Главные вкладки

    Технологическая карта к уроку русского языка, 2 класс, "Школа 2100"
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    Батурина Жанна Анатольевна

    Тема: Части слова. Корень.

    Тип урока: Развитие умений – применение знания.

    Место и роль урока в изучаемой теме: Первый урок в изучении темы «Части слова. Корень». Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

    Цель: Развитие умений находить однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока русского языка, УМК «Школа 2100», 2 класс

    Тема: Части слова. Корень.

    Тип урока: Развитие умений – применение знания.

    Место и роль урока в изучаемой теме: Первый урок в изучении темы «Части слова. Корень». Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

    Цель: Развитие умений находить однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.

    Планируемые результаты

    Предметные знания, предметные действия

    УУД

    регулятивные

    познавательные

    коммуникативные

    личностные

    Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.

    Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.

    Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть).

    Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

    Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

    Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

    Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

    Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

    Представлять информацию в виде схемы.

    Выявлять сущность, особенности объектов.

    На основе анализа объектов делать выводы.

    Обобщать и классифицировать по признакам.

    Ориентироваться на развороте учебника.

    Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

    Развиваем умение слушать и понимать других.

    Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

    Оформлять свои мысли в устной форме.

    Умение работать в паре.

    Выполнять правила этикета.

    Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

    Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

    Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    Этап урока

    Ход урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Формируемые УУД

    І 

    Организационный

    момент

    - Здравствуйте, ребята, посмотрите все ли у вас готово к уроку? Если чего-то нет, приготовьте.

    Организует обучающихся, контролирует их готовность к уроку.

    Приветствуют учителя.

    Самостоятельно организуют рабочее место, осуществляют самоконтроль.

    Личностные

    Регулятивные

    II

    Актуализация знаний.

    – Откройте тетрадь.

    – Что надо записать? (Дату)

    Комментированная запись числа.

    – Какую запись должны сделать дальше?

    – Напишите слова «Классная работа».

    Рассмотрим новый кадр на киноплёнке в учебнике перед

    упр. 116.

    – Чему удивился Петя Зайцев?

    – Что такое корень? (Подземная часть растения.)

    – Какое ещё значение слова корень вам известно? (Часть слова, есть и ещё значение слова корень, например, корень зуба, волоса, ногтя – внутренняя, находящаяся в теле часть чего-либо.)

    – Оказывается, у слова корень несколько значений. Вспомните, как называются такие слова. (Многозначными.)

    – Как вы думаете, какое значение слова корень нам больше всего интересно на уроке русского языка? (Корень слова.)

    Организует самостоятельную работу детей в тетрадях, побуждает к высказыванию собственного мнения.

    Выясняет, что дети знают по теме урока.

     

    Активизирует деятельность обучающихся через наводящие вопросы.

    Открывают тетради.

    Отвечают на вопросы учителя.

    Самостоятельно выполняют запись в тетради, опираясь на запись на доске.

    Отвечают на вопросы учителя.

    Высказывают собственное мнение.

    Делают вывод, опираясь на уже имеющиеся знания.

    Регулятивные

    Коммуникативные

    Познавательные

    Личностные

    III

    Формулирование проблемы, планирование деятельности

    – Сформулируйте тему урока и укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме. Составим план работы.

    После ответов учеников на доске появляется план:

    1. Что такое корень слова?

    2. Однокоренные слова.

    3. Значение корня.

    – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

    Актуализирует учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала.

    Формулируют тему урока, составляют общий план работы.

    Выслушивают иное мнение, делают выводы, высказывают свое мнение.

    Коммуникативные

    Регулятивные

    Познавательные

    IV

    Развитие умений – применение знаний

    1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня

    Работа на доске.

    Жил-был корень (сад). Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.

    На доске появляется «дерево», на нём однокоренные слова: сад, садик, посадить, посадка, садовник, садовый.

    Как-то много лет назад

    Посадили странный сад.

