Технологическая карта урока " Суффикс и его роль в слове"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Иглина Алла Валентиновна

Методическая разработка урока русского языка по программе" Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablitsa.docx32.91 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Суффикс и его роль в слове»

УМК «Школа 2100» (авторы – Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)

Учебный предмет

русский язык

Класс

3 класс

Цели урока

Образовательные:1) Закрепить знания о корне, приставке, суффиксе, окончании.

                                2) Углубить представления о значениях суффикса в слове.

                                3)Формировать навыки грамотного письма.

                                4) Обогащать словарный запас учащихся.

Развивающие:       1)Развивать наблюдательность, орфографическую зоркость, логику,  

                                внимание.  

                               2)Развитие чувства языка на основе выявления смысловых оттенков

                                  (уменьшительности, ласкательности), вносимых суффиксами в общее

                                  значение слова.

                               

Воспитательные:  1)Содействовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.

                                2)Прививать интерес к русскому языку.

Технологии, методы

проблемно-диалогическое обучение; технология деятельностного метода; поисковый метод; метод построения алгоритма; метод упражнений;

Основные понятия, термины

суффикс, форма слова, родственные слова, словообразовательная функция, значение слова

Тип урока

открытие нового знания

Планируемый результат

Предметные:

    Находить в словах суффикс.

    Различать суффикс как часть слова,  

    образующие новые слова.

    Определять значение суффикса.

Личностные:

    Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности  

    учебной деятельности.

    Проявлять интерес к наблюдениям за языком и его использованием

    в речи.

Метапредметные:

     Регулятивные:

     Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью

     учителя.

     Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

     Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения

     на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

     Познавательные:

    Уметь ориентироваться в своей системе знаний.

     Находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать

     Информацию из одной формы в другую.

     Составлять ответы на вопросы, работать по алгоритму.

     Коммуникативные:

      Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать

      и обосновывать свое мнение,  дополнять и контролировать друг

      друга.

     

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

фронтальная, групповая, в парах,индивидуальная

Книгопечатная продукция: Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева « Русский язык», 3класс ( ч.1), предметные картинки, демонстрационные материалы (опорные схемы),карточки для индивидуальной работы.

Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска.

Технология обучения

Этапы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые метапредметные результаты(УУД)

I.  Организационный момент

Проверяет готовность к уроку, выдерживая паузу; устанавливает эмоциональный контакт.

Игра «Улыбка»

 -Я вижу, что у вас хорошее настроение и  вы готовы к открытиям на уроке  русского языка.  

Включаются в ситуацию урока; настраиваются на совместную работу.

По цепочке передают друг другу улыбку.

Регулятивные : умение мобилизовать свои силы для работы

Коммуникативные: слушать и понимать речь других

II. Языковая разминка

Картинный диктант 

Учитель показывает рисунки предметов.

- Запишите название предмета и ещё одно однокоренное слово, обозначьте орфограммы.

- Проверьте себя.

-Прочитайте однокоренные слова, которые вы записали самостоятельно.

- При помощи какой части слова образовали эти слова?

  • Записывают слова  топор-топорик, корзина-корзиночка, карандаш-карандашный, лимон-лимонник, стакан – подстаканник и обозначают орфограммы.

  • Проверяют свою работу по демонстрационным карточкам

  • Читают вслух слова и отвечают на вопросы:

-Эти слова образовались с помощью суффикса.

Регулятивные:

контролировать и оценивать свои действия, вносить

коррективы в их выполнение

Познавательные:

- уметь подбирать

родственные слова;

– отличать

родственные слова

от слов одной

семантической

группы, от слов

с омонимичными

корнями;

Коммуникативные:

- понятно и обстоятельно выражать свои мысли

III.  Актуализация изученного

- Догадайтесь, какая часть слова так о себе рассказала: «С моей помощью совершаются превращения. В слове я стою справа от корня. Иногда в слове нас может быть два и даже три»

 -Правильно, это суффикс.

-Попробуйте сформулировать тему урока.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

 -Так рассказал о себе суффикс.                                                                                                                                                                                                                                                                

  • Формулируют тему урока.

 

Регулятивные : уметь находить части слова: окончание , основа, корень по алгоритму.

Познавательные:

- уметь извлекать информацию из схем;

- анализ объектов с целью выделения.

Коммуникативные: сотрудничать в группе, паре.

IV. Постановка учебной проблемы, её формулирование

-Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?                                                                                                                              

-Итак, мы сегодня на уроке…(озвучивают вместе  цели урока )                                                                                                             

- закрепим знания о суффиксе и узнаем о его роли в слове;

- научимся различать суффикс и часть корня;

- будем образовывать новые слова с помощью суффикса;

- будем учиться работать дружно, прислушиваться к мнению товарищей.

- Где нам могут  пригодиться знания о суффиксе?

Работа с демонстрационной таблицей.  

- Прочитайте слова.

-  Что у них общего?

-А чем они отличаются?

- Что обозначает каждое слово?

-Спишите слова, выделите в них окончания и основу, а затем корень.

-Какое явление в корне можно наблюдать?

-Какую работу в словах выполнил суффикс?  

- Одинаковое или разное значение у этих слов?

 - Какую же роль ещё сыграл суффикс?  Что он изменил?

       

 Высказывают предположения о целях урока.

  • Вместе с учителем формулируют и озвучивают цели урока

  • Высказывают мнения:
  • -чтобы правильно писать слова;

       -чтобы научиться разбирать слова по составу

 Сравнивают и высказывают мнение:

  • -Слова имеют одинаковый корень.  Во всех словах говорится о реке, но смысл, вложенный в каждое слово,  отличает их друг от друга.
  • Записывают слова:

река

речушка

реченька

речная (рыба)

  • Выделяют в словах основу и окончание, затем корень.
  • - Корень  -рек-, -реч-.

