Основные принципы обучения чтению и письму
методическая разработка по русскому языку на тему

Радкевич Ирина Михайловна

 

Основные принципы обучения чтению и письму

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл printsipy_obucheniya_detey_pismu_1.docx17.65 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ,    МОЛОДЕЖИ И СПОРТА

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ     ПОСЛЕДИПЛОМНОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

       Основные принципы обучения чтению и письму

             

                                                           

                                                            Учебный практикум  слушателя курсов

                                     повышения квалификации

                                       учителей начальных классов

                                         Радкевич Ирины Михайловны

                                                 Симферополь 2014

                       Основные  принципы  обучения чтению и  письму


                   
В отечественной методике обучения грамоте сложился целостный подход к процессу чтением и письмом. В основу этого подхода положен звуковой аналитико-синтетический метод, который реализуется через следующие операции:

- расчленение звучащей речи на звуки – фонемы;

- дифференцирование фонем по основным признакам;

- перекодирование фонем в графические символы, т.е. буквы (печатные и письменные);

- обратное перекодирование букв в звукифонемы, слияние их в процессе чтения;

- соотнесение прочтенных звукобуквенных комплексов с определенным смысловым значением.

Это путь овладения чтением и письмом как речевым действием. Термин «письмо» в данном контексте употребляется в значении «графика» как система отношений между звуками и буквами.

Специфика письма как учебного предмета в начальной школе предполагает три звена: слухо-артикуляционный, зрительно-двигательный. Следовательно, письмо – это процесс воспроизведения букв и их комплексов на бумаге с помощью определенных движений рукой. В период обучения детей письму учитель должен заботиться о выработке элементарного графического навыка как сложного рече-руко-двигательного действия.




^                                Методы и приемы обучения письму



  1. Прием анализа применяется при вычленении зрительных элементов в букве. Дети испытывают трудности в дифференцировании их формы. Поэтому учитель предлагает для анализа буквы, сконструированные из шаблонов. Разъединяя элементы, учащиеся осознают поэлементный состав буквы.


Прием анализа важен при определении двигательных элементов. В данном случае анализируются движения руки. Дети усваивают суть образования двигательного элемента: первый элемент заканчивается в точке начала второго: 1) за счет удлинения начала или конца зрительного элемента; 2) за счет появления соединительной плавной линии – повтора движения.

  1.  Прием конструирования помогает усвоить форму каждой буквы как единство частей в целом. При конструировании также используются шаблоны. Применяется данный прием на этапе подготовки к написанию, к осознанию двигательных элементов. Использовать его можно как при демонстрации на доске, так и индивидуально. Для интеллектуального развития детей элементы подбираются учителем не строго для одной буквы, а с учетом их переменных свойств. Например, для буквы з даются 2-3 разных полуовала.
  2. Прием копирования – это обведение букв по контуру. Для того чтобы закрепить правильное направление движения руки, важно использовать начальную очку с указанием направления. Только в этом случае прием копирования даст положительный результат.
  3. Прием тактирования прежде всего должен выполнять функцию снятия напряжения с руки пишущего, а уже потом функцию организации дружной работы класса. Все движения вниз сопровождаются напряжением руки и выполняются под счет: «раз, два..». Все движения в сторону вверх сопровождаются расслаблением руки выполняются под счет: «и». Например, а – и-раз-и-два-и; Б-раз-и-два-и-и.
  4.  Прием алгоритмизации позволяет организовать правильную самостоятельную работу учащихся на этапе закрепления: при копировании букв, соединении элементов в букве, соединении букв и т.д. Пример алгоритма соединения букв:

  • Если следующая буква в сочетании относится к верхнему виду соединения (
    и, й, к, н, п, р, с, т, у, ц, ш, щ, ь, ы, ю),то линию от предшествующей буквы нужно продолжить до верхней линейки рабочей строки. 

  • Если следующая буква относится к нижнему виду соединения (
    а, б, д, л, м, о, ф, я), линию нужно отвести вправо, чуть выше нижней линейки строки.

  • Если следующая буква относится к среднеплавному виду соединения (
    в, г, е, ж, з, х, ч, ъ, э), линию нужно довести до середины строки и плавно перейти к начертанию другой буквы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению чтению и письму."

Дополнительная образовательная программа интегрированного курса по подготовке к обучению чтению и письму для детей 5-6 лет "33веселых буквы"(2009). Программа адресована педагогам,воспитателям образова...

урок обучения чтению и письму

Урок обучения грамоте построен на технологии развития критического мышления через чтение и письмо по УМК "Планета знаний"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «обучение чтению и письму» 1 класс надомное обучение

Обучение грамоте в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида осуществляется в 1 классе в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом.Программа...

Рабочая программа по обучению грамоте (обучение чтению и письму) Школа России 1 класс ФГОС

Рабочая программа по обучению грамоте (обучение чтению и письму) Школа России 1 класс ФГОС...