Главные вкладки

    Технологические карты к урокам русского языка 3 класс "Школа России"
    план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

    Арнаутова Светлана Викторовна

    Представленные технологические карты уроков по предмету " Русский язык" для обучающихся 3  класса, разработанны в соответствии с требованиями ФГОС. В картах отражены цели и задачи урока, намечены и запланированы универсальные учебные действия, которыми должны овладеть учащиеся в процессе урока.  Включение физкультминутки позволяет уделить внимание здоровьесбережению, путем снижения нагрузки на глаза, пальцы рук, осанку.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок 1
    ЗНАКОМСТВО С УЧЕБНИКОМ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

    Цель деятель-
    ности учителя

    Создать условия для ознакомления с учебником, его содержанием и структурой, для актуализации знаний учащихся о речи и ее значении в жизни человека, ознакомления с содержанием понятия «хорошая речь»

    Тип урока

    Постановка и решение учебных задач

    Планируемые
    образовательные результаты

    Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: понимать, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознавать единство и многообразие языкового и культурного пространства России, язык как основу национального самосознания; проявлять позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях,
    задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения комму-никативных задач.

    Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать
    в речевое общение, пользоваться учебником.

    Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками
    в разных ситуациях

    Методы и формы обучения

    Парная, фронтальная, индивидуальная

    Образовательные
    ресурсы

    1. Русский язык. Рабочие программы. 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций /
    В. П. Канакина, М. В. Бойкина, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко, Н. А. Федосова, В. Г. Горецкий. М.: Просвещение, 2014.

    2. Канакина В. П. Русский язык. 3 класс. Методическое пособие с поурочными разработками: пособие для учителей общеобразоват. организаций:  в 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2015.

    3. Канакина В. П. Русский язык. 3 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: в 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2015.


    Окончание табл.

    4. Канакина В. П. Русский язык. 3 класс: рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. организаций:
    в 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2015.

    5. Канакина В. П. Работа с трудными словами. 1–4 классы. М.: Просвещение, 2012.

    Оборудование

    Интерактивная доска, проектор (по возможности)

    Наглядно-
    демонстрационный материал

    Таблички со словарными словами (здравствуй, вместе), запись задач раздела, темы, пословиц по теме урока

    Основные понятия и термины

    Учебник (учебное пособие), рабочая тетрадь, авторы учебных пособий, условные обозначения, справочный
    материал, оглавление, правила обращения с учебными пособиями, раздел, тема урока. Речь, виды речи, значение речи в жизни человека, язык и речь, отличие языка и речи, «хорошая» речь. Тема и главная мысль текста (устная
    и письменная), лексическое значение слов, слова с непроверяемыми написаниями (словарные), орфограмма

    Организационная структура (сценарий) урока

    Этапы
    урока

    Обучающие и раз-вивающие компоненты, задания
    и упраж-
    нения

    Деятельность учителя

    Деятельность
    учащихся

    Формы
    организации взаимодействия
    на уроке

    Формируемые
    умения (универсальные учебные действия)

    Проме-
    жуточный
    контроль

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    I. Организационный момент

    Эмоциональная, психологическая

    Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, проводит работу по эмоциональной и психологической подготовке учащихся
    к предстоящей работе на уроке
    *

    Выражают
    приветствие.

    Готовят рабочее место

    Фрон-тальная.

    Индиви-дуальная

    Р** – владеют
    умением органи-зовывать рабочее место.

    Провер-ка готовности
    к уроку

     

    и мотива-ционная
    подготовка
    учащихся
    к уроку

    к уроку.
    Демонстрируют готовность к уроку

    Л  владеют умением эмоционально и психологически настраиваться на урок

    II. Знакомство
    с учеб-
    ником
    «Русский язык»

    Беседа

    по теме «Что изучает предмет “Русский язык”»

    – Перед вами лежит книга. Возьмите ее, рассмотрите, прочитайте название. Понравился ли вам сам учебник? Чем? Как называется книга?

    – У этой книги – особое назначение: она помогает учиться. Обратите внимание на оборотную сторону титула. Вы увидите, что эта книга –
    учебник.

    – Кто написал его для вас? Чтобы узнать это, откройте концевой титул и прочитайте имена, отчества и фамилии авторов учебника.

