Технологическая карта к уроку русский язык в 3 классе по теме "Правописание суффиксов и приставок"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

 Лилия

Данная технологическая карта предназначена для урока русского языка по УМК "Школа России". С целью решения частных задач, так же организовать деятельность учащихся по закреплению знаний и умений осознанного написания слов с безударной гласной и парным по глухости-звонкости согласным в корне слов, приставке и суффиксах.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта к уроку русский язык в 3 классе,

составлена учителем начальных классов Мунасиповой Л.Т.

 УМК: «Школа России»

Тип  урока: урок решения частных задач

Тема: Правописание суффиксов и приставок

Цель: организовать деятельность учащихся по закреплению знаний и умений осознанного написания слов с безударной гласной и парным по глухости-звонкости согласным в корне слов, приставке и суффиксах.

Учебные задачи:

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование положительного  отношения  к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, уважения, внимательности к окружающим.

2.Учебные задачи, направленные  на достижение метапредметных результатов обучения:

  • коммуникативных УУД:
  • формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
  • формирование умения   грамотно выстраивать речевые высказывания в устной форме;
  • развитие навыков сотрудничества в статичных  парах и группах сменного состава;
  • формировать умение работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов).
  • регулятивных УУД:
  • формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности,
  • формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
  • формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
  • познавательных УУД:
  • формирование навыков работы с учебной информацией;
  • формирование умения самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений с получением информации из учебной и научной литературы;
  • развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта и тех приращений, которые возникли в ходе коммуникации);
  • формирование способности решать проблемы поискового характера;
  • формирование умения работать с ИКТ;

3.Учебные задачи,  направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • включение учащихся в деятельность по актуализации знания о правописании частей слова;
  • создание условий для отработки учащимися умения находить в словах и правильно обозначать буквами безударные гласные или парные по глухости-звонкости согласные звуки в корне, суффиксе или приставках на письме;
  • включение учащихся в деятельность по формированию орфографической зоркости.

Оборудование урока: Проектор, экран, ноутбуки, электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык», карточки для групп, для игры «Разведчики».

Формы организации познавательной деятельности: работа в парах, групповая, дифференцированная, фронтальная, индивидуальная.

Прогнозируемый результат: учащиеся научатся находить в словах орфограммы; объяснять написание слов с изученными орфограммами; работать со словарями и памятками, с электронным приложением к УМК «Русский язык»; оценивать результаты выполненного задания.

Содержание взаимодействия педагога и учащихся

№ п/п

Этапы  урока

Деятельность  учителя

Деятельность  учащихся

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к деятельности.

Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.

Прозвенел звонок и смолк –

Начинается урок.

Все за парты тихо сели.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

формирование положительного  отношения  к процессу познания;

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

2.

Проверка домашнего задания.

Выявляет степень усвоения уч-ся заданного учебного материала.

- Какое задание выполняли дома?

- Что вы скажите о гласном звуке в приставке?

- Как пишутся приставки?

- Умение определять части слова, находить  в словах орфограммы понадобятся вам сегодня на уроке.

Отвечают на вопросы учителя, находят нужные слова, формулируют правила.

Упражнение  253. Списать пословицы, вставить подходящие по смыслу приставки.

-Осудит, рассудит, заварил, расхлебывай, заговорил, договаривать.

- Он безударный.

-Всегда одинаково, независимо от произношения.

Личностные:

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

Регулятивные:  формирование начальных форм рефлексии;

Познавательные:

- самостоятельное  выделение нужных слов и формулирование правил

Предметные: включение учащихся в деятельность по актуализации знания о правописании частей слова;

3.

Чистописание.

Письмо по памя-ти.

Предлагает записать число.

На доске запись: 

 _____   У заснеженной* реки

 ______  В снежном*переулке.

               Звонко носятся снежки*,

               Режут снег снегурки*.    

-Напишите по образцу.

-Чем интересны эти строки?

-Одно слово лишнее. Почему?  (Заснеженной)

-Что общего у слов снежки-снегурки?  ^

Развивают навык плавного, каллиграфически правильного письма.

Самостоятельно оценивают свою работу по критериям: «правильно», «красиво», «аккуратно».

Регулятивные:

- формирование начальных форм рефлексии: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

Предметные: включение учащихся в деятельность по формированию навыков каллиграфического письма

4.

Актуализация знаний. Целеполагание.

Лексико-орфографическая работа

Подводит детей к формулированию темы и задач урока.

 На слайде слова:

Ёлочка, холод, ель, захолодало.

- По какому признаку слова можно разделить на две группы?

- Запишите однокоренные слова через дефис. Выделите в них корень.

- Какая часть слова участвовала в образовании слов?

- Сформулируйте тему урока.

- Какие задачи будем решать?

Тема: Правописание суффиксов и приставок.

Задачи: находить в словах суффиксы и приставки, правильно обозначать буквами безударные гласные и парные по глухости-звонкости согласные звуки.

Учащиеся вступают в диалог и отвечают на поставленные вопросы,

записывают однокоренные слова, выделяют корни, приставки и суффиксы.

Учащиеся в сотворчестве с учителем формулируют тему и задачи урока.

Познавательные:

самостоятельное  выделение и формулирование познавательной цели

Регулятивные:  развитие умения учащихся обобщать, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы;

Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества, умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения в отношении предмета исследования;

Предметные: включение учащихся в деятельность по актуализации знания по изучаемой теме;

5.

Закрепление знаний и способов действий по теме: Правописание суффиксов и приставок

а) Работа над предложением.

б) Работа по учебнику упр. 254

Организует подводящий диалог, уточняет правило правописания приставок и суффиксов.

