Публичная лекция на тему:"Система работы по речевому этикету в начальной школе"
статья по русскому языку на тему

Копистко Валентина Александровна

Уважаемые коллеги, члены жюри! Представляю вашему вниманию публичную лекцию на тему: «Система работы по речевому этикету в начальной школе».

 Этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения среди приоритетных задач формирования личности каждого ученика выделяет «... развитие у детей способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка». Говорение как один из видов речевой деятельности в стандарте характеризуется «в том числе овладением нормами речевого этикета в ситуациях учебного и делового общения»

Занятия по речевому этикету в начальной школе призваны познакомить каждого учащегося начальных классов с самыми простыми, элементарными нормами речевого поведения в различных коммуникативных ситуациях: обращение к другому, приветствие и прощание, благодарность и извинение, просьба и приказ, согласие и возражение, поздравление и др.

В практике начального образования формированию речевого этикета пока еще не уделяется, на наш взгляд, должного внимания. С одной стороны, видимо, эта работа представляется не самой актуальной и важной по сравнению, например, с обучением младших школьников орфографии или грамматике. С другой стороны, учителя не располагают достаточным количеством специальных упражнений по речевому этикету. В букварях и учебниках русского языка задания по речевому этикету носят, как правило, единичный характер. Простейшие нормы речевого этикета (как правильно поздороваться или попрощаться, как обратиться к взрослому, а как к ровеснику и т.п.) требуют, на наш взгляд, постоянного внимания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы по речевому этикету в начальной школе

Уважаемые коллеги, члены жюри! Представляю вашему вниманию публичную лекцию на тему: «Система работы по речевому этикету в начальной школе».

 Этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения среди приоритетных задач формирования личности каждого ученика выделяет «... развитие у детей способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка». Говорение как один из видов речевой деятельности в стандарте характеризуется «в том числе овладением нормами речевого этикета в ситуациях учебного и делового общения»

Занятия по речевому этикету в начальной школе призваны познакомить каждого учащегося начальных классов с самыми простыми, элементарными нормами речевого поведения в различных коммуникативных ситуациях: обращение к другому, приветствие и прощание, благодарность и извинение, просьба и приказ, согласие и возражение, поздравление и др.

В практике начального образования формированию речевого этикета пока еще не уделяется, на наш взгляд, должного внимания. С одной стороны, видимо, эта работа представляется не самой актуальной и важной по сравнению, например, с обучением младших школьников орфографии или грамматике. С другой стороны, учителя не располагают достаточным количеством специальных упражнений по речевому этикету. В букварях и учебниках русского языка задания по речевому этикету носят, как правило, единичный характер. Простейшие нормы речевого этикета (как правильно поздороваться или попрощаться, как обратиться к взрослому, а как к ровеснику и т.п.) требуют, на наш взгляд, постоянного внимания.

Основу  методики формирования речевого этикета младших школьников составляет система принципов, построенная как результат теоретико-методического анализа.  

Коммуникативные задачи, направленные на повышение уровня формирования умений речевого этикета младших школьников, условно разделены по наблюдению на три группы: группа предметно-когнитивных задач, группа практико-функциональных и группа стратегически-ориентированных задач, активизирующие личностные функции выбора, смыслообразования, рефлексии и имитирующие межличностную коммуникацию в естественных условиях.

Процесс формирования у младших школьников умений речевого этикета включает в себя следующие этапы: подача учебной информации, организация самостоятельной работы учащихся младших классов, установление оперативной обратной связи в учебном процессе, анализ результатов текущего контроля формирования у младших школьников умений речевого этикета и педагогические условия реализации разработанной нами методики. Осуществление данных этапов, во-первых, обеспечивает системность работы учителя по формированию умений речевого этикета младших школьников на уроках русского языка; во-вторых, определяет универсальность методики, что дает возможность успешно формировать умения речевого этикета при реализации любой программы по русскому языку в начальной школе: «Школа России», «Гармония», «Начальная школа XXI века», «Перспектива», «Классическая начальная школа», «Школа 2100», система Л.В. Занкова, система Эльконина-Давыдова.

