал, что искусство воспитания включает прежде всего искусство говорить. Речь должна быть правильной, литературной, лишенной сленговых слов и выражений. Особое место в работе учителя занимает обучение словесной вежливости, речевому этикету младших школьников. Соблюдение речевого этикета помогает школьнику развивать общение с взрослыми и сверстниками. С его помощью ребенок может настроить окружающих на доброжелательное к себе отношение, выразить радость, желание, просьбу, обиду, недовольство, отстоять свое мнение. Многолетний опыт работы учителей убеждает, что развитие речи как один из многочисленных аспектов работы на уроках родного языка решает важную задачу – обучение общению. В наше время необходимо формирование такой личности, которая могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом и коммуникативным намерением. Значит, этим умениям надо целенаправленно учить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию речи в начальной школе посредством заданий творческого характера.

В настояще время педагогическая практика испытывает затруднения в формировании грамотной речи учащихся., предполагающей отсутствие грамматических и речевых ошибок. У 60% детей, пост...

статья "Система работы с одарёнными детьми в начальной школе"

В статье представлены основные направления работы с одарёнными детьми (из опыта работы)...

Система работы с одарёнными детьми в начальной школе

"Система работы с одарёнными детьми в начальной школе" (из опыта работы)...

Методика работы над речевыми ошибками в начальной школе

Методическая разработка для учителей начальных классов...

Публичная лекция на тему:"Система работы по речевому этикету в начальной школе"

Уважаемые коллеги, члены жюри! Представляю вашему вниманию публичную лекцию на тему: «Система работы по речевому этикету в начальной школе». Этикет - очень большая и важная часть общечеловеч...

Презентация на тему: "Система работы по речевому этикету в начальной школе"

Этикетные формулыУмение корректно и вежливо вести себя в споре – одна из основных задач современного подрастающего поколения.Наши позиции не совпадают, но, возможно, я ошибаюсь.Я хотел бы лучше разобр...

Методическая работа "Система работы с одаренными детьми в начальной школе"

Тема, которая рассматривается в методической работе, одна из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня – развитие способностей человека, его одарённость. Поэтому везде и всюду ищут тала...