Программа по русскому языку" Перспектива"
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Катасонова Ольга Анатольевна

Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с положениями  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной, а также требованиями Примерной основной образовательной программы МБОУ СОШ  №1.

Программа ориентирует на выработку умений точно и ясно выражать свои мысли в речи, решать в процессе общения ту или иную задачу, держать в поле  внимания содержание речи и форму её выражения. Помимо общих представлений о тексте, ученики получают первые сведения о различных типах текстов, начинают осмысливать роль слова в художественном тексте, работают с заглавием и составляют план (с помощью учителя), наблюдают за стилистическими особенностями художественных и научно-познавательных текстов.Программа ориентирует на выработку умений точно и ясно выражать свои мысли в речи, решать в процессе общения ту или иную задачу, держать в поле  внимания содержание речи и форму её выражения.Помимо общих представлений о тексте, ученики получают первые сведения о различных типах текстов, начинают осмысливать роль слова в художественном тексте, работают с заглавием и составляют план (с помощью учителя), наблюдают за стилистическими особенностями художественных и научно-познавательных текстов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_rus.yaz-1_klass.doc439 КБ
Microsoft Office document icon ktp_rus.doc381.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с положениями  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной, а также требованиями Примерной основной образовательной программы МБОУ СОШ  №1.

В системе предметов  начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:

1) познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);

2) социокультурную  (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).

Цель курса:  освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка.

Содержание нового курса и методика обучения ориентированы на решение следующих задач:

- сформировать умения писать и читать, слушать и говорить, свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения;

- обеспечить осознанное усвоение языка как важнейшего средства общения и взаимного понимания людей;

- обеспечить взаимосвязь системы обучения грамоте с развитием коммуникативно-речевых умений, литературно-творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;

- развить образное и логическое мышление у каждого ребёнка, привить навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  КУРСА

Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих курсов имеет ярко выраженную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию системно  - деятельностного подхода в обучении.

Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счет реализации трех принципов: коммуникативного; познавательного принципа; личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.

Коммуникативный принцип предусматривает:

-осмысление и реализацию основной функции языка - быть средством общения;

-развитие умения ориентироваться в ситуациях общения;

-знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевыми и неречевыми);

-формирование представления о тексте как результате речевой деятельности;

-развитие у учащихся потребности создавать собственные тексты различной  стилевой направленности;

-организацию учебного общения с использованием формул речевого этикета и духовно -нравственного стиля общения.

Познавательный принцип предполагает:

-усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и как средства познания мира через слово;

-развитие образного и абстрактно-логического мышления младших школьников, развитие интуиции и воображения;

-поэтапное усвоение важнейших понятий курса от наглядно-практического и наглядно-образного уровня до усвоения понятий в абстрактно-логической, понятийной форме;

-осмысление понятия « культура»;

-освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий;

-осмысление языка как знаковой системы особого рода и его заместительной функции;

-рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двусторонней единицы речи и языка;

-обеспечить поэтапное усвоение основных языковых и речевых понятий на иллюстративно-образной основе с учётом особенностей познавательной деятельности ребёнка через развитие всех видов мышления (наглядно-практического, образно-символического и абстрактно-логического);

-развить языковое мышление, которое базируется на умении ребёнка осознавать и гармонически сочетать форму и содержание речи, умении воспроизводить её смысл и значение в различных формах, умении увидеть общий смысл за различными формами её выражения.

Принцип личностной направленности обучения и творческой активности учащихся:

-пробуждение у ребенка желания учиться и получать знания;

-формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе;

-развитие интереса к изучению языка и творческой активности;

-знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях культуры;

-творческую самореализацию личности в процессе изучения русского языка и работы с художественным произведением через создание собственных текстов.        

Обучение русскому языку на основе данной Программы имеет личностно-ориентированный характер, так как построено с учетом уровня развития интересов ребенка и его познавательных возможностей. Поэтому языковые понятия не даются в готовом виде, а разворачиваются как процесс их получения, а в дальнейшем - как деятельность по их усвоению.

В число основных содержательных линий входят:

-основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова  (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис); орфография и пунктуация; развитие речи.

Содержание Программы и подходы к изучению русского языка имеют ряд особенностей. Так, изучению состава слова предшествуют упражнения на словообразование. Другой особенностью является подход к изучению частей речи, меняющий отношение учащихся к слову. Если при изучении лексики учащиеся имеют дело с единичным словом и его значением, то при освоении грамматики они работают с целой группой (классом) слов, имеющих общие признаки. Здесь важна не столько функция наименования, сколько функция общения, освоение которой необходимо для абстрактно-логического мышления (способ образования понятий).

Для того чтобы изучение грамматики стало важнейшим элементом развития речи учащихся, а не тренировкой их памяти, в содержание включено формирование умений классифицировать (группировать) слова  по разным основаниям (смысловым и формально-грамматическим). Эти учебные умения помогают учащимся различать особенности работы со словом  с его  конкретным значением в лексике и с абстрактным значением слов в грамматике.

Такой подход подводит  учащихся  к самостоятельному выводу о наличии у целого класса слов общих  признаков (значения предметности, форм рода, числа и падежа у существительных и т.д.).

В данном курсе изучение частей речи строится поэтапно: от лексики к грамматике через различные уровни классификации и обобщения слов. Осознание различий между грамматическим (обобщенным)  и лексическим (единичным) значением слова позволяет уйти от формального изучения грамматики.

В курсе изменен подход к изучению предложений. Предложение рассматривается как основная коммуникативная  единица языка. Сначала формируется представление о предложении в целом (смысловая и интонационная завершенность, связи  слов в предложении). Затем дети учатся классифицировать предложения по интонации, по цели высказывания. После того как они накопят опыт наблюдений за предложением в различных речевых ситуациях, вводятся определения понятий.

Программа ориентирует на создание условий для развития регулятивных действий, формирует умения ставить цель, определять последовательность действий, контролировать, корректировать и оценивать их.

Программой предусматривается отработка навыков чистописания - своеобразная графическая « гимнастика», где используются образцы письма, отрабатывается написание обобщенных элементов букв, их соединений в словах, ритмическое и темповое написание слов и предложений, дается установка на каллиграфическое написание букв, их соединений, осуществляется  самоконтроль и взаимопроверка.

Отдельный, весьма важный элемент Программы - знакомство со словарем. Предполагается знакомство с разными словарями: орфографическим, толковым, энциклопедическим, словарем синонимов и антонимов.

Раздел «Развитие речи» предусматривает не только обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи, освоение различных видов работы с текстом, но и формирование представлений о речи в целом, о речевом общении, о средствах общения.

Изучение  систематического курса русского язык начинается с обобщения первоначальных сведений о речевом общении и языке как средстве коммуникации, полученных  в период обучения грамоте. Обучение грамоте является органической частью учебного предмета «русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. В новой системе обучения грамоте усвоение письменной речи впервые начинается с её предыстории (жесты, рисунки, различные типы письменных знаков и др.), знакомства детей с культурно-историческим аспектом письменной речи, представленной в рисунках и играх, даётся возможность обучать чтению и письму как настоящей письменной речи, а не только как техническим навыкам.