В контексте языкового образования младших школьников толерантность означает уважение многообразия иных культур, правил речеповедения, самовыражения, образа мысли и поступочных действий. Ориентация на толерантное общение требует изменения мировоззрения обучаемых и отказа от ряда существующих стереотипов.

Новизна выявленных мною  педагогических условий заключается в том, что определены их специфические особенности применительно к предмету нашего исследования, а также в том, что они ранее не использовались в комплексе для формирования умений речевого этикета младшего школьника.

Формирование умений речевого этикета младших школьников обусловлено эволюционными тенденциями в начальном образовании, связанными с необходимостью осуществления языкового образования младших школьников на инновационной основе; неполной разработанностью теоретико–методических аспектов данной проблемы, отражающих диалектическое единство с теоретической и технологической сторон; повышением требований к качеству языкового образования учащихся младших классов.

Выявлены педагогические принципы формирования умений речевого этикета учеников младших классов: принципы теории и методики обучения и воспитания младших школьников  и принципы, отражающие идеи языкового образования младших школьников. Предложена методика формирования умений речевого этикета младших школьников, главным механизмом которой являются функции планирования, мотивации, организации, межличностного общения, контроля и коррекции, представляющие собой вид управленческих действий учителя.

Реализация методики формирования умений речевого этикета младших школьников способствует достижению позитивных изменений. В то же время итог нашей работы позволяют сделать вывод, который заключается в том, что возможности разработки и реализации методики формирования умений речевого этикета  не исчерпаны.

В.А. Сухомлинский считал, что искусство воспитания включает прежде всего искусство говорить. Речь должна быть правильной, литературной, лишенной сленговых слов и выражений. Особое место в работе учителя занимает обучение словесной вежливости, речевому этикету младших школьников. Соблюдение речевого этикета помогает школьнику развивать общение с взрослыми и сверстниками. С его помощью ребенок может настроить окружающих на доброжелательное к себе отношение, выразить радость, желание, просьбу, обиду, недовольство, отстоять свое мнение. Многолетний опыт работы учителей убеждает, что развитие речи как один из многочисленных аспектов работы на уроках родного языка решает важную задачу – обучение общению. В наше время необходимо формирование такой личности, которая могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом и коммуникативным намерением. Значит, этим умениям надо целенаправленно учить.

Известно, что процесс усвоения знаний учащимися младшего школьного возраста значительно активизируется, если на уроке создаются необычные игровые или сказочные ситуации. Одним из приемов такой работы в ходе изучения формул речевого этикета во втором - третьих  классах может быть использование учителем  «Копилки  «волшебных слов». Это небольшая шкатулка, в которой находятся карточки с записанными на них словами вежливости (Доброе утро!, Добрый день!, Здравствуйте!, До свидания!, Прощайте!, Спокойной ночи!, Счастливого пути!, Прошу, заходите!, Заходите, пожалуйста! Искренне поздравляю Вас! Очень Вам рад!, Позвольте Вам помочь!, Садитесь, пожалуйста!, Извините!, Спасибо!, Простите!, Будьте добры! и др.).

Рассмотрим применение этих методических наработок на примере урока во 2 классе (приложение 1).

Уже в начале урока учителю следует сообщить детям, что в ящике находится сокровище: «волшебные» слова. Кто завладеет этим драгоценным  сокровищем, то есть запомнит все слова и правила их применения, то станет по-настоящему счастливым. Осуществляться его желание, у всех, кто его окружает, всегда будет хорошее настроение, люди будут уважать его. Многое  таких слов вы уже знаете.