    – Рассмотрите условные обозначения. Найдите их на страницах учебника.

    – Откройте последние страницы учебника.
    Что на них размещено?

    – Ознакомьтесь с оглавлением книги. Какие
    темы по русскому языку вы уже изучали в 1
    и во 2 клас-сах? Как вы думаете, почему эти
    темы повторяются в 3 классе?

    Рассматривают учебник.

    – «Русский язык».

    – Всеслав Гав-рилович Горецкий, Валентина Павловна
    Канакина.

    – Справочный материал,
    оглавление.

    – В 3 классе
    закрепляются, углубляются
    и расширяют-

    Фрон-тальная.

    Индиви-дуальная

    П – ориентируются на страницах учебника, состав-ляют произвольное речевое вы-сказывание
    в устной форме,
    умеют извлечь
    существенную информацию
    из разных источ-ников (из рассказа учителя, мате-
    риала учебника, собственного жизненного опыта).

    Р – принимают
    и сохраняют учебную задачу.

    Правильное обращение
    с учебником и ра-бочей
    тетрадью

     

    Далее учитель акцентирует внимание учащихся на правилах обращения с учебным пособием
    (держать учебник в обложке, иметь закладку, листать за верхний правый уголок, пометки
    делать простым карандашом на полях учебника, при ненадоб-ности аккуратно удалять
    пометки ластиком).

    – Еще одним помощником на уроке и дома у вас
    будет рабочая тетрадь. Возьмите ее, рассмотрите. В ней вы будете выполнять дополнительные задания по изучаемым темам. Работать в тетради следует ручкой, вести записи аккуратно, подчеркивания делать простым карандашом

    ся знания,
    полученные
    в 1 и 2 классах

    К  умеют слушать, вести диа-

    лог, признавать возможность
    существования
    различных точек зрения на обсуж-даемый вопрос, излагать свое
    мнение, аргумен-тировать свою
    точку зрения.

    Л  проявляют эстетические
    качества

    III. Постановка
    учебной
    задачи

    Формулирование учебных задач
    на основе выдвиже-ния гипотез, предположений по названию раздела и тем

    – Откройте учебник на стр. 5–6. Прочитайте
    название раздела и темы урока.

    – Что означают слова, составляющие название
    темы?

    – Название
    раздела – «Язык и речь». Тема урока – «Наша речь
    и наш язык.
    Виды речи. Для чего нужен язык?».

    Ответы
    учащихся.

    Фрон-тальная.

    Индиви-дуальная

    П – извлекают
    необходимую информацию
    из высказываний одноклассников, сведений учителя, учебника.

    Р – ориентиру-ются в учебнике, осознают

     

    – Проверим ваши предположения. Прочитайте
    в учебнике на с. 5, что мы вспомним и что обсудим в ходе изучения темы.

    – Итак, основные вопросы, которые рассмотрим
    на уроке
    (задачи урока записываются на доске или проецируются при помощи проектора
    на интерактивную доску)
    :

    •  Речь, виды речи.

    •  Значение речи в жизни человека.

    •  Отличие языка и речи.

    •  Почему надо знать русский язык.

    •  Какой должна быть наша речь.

    – На какие вопросы вы можете дать ответы?
    Какие вопросы вызывают у вас затруднения?

    Выполняют
    задание.

    Ответы уча-
    щихся

    и принимают
    учебную задачу.

    К  обмениваются мнениями;
    умеют слушать друг друга, строить понятные
    для партнера
    по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необ-
    ходимой инфор-
    мации.

    Л  осознают границы своего знания и «незнания»

    IV. Изучение нового мате-
    риала.

    1. Словарная работа

    Работа по учебнику над упражнением.

    Работа над словами
    с непрове-ряемым написанием

    – Откройте в учебнике с. 6. Найдите упр. 1.
    Прочитайте выразительно стихотворение.

    – Прочитайте второе задание к упражнению. Что значит определить тему и главную мысль текста? Определите тему и главную мысль данного текста.

    – Объясните значение выражения «звонок
    собирает». Кого звонок собирает вместе? Объясните значение слова-приветствия «здравствуй»

    Выполняют
    задание.

    Ответы уча-
    щихся.

    Дают объяс-
    нения значе-
    ниям слов

    Фрон-тальная. Индиви-дуальная

    П – ориентируются в учебнике,
    осуществляют
    поиск средств
    достижения задач учебной деятельности.

