Технологическая карта к уроку русского языка, 2 класс, "Школа 2100"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Батурина Жанна Анатольевна

Тема: Части слова. Корень.

Тип урока: Развитие умений – применение знания.

Место и роль урока в изучаемой теме: Первый урок в изучении темы «Части слова. Корень». Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

Цель: Развитие умений находить однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка, УМК «Школа 2100», 2 класс

Тема: Части слова. Корень.

Тип урока: Развитие умений – применение знания.

Место и роль урока в изучаемой теме: Первый урок в изучении темы «Части слова. Корень». Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

Цель: Развитие умений находить однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.

Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.

Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть).

Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Представлять информацию в виде схемы.

Выявлять сущность, особенности объектов.

На основе анализа объектов делать выводы.

Обобщать и классифицировать по признакам.

Ориентироваться на развороте учебника.

Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Развиваем умение слушать и понимать других.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Умение работать в паре.

Выполнять правила этикета.

Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Этап урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

І 

Организационный

момент

- Здравствуйте, ребята, посмотрите все ли у вас готово к уроку? Если чего-то нет, приготовьте.

Организует обучающихся, контролирует их готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

Самостоятельно организуют рабочее место, осуществляют самоконтроль.

Личностные

Регулятивные

II

Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

Рассмотрим новый кадр на киноплёнке в учебнике перед

упр. 116.

– Чему удивился Петя Зайцев?

– Что такое корень? (Подземная часть растения.)

– Какое ещё значение слова корень вам известно? (Часть слова, есть и ещё значение слова корень, например, корень зуба, волоса, ногтя – внутренняя, находящаяся в теле часть чего-либо.)

– Оказывается, у слова корень несколько значений. Вспомните, как называются такие слова. (Многозначными.)

– Как вы думаете, какое значение слова корень нам больше всего интересно на уроке русского языка? (Корень слова.)

Организует самостоятельную работу детей в тетрадях, побуждает к высказыванию собственного мнения.

Выясняет, что дети знают по теме урока.

 

Активизирует деятельность обучающихся через наводящие вопросы.

Открывают тетради.

Отвечают на вопросы учителя.

Самостоятельно выполняют запись в тетради, опираясь на запись на доске.

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают собственное мнение.

Делают вывод, опираясь на уже имеющиеся знания.

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Личностные

III

Формулирование проблемы, планирование деятельности

– Сформулируйте тему урока и укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме. Составим план работы.

После ответов учеников на доске появляется план:

1. Что такое корень слова?

2. Однокоренные слова.

3. Значение корня.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

Актуализирует учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала.

Формулируют тему урока, составляют общий план работы.

Выслушивают иное мнение, делают выводы, высказывают свое мнение.

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

IV

Развитие умений – применение знаний

1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня

Работа на доске.

Жил-был корень (сад). Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.

На доске появляется «дерево», на нём однокоренные слова: сад, садик, посадить, посадка, садовник, садовый.

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

                         (Е. Измайлов)

– Запишите эти слова. Как они называются? (Однокоренными.)

– Что такое однокоренные слова? (Слова, у которых общий корень, значение которого присутствует во всех словах.)

– Выделите корень значком.

– Хотите сами стать такими садовниками? Посадим корень стол.

Это слово, слово-корень

Разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

– Каких? (Стол, столик, настольный, столовый, застолье.)

– Как называются такие «расплодившиеся» слова? (Однокоренные.)

– Проведём маленький эксперимент (опыт).

– Назовите в этих словах только корень. Вы поняли, что означает это слово?

– Покажите, как значение корня стол «присутствует» в других словах? Для этого объясните все однокоренные слова через корень (слово) стол. (Столик – маленький стол, настольный – стоящий (находящийся) на столе, столовый – нужный для стола, застолье – еда на столе.)

– А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?

– Без какой же части не бывает слова? (Без корня.)

– Почему? (В корне заключён главный смысл слова, без корня слово не имеет смысла.)

– Что выражает корень в однокоренных словах? (Общий смысл однокоренных слов.)

– Посмотрите на план на доске и сделайте вывод: что такое корень? (Это главная часть слова.)

– У однокоренных слов есть общая часть – один и тот же корень.

– В корне заключён общий смысл однокоренных слов.

– От него образуются («растут») другие слова.

Учитель может добавить:

– Такие словесные «деревья» однокоренных слов называются гнёздами (словообразовательными гнёздами.)

– Сравните свои выводы с текстом в рамке учебника после упр. 117.

– Что для вас было новым? Непонятным?

2. Работа по учебнику

Упр. 116 

– Какая общая часть есть у этих слов?

– Что общего у них в значении?

– С каким словом они все связаны? Докажите это.

– Какой корень «посадили» здесь?

Упр. 117 

3. Работа в Рабочей тетради

Задание № 2, тема 9.

– Назовите проверочное слово к слову л…пить.

– Какую букву нужно написать в этом слове?

– Какие слова являются проверочными для слова?