    Не был сад фруктовым –

    Был он только словом.

                             (Е. Измайлов)

    – Запишите эти слова. Как они называются? (Однокоренными.)

    – Что такое однокоренные слова? (Слова, у которых общий корень, значение которого присутствует во всех словах.)

    – Выделите корень значком.

    – Хотите сами стать такими садовниками? Посадим корень стол.

    Это слово, слово-корень

    Разрастаться стало вскоре.

    И плоды нам принесло –

    Стало много новых слов.

    – Каких? (Стол, столик, настольный, столовый, застолье.)

    – Как называются такие «расплодившиеся» слова? (Однокоренные.)

    – Проведём маленький эксперимент (опыт).

    – Назовите в этих словах только корень. Вы поняли, что означает это слово?

    – Покажите, как значение корня стол «присутствует» в других словах? Для этого объясните все однокоренные слова через корень (слово) стол. (Столик – маленький стол, настольный – стоящий (находящийся) на столе, столовый – нужный для стола, застолье – еда на столе.)

    – А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?

    – Без какой же части не бывает слова? (Без корня.)

    – Почему? (В корне заключён главный смысл слова, без корня слово не имеет смысла.)

    – Что выражает корень в однокоренных словах? (Общий смысл однокоренных слов.)

    – Посмотрите на план на доске и сделайте вывод: что такое корень? (Это главная часть слова.)

    – У однокоренных слов есть общая часть – один и тот же корень.

    – В корне заключён общий смысл однокоренных слов.

    – От него образуются («растут») другие слова.

    Учитель может добавить:

    – Такие словесные «деревья» однокоренных слов называются гнёздами (словообразовательными гнёздами.)

    – Сравните свои выводы с текстом в рамке учебника после упр. 117.

    – Что для вас было новым? Непонятным?

    2. Работа по учебнику

    Упр. 116 

    – Какая общая часть есть у этих слов?

    – Что общего у них в значении?

    – С каким словом они все связаны? Докажите это.

    – Какой корень «посадили» здесь?

    Упр. 117 

    3. Работа в Рабочей тетради

    Задание № 2, тема 9.

    – Назовите проверочное слово к слову л…пить.

    – Какую букву нужно написать в этом слове?

    – Какие слова являются проверочными для слова?

    – Какие из предложенных вариантов слов будут однокоренными?

    (Лепка, лепится.)

    4. Работа в группах

    – Докажите, что корень – главная часть слова. В этом поможет

    I группе – слово лес;

    II группе – слово дом.

    Подбирают однокоренные слова, закрывают корень, остаются части, смысл которых непонятен.

    5. – Докажите, что корень – общая часть однокоренных слов. В этом вам поможет «подсказка» после текста в рамке, вопрос 2. Найдите эту информацию и приведите доказательства, опираясь на слова город, пригород, городок.

    Вопросы к отвечающему ученику:

    – Что тебе нужно было сделать?

    – Удалось тебе выполнить задание?

    – Ты сделал всё правильно или были недочёты?

    – Ты составил всё сам или с помощью товарища?

    – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

    – Что мы сейчас делали?

    – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

    Побуждает обучающихся к общей работе на доске, к наблюдению и самостоятельной записи однокоренных слов в тетрадь.

    Выявляет имеющиеся знания.

    Побуждает к самостоятельным действиям.

    Побуждает к многократному проговариванию филологических терминов.

    Тренирует детей в выделении корня слова.

    Побуждает к высказыванию собственного мнения.

    Побуждает к самоконтролю.

    Формирует способность к выявлению места и причины затруднений в собственной деятельности.

    Побуждает к выполнению самостоятельной работы.

    Развивает умение находить общую часть однокоренных слов.

    Развивает умение находить корень и обозначать его в

    Словах, специальным знаком.

    Организует работу в микрогруппах.

    Побуждает обучающихся к выдвижению гипотез, высказываний, к анализу и синтезу однокоренных слов.