    Р – контролируют учебные дейст-

    Запись
    и запоминание
    словарных слов

     

    и словосочетаний «к знаниям дорога», «праздник сентября».

    – Прочитайте слова, записанные на доске.

    – Прочитайте про себя первое слово. Чем произношение слова отличается от его написания?

    – Это орфограмма. Назовите ее.

    – Слово «праздник» – словарное. Необходимо
    запомнить написание непроизносимой согласной в корне слова. Произнесите слово орфографически.

    – Запишите его в тетради. Проверьте написанное. Выделите в слове корень, поставьте ударение, подчеркните орфограмму, которую надо запомнить. Составьте и запишите предложение или словосочетание с этим словом.

    Аналогично проводится работа со словарным словом «вместе».

    – Дома заучите правильное написание слов
    наизусть

    и словосоче-
    таний.

    – Праздник, вместе.

    Ответы уча-
    щихся.

    – Непроизносимая согласная
    в корне слова.

    Выполняют
    задания

    вия, замечают
    допущенные ошибки, осознают правило контроля
    и успешно используют его в решении учебной задачи, принимают
    и сохраняют задачи учебной деятельности.

    К  слушают,
    излагают и аргументируют свое мнение.

    Л  принимают
    и осваивают
    социальную роль обучающегося

    2. Работа
    по учебнику, с. 6, упр. 2

    Работа по учебнику над упражнением
    с целью

    – В учебнике на с. 6 найдите упр. 2. Какое условное обозначение дано слева рядом с номером упражнения? Что оно обозначает?

    – Обсудите вопросы, данные ниже, а затем
    обменяемся мнениями по каждому из них.

    Работа в паре.

    Выполняют
    задание.

    Парная.

    Индиви-дуальная

    П – ориентируются в учебнике,
    осуществляют поиск необходимой
    информации

    Устные ответы
    на вопросы. Спи-сывание,

     

    актуализации зна-ний о речи, видах речи, значении
    речи
    в жизни
    человека.

    Упражнения физкультми-нутки

    – Чем связаны все эти вопросы?

    – Что такое речь? Какие виды речи вы знаете?

    – О каком виде речи вы впервые прочитали
    в одном из вопросов?

    – Для чего человеку нужна устная речь?
    Для чего люди изобрели письменную речь?
    Когда человек пользуется внутренней речью?

    – Как вы думаете, какую речь называют хорошей?

    – Прочитайте пословицы, записанные на доске:

    •  Хорошие речи приятно и слушать.

    •  Говорит день до вечера, а слушать нечего.

    •  По речи узнают человека.

    •  Сначала подумай, потом говори.

    – В каких пословицах говорится о хорошей речи? Запишите одну из них в тетради. Проверьте написанное.

    Физкультминутка

    Упражнения для глаз

    1. Горизонтальные движения глаз: направо-
    налево.

    2. Вертикальные движения глаз: вверх-вниз.

    – Они о речи.

    – Устную,
    письменную.

    – О внутренней речи.

    Отвечают
    на вопросы.

    – Содержательную, логичную, правильную, точную, ясную, выразительную речь.

    Выполняют
    задания.

    Выполняют движения согласно инструкции учителя

    (из материалов учебника).

    Р – ориентируются в учебнике,
    осознают и при-нимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

    К  обмениваются мнениями;
    умеют слушать друг друга, строить понятные
    для партнера
    по коммуника-ции речевые высказывания, задавать вопросы
    с целью получения необходимой информации.
     

    Л  владеют на-
    выками сотрудничества со взрос-

    проверка написанного. Выполнение движений физкультминутки
    (точно
    следуя инструкции учи-теля)

     

    3. Круговые движения глазами: по часовой
    стрелке и в противоположном направлении.

    4. Интенсивное сжимание и разжимание век
    в быстром темпе.

    5. Движения глаз по диагонали: скосить глаза
    в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.

    6. Сведение глаз к носу: поставить палец к переносице, посмотреть на него.

    7. Частое моргание глазами.