– Какие из предложенных вариантов слов будут однокоренными?

(Лепка, лепится.)

4. Работа в группах

– Докажите, что корень – главная часть слова. В этом поможет

I группе – слово лес;

II группе – слово дом.

Подбирают однокоренные слова, закрывают корень, остаются части, смысл которых непонятен.

5. – Докажите, что корень – общая часть однокоренных слов. В этом вам поможет «подсказка» после текста в рамке, вопрос 2. Найдите эту информацию и приведите доказательства, опираясь на слова город, пригород, городок.

Вопросы к отвечающему ученику:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с помощью товарища?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Побуждает обучающихся к общей работе на доске, к наблюдению и самостоятельной записи однокоренных слов в тетрадь.

Выявляет имеющиеся знания.

Побуждает к самостоятельным действиям.

Побуждает к многократному проговариванию филологических терминов.

Тренирует детей в выделении корня слова.

Побуждает к высказыванию собственного мнения.

Побуждает к самоконтролю.

Формирует способность к выявлению места и причины затруднений в собственной деятельности.

Побуждает к выполнению самостоятельной работы.

Развивает умение находить общую часть однокоренных слов.

Развивает умение находить корень и обозначать его в

Словах, специальным знаком.

Организует работу в микрогруппах.

Побуждает обучающихся к выдвижению гипотез, высказываний, к анализу и синтезу однокоренных слов.

Формирует способность поиска нужной информации для доказательства мнения в микрогруппе.

Побуждает обучающегося к проведению самоанализа.

Побуждает к высказыванию собственного мнения.

Закрепляет умение делать вывод.

Наблюдают за работой на доске.

Самостоятельно записывают полученную информацию в тетрадь.

Выслушивают иное мнение.

Тактично высказывают собственное мнение.

Проводят исследовательскую работу, в ходе которой делают выводы, с использованием филологических терминов.

Самостоятельно сравнивают свой вывод с источником информации (учебником).

Находят в тексте информацию, понятие

Самостоятельно работают в тетрадях на печатной основе.

Подбирают проверочные слова, опираясь на ранее полученные знания.

Проводят исследовательскую работу, подбирают однокоренные слова к указанным.

Опираясь на полученный список слов, в ходе наблюдения над которыми, проводят обмен мнениями.

Объясняют свой выбор, опираясь на найденную информацию, высказывают общее мнение группы.

Проводят самоанализ, выслушивают иное мнение.

Делают общий вывод.

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

V

Итог урока

– Найдите правильное определение корня.

Белоснежка: «Корень – это общая часть всех слов».

Буратино: «Корень – это главная часть предложения».

Золушка: «Корень – это общая часть однокоренных слов». 

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что?

Организует самостоятельную работу по нахождению нужной информации.

Побуждает к умозаключениям по теме урока.

Побуждает к анализу урока, к самоанализу.

Высказывают собственное мнение

Проводят самоанализ собственной деятельности на уроке

Познавательные

Регулятивные

Личностные

Домашнее задание

1. Задание № 2, тема 9 в Рабочей тетради.

2. Упр. 100 («Дидактический материал»).

Придумайте сказку про корень. (По желанию.)

Организует и контролирует запись Д/З

Самостоятельно записывают Д/З в дневник

Регулятивные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку русского языка во 2 классе по теме: «Слова с безударными гласными в корне слова» (по системе Л.В. Занкова) Тип урока: закрепление новых знаний

Технологическая карта урока русского языка во 2 классеТема урокаСлова с безударными гласными в корне словаТип уроказакрепление новых знаний;      ЦельНаучить школьников ...

Технологическая карта к уроку русского языка во 2 классе по теме: «Правописание безударных гласных в корне слова». УМК «Школа 2100»

На уроке сформировать умение различать слова с безударными гласными в корне  слова;- подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными;- расширить словарный запас учащихся;-освоение уме...

Технологическая карта к уроку русского языка в 3 классе ОП "Школа 2100" по теме: Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слова

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе 2100, тема:Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слова....

Конспект урока, технологическая карта, презентация урока русского языка в 4-м классе «Склонение личных местоимений 1-го и 2 -го лица ед. и мн. ч.».

Урок по технологии оценивания, критического мышления, информационно-коммуникационной технологии на системно-деятельностной основе обучения....

Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе. УМК «Школа 2100». Тема урока: «Роль имён прилагательных…».

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме:"Роль имен прилагательных". Составлена по требованиям ФГОС, содержит кластер, разноуровневые задания, индивидуальный подход....

Технологические карты к урокам русского языка 3 класс "Школа России"

Представленные технологические карты уроков по предмету " Русский язык" для обучающихся 3  класса, разработанны в соответствии с требованиями ФГОС. В картах отражены цели и задачи ...

Технологическая карта открытого урока русского языка. 2 класс "Школа России". Правописание парных согласных в корне слова

Технологическая карта открытого урока с презентацией по теме "Правописание парных согласных в корне слова" 2 класс "Школа России".Первый урок по теме....