«Волшебные» слова, - продолжает учитель, - мы еще называем словами вежливости. Именно так звучит тема нашего урока. - Знаете ли вы, что означает  слово «вежливый»? С давних времен оно было признаком человека, который,  общаясь с другими (здороваясь, прося что-нибудь, благодаря т.д.), смело смотрел собеседнику в глаза (не смыкая вежды – ст.слав. - веки). Открытый взгляд всегда подтверждал миролюбие, доброжелательность. Итак, вежливый - «тот, кто смотрит в глаза» (выражение следует записать на  доске). Впоследствии словом «вежливый» стали называть всех, кто придерживался приличий, проявлял внимательность, предупредительность.                  

Вежливым называют человека, уместно использующего в своей речи

слова, удостоверяющие его уважение к собеседнику. Лучше понять такой языковедческий комментарий поможет второклассникам упражнение.

1. Прочитай текст.

В саду, в ежевичных кустах, Котенок встретил  вежливого жука на мохнатых лапках. И вежливый жук ему сказал: 

- Я рад вас приветствовать, потому что я давно жду друга. Я - Жук. 

А Вас как зовут? 

Но Котенок был неучтив, пожалуй, потому что, не сказав даже «мяу», побежал изо всех сил к своей маме ...».

Вопросы:

  - Почему Жук в стихотворении назван вежливым? (Потому, что он здоровается, называет свое имя).

- А почему Котенок неучтив? (Потому что не ответил на приветствие).

- Какими словами поздоровался Жук? (Я рад вас приветствовать).

- А что должен был ответить Котенок? (Здравствуйте!, Добрый день!).

Таким образом, ученики закрепляют значение слова «вежливый» и переходят к усвоению основных языковых средств, удостоверяющих вежливость, обходительность человека. Среди них больше всего в русском языке формул приветствия, их можно объединить в синонимический ряд, в котором одно выражение является универсальным, пригодным для употребления в любых обстоятельствах (доминантой ряда), а другие используются реже, в зависимости от ситуации общения. Наиболее употребляемым приветствием в нашем языке является, конечно же, слово «Здравствуйте!». Остальные синонимические выражения можно расположить в такой последовательности: Добрый день!, Доброе утро!,  Добрый вечер!.

Бесспорно, такой перечень далеко не полный. В него не вошли диалекты, разговорно-бытовые выражения (Привет!, Эй!, Здоров!, Доброго

здоровья!, Дай, Бог, счастье! и т.д.).  Но слово «Здравствуйте!», поскольку оно используется в нашей речи чаще, требует особого внимания в работе учителя. Следует позаботиться, чтобы оно было записано на доске и в ученических тетрадях, сосредоточить внимание детей на его правописании и произношении (говорим его так же, как и пишем, а не «Здрасьте»).

Для осознания школьниками значение слова, целесообразно на уроке

провести беседу.

- Каким одним словом вы можете поздороваться с родителями и соседями, учителем и друзьями, утром и вечером? (Здравствуйте!).

- А задумывались ли вы, что это значит?

Учитель предлагает детям сравнить слова «здоровье»  и «здравствуйте», найти в них общий смысловой центр – здр -, подвести их к выводу о том, что, здороваясь, люди желают друг другу здоровья.

Интересной для учащихся будет следующая информация.

"Удивились ли бы вы, услышав вместо привычного «Здравствуйте!» следующее: «Ели вы сегодня?» или «Здоров ли ваш скот?». А это также приветствия. Именно такими словами обменивались при встрече жители Древнего Китая, Монголии, Египта. На первый взгляд, это кажется несколько смешным, но, если подумать немного, то легко можно доказать, что «здоров ли ваш  скот?» - это «здравствуйте». И действительно, что было основой жизни монгола-кочевника в древние времена? Его стадо. Здоровый скот - хватает еды - все благополучно в семье. Погиб  скот от болезни или нехватки кормов - и у людей голод, болезни, смерть. Вот и получается: пожелать здоровья рогатым кормильцам скотовода - все равно, что пожелать здоровья ему самому и его родственникам.