Обучение грамоте в новой системе строится на различных ситуациях общения (условных и реальных), которые помогают осознать язык как важнейшее средство общения, как важнейший инструмент мыслительной и духовной деятельности людей. Наглядно-образные модели общения, представленные в азбуке, дают детям элементарные представления о ситуации общения, партнерах (собеседниках) речевого общения, о целях общения и его результатах.

Изучение языка как средства общения в период обучения грамоте начинается со слова, с номинативной (назывной) функции языка, наиболее доступной детскому восприятию. При этом обеспечивается постепенный переход от слова в естественных ситуациях общения к предложению и тексту.

Работа со словом в новой системе обучения отличается от общепринятых подходов. Слово рассматривается как двусторонняя единица языка, как сложный языковой знак, имеющий план содержания (значение) и план выражения (фонетическую и буквенную форму). Осознать «устройство» слова помогают простейшие структурно-семантические модели слов, которые показывают взаимосвязь значения слова и его звучания. Переход от звучащего слова к его графической форме обеспечивается через звукобуквенный анализ. При освоении звукобуквенного письма используется современный вариант звукового аналитико-синтетического метода. После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Программа ориентирует на выработку умений точно и ясно выражать свои мысли в речи, решать в процессе общения ту или иную задачу, держать в поле  внимания содержание речи и форму её выражения.

Помимо общих представлений о тексте, ученики получают первые сведения о различных типах текстов, начинают осмысливать роль слова в художественном тексте, работают с заглавием и составляют план (с помощью учителя), наблюдают за стилистическими особенностями художественных и научно-познавательных текстов.

Рассмотрение языка как средства общения  в конкретных коммуникативно-речевых ситуациях и текстах помогает детям представить язык  целостно, что повышает мотивацию в обучении родному языку.

II. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА   В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение русского языка в начальной школе  выделяется всего 675 часов. В 1 классе – 165 часов (5 часов в неделю,33 учебные недели), во 2-4 классах на уроки русского языка отводится по 170 часов (5 часов в неделю, по 34 учебные недели в каждом классе).

III. ОПИСАНИЕ  ЦЕННОСТНЫХ  ОРИЕНТИРОВ  СОДЕРЖАНИЯ  ПРЕДМЕТА, КУРСА

Ведущая позиция предмета « Русский язык» в системе общего образования обусловлена тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, а также средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

IV. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

  1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  2. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
  3. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,  понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
  4. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  5. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

  1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

2) Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

  1. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  2. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
  3. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач
  4. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве – Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
  5. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
  6. Овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
  7.  Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою. Научатся излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, научатся активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
  8. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения. Научатся договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
  9. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.
  10. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.

Предметные результаты:

  1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
  2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
  3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции.
  4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
  5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
  6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
  7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач

V. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1 класс

Подготовительный этап – 33 часов.

Первые дни ребенка в школе-3 часа

Пропись 1. «Рисуй, думай, рассказывай»-30 часов

Подготовка к письму: ориентировка на рабочей строке, обведение по образцу. Сравнение предметов по величине. Сравнение линий. Сравнение линий по количеству.

Штриховка, обведение. Письмо элементов печатных букв. Предварительная звуковая ориентировка в слове. Предварительные звуковые упражнения. Лексическая работа. Устный диалог по сказке. Звуковой анализ слов.  Классификация слов по формальным признакам: искомый звук в начале, конце слова. Письмо элементов письменных букв (строчных и заглавных). Сравнение старинных и современных орудий письма.

Пропись №2. «Мой алфавит». I часть - 32 часа

Звуковой анализ. Письмо элементов письменных букв. Заглавная и строчная буква Аа.

Заглавная и строчная буква Оо. Звуковой анализ слов со звуками [а], [о].Заглавная и строчная буква Уу. Заглавная и строчная буква Ии. Строчная буква ы. Заглавная и строчная буква Ээ. Заглавная и строчная буква Мм. Заглавная и строчная буква Сс. Заглавная и строчная буква Нн. Заглавная и строчная буква Лл. Заглавная и строчная буква Тт.  Заглавная и строчная буква Кк.  Заглавная и строчная буква Рр. Заглавная и строчная буква Вв. Заглавная и строчная буква Пп. Строчная буква г. Заглавная буква Г. Письмо изученных строчных и заглавных букв.

Пропись 3.  «Мой алфавит», II часть - 42 часа

Строчная буква б. Заглавная буква Б. Заглавная и строчная буква Зз. Заглавная и строчная буква Дд. Сравнение звуков [д] — [т]. Письмо слов. Заглавная и строчная буква Жж. Заглавная и строчная буква Яя. Буквы а — я, о — ё, ы — и. Заглавная  и строчная буква Хх. Мягкий знак. Запись слов с «ь». Строчная буква й. Заглавная буква Й. Повторение. Письмо слов с буквами й, ь. Строчная буква ю. Заглавная буква Ю. Заглавная и строчная буква Ш ш. Правописание сочетаний жи — ши. Заглавная и строчная буква Чч. Правописание буквосочетаний ча, чу. Заглавная и строчная буква Щщ. Правописание буквосочетаний ча-ща, чу-щу. Упражнения в написании слов с изученными буквами. Списывание с печатного текста.

Послебукварный этап – 11часов

Пропись 4. «Пишу красиво»

Алфавит. Секреты письма. Буквы е, ё, и, ю, я — показатели мягкости предшествующего согласного. Оформление предложений в тексте. Списывание слов, предложений. Отработка элементов букв г, к. Слова, имеющие одинаковую часть (корень). Безударные гласные в корне  слова. Упражнения по чистописанию. Отработка элементов букв о, с, б . Слова, отвечающие на вопрос «Кто?», «Что?». Правописание слов с сочетаниями  жи-ши. Упражнения в написании слов и предложений с изученными буквами. Заглавная буква в именах собственных. Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?». Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?». Правописание имён собственных. Правописание слов с сочетаниями чк, чн. Правописание твёрдых и мягких согласных.

Систематический русский язык - 47 часов

В мире речевого общения -4 часа

Цели и формы общения. Родной язык – средство общения.

Речевой этикет при знакомстве, приветствии, прощании, поздравлении, выражении благодарности. Употребление вежливых слов, выбор обращения. Умение говорить и умение слушать. Интонация, жесты и мимика.

Русский язык - как национальный язык русского народа. Речь устная и письменная.

Роль слова и предложения в общении. Значение выбора слова для достижения нужной цели общения. Обогащение словаря как необходимое условие успешного общения. Диалог.

Слово и его значение - 7 часов

Слово как двусторонняя единица языка; представление о значении слова и его звукобуквенной форме на основе наглядно-образных моделей. Первоначальное

представление о знаковой функции слова как заместителя, «представителя» реальных предметов, их свойств и действий. Слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы и отвечающие на вопросы кто? что? Имена собственные. Правописание имен собственных. Слова, близкие и противоположные по значению. Слова с несколькими значениями.

Группы слов – 6 часов

Первоначальное представление о словах со сходным и противоположным значением, с прямым и переносным значением слова и многозначных словах. Выделение слов с общим значением (члены семьи, одежда, транспорт и др.). Составление  тематических словариков на основе содержательной классификации слов по определенным темам.

Звуки и буквы. Алфавит -2 часа

Обобщение первоначальных сведений о звуках и буквах русского языка.

Звукобуквенная форма слова. Алфавит как основа письменности.