- Расшифруйте строчку из известной песни, заменив слова противоположными по смыслу:

Большой берёзе жарко летом.

(Слайд 1)

- Как называются слова противоположные по смыслу? Что может помочь в выполнении этого задания?

- Какие слова вы можете сразу заменить антонимами?  Составьте предложение.

-О каком празднике идет речь в этой песне?

Отрывок из этой песни находится в учебнике на с. 130, упр. 254.

- Прочитайте.

-В какой части слова пропущены буквы: в корне? В суффиксе? Объясните их написание.

Выполнение заданий.

Вступают в диалог, подбирают антонимы, используя словарь.

-Словарь антонимов

-Маленькой елочке холодно зимой.

Находят и отмечают наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.  

Записывают текст по памяти, осуществляют самопроверку.

Регулятивные: освоение доступных способов       изучения   (наблюдение, сравнение, классификация и др.) с получением информации из учебной литературы; формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

 Коммуникативные: умение слушать,    грамотно выстраивать речевые высказывания в устной форме;

Познавательные: самостоятельное  выделение  нужной информации;

развитие умения активно использовать   памятки и словари,

Предметные:  развитие орфографической зоркости, обогащение словарного запаса.

6.

Работа в группах. Игра «Разведчики»

Организует игру «Разведчики» с учетом ошибок, допущенных учащимися при выполнении предыдущих работ.

Детям раздаются карточки, на которых написано:

 ник, в, ист, лес, при, свет, под, ик и т.д.

У капитанов карточки со

схемами.

В результате получается 3 группы: «Приставка», «Корень»,  «Суффикс».

- Вспомним правила работы в группе:

Группой работайте,

Дружно, согласно,

Тогда все получится

Просто прекрасно.

А когда закончим дело,

Поднимаем руки смело.

- Критерии оценивания работ:

1. Справились с работой.

2. Работа выполнена  аккуратно.

3. Содержание соответствует заданию.

4. Выступали грамотно.

Подготавливает предметную среду для каждой группы.  Выполняет роль консультанта.

- Возьмите инструкционные карты и, следуя пунктам плана, начните работу.

Содержание групповой работы (см. Приложение)  

Вступают в диалог с одноклассниками, распределяются по группам.

Повторяют правила работы в группе.

Знакомятся с критериями оценивания.

Работают по инструкционной карте.

Обсуждают алгоритм действий для решения орфографических задач, используют его в практической деятельности

Записывают слова с заданной орфограммой. Объясняют, доказывают правильность написания слов с изученными орфограммами.

Работают с орфографическим словарём.

При необходимости помощи учителя поднимают знак: ?.

Осуществляют взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы и отчете о проделанной работе.

Личностные:

-формирование мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности в сотрудничестве с учителем и сверстниками; готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

Познавательные:

умение работать с информацией,   развитие операций мышления: сравнения, выделение нужного, обобщения, классификации;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные:

развитие умений работать в группах сменного состава, распределять роли и функции совместной деятельности;

формирование умения слушать и слышать, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее, ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

7

Отчет групп.

Самооценка и оценка проделанной работе.

Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями.

Отчитываются о проделанной работе, используя карточку-помощник.

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблем, интегрироваться в группу сверстников.

7

Контроль и оценка знаний.

-Ребята, давайте вспомним, какую цель мы поставили перед собой на уроке?

-Смогли ли мы её достичь?

Организует деятельность по проверке знаний .

Соотносят результат работы на уроке с целями и задачами, поставленными в начале урока.

Выполняют самостоятельную работу, проверяют и оценивают её.

Подводят итог

Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Коммуникативные:

- формировать умение работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (источников информации, материалов, инструментов).

Познавательные:

- самостоятельное решения проблем  поискового характера;  развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;  формирование умения работать с ИКТ;

Регулятивные:

формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности,

планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

8

Домашнее задание.

Проводит разбор домашнего задания, проводит  пояснения к упражнению, дает конструктивные задания

Выбрать  одно из заданий:

упр. 256. в учебнике списать, вставив пропущенные буквы,

составить свой текст – описание;

 

Записывают задание на дом, задают вопросы.

Личностные:

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения, выполненный творческий продукт; 

Регулятивные:

 - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;

Познавательные:

- преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

- самостоятельное формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные:

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе

9

Рефлексия.

Учитель предлагает детям оценить свое эмоциональное состояние.

Получают позитивный настрой от урока

Регулятивные:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

Личностные:

- умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку русского языкав 4 классе

Технологическая карта к уроку- путешествию русского языка по теме "Прошедшее время глагола"...

Технологические карты к урокам русского языка.4 класс.

В работе представлены технологическае карты уроков к теме "Части речи" (Повторение.)...

Технологическая карта к уроку русского языка, 2 класс, "Школа 2100"

Тема: Части слова. Корень.Тип урока: Развитие умений – применение знания.Место и роль урока в изучаемой теме: Первый урок в изучении темы «Части слова. Корень». Наблюдение над одноко...

технологическая карта к уроку русского языка 4 класс УМК "Гармония" по теме"Проверяе м знания, совершенствуем умения"

к уроку русского языка. 1 урок по теме"Проверяем знания, совершенствуем умения"...

Технологические карты к урокам русского языка 2 класс УМК "Перспектива"

Технологические карты в помощь учителю при составлении плана урока....

Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Что такое суффикс?"

Технологическая карта к уроку русского языка, 3 класс, "Школа России"...

Технологические карты к урокам русского языка 3 класс "Школа России"

Представленные технологические карты уроков по предмету " Русский язык" для обучающихся 3  класса, разработанны в соответствии с требованиями ФГОС. В картах отражены цели и задачи ...