    8. Работа глаз «на расстояние»: внимательно
    посмотреть на близкую, хорошо видимую деталь. Затем направить взгляд вдаль, стараясь
    увидеть максимально удаленные предметы

    лыми и сверст-
    никами

    3. Работа
    по учебнику, с. 8, упр. 5

    Работа над упражне-
    нииями
    с целью выяснения представлений учащихся о языке, его ценности в социокультурном плане

    – Откройте с. 8. Найдите упр. 5. Отгадайте
    загадки.

    – Объясните лексическое значение слова «язык».

    Учитель обращает внимание на многозначность слова (орган вкуса, находящийся во рту; способность человека говорить и понимать
    собеседника).

    – Для чего нужен язык?

    – Человеческий язык – самое удивительное,
    что есть на свете. При помощи языка люди общаются друг с другом, выражают мысли, чувства, желания, изучают науки, получают знания.

    – Слово-отгад-ка – «язык».

    Фрон-тальная.

    Индиви-дуальная

    П – ориентируются на страницах учебника, извлекают информацию из разных источ-ников.

    Р – осознают
    и принимают
    учебные задачи, планируют и контролируют учебные действия.

    Устные ответы.

    Списывание, проверка написанного

     

    Язык состоит из множества слов, каждое
    из которых мы употребляем в речи. Народы,
    населяющие Землю, говорят на разных языках.

    К  обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания.

    Л  осознают свою этническую и национальную принадлежность; имеют целостный, социально ориентирован-ный взгляд на мир в его единстве и разнообразии народов, культур

    4. Работа
    по учебнику, с. 8, упр. 7

    – Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 8, упр. 7. Определите, на каком языке приветствуют ребята друг друга. Какие языки изучаете вы? Какой язык для вас родной? Почему? На каком языке общаются люди разных национальностей
    в России?

    Отвечают

    на вопросы

    5. Работа
    по учебнику, с. 8–9, упр. 6, 9

    – На с. 8 найдите упр. 6. Прочитайте высказывание Л. Успенского о русском языке. Как вы
    поняли это высказывание?

    – Прочитайте высказывание о русском языке
    писателя А. И. Куприна (с. 9, упр. 9). Какие качества, свойства, черты, характерные для русского языка, подчеркивает писатель, и при каких условиях они проявляются наиболее полно
    и отчетливо?

    – Спишите одно из высказываний в тетрадь. Проверьте написанное

    Высказывают предполо-
    жения.

    Выполняют
    задания

    6. Работа
    по учебнику, с. 9, упр. 10

    – Прочитайте отрывок из стихотворения
    А. С. Пушкина на с. 9 (упр. 10). Могут ли быть эти строки подтверждением мысли, высказанной А. И. Куприным, о русском языке?

     V. Итоги урока.

    Рефлексия

    Обобщение полученных на уроке сведений.

    Заключительная
    беседа

    – Подошел к концу первый урок русского языка. Что вы узнали на этом уроке?

    – Какие открытия сделали?

    – О чем бы вы хотели рассказать своим родителям, друзьям?

    – Чему бы хотели научиться на уроках русского языка?

    – С каким настроением вы уходите с урока?

    Домашнее задание: с. 4, упр. 5 (рабочая
    тетрадь)

    Отвечают

    на вопросы, обосновывают свое мнение

    Фрон-тальная

    П  ориентируются в своей системе знаний –
    отличают новое от уже известного.

    Р – оценивают собственную
    деятельность
    на уроке.

    Л  проявляют интерес к предмету, стремятся
    к приобретению новых знаний



    Предварительный просмотр:

    Урок 105
    ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

    Педагогическая
    цель

    Способствовать развитию умения распознавать дательный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу

    Тип урока

    Развитие знаний и способов действий / решение учебной задачи

    Планируемые
    результаты
    (предметные)

    Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры
    и гражданской позиции человека; осознают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; владеют умением проверять написанное

    Личностные
    результаты

    Владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; эмоционально «переживают» текст,
    выражают свои эмоции; высказывают свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам

    Универсальные учебные действия
    (метапредметные)

    Познавательные: общеучебные – используют рисунки для решения учебной задачи; извлекают информацию из учебного текста; логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию по родовидовым признакам, построение рассуждения, отнесение к известным понятиям устанавливают аналогии
    и причинно-следственные связи.

    Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

    Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказы-
    вания

    Основное содержание темы, понятия
    и термины

    Имя существительное. Дательный падеж. Вопросы: кому? чему? Предлоги: по, к. Окончания имен существительных в дательном падеже. Словосочетания. Предложения. Составление текста

    Образовательные
    ресурсы

    Учебник, с. 46–47. Таблица «Падежи имен существительных»

    Сценарий урока

    Этапы урока

    Формы, методы,
    методические
    приемы

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Приемы
    контроля

    осуществляемые
    действия

    формируемые умения

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    I. Мотивирование к учебной
    деятельности
    (организационный момент)

    Фронтальная.

    Словесный.

    Слово учителя

    Приветствует учащихся.

    – Проверим готовность
    к уроку

    Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

    Проявляют эмоциональную отзывчивость
    на слова учителя

    Наблюдение

    II. Чистописание

    Индивидуальная. Практический. Письмо

    р рр Р Рр

    Выполняют письмо
    по образцу

    Вырабатывают калли-графический почерк

    Письмо

    III. Проверка выполнения домашнего задания.

    Развитие речи

    Фронтальная.

    Словесный. Упражнение

    Организует проверку
    домашнего задания, устанавливает правильность
    и осознанность его
    выполнения

    Демонстрируют выполнение домашнего задания

    Осуществляют контроль, самоконтроль
    для установления правильности выполнения заданий

    Упражнение

    IV. Постановка учебной задачи

    Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

    Знакомит с темой и учебной задачей урока

    Слушают учителя

    Принимают учебную
    задачу, сформулированную учителем

    V. Усвоение новых знаний и способов действий.

    1. Имена сущест-вительные в да-

    Фронтальная, индивидуальная. Словесный,
    практический. Упражнение

    Организует работу
    с упражнением, предлагает выполнить задания, ответить на вопросы

    Читают словосочетания, отвечают на вопросы, выполняют задания

    Определяют падеж имен существительных по падежному вопросу и предлогу

    Упражнение

     тельном падеже
    (упр. 82)

    2. Басни (упр. 83)

    Фронтальная, индивидуальная. Словесный,
    практический. Упражнение

    Предлагает прочитать
    и назвать басни, выполнить задания упражнения. Контролирует ход работы

    Читают отрывки из басен. Выполняют задания упражнения

    Воспроизводят по па-мяти названия басен.

    Находят имена существительные в дательном падеже, умеют ставить к ним вопрос

    Упражнение

    3. Работа со схемой (с. 47)

    Фронтальная.
    Словесный.

    Работа со схемой, беседа

    Организует работу
    со схемой

    Изучают схему, отвечают на вопросы учителя

    Извлекают необходимую информацию
    из схемы, умеют
    читать схему

    Работа
    со схемой

    Физкультминутка

    Коллективная. Практический

    Проводит физкульт-
    минутку

    Выполняют движения
    по тексту под руковод-ством учителя

    Осуществляют профилактику утомления

    Правильное выполнение движений

    VI. Закрепление знаний и способов действий.

    1. Словосочетания и предложения (упр. 84)

    Индивидуальная. Практический. Упражнение

    Организует самостоя-
    тельную работу с упраж-нением

    Выполняют упраж-
    нение

    Сравнивают значения словосочетаний, находят сходство и различие. Составляют
    словосочетания
    и предложения

    2. Редактирование текста

    Индивидуальная, фронтальная.

    Практический,
    словесный.

    – Отредактируйте текст. Постройте предложения так, чтобы в них не было повторения одних и тех же

    Читают текст. Заменяют в предложениях
    слово «морж» предложенными словами

    Умеют работать самостоятельно. Выполняют самопроверку и взаимоконтроль

    Текст

     

    Работа с текстом

    имен существительных.

    Морж – полярный житель. Этот морж не боится даже белого медведя. У моржа острые и могучие клыки. Морж совсем безобидный. Клыками морж выкапывает из ила раковины и съедает их содержимое.

    Слова для справок: великан, у него, он,
    морской зверь

    для справок. Зачиты-
    вают получившиеся
    тексты

    VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
    (итог)

    Фронтальная.

    Словесный.

    Беседа

    – Что нового узнали сегодня на уроке?

    – Что получилось хорошо?

    – Что вызвало затруднения?

    – О чем хотели бы узнать подробнее?