Гласные звуки. Согласные звуки – 3 часа

Слоги. Перенос слов.  Ударение Ударные и безударные гласные звуки – 9 часов

Закрепление сведений о слоге и ударении. Перенос слов. Гласные (ударные и безударные) и согласные (твердые и мягкие, звонкие и глухие) звуки. Смыслоразличительная роль звуков. Правила обозначения звуков буквами. Деление слова на фонетические слоги. Определение количества слогов в слове. Правила переноса слов. Роль ударения. Безударные гласные как орфограмма.

Твердые и мягкие согласные звуки - 2 часа

Два способа обозначения мягкости согласных: с помощью гласных е, ё, и, ю, я и мягкого знака.

Правописание буквосочетаний - 2 часа

Традиционные написания сочетаний: жи — ши, ча — ща, чу — щу в словах.

Разделительный мягкий  и твердый знак - 2 часа

Употребление ь и ъ знаков.

Звонкие и глухие согласные - 3 часа

Наблюдение за произношением и обозначением на письме парных звонких и глухих согласных на конце слова и пред гласными.

От слова к предложению. От предложения к тексту - 7 часов

Отличие предложения от текста. Текст как речевое произведение. Создание собственных текстов (устных, письменных) по опорным словам на предложенную тему.

2 класс

«Мир общения» - 20 ч

Изучение видов предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске и оформление их на письме и в тексте. Изучение видов текста в зависимости от содержания. Корректировка деформированного текста. Создание шифра для письма в рисунках.

Звуки и буквы. Слог. Ударение - 65ч

Изучение звуковой структуры слова, выполнение звуко-буквенного анализа слова. Освоение алгоритма переноса слов, в частности слов с буквой Й. Освоение правила написания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, нщ. Изучение правил переноса слов. Наблюдение за изменением значения слова в зависимости от постановки ударения на примере слов-омографов. Освоение написания слов с безударной гласной: проверяемой и непроверяемой ударением. Изучение парных согласных звуков по звонкости и глухости. Обозначение их согласными буквами на письме. Проверка написания слов с парными согласными буквами. Изучение слов с удвоенными согласными, их написание и перенос. правописание слов с непроизносимой согласной. правописание слов с сочетанием -сн- без непроизносимой согласной. Изучение функции Ь: разделительной и как показатель мягкости согласного на письме. Работа со словами, имеющими в написании разделительного Ъ. Написание поздравительного письма и объявления.

Слово и его значение - 20 ч

Изучение многозначных слов, имён собственных и нарицательных, синонимов, омонимов, антонимов и фразеологизмов. Изучение классификации слов на основе их лексического значения.

Состав слова- 15 ч

Изучение состава слова, разбор его по составу, исключая выделение основы. Освоение понятия «однокоренные слова», подбор однокоренных слов при проверке безударных гласных и парных согласных в корне  слова. Написание слов с разделительными Ь и Ъ. Развитие речи уч-ся при работе с разными по структуре текстами.

Части речи - 32 ч

Изучение частей речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог. Изучение морфологических признаков имени существительного – одушевлённость или неодушевлённость, собственное или нарицательное, единственное или множественное число. Изучение морфологических признаков глагола – время, род, число. Изучение морфологических признаков прилагательных – род, число. Изучение правописания предлогов и приставок.

Предложение. Текст- 18 ч

Актуализация знаний о видах предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске и оформления их на письме. Изучение главных членов предложения : подлежащее и сказуемое. Актуализация знаний о типах текста в зависимости от содержания. Корректировка деформированного текста. Написание записки, письма, приглашения.

3 класс

 «Речевое общение.  Повторяем — узнаем новое» - 16 часов:

Собеседники. Диалог – 4 часа

Смысловая сторона речи и словесная форма её выражения.

Ролевое общение на примере литературных героев. Осмысление реального общения в группе и парах.

Культура устной и письменной речи – 3 часа

Совершенствование устной речи на фонетическом, лексическом, синтаксическом уровнях. Культура письма

Текст – 7 часов

Общее представление о тексте и его особенностях. Виды текстов: текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование. Сочинение небольших текстов повествовательного и описательного характера. Списывание текстов различных типов.

 

«Язык – главный помощник в общении» - 40 часов:

Язык-главный помощник в общении 1 час

Язык как средство общения и познавательной деятельности. Русский язык- культурная ценность народа.

Звуки и буквы – 2 часа

Слог, ударение – 2 часа

Девять правил орфографии – 12 часов

 Слово и его значение – 13 часов

Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова. Слова с обобщающим значением. Местоимения, как заменители имён собственных и нарицательных. Словари: толковый, орфографический, синонимов и антонимов.

Словосочетание - 2 часа

Отличие словосочетания от слова и от  предложения. Сравнение предложения и словосочетания.

Предложение - 1 час

Типы предложений по цели высказывания и по интонации, связь слов по смыслу и по форме.

Главные члены предложения- 3 часа

Второстепенные члены предложения и их роль в предложении. Предложения распространенные и нераспространенные.

Предложения с однородными членами – 4 часа

Интонация перечисления. Запятая в предложениях с однородными членами

«Состав слова»  -  18 часов:

Повторение значимых частей слова- 1 час

Основа и окончание. Роль окончания в слове.

Корень – 5 часов

Корень слова. Однокоренные слова. Сравнение однокоренных слов, форм одного и того же слова. Обобщение и систематизация изученных правил орфографии.

Приставка – 3 часа

Отличие приставки от предлога. Разделительный твёрдый знак в словах с приставками.

Суффикс – 2часа

Суффикс как значимая часть слова, его роль в словообразовании.

Окончание – 2 часа

Как образуются слова – 5 часов

Сложные слова – слова с двумя корнями (ознакомление). Наблюдение за образованием новых слов.

 «Части речи» - 86  часов:

Систематизация знаний по разделу «Части речи» - 5 ч

Принципы выделения частей речи. Общее значение и вопросы как средство выделения частей речи.

Имя существительное как часть речи. Повторяем, что знаем -  3 часа

Число имён существительных - 3 часа

Имена существительные, употребляемые только в единственном числе (листва) или только во множественном числе (каникулы)

Род имён существительных - 4 часа

Мягкий знак  (ь) на конце имён существительных после шипящих- 3 часа

Изменение имён существительных по падежам (склонение) – 12 часов

Этимология названия падежей. Алгоритм определения падежа. Ударные и безударные падежные окончания.

Как разобрать имя существительное - 3 часа

Порядок анализа имени существительного как части речи.

Местоимение -  3 часа

Личные местоимения. Наблюдение за ролью местоимений в речи.

Глагол как часть речи -  3 часа

 Общее значение глаголов, вопросы.

Изменение глаголов по временам - 6 часов

 Значение и образование глагольных форм настоящего, прошедшего и будущего времени.

Неопределённая форма глагола - 3 часа

Правописание мягкого знака после ч в глаголах неопределенной формы.

Изменение глаголов по числам – 4 часа

Изменение по родам глаголов по временам – 4 часа

Окончания глаголов в прошедшем времени.

Не с глаголами - 2 часа

Разбор глагола как части речи- 6 часов

Имя прилагательное как часть речи – 4 часа

Значение прилагательных, вопросы.

Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам - 12 часов

Алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного. Правописание окончаний имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных. Роль имён прилагательных в речи.