Какими только приветствиями не пользовались люди! Словами «Я вас (тебя) вижу» обмениваются при встрече зулусы. А одно из племен жителей Африки придумало приветствия на все случаи в жизни: акуша - рабочему, акуаро - утомленном, акурин - путешественнику, аквалайо - иностранцу. Есть особые приветствия для человека, который сидит, лежит, для счастливого или несчастного. Представляете, как трудно маленьким африканцам, пока они все это изучат. Ведь перепутать нельзя. Это издавна считают невоспитанностью [4, с. 64-65].

Учитель подытоживает, что и у нашего народа тоже есть разные высказывания для приветствия. Так, не реже «Здравствуйте» мы используем выражение «Добрый день» или его формы «Доброе утро», «Добрый вечер». А с друзьями, ровесниками можно поздороваться и словами «Привет!», «Здорово!», но не стоит их употреблять при встрече с людьми, старшими по возрасту, учителями, даже малознакомыми детьми.

Следующим видом работы на этом уроке должно быть выяснение правил употребления других формул приветствия, используемых человеком

в течение дня. С этой целью следует использовать упражнения из учебника.

С помощью кроссворда второклассники найдут там выражения «Доброе  утро!», «Как дела?», вспомнят им подобные («Как спалось?», «Как вы отдохнули?»), выяснят, что их можно отнести к словам вежливости, потому

они свидетельствуют о воспитанности человека, в частности, о его заботе о других.

Как показывают беседы с учениками, утреннее приветствие, к сожалению, бытует далеко не во всех семьях, и наблюдения в школе показывают, что вместо выражения «Доброе утро!» дети чаще употребляют «Добрый день!» и говорят его тихо, невнятно, в основном только для учителя. Поэтому в работе с родителями следует отметить, что усвоение элементарных норм речевого этикета младшими школьниками невозможно без соответствующей воспитательной работы дома.

Произнесение слов вежливости обязательно сопровождается соответствующей мимикой, выражением лица. Это ученики осознают, выполнив упражнение.

1. Прочитай текст.

Ты проснись рано-рано, только над городом солнце встанет, 

поздоровайся с ласточками, с каждым лучом ласковым. 

Сам хорошенько умойся, сам быстренько оденься, 

подойди к папе и маме и скажи им: 

- Доброе утро! 

Улыбнись всем вокруг: небу, солнцу, цветам, людям 

и тогда обязательно день веселым будет! 

2. - Какими словами приветствует герой?

- Какое при этом у него выражение лица?

Итак, заключает учитель, здороваясь или говоря другие слова вежливости, следует доброжелательно посмотреть на человека, улыбнуться, это доказывает, что вы действительно хотите ему добра.

Ученикам будет интересно узнать, что движения, жесты, которыми с давних времен обмениваются люди разных стран во время приветствия, - самые разнообразные. Некоторые наклонялись, другие падали на колени и бились о землю лбом (били челом), третьи подносили руку ко лбу и сердцу, четвертые касались носами, пятые показывали язык. А офицеры королевской гвардии звонко цокали каблуками и опускали, как подрубленную, голову на грудь. Великосветские дамы приседали в глубоком реверансе. Доблестные мушкетеры, элегантно склонившись, помахивали своими роскошными шляпами. Рыцари поднимали забрала тяжелых шлемов и снимали с рук боевые рукавицы. Рабы Древнего Рима обнажали побритые головы. И сейчас - посмотрите вокруг. Вот прошли военные - отдали честь. Встретились два человека - пожали руки. А другие издалека приветственно помахали руками друг другу. Женщины, которые долго не виделись, обнимаются. Так по-разному отмечают люди простейшее и частое событие в  своей жизни - встречу с другим человеком.