    Отвечают на вопросы

    Открыто осмысливают
    и оценивают свою деятельность на уроке

    Беседа по вопросам. Саморегуляция

    Домашнее задание: развитие
    речи; упр. 81

    Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

    Комментирует задание

    Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

    Принимают учебное
    задание в соответствии
    с уровнем своего
    развития

    Упражнение



    Предварительный просмотр:

    Урок 111
    ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О ПАДЕЖАХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

    Педагогические
    цели

    Способствовать развитию умений сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имен существительных одушевленных мужского рода и др.), работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного», распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения

    Тип урока

    Систематизация и обобщение знаний и способов действий / решение частной задачи

    Планируемые
    результаты
    (предметные)

    Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грам-матических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета; ориентируются в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирают адекватные языковые средства для успешного решения коммуника-тивных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов

    Личностные
    результаты

    Владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений
    о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

    Универсальные учебные действия
    (метапредметные)

    Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимают знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию по родовидовым признакам, построение рассуждения, отнесение к известным
    понятиям, устанавливают аналогии и причинно-следственные связи.

    Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

    Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказы-
    вания


    Окончание табл.

    Основное содержание темы, понятия
    и термины

    Именительный, винительный, дательный, родительный, творительный, предложный падежи. Признаки падежей. Начальная форма имени существительного. Косвенные падежи. Порядок разбора имени существительного. Приставки и предлоги. Фразеологизмы. Составление текста. Потом, вокруг

    Образовательные
    ресурсы

    Учебник, с. 57–59. Таблица «Признаки падежей»

    Сценарий урока

    Этапы урока

    Формы, методы,
    методические
    приемы

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Приемы
    контроля

    осуществляемые
    действия

    формируемые умения

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    I. Мотивирование к учебной
    деятельности
    (организационный момент)

    Фронтальная.

    Словесный.

    Слово учителя

    Приветствует учащихся.

    – Проверим готовность
    к уроку

    Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

    Проявляют эмоциональную отзывчивость
    на слова учителя

    Наблюдение

    II. Чистописание

    Индивидуальная. Практический. Письмо

    д дд Д Дд

    Списывают с образца

    Вырабатывают калли-графический почерк

    Письмо

    III. Постановка учебной задачи

    Фронтальная.

    Словесный.

    Беседа

    Знакомит с темой урока, предлагает сформулировать учебную задачу

    Выполняют задание

    Принимают учебную
    задачу, сформулированную под руководством учителя

     IV. Усвоение новых знаний и способов действий

    1. Признаки падежей (упр. 102)

    Фронтальная.

    Словесный. Беседа, упражнение,
    работа с таблицей

    Организует работу
    с упражнением, таблицей

    Выполняют задания, отвечают на вопросы,
    работают с таблицей

    Извлекают необходимую информацию
    из таблицы; формули-руют ответы на вопросы. Называют признаки падежей

    Упражнение, беседа
    по вопросам

    2. Падеж имен существительных. Словосочетания
    и предложения
    (упр. 103)

    Фронтальная, индивидуальная. Словесный,
    практический. Упражнение,
    работа с прави-лом и схемой

    Формулирует задания упражнения, контролирует их выполнение.

    Предлагает познакомиться с правилом и схемой
    (с. 58)

    Отвечают на вопросы, составляют и записы-
    вают предложения
    со словосочетанием.

    Работают с правилом
    и схемой

    Объясняют, как определить падеж имен существительных. Извлекают необходимую информацию из правила и схемы

    Упражнение, правило

    3. Развитие речи. Текст (упр. 104)

    Групповая,

    индивидуальная.

    Словесный,
    практический. Упражнение,

    работа с текстом

    – Прочитайте. Составьте предложения.

    – Расположите составленные предложения так,

    чтобы получился текст. Озаглавьте его. Запишите
    заголовок и текст. Укажите падеж выделенных имен
    существительных

    Составляют предложения из данных слов.

    Составляют из предложений текст, озаглавливают его. Записывают текст. Указывают падежи имен существи-
    тельных

    Логически составляют
    из слов предложения,
    из предложений – текст. Определяют
    главную мысль текста, озаглавливают его.

    С помощью падежного вопроса и предлога определяют падеж имен существительных

    Упражнение

    Физкультминутка

    Коллективная. Практический

    Проводит физкульт-
    минутку

    Выполняют движения
    по тексту под руковод-ством учителя

    Осуществляют профилактику утомления

    Правильное выполнение движений

     4. Работа с памяткой «Порядок
    разбора имени существительного»
    (упр. 105)

    Коллективная.

