"Опыт реализации курса "Русский язык" по проекту "Начальная школа XXI века". Доклад
статья по русскому языку на тему

Канукова Марина Хаирбековна

В докладе рассматривается опыт реализации курса "Русский язык", изучение которого занимает центральное место среди общеобразовательных предметов, по УМК "Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc21 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт реализации курса «Русский язык» по проекту «Начальная школа XXI века».

      Прежде, чем начать свое выступление, мне хотелось бы напомнить знакомые многим строки из стихотворения В. Брюсова: «Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь, мой раб, родной язык!» Точнее и эмоциональнее не скажешь о русском языке, изучение которого занимает центральное место среди общеобразовательных предметов.

В основе обучения русскому языку в школе лежат три цели:

  1. Познакомить учащихся с основами лингвистических знаний.
  2. Сформировать навыки грамотного письма.
  3.  Развить устную и письменную речь учащихся.

    Между тем практика показывает, что цели остаются практически невыполненными: слишком велик процент выпускников, пишущих безграмотно, не умеющих выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

  В традиционных учебниках по русскому языку для начальной школы материал выстроен по принципу «всего по чуть- чуть». На совершенно иных принципах построен курс «Русский язык» по проекту «Начальная школа XXI века».

      И программа, и учебники созданы так, чтобы в рамках одного урока была только одна цель обучения.

Поэтому материал разбит на блоки. Хотя блоки следуют друг за другом, это не значит, что изучение какого — то определенного материала придется на конец года. Блоки сосуществуют во времени, но не смешиваются в пределах одного урока, а сменяют друг друга в пределах одной недели.

     В блоке «Как устроен наш язык» реализуется цель ознакомления учащихся с основами лингвистических знаний; блок «Правописание» способствует формированию навыка грамотного письма; блок « Развитие речи» - развитию устной и письменной речи учащихся.

  Работая с учебником и тетрадями, ребята встречаются с интересными и разнообразными заданиями, решают кроссворды и чайнворды. Многие задания учат доказывать, отстаивать свою точку зрения.

  Орфографические правила, изучающиеся в блоке «Правописание», связаны с изучением языковых единиц в блоке «Как устроен наш язык». Поэтому детям легко сориентироваться в составе слова и выбрать способ проверки.

   Как-то, проверяя выполнение домашнего задания, мама одного из учеников (а у мамы — высшее образование) спросила сына, почему в слове «радость» безударный гласный он обозначил буквой «о». Как она потом призналась, ответа на поставленный вопрос она не знала. Мальчик объяснил маме, что корень в этом слове — рад. Безударный гласный находится в суффиксе. А так как нет суффикса -асть, он обозначил безударный гласный буквой «о».

    Состав слова в различных программах по русскому языку рассматривается по-разному. В данной программе сведения по морфемике и словообразованию представлены максимально полно, с учетом интереса учеников к тому, как устроено слово, из каких частей оно состоит, какими способами создаются новые слова. Для того, чтобы ребятам было интересно изучать состав слова, нам предоставили целое «конструкторское бюро». Здесь вовсю кипит работа. Приставки, суффиксы, окончания снуют от одного корня к другому, сменяют друг друга, образуют новые слова. Здесь происходят поистине волшебные превращения. И в конце урока у ребят не возникает вопроса: «И зачем мы сегодня целый урок делили слова на части, если они, эти частички, сами по себе ничего не представляют?» Потому что детям интересно.

    Опять же случай из практики.  После очередного показа передачи «Кто хочет стать миллионером?» дети наперебой рассказывали, что взрослые дяди и тети не могли определить, к какой части слова относится буква «а» в слове «поехали». Ребят удивило то, что кто-то может не знать «таких элементарных вещей».

   Отрадно то, что нам предлагается изучение темы «Лексика», которая раньше в начальной школе не изучалась. А ведь именно значение слов, отношения между этими значениями , этимология слов и их современное функционирование способны заинтересовать учеников, помогут взглянуть на слова, которые они произносят постоянно, под другим углом зрения, в конечном итоге расширят активный словарный запас учеников. Но самое главное — работа со словарями. «Словарь русского языка» С.И. Ожегова — настольная книга. Он - друг и помощник детей. Ребятам интересно вести исследовательскую работу.

  В 3 классе дети изучают структуру предложения, знакомятся с главными и второстепенными членами предложения, узнают о существовании однородных членов. При изучении подлежащего и сказуемого вводятся предложения, где сказуемое выражено не глаголом. Это очень сложный материал. И хотя он необязательный, ознакомительный, знакомство с этим языковым явлением прошло удачно.

   Как-то, будучи в гостях у подруги, я попросила ее сына, ученика 3 класса, обучающегося по другому УМК, разобрать предложение «Букет красивый» синтаксически. Он легко нашел подлежащее, а вот сказуемое найти не смог. Потому что по привычке искал слово, отвечающее на вопрос «что делает?». А вот у учащихся, изучающих курс русского языка по программе «Начальная школа XXI века», разбор предложения проблем не вызывает.

     Как видим, упражнения и задания, предложенные авторами, не только увлекают детей, но и показывают, как интересно изучать русский язык, как много в нем тайн, как много неожиданного в каждом слове, если в него пристально вглядеться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первый опыт реализации ФГОС в начальной школе

универсальные учебные действия, принцип минимакса, портрет ученика начальной школы....

Опыт реализации социально значимых проектов и инициатив в начальной школе

В статье представлен опыт работы  учителя  с младшими  школьниками при создании социальных проектов. ...

Опыт работы по предмету «Окружающий мир» 1-4 классы УМК Н.В. Виноградовой «Начальная школа XXI века». ТЕМА: «Художественные ремесла в Древней Руси»

В  методических материах представлен опыт работы по теме  «Художественные ремесла в Древней Руси». В игровой форме ученики знакомятся с развитием культуры России в разные времена. Материал б...

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЕРВИСОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Интернет как глобальная информационная сеть оказывает неоценимую помощь учителю при организации проектной деятельности. Например, использование сети Интернет в учебной и внеурочной деятельности позвол...

Доклад на тему «Реализация системно - деятельностного подхода средствами УМК «Начальная школа XXI века»

Данный материал показывает возможность средствами УМК "Начальная школа ХХI века"  успешно формировать основные компоненты  учебной  деятельности....

Текст доклада выступления на муниципальном семинаре на тему "Патриотическое и гражданское воспитание школьников через опыт реализации социального проекта «Популяризация герба и флага России»

Текст доклада выступления в рамках семинара«Эффективные практики получения новых знаний как модель позитивной социализации учащихся»...