И все же общее здесь есть. Не поздороваться или не ответить на приветствие во все времена и у всех народов считалось невоспитанностью и неуважением к окружающим. Ведь в поклоне, в коротких словах приветствия очень большой и важный смысл. «Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю, я хочу, чтобы и ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе всего наилучшего: здоровья, мира, радости, счастья»  - вот о чем говорили эти слова во все времена и у всех народов.  

О некоторых других словах - приветствия и жесты, их сопровождающие, дети узнают из текста упражнения.

1. Прочитай стихотворение.

Проживали в городе коты. 

Все было у них: пушистые хвосты, 

серебряные усы, чувствительные уши. 

Не было у них только шляп! 

А о них мечтал каждый кот, 

чтобы говорить; 

- Привет! 

Еще при этом, словно по привычке, 

шляпу поднимать вежливо. 

А иначе котам хвостатым 

не хотелось совсем здороваться, 

и ходили коты, мяукали, друг друга 

не замечали ... 

2. - Почему коты не здоровались? (Потому что не имели шляп.)

- Для чего нужна шляпа во время приветствия? (Здороваясь, мужчины

должны приподнять головной убор. Этот жест также свидетельствует об уважении.)

- Какое слово использовали коты для приветствия? («Привет!»)

Следует напомнить ученикам, что употреблять слово-приветствие «Привет!» следует осторожно, хорошо взвесив обстоятельства общения.

Закреплению лексики поздравления могут способствовать такие упражнения:

1. Прочитайте текст.

У Вити - день рождения. Мы все туда приглашены и вечером, в шесть, 

пришли к нему в гости. Нам открыла двери сестренка Вити и сразу спросила: 

- Кто ноги из вас не вытер? У нас ковер не для того, чтобы его пачкать! Быстро у порога снимайте ботинки! И подарки сразу давайте, 

я спрячу. И хрустальную вазу не уроните! Я вас знаю ... 

Вы думаете: просто так ходить в гости? А это - наука настоящая, 

ответственное дело! 

2. - Какие слова первыми сказала гостям сестренка Вити?

- А что она должна сначала сказать? (Поздороваться).

3.Среди «волшебных» слов из «копилки», которые представлены на демонстрационной доске, найдите те, которыми приглашают гостей («Заходите, пожалуйста!», «Прошу, заходите!», «Очень Вам рад!»). Далее на уроке можно предложить ученикам разыграть диалог хозяина и гостя.

Этикет приветствия тесно связан с этикетом прощания. Для обработки на уроке соответствующей лексики учителю также следует знать синонимический ряд основных формул прощания («До свидания!» (доминанта) – «До встречи!», «Прощайте!», «До свидания!», «Спокойной ночи» и др.).

Целесообразными для такой работы будут следующие упражнения.

1. Хорошо знакомые вам герои книги М.Носова «Незнайка на Луне»

собрались в дальнее путешествие и прощались со всеми жителями Цветочного города. Как вы думаете, что сказали на прощание? А что ответили малыши? (До свидания! До встречи!)

- Знаете ли вы, пожелания высказывают тем, кто отправляется в дорогу? («Счастливого пути!», «В добрый путь!»).

2. Вы идете из школы. Как прощаетесь с учительницей? С одноклассниками? («До свидания, Елена Петровна!» - «До свидания! До встречи!»).

Следует отметить, что часто используемые «Пока!», «Счастливо!» являются разговорными, ненормативными, и использовать их в своей речи воспитанному человеку не стоит.

3. Как вы прощаетесь с родителями вечером, когда ложитесь спать? «Спокойной ночи, мамочка!», «Спокойной ночи, папа!»).

Усваивая лексику поздравления и прощания, ученики одновременно закрепляют употребление назывной формы в обращениях (Елена Петровна, Виктор Степанович, мама, папа, Оксана, Витя и т.д.). Также необходимо обратить внимание и на правописание выражений (предлоги пишутся отдельно, удлинение согласных обозначается двумя буквами «н», перед обращением обязательно ставится запятая).