    Словесный,
    практический.
    Работа с памяткой, беседа

    Предлагает прочитать
    памятку. Знакомит
    с устным и письменным

    разбором имен существительных

    Работают с памяткой. Знакомятся с устным
    и письменным разбором имен существи-
    тельных

    Извлекают необходимую информацию
    из учебного текста.

    Осуществляют анализ

    Памятка

    5. Словарно-
    орфографическая работа.
    Потом, вокруг

    Фронтальная.

    Словесный,
    практический.

    Письмо

    Знакомит с написанием слов «потом», «вокруг»

    Запоминают написание словарных слов

    Усваивают правописание слов. Грамотно
    осуществляют письмо

    Письмо

    V. Закрепление знаний и способов действий.

    Разбор имени
    существительного как части речи
    (упр. 106)

    Фронтальная, индивидуальная. Словесный,
    практический. Упражнение

    Предлагает разобрать одно из имен существительных как часть речи сначала устно по образцу, потом письменно по памятке

    Совместно разбирают имя существительное как часть речи устно
    по образцу, самостоятельно разбирают
    по памятке

    Умеют выполнять
    учебные действия
    по образцу.

    Осуществляют разбор имени существительного устно и письменно по памятке

    Упражнение

    VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке
    (итог)

    Фронтальная.

    Словесный.

    Беседа

    – Закончите предложения:

    Урок помог мне…

    Для меня было сложным…

    Мне понравилось…

    Заканчивают предло-
    жения в зависимости
    от своего состояния,
    впечатления от урока

    Открыто осмысливают
    и оценивают свою деятельность на уроке

    Беседа по вопросам. Саморегуляция

    Домашнее задание: упр. 107

    Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

    Объясняет содержание
    и способы выполнения
    домашнего задания.

    Проверяет соответст-
    вующие записи

    Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

    Принимают учебное
    задание в соответствии
    с уровнем своего
    развития

    Упражнение


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта к уроку русского языка во 2 классе по теме: «Слова с безударными гласными в корне слова» (по системе Л.В. Занкова) Тип урока: закрепление новых знаний

    Технологическая карта урока русского языка во 2 классеТема урокаСлова с безударными гласными в корне словаТип уроказакрепление новых знаний;      ЦельНаучить школьников ...

    УМК "Школа России" Технологическая карта фрагмента урока русского языка в 1 классе "Правила переноса слов" учителя начальных классов МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты Тарасенок Светланы Михайловны

    Тема: Правила переноса слов. УМК Школа России. 1 класс.Цель: знакомство с правилами переноса слов.Задачи:Научить способам переноса слов.Формировать навык переноса слов.Формировать личностные, метапред...

    Конспект урока, технологическая карта, презентация урока русского языка в 4-м классе «Склонение личных местоимений 1-го и 2 -го лица ед. и мн. ч.».

    Урок по технологии оценивания, критического мышления, информационно-коммуникационной технологии на системно-деятельностной основе обучения....

    Технологическая карта + презентация урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России". Тема урока: «Правописание мягкого знака (ь) на конце имён существительных после шипящих»

    Цели урока поставлены с учетом особенностей учебного материала, это первый урок по теме .Считаю, что идеи урока  доведены до обучающихся.  Поставленные задачи старалась реализоват...

    УМК "Школа России".Технологическая карта к уроку русского языка для 3 класса на тему "Все падежи"

    Цели деятельности учителя: закреплять умения определять падеж имен существительных по вопросу и предлогу; познакомить с понятиями «начальная форма имени существительного», «косвенные...

    УМК "Школа России". Технологическая карта к уроку русского языка для 3 класса на тему "Главные и второстепенные члены предложения"

    Цели деятельности учителя: научиться определять второстепенные предложения, составлять и доказывать;  закреплять умения находить в предложении второстепенные члены предложения; совершенствование ...

    Технологическая карта открытого урока русского языка. 2 класс "Школа России". Правописание парных согласных в корне слова

    Технологическая карта открытого урока с презентацией по теме "Правописание парных согласных в корне слова" 2 класс "Школа России".Первый урок по теме....