Разбор имени прилагательного как части речи -  6 часа

«Повторение» - 10 часов

4 класс

«Повторяем -  узнаем новое» – 23 часа

Речь устная и письменная – 2 часа

Расширение понятия речевого общения: ролевые отношения, содержание речи и её словесное оформление. Общение на разных уровнях.

Цель речевого общения – 3 часа

Умение вести диалог-расспрос, аргументировать своё высказывание, доказывать свою точку зрения.

Речевая культура. Обращение- 8 часов

Речевой этикет. Устные и письменные формы общения. Обращение. Знаки препинания при обращении. Наблюдение за построением диалогов.

Текст как речевое произведение – 10 часов

Тема, главная мысль, заглавие, опорные слова, абзацы. Расширение представлений о тексте. Типы текстов. Составление текстов разных типов. План текста простой и развернутый. Изложение текста по самостоятельно и коллективно составленному плану. Сочинение  на заданную и свободную темы, а также по выбору. Написание деловых текстов: записки, объявления, письма, заявления. Сравнение тестов. Культура оформления письменного текста.

« Язык как средство общения» -42 часа

Средства общения – 11 часов

Роль языка в общении. Роль письменности в истории человечества. Систематизация знаний об основных языковых единицах. Повторение основных орфограмм.

Предложение – 4 часа

Повторение знаний о предложении. Различение предложений и словосочетаний. Разные виды предложений.

Главные и второстепенные члены предложения – 6 часов

Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Роль второстепенных членов предложения.

Предложения с однородными членами – 4 часа

Смысловая емкость предложений с однородными членами. Интонационное и пунктуационное оформление однородных членов.

Простые и сложные предложения – 3 часа

Знаки препинания в сложных предложениях. С союзами и, а, но. Использование простых и сложных предложений в речи.

Словосочетание – 4 часа

Различия между словосочетанием, словом и предложением.

Слово и его значение – 10 часов

Обобщение представлений о лексическом значении слов. Тематическая классификация слов. Прямое и переносное значение слова, многозначность. Метафора и сравнение. Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова. Различные виды словарей.

«Состав слова» - 18 часов

Повторение и систематизация основных орфограмм корня. Правописание суффиксов - ек и – ик. Сложные слова. Образование новых слов с помощью приставок и суффиксов.

« Слово как часть речи» - 87 часов

Слово как часть речи – 5 часов

Критерии выделения  частей речи: общее значение, грамматические значения, роль в предложении.

Имя существительное – 23 часа

Общее значение предметности существительных, вопросы. Род имен существительных, число, падеж. Закрепление алгоритма определения падежа. Несклоняемые имена существительные. Склонение имен существительных. Безударные падежные окончания существительных ( кроме существительных на  -мя. –ие, -ия.

Имя прилагательное – 12 часов

Общее значение: признак, качество предмета, вопросы. Изменение прилагательных по родам, числам, падежам. Склонение имен прилагательных. Безударные падежные окончания в единственном и во множественном  числе и способы их проверки.

Местоимение -  9 часов

Общие сведения о местоимении как части речи. Местоимения 1,2,3 лица единственного и  множественного числа. Склонение личных местоимений. Правописание личных местоимений с предлогами. Личные местоимения как члены предложения.

Глагол- 30 часов

Общее значение слов действия, состояния, вопросы. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Личные окончания глаголов  Способы определения спряжения глаголов. Правописание глаголов на  -ться и –тся. Глаголы исключения.

Имя числительное – 4 часа

Общее представление об имени числительном как части речи. Количественные и порядковые числительные, их различие во вопросам и функции. Разряды числительных по структуре. Употребление числительных в речи.

Наречие – 4 часа

Наречие, вопросы к наречиям. Образование наречий от имен прилагательных. Роль наречий в предложении. Употребление наречий в речи.

«Повторение» – 9 часов

 

V. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ  ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

1 класс

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды

деятельности учащихся

Первые дни ребенка в школе.

3

Обводить и раскрашивать рисунки, штриховать; сравнивать линии по величине, количеству и направлению. Выполнять задания, ориентируясь на образец, контролировать выполнение упражнения. Выполнять каллиграфические тексты: самостоятельно копировать образец предложения, делить его на слова. Овладевать знаково-символической деятельностью: составлять устные высказывания, «записывать» их с помощью рисунков, пиктограмм или условных знаков (с помощью учителя).

Печатать элементы букв, обводить печатные буквы. Писать элементы письменных букв, находить элементы букв  в предметной картинке. Чётко писать прямые вертикальные наклонные по пунктирным линиям. Копировать образцы с элементами букв. Проводить анализ графических образцов букв. Различать слово и предложение по их функциям (без терминологии), назначению. Оформлять начало и конец предложения с ориентировкой на модель предложения. Записывать сообщение с помощью графической схемы. Переводить устные сообщения в предложения, записывать их с помощью схем.  

1.

Путешествие в страну знаний. Ты школьник. Безопасность в школе.

1

2.

Школьные принадлежности. Работа в паре.

1

3.

Культура поведения. Выход из спорной ситуации.Правила штриовки.

1

Письмо. Подготовительный период.

30

4.

Новые друзья. Дорога в школу. Первое задание.

1

5.

На уроке. Что в центре круга.

1

6.

Большие и маленькие. Сравни.

1

7.

Сравни. Каких цветов больше.

1

8.

 Направление. Найди короткий путь.

1

9.

Чем похожи? Где чей домик? Лото. Найди пару.

1

10.

У речки. Сколько? Столько. Целое и часть. На компьютере.

1

11.

Часть и целое. Целое из частей.

1

12.

 «Головоломки». Овал.

1

13.

В квартире. «Весёлые превращения».

1

14.

Сравни дома. В магазине одежды.

1

15.

В походе. На отдыхе.

1

16.

На коньках. Контуры и силуэты.

1

17.

На волнах. Морское путешествие.

1

18.

На лугу. Мы рисуем.

1

19.

Под грибом. Сравни и подумай.

1

20.

Мы – спортсмены. Выбирай.

1

21.

Кто построил домики? Сравни и подумай.

1

22.

Рассмотри и расскажи. В гости к бабушке.

1

23.

Распиши посуду. Наличники.

1

24.

Расшитые полотенца. Лоскутное одеяло.

1

25.

 Прогулка в парк. Знаки в городе.

1

26.

Подбери пару. Разгадай секрет. Подумай и  сравни.

1

27.

Подумай и  сравни.

1

28

В спортивном зале. Догадайся.

1

29.

На велосипедах. Собери машину.

1

30.

Проверь себя.

1

31.

Подумай и  сравни.

1

Писать элементы букв, строчные и заглавные буквы, соединения букв. Объяснять алгоритм написания буквы. Писать обобщённые графические элементы букв. Подписывать изученные буквы под звуковыми схемами. Различать согласные и гласные звуки, обозначать согласные звуки на схеме условными знаками и буквами. Делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.

Переносить слова со строки на строку по слогам. Писать слова с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу, с непроверяемыми написаниями. Различать формы строчных, прописных букв. Анализировать графические элементы букв согласных звуков.

