Технологическая карта урока "Правописание суффиксов и приставок"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Алексеева Кристина Алексеевна

Цели деятельности учителя:

создать условия для ознакомления с суффиксами и приставками, обучения нахождению суффиксов и приставок  в письменной речи.

 

Планируемые результаты

Предметные:

  1. получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека;
  2. научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и проверять написанное

 

Личностные:

  1. развивать творческое отношение к процессу обучения;
  2. применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структура урока «Открытие нового знания»

Дата: 07.12.23                                                                                                  ФИО учителя: Грачева Нина Павловна

Школа: МКОУ «Шемахинская СОШ»                                                                                                 ФИ студента: Алексеева Кристина

Класс: 3                                                                                                                                                     ФИО методиста: Ткаченко Екатерина Александровна

Кабинет: №9 

КОНСПЕКТ УРОКА МДК 01.02 Русский язык с методикой преподавания

Тема:   Правописание суффиксов и приставок

Цели деятельности учителя:

создать условия для ознакомления с суффиксами и приставками, обучения нахождению суффиксов и приставок  в письменной речи.

Планируемые результаты

Предметные:

  1. получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека;
  2. научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и проверять написанное

Личностные:

  1. развивать творческое отношение к процессу обучения;
  2. применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник 3 класс В. П. Канакина, В. Г. Горецкий УМК Школа России, проектор, презентация


Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1-2 мин

Проверка готовности к уроку.

Доброе утро, ребята! Меня зовут, Кристина Алексеевна сегодня я проведу у вас  урок русского языка. Присаживайтесь!

Приветствие.

Л: формировать умения принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать мотивы учебной деятельности; формировать личностный смысл учения

II. Актуализация знаний и мотивация

3-4 мин

Давайте вспомним что проходили на прошлом уроке.

Расскажите что вы проходили на прошлом уроке?

Ответы на вопросы

П: развивать умения ориентироваться в своей системе знаний

III. Постановка учебной задачи

4-5 мин

Выпишите сначала приставки, а потом суффиксы.

Ость, еньк, над, под, по, на, про, ик, ек, чик, тель, за.

Что нужно знать чтобы правильно писать приставки и суффиксы

?

Кот…к

Почему возникло затруднение?

У вас на партах лежат конверты со словами. Достаньте их. Прочитайте слова. Какой частью речи они являются?

На какие 2 группы их можно разделить?

Разделите слова в 2 столбика. Назовите суффиксы в каждой паре.

На какие ещё группы их можно разделить?

Назовите слова 1 столбика, потом 2 столбика.

Что вы заметили? Что происходит с гласной суффикса?

Кто сформулирует правило?

Проверка по учебнику.

Ответы учеников

Есть суффиксы ек и ик

Р: выполнять учебные действия в письменной форме

Л: адекватно воспринимать предложения учителя

IV. Открытие нового знания

 7-8 мин

  1. Наблюдения над ролью приставок в словах

- Прочитай текст, Ваня.

Мы рисовали коллективную работу. Я нарисовал снеговика. Коля подрисовал ему нос, а Таня вырисовывала глазки. Маша срисовала из книги снежинки. А Оля дорисовала фон.

- Выпишите из текста глаголы.

- Какие глаголы вы выписали? Что вы заметили? Какие это слова?

- Чем отличаются эти глаголы? Выделите в них корень. При помощи какой части слова изменяется значение слов?

-Выделите приставку в словах.

- Что такое приставка?

  1. Работа по учебнику. Работа в парах.

Страница 124, упр. 239.

- Ребята, сейчас мы будем работать в парах. Вспомните правила работы в парах.

- Молодцы, выполним упражнение 239 на странице 124,

- Настя, прочитай, что нам нужно выполнить в этом упражнении.

- Дети, определите, какие из данных значимых частей являются суффиксами, а какие приставками? (устно)

-Молодцы, посмотрите на слайд, вы всё правильно распределили

- Ребята, сели красиво, покажите мне ваши умные глазки, настраиваемся на дальнейшую работу.

-Теперь приступим к работе в парах. Мы с вами разделимся на 2 варианта. 1 вариант подбирают слова с суффиксами, суффиксы должны быть те, которые нам даны в упражнении. А 2 вариант подбирают слова с приставками, приставки также должны быть те, которые нам даны в упражнении.

