Конспект урока русского языка для 1 класса по теме "Алфавит"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Дан полный конспект урока по теме "Алфавит" для 1класса УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель Тимофеева Ирина Валентиновна

Тема. Алфавит. 1класс.

Цель. Формирование осознанной необходимости знания последовательности букв (алфавита).

Задачи.

1. Открыть новый способ алфавитного расположения слов; способствовать прочному запоминанию алфавита, формированию орфографической зоркости первоклассников, становлению самоконтроля.

2. Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.

3. Способствовать развитию навыков учебного сотрудничества.

Оборудование урока. Раздаточный материал:

  • карточки с заданием для парной работы;
  • карточки с заданиями групповой работы;
  • смайлики;
  • компьютер, видеопроектор, программа Microsoft Power Point (Презентация).

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

  1. Орг. момент

  1. Чистописание

  1. Самоопределение к деятельности

  1. Актуализация опорных знаний.

     

      Физминутка

Обобщение затруднений.

       

   Физминутка.

  1. Самостоятельная работа в группах.

  1. Самостоятельная работа.

  1. Итог урока. Рефлексия.

Встало солнышко с утра,

Заниматься нам пора!

Учимся старательно,

Слушаем внимательно!

Думаем, запоминаем,

Дружно руки поднимаем!

-Какое у вас настроение? Покажите смайлик, который отражает ваше настроение. У меня тоже хорошее настроение. Желаю всем с хорошим настроением работать весь урок.

-Ребята, красиво написано?

-А зачем уметь красиво и правильно писать?

Вот мы и начнем урок с каллиграфической минутки, где будем отрабатывать разные соединения букв.

     ал  фа  вит

-Это слияние? Почему?

-Какое соединение я использовала? Почему?

-Пропишите 2раза соединение ал. …..Подчеркните карандашом то соединение, которое у вас получилось лучше всех.

-Попробуйте определить  тему урока. Кто догадался?

-Сегодня мы опять будем говорить об алфавите.

–Что такое  «алфавит»? Где вы об этом узнали?

- Настя провела небольшую исследовательскую работу и узнала, как образовалось слово алфавит.

-Давайте проверим, как вы знаете алфавит. Работая в паре, расскажите алфавит друг дружке. Один рассказывает, другой - проверяет, а потом-наоборот.

-Кто хочет  рассказать весь алфавит?

-Кто попробует с буквы К?

 -С буквы Ц? Молодцы.

-А зачем человеку нужен алфавит?

-Значит, теперь вы умеете располагать слова в алфавитном порядке, сможете любое слово быстро найти в словаре? Сейчас проверим. Поиграем в игру «Кто быстрее».

         Буквой Л расставим ноги,

         Словно в пляске – руки в боки.

         Наклонились влево, вправо

         Влево, вправо, влево, вправо

         Получается на славу.

-Ребята, у вас на партах лежат карточки со словами.

-Какую работу мы можем сделать с этими словами, если тема сегодняшнего урока   “Алфавит”?

Задание. Расставьте слова в алфавитном порядке.

   Пенал, альбом, портфель, карандаш.

-Работайте в паре.

-Вы смогли выполнить задание? Что вызвало затруднение?

-Давайте попробуем вместе разобраться. Итак, что нужно было сделать?

-Какие знания вы применили?

-Какое слово вы поставили первым? Вторым? Третьим?

-Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?

-Ваши предположения?

-А может быть нам опять поможет словарь?

-Найдите слова на букву К. Сравните. Что интересного заметили? Как вы думаете,  почему слова записаны именно в таком порядке?

-Итак, к какому выводу мы пришли?

-Возвращаемся к нашему заданию. В каком порядке будем записывать слова?

-Подчеркнем орфограммы в этих словах.

-Запишите правильно в тетрадь.

-Проверьте. Сколько подчеркнули орфограмм?

-Давайте еще раз вспомним, в каком месте возникло затруднение?

-Как же надо действовать, чтобы эти затруднения снять? Какой способ вы теперь знаете?

-Вы, наверное, устали

Ну,  тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

-Как вы думаете, пригодится ли вам в жизни открытый новый способ расположения слов? В какой ситуации?

-У меня для вас есть очень интересное задание. Объединитесь в группы.

1группа. Расположить в порядке алфавита имена детей своей группы.

2группа. Расположить в порядке алфавита времена года.

3группа. Расположить фамилии писателей в алфавитном порядке.

4группа. Из отрывного календаря выпали листки  с названием дней недели. Расположите их по алфавиту.

5группа. Я назвала весенние месяцы март, апрель, май в алфавитном порядке. Правильно ли я это сделала? Если нет, то запишите их правильно.

Проверка по образцу.

- А сейчас проведем самостоятельную работу по написанию слов в алфавитном порядке. Как вы думаете, зачем?

-Откройте рабочие тетради на с. 28 упр. 12. Сделайте самостоятельно.

-Давайте проверим. Сравните с образцом на доске.

- Что нового узнали на уроке?

-У кого возникли затруднения?

-Кому удалось их преодолеть? Как?

-Над чем надо поработать?

-С каким настроением вы заканчиваете  урок?

-Оцените свою работу.

Молодцы. Я рада за вас.

На доске запись: Урок русского языка.

Высказываются.

Это алфавит.

Высказываются

Рассказывает, что слово алфавит образовалось от названий первых греческих букв «альфа» и «вита». По другому можно сказать азбука. Оно образовано от названий первых двух букв старославянского алфавита: «азъ» и «буки»

Высказываются

  1. Чтобы быстро найти в словаре нужное слово.

  1. В библиотеке - книгу.

  1. В классном журнале  –фамилию ученика.

  1. В поликлинике - карточку больного.

Находят слово на определенную букву (молоко, корова, воробей)

Отвечают: расставить по алфавит

Проблемная ситуация: два слова начинаются на одну букву. Мы не знаем,  как их расположить.

Расположить слова по алфавиту.

По первой букве определили место слова.

Все сделали  по разному.

Как расположить слова, начинающиеся с одной буквы.

Высказываются.

Если слова начинаются на одну букву, то определяем по второй.

Альбом, карандаш, пенал, портфель.

7. Самоконтроль

Расположение слов по алфавиту.

Если первые буквы одинаковые, то слова располагаются по второй. Если и она одинаковая, то по третьей.

Работают в группах.

Презентация.

Чтобы проверить все ли поняли тему.

Самопроверка.

В тетради на полях оценивают свою работу.

Личностные:  формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности.

Познавательные УУД: находит ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию;

Взаимопроверка

Познавательные УУД:

 - уметь ориентироваться в собственной системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя;           добывать новые знания, используя информацию урока и жизненный опыт;- осуществлять анализ и синтез.

Коммуникативные  УУД:   - умение правильно формулировать и выражать свои мысли; умение слушать и понимать речь других, совместно договариваться;  - совершенствование работы в парах;

Регулятивные: сличение с образцом.

Коммуникативные  УУД:   - умение правильно формулировать и выражать свои мысли; умение слушать и понимать речь других, совместно договариваться;  - строить сотрудничество с одноклассниками и учителем;- совершенствование работы в группах;

Регулятивные УУД: овладевает способами самооценки выполнения действия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.

Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.     2. Развивающие:- развивать...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку

Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".

Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...

Конспект урока русского языка 3 класс "Сочинение повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по коллективно-составленному плану «Красота русской зимы»"

Конспект урока русского языка  3 класс "Сочинение повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по коллективно-составленному плану «Красота русской зимы&raq...