Ориентироваться на строке  при написании букв,  писать буквы на строке с использованием опор (точек, наклонных линий и др.). Писать элементы букв, строчные и прописные буквы, соединения букв, слова. Различать строчные и заглавные буквы. Объяснять алгоритм написания букв. Списывать с рукописного и печатного текста  с соблюдением гигиенических правил письма, графических и орфографических требований. Правильно называть элементы букв. Сравнивать элементы букв. Сравнивать печатную и письменную букву. Находить элементы в написании строчных и прописных букв. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанные буквы, их соединение с исходным, первоначальным написанием и образцом. Проговаривать слова по слогам при их записи.  Списывать слова и предложения, обводить слова по пунктирным линиям.

Правильно выполнять соединения букв. Писать слова, элементарные предложения. Обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака (угол — уголь). Анализировать графическую форму изучаемых букв. Писать слова с разделительными мягким и твёрдым знаками. Писать соединения букв, слова, предложения. Объяснять различия звуков и букв. Изображать слово с помощью модели. Объяснять происхождение слов «азбука» и «букварь».

Формулировать (с помощью учителя) основную мысль текстов. Списывать и записывать под диктовку небольшие предложения с соблюдением норм каллиграфии. Применять самоконтроль.

32

Повторение-мать учения.

1

33.

Проверь себя.

1

Букварный период. «Мой алфавит»-1

32

34.

Знакомство с тетрадью «Мой алфавит».

Заглавная и строчная буквы А, а.

1

35.

Заглавная и строчная буквы О,о

1

36.

Строчная и заглавная буква Уу.

1

37.

Строчная и заглавная буква И,и

1

38.

Строчная буква ы.

1

39.

Звук [э], буквы Э э.

1

40.

Повторение изученных букв.

1

41.

Буква Мм заглавная и строчная.

1

42.

Буква с строчная.

1

43.

Буква С заглавная.

1

44.

Буква н строчная. Буква Н заглавная.

1

45.

Буква Лл строчная и заглавная.

1

46.

Письмо слияний с изученными буквами.

1

47.

Заглавная и строчная буквы Т,т

1

48

Письмо слов с изученными буквами.

1

49

Буква к строчная.

1

50

Буква К заглавная.

1

51

Повторение. Загадки слов.

1

52

Повторение. Буквенная мозаика.

1

53

Письмо слияний с изученными буквами.

1

54

Заглавная и строчная буквы Р,р

1

55

Заглавная и строчная буквы В,в

1

56

Заглавная и строчная буквы П,п

1

57

Заглавная и строчная буквы Г,г

1

58

Повторение изученных букв.

1

59

Сравнение звуков [г], [г’] и [к], [к’].

1

60

Закрепление написания изученных букв Р, П, Г, К.

1

61

Буква Ё,ё в начале слова и после гласных.

1

62

Буква Е,е в начале слова.

1

63

Буквы е, ё после согласных.

1

64

Повторение изученного о буквах Е,е и Ё,ё

1

65

Повторение. Буквенная мозаика.

1

Букварный период. «Мой алфавит»-2

42

66

Заглавная и строчная буквы Б,б

1

67

Сравнение парных звуков [б], [б’] и [п], [п’].

1

68

Повторение изученных букв.

1

69

Заглавная и строчная буквы З,з

1

70

Парные звуки [з], [с ] и [з’], [c’].

1

71

Повторение изученных букв.

1

72

 Строчная буква д.

1

73

Заглавная буква Д

1

74

Сравнение парных звуков [д], [т ] и [д’], [т’].

1

75

Строчная буква ж.

1

76

Заглавная буква Ж.

1

77

Правописание буквосочетания жи.

1

78

Повторение изученных букв.

1

79

Написание слов с изученными буквами.

1

80

 Буквы Я, я в начале слова и после гласных.

1

81

Буквы Я, я после согласных.

1

82

Составление и написание слов вида мал-мял.

1

83

Повторение изученных букв.

1

84

Заглавная и строчная буквы Х, х.

1

85

Буква Ь – показатель мягкости согласных.

1

86

Заглавная и строчная буквы Й,й

1

87

Буква Йй заглавная и строчная. Повторение.

1

88

Написание слов с изученными буквами.

1

89

Строчная буква ю.

1

90

Заглавная буква Ю.

1

91

Буква ю после согласных как указатель мягкости этих звуков.

1

92

Заглавная и строчная буквы Ш,ш.

1

93

Повторение изученных букв.

1

94

Буквосочетания ЖИ-ШИ.

1

95

Заглавная и строчная буквы Ч,ч. Буквосочетания ча.

1

96

Строчная буква щ.

1

97

Заглавная буква Щ.

1

98

Написание слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу.

1

99

Заглавная и строчная буквы Ц,ц.

1

100

Строчная буква ф.

1

Пользоваться словарём при написании слов с непроверяемыми безударными звуками, писать слова в соответствии с изученными орфографическими правилами. Обозначать мягкие согласные условными знаками на схемах несложных слов и буквами и, я, е, ё, ь — на письме. Оформлять предложения на письме. Составлять предложение по картинке. Определять количество слов в предложении. Отличать предложение от набора слов. Выделять предложения из речи, оформлять их. Записывать предложение, графически правильно оформлять его начало и конец. Составлять простые предложения по рисунку (серии рисунков), определять количество слов в предложении. Объединять слова в предложения, устанавливать их связь в предложении. Определять в тексте количество предложений и записывать их. Определять последовательность предложений в деформированном тексте.

101

Заглавная буква Ф.

1

102

Разделительные Ъ и Ь знаки.

1

103

Повторение изученного о буквах Ъ и Ь. 

1

104

Буквенная мозаика. Алфавит.

1

105

Повторение изученных букв.

1

106

Алфавит. Письмо основных элементов букв.

1

107

Письмо линий с закруглением внизу.

1

Послебукварный этап. Пропись «Пишу красиво».

11

108

Письмо коротких линий с закруглением внизу.

1

109

Письмо коротких линий с закруглением внизу и вверху.

1

110

Письмо коротких линий с петлей внизу и вверху. Запись предложений.

1

111

Письмо овалов и полуовалов. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных.

1

112

Письмо овалов и полуовалов. Правописание имен собственных. Правописание слов с сочетаниями жи – ши.

1

Использовать в речи слова речевого этикета.

Выбирать обращение к собеседнику в зависимости от ситуации общения. Отрабатывать навыки культурного ведения диалога. Целесообразно использовать жесты, мимику при ведении диалога.

Строить собственные высказывания о любви к родному языку после прочтения высказываний о русском языке, художественных произведений, пословиц и поговорок.

Различать устные и письменные формы общения, сравнивать их. Понимать и объяснять различия между устной и письменной речью, решать проблемные ситуации по рисункам. Оформлять предложения на письме и в устной речи (заглавная буква в начале и знак препинания в конце предложения, интонация завершённости)

Находить слова и выражения, помогающие выразить свою мысль и достичь

нужной цели общения. Участвовать в диалоге, выслушивать собеседника, высказывать своё мнение. Составлять воображаемые диалоги с героями произведений. Давать характеристику ситуации общения. Различать в слове его звуковую сторону (внешнюю) и значение (внутреннюю). Объяснять смысл, значение используемых в речи слов.

Сравнивать и различать слово и предмет, подбирать к одному предмету несколько слов-названий, по-разному характеризующих его. Объединять слова в группы на основе их значения (по тематическим признакам).

Понимать необходимость обогащения словаря. Использовать слова различных тематических групп.

