Технологическая карта урока "Состав слова. Приставка. Значения приставок."
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Шилина Оксана Сергеевна

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Состав слова. Приставка. Значения приставок." (2 урок). С использованием технологической карты, в которой указаны:

- этапы урока;

- содержание учебного материала каждого этапа;

- деятельность обучающихся;

- деятельность учителя;

- формы, методы и приёмы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_urok_po_rus.yaz_.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель

Шилина Оксана Сергеевна, МОУ СОШ № 5 г. Серпухов

Цель темы

Создать условия для ознакомления учащихся со значениями приставок, развития умений находить приставку в слове, образовывать однокоренные слова с приставками, выделять изученные части слова.

Тип урока

Урок развития умений и навыков (2урок).

Планируемый результат

Личностные умения  

 Вырабатывают элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного моментов изучения русского языка.

Метапредметные  умения

Познавательные умения

Анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных признаков.

Осуществляют подведение фактов языка под понятие на основе выделения существенных признаков.

Регулятивные умения

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

Учитывают правило (алгоритм) в планировании способа решения.

Коммуникативные умения

Участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности.

Приходят к общему решению, строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи.

Предметные умения

Знают определение приставки, умеют находить ее в слове и правильно обозначать.

Знают о различных лексических значениях приставок.

Имеют представления об антонимах.

 

Основные понятия

Приставка, лексические значения приставок, состав слова, антонимы.

Межпредметные связи

Литературное чтение, развитие речи.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник, рабочая тетрадь.

Видеофильм «Шишкина школа. Русский язык. Приставка».

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в малых группах.

Технологическая карта урока «Состав слова. Приставка. Значения приставок» (3класс).

Этапы урока

Содержание учебного материала каждого этапа

Деятельность обучающихся

Деятельность

учителя

Формы, методы и приемы

I. Организационный момент.

Цель – настроить на позитивную коллективную работу, положительную мотивацию учения.

Приветствует учащихся.

Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Создает эмоциональный настрой на работу.

Фронтальная.

Создание ситуации успеха.

Слово учителя.

II. Чистописание

Цель – выработка каллиграфического почерка.

-Выполните по образцу письмо слова «компьютер».

Выполняют письмо по образцу.

Организует письмо по образцу.

Фронтальная, индивидуальная.

Практический.

Письмо.

III. Проверка домашнего задания.

Цель – осуществить проверку домашнего задания.

-Прочитайте предложения, которые вы составили.

-Прочитайте глаголы и назовите приставки.

-Для чего служат приставки?

Отвечают на вопросы учителя.

Управляет диалогом.

Фронтальная.

Учебный диалог.

Беседа.

IV. Актуализация знаний

Цель – повторить знания, необходимые для осмысления новой информации

-Предлагаю вам выполнить  тест.

1.Какая часть слова называется приставкой?

А) Часть слова, которая изменяется и служит для связи слов в предложении.

Б) Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

В) Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

2. Как обозначается приставка? (Нарисовать значок).

3.В каком слове есть приставка?

А) Домашний.

Б) Настольный.

В) Полосатый.

Самостоятельно выполняют работу, сдают ее на проверку.

Организует выполнение теста.

Индивидуальная.

Тест.

V. Постановка цели.

Цель – подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

-Посмотрите видеофильм «Шишкина школа»

-Какую роль играет приставка в слове? (Придает словам разные лексические значения).

-Сформулируйте тему урока.

Просматривают видеофильм «Шишкина Школа. Русский язык. Приставки»

Организует просмотр видеофильма «Шишкина Школа. Русский язык. Приставки»

Коллективная.

Видеометод.

Беседа.

VI. Усвоение новых знаний и способов действий.

Цель – ознакомить со значением приставок.

1. Работа с учебником стр.86 упр.157.

Физкультминутка

2. Работа с учебником стр.86 упр.156.

-Найдите приставки в словах каждого словосочетания, попробуйте объяснить, какое лексическое значение вносит приставка в каждом случае.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

-Некоторые приставки имеют противоположное значение.

-Поупражняйтесь в подборе слов с приставками с противоположным значением, выполняя упр.156.

Отвечают на вопросы упр.157. Комментируют свои действия.

Выполняют письменно упр.

Выполняют движения под руководством учителя.

Работая в парах, подбирают приставки с противоположным значением.

Контролирует правильное выполнение

упр. в тетради.

Осуществляет профилактику утомления.

Контролирует выполнение задания.

Фронтальная.

Практический.

Чтение, беседа.

Коллективная.

Практический.

Коллективная.

Работа в парах.

Практический.

Чтение, беседа.

VII. Закрепление знаний и способов действий.

Цель – закрепить умение образовывать новые слова  при помощи приставок и выделять приставки в словах

Игра с приставками.

-Я буду называть только приставки, а вы догадайтесь, что нужно сделать. -Представьте, что вы стоите перед домом. Я вам говорю: в-! Что вы делаете? (Входим в дом)

-А если я скажу: у- (уходим от дома), об- (обходим дом), от- (отходим от дома).

-Какой же вывод можно сделать из игры? (У каждой приставки свое значение).

Образуют новые слова, проговаривают их  и контролируют себя.

Контролирует верность ответов.

Индивидуальная.

Познавательная игра.

Беседа.

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

Цель – подвести итог урока.

-Что нового узнали о приставках?

-Для чего служат приставки в слове?

-Закончите предложения:

1. Урок помог мне ….

2.Для меня было сложным …

3.Мне понравилось …

Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока.

Контролирует верность ответов, управляет осмыслением новой информации

Фронтальная.

Словесный.

Беседа.

IX. Домашнее задание.

Цель – правильная запись домашнего задания.

-Выполнить упр.159 на стр.87.

-Расскажите родителям о приставке, поделитесь с ними своими знаниями.

Слушают учителя, делают записи.

Комментирует задание, проверяет понимание его выполнения.

Фронтальная.

Словесный.

Чтение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарный план урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Приставка как значимая часть слова. Лексическое значение приставок»

Сценарный план урока по русскому языку в 3 классе по теме : "Приставка как значимая часть слова. Лексическое значение приставок"...

Технологическая карта урока по теме "Правописание приставок и предлогов"

В данном материале дана технологическая карта урока русского языка в 3 классе, (1 урок по теме), УМК "Школа России". Прилагаются образцы карточек для индивидуальной и парной работы....

Сценарный план урока русского языка в 3 классе по теме: «Приставка как значимая часть слова. Лексическое значение приставок»

Урок русского языка в 3 классе по теме "Приставка как значимая часть слова.Лексическое значение приставок"...

Технологическая карта урока русского языка «Значение слова» (УМК "Начальная школа XXI века"); 2 класс

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование умения самостоятельно толковать значение слова и выделять слова с общим элементом значения.Задачи урока:Дидактические:1....

Технологическая карта урока русского языка "Правописание приставок", 4 класс (УМК "Школа России", В. П. Канакина)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока: «Правописание приставок. Закрепление»Тип урока: урок рефлексииЦель урока: закрепление у учащихся представлений о правописании приставо...

Технологическая карта урока "Правописание суффиксов и приставок"

Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления с суффиксами и приставками, обучения нахождению суффиксов и приставок  в письменной речи. Планируемые результатыПредметные:получат...