Для усвоения лексики благодарности стоит посоветовать детям найти такие слова в «Копилке» и самостоятельно придумать ситуации, в которых они используются. Небольшие диалоги со словами «спасибо», «пожалуйста» может составить каждая пара учеников, которая сидит за одной партой. В них речь пойдет об поднятой ручке, поданной книге, предложенной конфете и тому подобное. Учителю следует отметить, что большинство из таких услуг должен выполнять мальчик, девочка же должна его вежливо поблагодарить.

Не менее важную роль в процессе общения играет умение просить  прощения. В нашем языке также есть целый ряд слов, которые можно использовать в  такой ситуации («Простите!», «Простите меня!»,   «Извините!»).

Безусловно, изучение младшими школьниками речевого этикета не ограничивается описанными выше приемами. Творчески работающий учитель, используя фольклорные материалы, произведения детских писателей, наблюдение за процессом общения детей, сможет построить немало упражнений для усвоения ими слов вежливости. Однако изучение основных формул речевого этикета будет неполным, если оно не будет иметь выхода в практику живого общения учеников в школе и за ее стенами. Только там, где речевой этикет станет общим делом школы и семьи, дети усвоят не только лексику вежливости, но и  возникнет необходимость постоянно использовать ее.

Приложение 2.

Анкетирование для эффективности развития речевого этикета

  1. Как ты понимаешь слова «вежливая речь»?
  2. Почему нужно быть вежливым?
  3. Какие формы благодарности, приветствия, прощения ты знаешь?
  4. От чего зависит выбор слов прощания: «ПОКА!», «До свидания!», «Прощай!»?
  5. При каких условиях просьба будет вежливой, а отказ не обидит человека?
  6. Представь, что тебе нужно пригласить на свой день рождения друга. Как ты это сделаешь?

Тебе нужно поздравить маму с днем рождения. Как ты это сделаешь?

Анализ всех семи вопросов анкеты позволяет сделать общие выводы о результатах опытного обучения:

1. В целом методика оказалась эффективной, так как у детей
экспериментального класса в большей или меньшей степени сформировались умения речевого этикета;

2. В процессе опытной работы по формированию умения речевого этикета
интерес детей к данным урокам возрос, что объясняется включением в уроки исторических справок. Это, по нашему мнению, создает мотивацию для дальнейшей, более глубокой и систематичной работы по формированию данных умений;

3. Сформированные умения позволили детям иначе взглянуть на основы человеческих взаимоотношений, что способствует воспитанию действительно культурного в общении человека.

Уроки по формированию умений речевого этикета предоставляют учителю возможность формировать личность человека, который в общественной жизни, в межличностном общении способен правильно воспринимать информацию, осмысливать ее, воздействовать на мысли и чувства окружающих, отстаивать свою точку зрения .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию речи в начальной школе посредством заданий творческого характера.

В настояще время педагогическая практика испытывает затруднения в формировании грамотной речи учащихся., предполагающей отсутствие грамматических и речевых ошибок. У 60% детей, пост...

статья "Система работы с одарёнными детьми в начальной школе"

В статье представлены основные направления работы с одарёнными детьми (из опыта работы)...

Система работы с одарёнными детьми в начальной школе

"Система работы с одарёнными детьми в начальной школе" (из опыта работы)...

Методика работы над речевыми ошибками в начальной школе

Методическая разработка для учителей начальных классов...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справ...

Презентация на тему: "Система работы по речевому этикету в начальной школе"

Этикетные формулыУмение корректно и вежливо вести себя в споре – одна из основных задач современного подрастающего поколения.Наши позиции не совпадают, но, возможно, я ошибаюсь.Я хотел бы лучше разобр...

Методическая работа "Система работы с одаренными детьми в начальной школе"

Тема, которая рассматривается в методической работе, одна из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня – развитие способностей человека, его одарённость. Поэтому везде и всюду ищут тала...