Употреблять заглавную букву в написании имён собственных. Придумывать и записывать слова — имена собственные и нарицательные, классифицировать, давать группам слов общее название. Объяснять этимологию русских фамилий, кличек животных (простейшие случаи). Сравнивать предметы, называемые одним многозначным словом, находить в них общее.  Объяснять значение многозначного слова в конкретных примерах его употребления. Сравнивать синонимы и антонимы по значению и по звучанию. Использовать словари синонимов и антонимов. Распределять слова по группам на основе их основного значения и вопроса. Находить в тексте слова — названия предметов, названия признаков и названия действий. Составлять группы слов, объединённых общими признаками, записывать вопросы, на которые они отвечают (какой? что делает? кто? что?). 

Понимать и объяснять роль звуков в различении слов. Называть буквы в алфавитном порядке.

Делить слова на слоги, опираясь на количество гласных звуков в слове. Объяснять различие между словом и слогом. Обозначать на письме мягкость и твёрдость согласных звуков. Записывать слова в алфавитном порядке. Писать буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу. Находить в текстах слова с изучаемыми орфограммами.  Озаглавливать текст. Пересказывать текст по вопросам. Различать слова с разделительным мягким знаком и без него. Писать диктанты с известными орфограммами без ошибок, использовать приёмы учебной деятельности — контроль, коррекцию. Отличать предложение от слова. Составлять и записывать предложение на определённую тему (о школе, детях, маме, природе). Оформлять предложения на письме (писать заглавную букву в начале, ставить точку в конце, делать пробелы между словами). Списывать небольшой текст без ошибок, проверять, оценивать работу.

113

Письмо овалов и полуовалов. Правописание разделительного мягкого и твердого знака.

1

114

Письмо длинных линий с закруглением внизу и вверху. Правописание слов с сочетаниями жи – ши,ча-ща.

1

115

Письмо длинных линий с закруглением внизу и вверху. Правописание имен собственных.

1

116

Письмо длинных линий  с петлей. Правописание слов с сочетаниями.

1

117

Упражнения в написании слов и предложений. Обозначение мягкости согласных гласными буквами.

1

118

Письмо слогов, слов и предложений.

1

Систематический русский язык

45

В мире речевого общения

4

119

Работа над ошибками. Вводный урок по курсу русского языка.

1

120

В мире общения. Цели и формы общения.

1

121

В мире общения. Родной язык  - средство

общения.

1

122

В мире общения. Смысловая сторона русской речи.

1

Слово и его значение

7

123

Слово, его роль в нашей речи.

1

124

Слово и его значение. Слово как средство создания образа.

1

125

Урок развития речи. Слово как средство создания образа.

1

126

Имена собственные и нарицательные. Правописание имён

собственных. Словарный диктант.

1

127

Работа над ошибками. Правописание имен собственных. Омонимы.

1

128

Слова с несколькими значениями.

1

129

Слова, близкие по значению (синонимы).

1

Группы слов

130

 Слова, противоположные по значению (антонимы).

1

131

Знакомство с разными группами слов. Предмет и слово как название

1

132

Слова, отвечающие на вопросы кто? и что?

1

133

Слова-признаки.

1

134

Слова-действия.

1

135

Из  старинных учебников.

1

Звуки и буквы. Алфавит

2 ч

136

Звуки и буквы.

1

137

Алфавит.

1

Гласные звуки. Согласные звуки

138

Гласные звуки. Обозначение их буквами.

1

139

Согласные звуки. Обозначение их буквами.

1

140

Согласные звуки. Закрепление.

1

Слоги. Перенос слов.  Ударение

9 ч

141

Слоги.

1

142

Деление слов на слоги.

1

143

Перенос слов.

1

144

Перенос слов. Закрепление.

1

145

Ударение.

1

146

Контрольный диктант.

1

147

Работа над ошибками.Ударение. Закрепление.

1

148

Орфоэпическая норма языка. Словарь «Говори правильно».

1

149

Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами.

1

Твердые и мягкие согласные звуки

150

Твердые и мягкие согласные звуки на письме.

1

151

Работа над ошибками.  Мягкость согласных звуков с помощью букв е, е, и, ю, я.

1

Правописание буквосочетаний

152

Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щy.

1

153

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щy.

1

Разделительный мягкий  и твердый знак

154

Разделительный мягкий знак. Словарный диктант.

1

155

Работа над ошибками. Разделительный

твёрдый знак.

1

Звонкие и глухие согласные

156

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами.

1

157

Звонкие и глухие согласные звуки и обозначение их буквами.

1

158

Закрепление по теме: «Звонкие и глухие согласные звуки».

1

От слова к предложению. От предложения к тексту

159

От слова к предложению.

1

160

Знаки препинания в конце предложения.

1

161

Отличие слова от предложения. Знаки препинания в конце предложения.

1

162

Текст. Отличие предложения от текста.

1

163

Отличие предложения от текста.

1

164

Закрепление по теме: «Отличие предложения от текста».

1

165

Закрепление по теме: «Знаки препинания в конце предложения»

1

Планируемые результаты изучения курса в 1 классе

Личностные:

Обучающийся  получит возможность:

  1. Осмыслить позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
  2. Осмыслить значение общения для передачи и получения информации;
  3. Формировать уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского народа  и как к государственному языку;
  4. Формировать интерес к языковой и речевой деятельности, осваивать правила общения;
  5. Получать представление о многообразии  окружающего мира и  духовных традициях русского народа;
  6. Получать представление о этических чувствах (доброжелательности,  сочувствия, сопереживания, миролюбия, терпения и т.д.);
  7. Получать первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  8. Формировать потребность  к творческой  деятельности.

Метапредметные:

Обучающийся получит возможность для формирования УУД:

  1. Принимать и сохранять цель  и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
  2. Высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
  3. Проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу  осваиваемой деятельности (опираясь на
    предложенный алгоритм (узелки на память);
  4. Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий,  вносить соответствующие коррективы;
  5. Целенаправленно слушать учителя и одноклассников, участвовать в обсуждении и  решении познавательных задач;
  6. Ориентироваться в учебнике  и использовать условные обозначения при освоении материала урока;
  7. Осуществлять под руководством учителя  поиск нужной информации; 
  8. Понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
  9. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица,  схема) под руководством учителя;
  10. Понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;
  11. Преобразовывать информацию, полученную из рисунка ( таблицы, модели) в  словесную форму под руководством учителя;
  12. Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  13. Составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме, обсуждать ее участвуя в диалоге, соблюдая правила бесконфликтного общения;
  14.  осуществлять   сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); 
  15. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  16. Использовать собственный опыт в решении познавательных задач.
  17. Слушать собеседника и понимать речь других;
  18. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста)
  19. Принимать участие в диалоге; 
  20. Задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
  21. Принимать участие в работе парами и группами;
  22. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  23. Признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
  24. Оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

Предметные результаты:

  1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения
  3. Русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
  4. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека;
  5. Владение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

Требования к уровню подготовки учащихся к концу 1 класса

Учащиеся должны знать:

Все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).

Учащиеся должны уметь:

  • вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
  • различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
  • правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;
  • знать способы их буквенного обозначения;
  • обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и мягким знаком;
  • определять место ударения в слове;
  • вычленять слова из предложений;
  • чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;
  • правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
  • грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3-5слов, написание которых не расходится с произношением;
  • употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;
  • устно составлять 3-5 предложений на определённую тему;
  • знать гигиенические правила письма;
  • правильно писать формы букв и соединения между ними;
  • уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение.