  • - В корне можно наблюдать чередование согласных.

- Благодаря суффиксу образовались новые слова.

  • - Значение слов разное.

  • Вывод: Суффикс служит не только  для образования новых слов, но и изменяет значение слова.

Регулятивные: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

Познавательные:           фиксировать затруднение, отличать новое от уже известного;

- формулирование проблемы.

Коммуникативные:

- сотрудничать в совместном решении проблемы;

- высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать.

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания), формулирование правила( определения).

- Расскажите всё, что вы знаете о суффиксе по опорной схеме:

СУФФИКС – это….

                     

                      - находится…

                     

                     -   служит…

                     

                     - изменяет…                                                                                                    

  • Учащиеся рассказывают о суффиксе:

  • СУФФИКС  - это часть слова;

- находится в основе слова за корнем;

- служит для образования новых слов;

- изменяет значение слова

Регулятивные: уметь определять  и формулировать учебную проблему с помощью учителя.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные:

-стремиться к более точному выражению собственного мнения

VI. Развитие умений- применение нового знания 

Откройте  учебник на странице 131. Прочтите и объясните  задание к упражнению 194

-Это упражнение будем выполнять  с комментированием.

 

-Следующее упражнение  №195 вы выполните самостоятельно.   Прочтите и объясните  задание к упражнению 195

 - Как назовут эту книгу гномик, мальчик и великан? Одинаковой ли она им кажется?

-Запишите, как они её назовут. Разберите слова по составу.

-Сверьте  свою работу с образцом.                                                                                                                                          

Проверяем правильность выполнения задания по образцу на доске.

- У кого не было ошибок при выполнении?

-Какие ошибки были допущены?

Индивидуальная работа по карточкам (приложение 1)

Самопроверка по проверочным листам на доске

 

  Анализ выполнения самостоятельной работы.

–Какие задания  не вызвали затруднений?                                                                                             - Что далось с трудом?                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Открывают учебники, читают задание и объясняют, как будут выполнять упражнение

  • Выписывают слова с уменьшительно–ласкательными суффиксами, объясняют, какое значение вносят суффиксы в эти слова, разбирают слова по составу.

  • Самостоятельно выполняют задание в тетради.

Сравнивают записанные предложения с образцом.

Анализируют выполненную работу.

Индивидуальная работа по

карточкам

Самопроверка и самооценка

Анализируют выполненную работу

Регулятивные: проявлять самостоятельность и инициативу

Познавательные: на основании наблюдений делать умозаключения.

- слушать и понимать речь других.

Коммуникативные:

- работая по плану сверять свои действия с целью и, при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;

- уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- сотрудничать в совместном решении проблемы;

- высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать.

VII. Итог урока

-Наш урок подходит к концу.

- Что нового узнали на уроке?

Какие цели мы ставили в начале урока? Насколько их достигли?

Дополните предложения на доске.

Мне понравилось на уроке…

Мне удалось…

Я хочу поблагодарить… за…

Я могу похвалить себя за…

  • Формулируют выводы, сделанные на уроке.
  • Учащиеся делают вывод по достижению поставленных целей.
  • Анализируют учебную деятельность

Регулятивные:

- давать оценку собственной деятельности на уроке

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждения;

- умение работать по алгоритму.

Коммуникативные:

- полно и точно выражать свои мысли

VIII. Домашнее задание

по выбору: упр. 6 или  7  с.140

Записывают домашние задание в дневник.

Регулятивные:

- работать по предложенному плану, инструкции

Познавательные:

- знать определение понятия суффикса

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других

Приложение 1.                                                      

Найди слова с суффиксами, обозначь суффикс в словах.

1 вариант

вода

воды

водица

водичка

водяной

водопад

Самооценка

Оценка учителя

Найди слова с суффиксами, обозначь суффикс в словах.

2 вариант

снег

снега

снежок

снежная

снежинки

снегопад

Самооценка

Оценка учителя


                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Тема урока Суффикс и его роль в слове.

Данный урок является вторым в разделе "Суффикс" по программе "Школа 2100". Автор учебника Р.Н. Бунеев. Ознакомение со словообразовательной ролью суффиксов в русском языке; закрепление умений распознав...

Русский язык. Тема урока Суффикс и его роль в слове.

Данный урок является вторым в разделе "Суффикс" по программе "Школа 2100". Автор учебника Р.Н. Бунеев. Ознакомение со словообразовательной ролью суффиксов в русском языке; закрепление умений распознав...

технологическая карта урока русского языка 2 класс "Корень слова. Однокоренные слова"

технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...

Технологическая карта урока. Русский язык. 2 класс. "Корень слова. Однокоренные слова".

Технологическая карта урока русского языка. 2 класс "Школа России" .Тема: "Корень слова. Однокоренные слова"....

Технологическая карта урока русского языка «Школа России» "Правописание слов с суффиксами – ек, - ик "

Технологическая карта урока русского языка «Школа России»  "Правописание слов с суффиксами – ек, - ик "...

Технологическая карта урока русского языка на тему: «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова».

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов  в нашем языке;Планируемые результаты:Предметные:Знать: понятия ...

Технологическая карта урока по русскому языку «Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы»

Разработка урока по русскому языку 2 класс, УМК «Перспективная начальная школа». Изучение нового материала по теме «Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы»...