- Молодцы! Эту работу я проверю тогда, когда вы мне сдадите тетради, и я поставлю вам соответствующую оценку.

- Что нужно сделать, чтобы правильно обозначить буквой безударный гласный звук в приставке или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе?

-Умнички, закрепим тему нашего сегодняшнего урока правилом на странице 124, прочитай, пожалуйста, Маша.

Выполняют задания. Отвечают на вопросы.

Внимательно слушают

Л: проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

П: научиться находить омонимы в устной и письменной речи.

V.Первичное закрепление во внешней речи

4-5 мин

-Ребята, посмотрите на слайд, слова потеряли свои схемы и просят нас о помощи, давайте поможем словам!

Слова: рассвет, храбрецы, разумный, поездка, весточка, предобрый.

1 схема: рассвет, предобрый.

2 схема: разумный, поездка.

3 схема: храбрецы, весточка.

- Молодцы! А теперь составьте предложение с любым из этих слов.

Учитель выбирает предложение из предложенных учениками предложениями.

- Запишите предложение, подчеркните грамматическую основу, и какой частью речи является подлежащее и сказуемое.

Ответы учащихся.

Выполняют

задания

Л: адекватно воспринимать критику учителя и товарищей по исправлению ошибок

П: уметь выяснять лексическое значение слов.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

4-5 мин

- Сейчас мы поиграем в игру «Поймай словечко» и таким образом узнаем, кто усвоил правило. Я буду называть слова, 1-й вариант будет записывать слова с суффиксом –ик-, а 2-й вариант с суффиксом –ек-. Суффиксы выделить. (Слова: коврик, замочек, прутик, клубочек, барашек, лучик, кармашек, билетик, сыночек.)

- Проверим.  

-Кто не допустил ни одной ошибки?

- Кто допустил 1 ошибку? Две? Оцените работу.

Выполняют задание, проводят взаимопроверку

П: работа со словарем.

Л: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач

VII. Включение в систему знаний

7-8 мин

Ребята, у вас на столах лежат карточки, вам нужно списать словосочетания и дописать по смыслу подходящие приставки и выделить их.

Спишите, допишите подходящие по смыслу приставки.

..бежал первым, ..шёл в дом, ..ехал из города, ..копаляму.

- Ребята, заканчиваем работу, записываем последнее словосочетание.

Выполняют задание.

Р: обработка информации, осознанное и правильное чтение и написание.

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

2-3 мин

Теперь ребята предлагаю оценить свою работу на уроке. Выберите нужный смайл и приклейте его в тетрадь на полях  в конце работы.

 Запишите домашнее задание упр243 стр126

Отвечают на вопросы

Записывают домашнее задание

Оценивают свою работу на уроке.

П: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Р:  оценивают собственную

деятельность

на уроке.

Л: проявляют интерес к предмету, стремятся

к приобретению новых знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по русскому языку. Тема:Роль суффиксов в слове. Определение суффикса. 2 класс "Школа 2100"

Технологическая карта по теме: Роль суффиксов в слове. Определение суффикса. Для 2 класса.Технологическая карта развернутая, написана по всем требованиям ФГОС НОО....

Технологическая карта к уроку русский язык в 3 классе по теме "Правописание суффиксов и приставок"

Данная технологическая карта предназначена для урока русского языка по УМК "Школа России". С целью решения частных задач, так же организовать деятельность учащихся по закреплению знаний и умений осозн...

Конспект урока. 3 класс. Тема: "Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы –ек ,-ик".

Конспект урока по русскому в 3 классе. Тема "Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ек, ик"....

Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ик, -ек Конспект урока по русскому языку в 3 классе

организовать деятельность учащихся по закреплению знаний и умений осознанного написания слов с безударной гласной и парным по глухости-звонкости согласным в корне слов, приставке и суффиксах. П...

Технологическая карта урока " Суффикс и его роль в слове"

Методическая разработка урока русского языка по программе" Школа 2100"...

Технологическая карта к уроку русский язык в 3 классе Правописание суффиксов и приставок

Технологическая карта к уроку русский язык в 3 классе Правописание суффиксов и приставок...