       

VI.  ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Учебное оборудование.

1.1. Портативный программно – технический комплекс учителя и учеников (к.20)

1. 2. Графический планшет (к.20)

1. 3.  Мобильный проектор

1. 4.  Магнитная доска.

2. Мультимедийное оборудование

2. 1  Интегрированная творческая среда для начальной школы ПервоЛого (к.20)

2. 2  Тренажер для обучению письму и чтению.  Живое слово. Кликер5 (к.20)

2.3. Персональный компьютер учителя

2.4  Персональные компьютеры (12шт.) (к.20)

2.5  Интерактивная игра «Учим буквы. Учимся читать»

2.6. Электронная версия. Энциклопедия «Кирилл и Мефодий» (к.21, к. 17)

2.7. Сборник на дисках «Литература для детей» (к.20)

3. Дидактический материал

3. 1. Демонстрационный материал к урокам обучения грамоте

3. 2. Перфокарты

4. Библиотечный фонд

4.1 Обучение грамоте (обучение письму)

Климанова, Л. Ф. «Рисуй, думай, рассказывай».  Рабочая тетрадь. 1 класс / Л. Ф.  Климанова, А. В. Абрамов,  – М. : Просвещение, 2015.

Климанова, Л. Ф. «Мой алфавит».  Прописи. 1 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов. – М.: Просвещение, 2015.

Климанова, Л. Ф. « Пиши красиво». Рабочая тетрадь. 1 класс / Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов. – М.: Просвещение, 2015.

4. 2 Русский язык

Климанова, Л. Ф. Русский язык: учебник для общеобразовательных учреждений.

1 класс / Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. – М. : Просвещение, 2015.

Климанова, Л. Ф. Русский язык. Рабочая тетрадь.1 класс : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. Ф. Климанова. – М. : Просвещение, 2015.

4.3. Дополнительная литература

Климанова, Л. Ф. Русский язык. 1 класс: методическое пособие/ Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. – М. : Просвещение, 2013

Климанова, Л. Ф. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1–4 классы / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. – М.: Просвещение, 2014.

4.4. Интернет-ресурсы

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». – Режим доступа : http://www.gramota.ru

Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/urok

Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193

Детские электронные презентации. – Режим доступа :http://www.viki.rdf.ru

Азбука для малышей с картинками. – Режим доступа : http://bomoonlight.ru/azbuka/index.html



Предварительный просмотр:

Русский язык

Календарно-тематическое планирование

1 класс

№ урока

Дата проведения

Раздел.

Тема.

Кол-во

ча

сов

Фор

мы конт

роля

Исполь

зование ИКТ

Приме

чание

пла

нир.

фак

тич.

Первые дни ребенка в школе.

3

1.

02.09

Путешествие в страну знаний. Ты школьник. Безопасность в школе.

1

2.

03.09

Школьные принадлежности. Работа в паре.

1

3.

04.09

Культура поведения. Выход из спорной ситуации.Правила штриовки.

1

Письмо. Подготовительный период.

30

4.

07.09

Новые друзья. Дорога в школу. Первое задание.

1

Электр.

презен

5.

08.09

На уроке. Что в центре круга.

1

6.

09.09

Большие и маленькие. Сравни.

1

7.

10.09

Сравни. Каких цветов больше.

1

8.

11.09

 Направление. Найди короткий путь.

1

9.

14.09

Чем похожи? Где чей домик? Лото. Найди пару.

1

10.

15.09

У речки. Сколько? Столько. Целое и часть. На компьютере.

1

11.

16.09

Часть и целое. Целое из частей.

1

12.

17.09

 «Головоломки». Овал.

1

13.

18.09

В квартире. «Весёлые превращения».

1

14.

21.09

Сравни дома. В магазине одежды.

1

Электр.

презен

15.

22.09

В походе. На отдыхе.

1

16.

23.09

На коньках. Контуры и силуэты.

1

17.

24.09

На волнах. Морское путешествие.

1

18.

25.09

На лугу. Мы рисуем.

1

19.

28.09

Под грибом. Сравни и подумай.

1

20.

29.09

Мы – спортсмены. Выбирай.

1

21.

30.09

Кто построил домики? Сравни и подумай.

1

22.

01.10

Рассмотри и расскажи. В гости к бабушке.

1

23.

02.10

Распиши посуду. Наличники.

1

24.

05.10

Расшитые полотенца. Лоскутное одеяло.

1

25.

06.10

 Прогулка в парк. Знаки в городе.

1

26.

07.10

Подбери пару. Разгадай секрет. Подумай и  сравни.

1

Электр.

презен

27.

08.10

Подумай и  сравни.

1

28

09.10

В спортивном зале. Догадайся.

1

29.

12.10

На велосипедах. Собери машину.

1

30.

13.10

Проверь себя.

1

31.

14.10

Подумай и  сравни.

1

32

15.10

Повторение-мать учения.

1

33.

16.10

Проверь себя.

1

Букварный период. «Мой алфавит»-1

32

34.

19.10

Знакомство с тетрадью «Мой алфавит».

Заглавная и строчная буквы А, а.

1

35.

20.10

Заглавная и строчная буквы О,о

1

36.

21.10

Строчная и заглавная буква Уу.

1

37.

22.10

Строчная и заглавная буква И,и

1

38.

23.10

Строчная буква ы.

1

39.

26.10

Звук [э], буквы Э э.

1

40.

27.10

Повторение изученных букв.

1

41.

28.10

Буква Мм заглавная и строчная.

1

Электр.

презен

42.

29.10

Буква с строчная.

1

43.

30.10

Буква С заглавная.

1

2 четверть

44.

09.11

Буква н строчная. Буква Н заглавная.

1

45.

10.11

Буква Лл строчная и заглавная.

1

46.

11.11

Письмо слияний с изученными буквами.

1

47.

12.11

Заглавная и строчная буквы Т,т

1

48

13.11

Письмо слов с изученными буквами.

1

49

16.11

Буква к строчная.

1

50

17.11

Буква К заглавная.

1

51

18.11

Повторение. Загадки слов.

1

52

19.11

Повторение. Буквенная мозаика.

1

53

20.11

Письмо слияний с изученными буквами.

1

54

23.11

Заглавная и строчная буквы Р,р

1

55

24.11

Заглавная и строчная буквы В,в

1

56

25.11

Заглавная и строчная буквы П,п

1

57

26.11

Заглавная и строчная буквы Г,г

1

58

27.11

Повторение изученных букв.

1

59

30.11

Сравнение звуков [г], [г’] и [к], [к’].

1

Электр.

презен

60

01.12

Закрепление написания изученных букв Р, П, Г, К.

1

61

02.12

Буква Ё,ё в начале слова и после гласных.

1

62

03.12

Буква Е,е в начале слова.

1

63

04.12

Буквы е, ё после согласных.

1

64

07.12

Повторение изученного о буквах Е,е и Ё,ё

1

65

08.12

Повторение. Буквенная мозаика.

1

Букварный период. «Мой алфавит»-2

42

66

09.12

Заглавная и строчная буквы Б,б

1

Электр.

презен

67

10.12

Сравнение парных звуков [б], [б’] и [п], [п’].