    Формирует способность поиска нужной информации для доказательства мнения в микрогруппе.

    Побуждает обучающегося к проведению самоанализа.

    Побуждает к высказыванию собственного мнения.

    Закрепляет умение делать вывод.

    Наблюдают за работой на доске.

    Самостоятельно записывают полученную информацию в тетрадь.

    Выслушивают иное мнение.

    Тактично высказывают собственное мнение.

    Проводят исследовательскую работу, в ходе которой делают выводы, с использованием филологических терминов.

    Самостоятельно сравнивают свой вывод с источником информации (учебником).

    Находят в тексте информацию, понятие

    Самостоятельно работают в тетрадях на печатной основе.

    Подбирают проверочные слова, опираясь на ранее полученные знания.

    Проводят исследовательскую работу, подбирают однокоренные слова к указанным.

    Опираясь на полученный список слов, в ходе наблюдения над которыми, проводят обмен мнениями.

    Объясняют свой выбор, опираясь на найденную информацию, высказывают общее мнение группы.

    Проводят самоанализ, выслушивают иное мнение.

    Делают общий вывод.

    Познавательные

    Регулятивные

    Коммуникативные

    Личностные

    V

    Итог урока

    – Найдите правильное определение корня.

    Белоснежка: «Корень – это общая часть всех слов».

    Буратино: «Корень – это главная часть предложения».

    Золушка: «Корень – это общая часть однокоренных слов». 

    – Что у вас получалось сегодня лучше всего?

    – В чём испытали затруднения?

    – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что?

    Организует самостоятельную работу по нахождению нужной информации.

    Побуждает к умозаключениям по теме урока.

    Побуждает к анализу урока, к самоанализу.

    Высказывают собственное мнение

    Проводят самоанализ собственной деятельности на уроке

    Познавательные

    Регулятивные

    Личностные

    Домашнее задание

    1. Задание № 2, тема 9 в Рабочей тетради.

    2. Упр. 100 («Дидактический материал»).

    Придумайте сказку про корень. (По желанию.)

    Организует и контролирует запись Д/З

    Самостоятельно записывают Д/З в дневник

    Регулятивные


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта к уроку русского языка во 2 классе по теме: «Слова с безударными гласными в корне слова» (по системе Л.В. Занкова) Тип урока: закрепление новых знаний

    Технологическая карта урока русского языка во 2 классеТема урокаСлова с безударными гласными в корне словаТип уроказакрепление новых знаний;      ЦельНаучить школьников ...

    Технологическая карта к уроку русского языка во 2 классе по теме: «Правописание безударных гласных в корне слова». УМК «Школа 2100»

    На уроке сформировать умение различать слова с безударными гласными в корне  слова;- подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными;- расширить словарный запас учащихся;-освоение уме...

    Технологическая карта к уроку русского языка в 3 классе ОП "Школа 2100" по теме: Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слова

    Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе 2100, тема:Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слова....

    Конспект урока, технологическая карта, презентация урока русского языка в 4-м классе «Склонение личных местоимений 1-го и 2 -го лица ед. и мн. ч.».

    Урок по технологии оценивания, критического мышления, информационно-коммуникационной технологии на системно-деятельностной основе обучения....

    Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе. УМК «Школа 2100». Тема урока: «Роль имён прилагательных…».

    Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме:"Роль имен прилагательных". Составлена по требованиям ФГОС, содержит кластер, разноуровневые задания, индивидуальный подход....

    Технологические карты к урокам русского языка 3 класс "Школа России"

    Представленные технологические карты уроков по предмету " Русский язык" для обучающихся 3  класса, разработанны в соответствии с требованиями ФГОС. В картах отражены цели и задачи ...

    Технологическая карта открытого урока русского языка. 2 класс "Школа России". Правописание парных согласных в корне слова

    Технологическая карта открытого урока с презентацией по теме "Правописание парных согласных в корне слова" 2 класс "Школа России".Первый урок по теме....