1

68

11.12

Повторение изученных букв.

1

69

14.12

Заглавная и строчная буквы З,з

1

70

15.12

Парные звуки [з], [с ] и [з’], [c’].

1

71

16.12

Повторение изученных букв.

1

72

17.12

 Строчная буква д.

1

73

18.12

Заглавная буква Д

1

74

21.12

Сравнение парных звуков [д], [т ] и [д’], [т’].

1

75

22.12

Строчная буква ж.

1

76

23.12

Заглавная буква Ж.

1

77

24.12

Правописание буквосочетания жи.

1

78

25.12

Повторение изученных букв.

1

79

28.12

Написание слов с изученными буквами.

1

80

29.12

 Буквы Я, я в начале слова и после гласных.

1

3 четверть

81

13.01

Буквы Я, я после согласных.

1

82

14.01

Составление и написание слов вида мал-мял.

1

83

15.01

Повторение изученных букв.

1

84

18.01

Заглавная и строчная буквы Х, х.

1

85

19.01

Буква Ь – показатель мягкости согласных.

1

86

20.01

Заглавная и строчная буквы Й,й

1

Электр.

презен

87

21.01

Буква Йй заглавная и строчная. Повторение.

1

88

22.01

Написание слов с изученными буквами.

1

89

25.01

Строчная буква ю.

1

90

26.01

Заглавная буква Ю.

1

91

27.01

Буква ю после согласных как указатель мягкости этих звуков.

1

92

28.01

Заглавная и строчная буквы Ш,ш.

1

93

29.01

Повторение изученных букв.

1

94

01.02

Буквосочетания ЖИ-ШИ.

1

95

02.02

Заглавная и строчная буквы Ч,ч. Буквосочетания ча.

1

96

03.02

Строчная буква щ.

1

97

04.02

Заглавная буква Щ.

1

98

05.02

Написание слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу.

1

99

08.02

Заглавная и строчная буквы Ц,ц.

1

100

09.02

Строчная буква ф.

1

101

10.02

Заглавная буква Ф.

1

102

11.02

Разделительные Ъ и Ь знаки.

1

103

12.02

Повторение изученного о буквах Ъ и Ь. 

1

Электр.

Презен.

104

22.02

Буквенная мозаика. Алфавит.

1

105

24.02

Повторение изученных букв.

1

106

25.02

Алфавит. Письмо основных элементов букв.

1

107

26.02

Письмо линий с закруглением внизу.

1

-

Послебукварный этап. Пропись «Пишу красиво».

11

108

29.02

Письмо коротких линий с закруглением внизу.

1

109

01.03

Письмо коротких линий с закруглением внизу и вверху.

1

110

02.03

Письмо коротких линий с петлей внизу и вверху. Запись предложений.

1

111

03.03

Письмо овалов и полуовалов. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных.

1

112

04.03

Письмо овалов и полуовалов. Правописание имен собственных. Правописание слов с сочетаниями жи – ши.

1

113

07.03

Письмо овалов и полуовалов. Правописание разделительного мягкого и твердого знака.

1

114

09.03

Письмо длинных линий с закруглением внизу и вверху. Правописание слов с сочетаниями жи – ши,ча-ща.

1

Электр.

презен

115

10.03

Письмо длинных линий с закруглением внизу и вверху. Правописание имен собственных.

1

116

11.03

Письмо длинных линий  с петлей. Правописание слов с сочетаниями.

1

117

14.03

Упражнения в написании слов и предложений. Обозначение мягкости согласных гласными буквами.

1

118

15.03

Письмо слогов, слов и предложений.

1

Систематический русский язык

47

В мире речевого общения

4

119

16.03

Работа над ошибками. Вводный урок по курсу русского языка.

1

120

17.03

В мире общения. Цели и формы общения.

1

121

18.03

В мире общения. Родной язык  - средство

общения.

1

122

21.03

В мире общения. Смысловая сторона русской речи.

1

Слово и его значение

7

123

22.03

Слово, его роль в нашей речи.

1

124

23.04

Слово и его значение. Слово как средство создания образа.

1

125

24.03

Урок развития речи. Слово как средство создания образа.

1

126

25.03

Имена собственные и нарицательные. Правописание имён

собственных. Словарный диктант.

1

Электр.

презен

4 четверть

127

04.04

Работа над ошибками. Правописание имен собственных. Омонимы.

1

128

05.04

Слова с несколькими значениями.

1

129

06.04

Слова, близкие по значению (синонимы).

1

Группы слов

6

130

07.04

 Слова, противоположные по значению (антонимы).

1

131

08.04

Знакомство с разными группами слов. Предмет и слово как название

1

132

11.04

Слова, отвечающие на вопросы кто? и что?

1

133

12.04

Слова-признаки.

1

134

13.04

Слова-действия.

1

135

14.04

Из  старинных учебников.

1

Звуки и буквы. Алфавит

2

136

15.04

Звуки и буквы.

1

137

18.04

Алфавит.

1

Электр.

презен

Гласные звуки. Согласные звуки

3

138

19.04

Гласные звуки. Обозначение их буквами.

1

139

20.04

Согласные звуки. Обозначение их буквами.

1

140

21.04

Согласные звуки. Закрепление.

1

Слоги. Перенос слов.  Ударение

9

141

22.04

Слоги.

1

142

25.04

Деление слов на слоги.

1

143

26.04

Перенос слов.

1

144

27.04

Перенос слов. Закрепление.

1

145

28.04

Ударение.

1

146

29.04

Контрольный диктант.

1

Итог

147

02.05

Работа над ошибками.Ударение. Закрепление.

1

148

03.05

Орфоэпическая норма языка. Словарь «Говори правильно».

1

149

04.05

Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами.

1

Твердые и мягкие согласные звуки

2

Электр.

презен

150

05.05

Твердые и мягкие согласные звуки на письме.

1

151

06.05

Работа над ошибками.  Мягкость согласных звуков с помощью букв е, е, и, ю, я.

1

Правописание буквосочетаний

2

152

10.05

Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щy.

1

153

11.05

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щy.

1

Разделительный мягкий  и твердый знак

2

154

12.05

Разделительный мягкий знак. Словарный диктант.

1

155

13.05

Работа над ошибками. Разделительный

твёрдый знак.

1

Текущ

Звонкие и глухие согласные

3

156

16.05

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами.

1

157

17.05

Звонкие и глухие согласные звуки и обозначение их буквами.

1

158

18.05

Закрепление по теме: «Звонкие и глухие согласные звуки».

1

От слова к предложению. От предложения к тексту

159

19.05

От слова к предложению.

1

160

20.05

Знаки препинания в конце предложения.

1

161

23.05

Отличие слова от предложения. Знаки препинания в конце предложения.

1

162

24.05

Текст. Отличие предложения от текста.

1

163

25.05

Отличие предложения от текста.

1

164

Закрепление по теме: «Отличие предложения от текста».

1

165

Закрепление по теме: «Знаки препинания в конце предложения»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа"  включает в себя предметн...

Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"

УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....

Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)

Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...

рабочая программапо физической культуре

рабочая программа по физической культуре 1 класс...

рабочая программапо физической культуре 3

рабочая программа по физической культуре...

Программапо спортивно – оздоровительному направлению «Чудо-ритм»

Программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению "Чудо - ритм"...

Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению  «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...